Организация совместной работы педагога и родителей по духовно- нравственному воспитанию дошкольников. пролемы и перспективы.
материал по теме

Попова Яна Александровна

Перспектива работы по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как детского сада, так и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Попова  Яна  Александровна, воспитатель старшей группы, МАДОУ ЦРР-детский  сад №1 «Берёзка»,п.Мостовской

         

XIX районные Кирилло-Мефодиевские  чтения

Организация

совместной работы педагога и родителей

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Проблемы и перспективы

                                     Выступление Поповой Я.А., воспитателя

                                   МАДОУЦРР- детский сад №1 «Берёзка»

7 ноября 2013 года

№ слайда

  текст

1

Добрый день, уважаемые участники XIX районных Кирилло-Мефодиевских чтений. От имени педагогического коллектива Центра развития ребенка-детского сада №1 «Берёзка» поселка Мостовского разрешите приветствовать вас.

В теме нашего форума есть слова: НАСЛЕДИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ, БУДУЩЕЕ. Мы, работники дошкольного образования, встречаем  наше будущее  каждый день.

И потому особенно ясно понимаем, как много зависит от нас, взрослых, от нашего уважения к НАСЛЕДИЮ, от того, какой СОВРЕМЕННЫЙ мир окружает нас и наших детей.

Тема моего выступления: «Организация совместной работы педагога и родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проблемы и перспективы»

 

2

Крылатая фраза «Все начинается с детства» -  сегодня приобретает особое значение.  Нам достались по наследству уникальные богатые духовные ,культурные традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите..

В МАДОУ ЦРР-детский сад «Берёзка» поселка Мостовского уже более 5 лет  работа по духовно нравственному воспитанию ведется на основе плана, с учетом методических рекомендаций МОН Краснодарского края. Ключевыми  можно назвать пункты из Информационно-методического письмо «О духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»,

4

5

в котором отмечалось, что « При построении образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ:

Необходимо наладить взаимодействие педагогов дошкольного
образовательного учреждения с родителями (лицами, их заменяющими).
Перспектива работы по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как детского сада, так и семьи.

Учитывая результаты диагностики, анкетирования, социального опроса, индивидуальных запросов родителей, педагогов мы предположили, что если не только заниматься с детьми на  занятиях, но и внимательно относиться к развитию сознания ребенка, знакомить с нравственными понятиями «что такое хорошо», «что такое плохо», формировать первоначальные представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть), то у ребенка произойдет духовное возрастание, появятся духовные ценности и агрессивных, тревожных, импульсивных детей станет меньше.

При этом мы учитывали и то, что работу с педагогами и родителями (лицами, их заменяющими) необходимо определить как просветительскую, т.к. согласно п.4 ст.2 Закона РФ «Об образовании» образование имеет светский характер.

6

СОЗДАНИЕ СТРОЙНОЙ  И ДЕЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ  ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В НАШЕМ СЛУЧАЕ СТАЛО РЕЗУЛЬТАТОМ  ТЕСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДЕТСКОГО САДА «БЕРЁЗКА» С РАЙОННЫМ МЕТОД.КАБИНЕТОМ. Не секрет, что сегодня в каждом  ДОУ накоплен значительный практический материал по работе с семьями воспитанников, но  поставить практику на «рельсы» теоретичекой,методической базы- задача непростая, но имеющая огромную практическую значимость. Один из философов древности говорил, что «Для того.кто не знает, в какую гавань он плывет- нет попутного ветра». ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ НАШИХ ВОСПИТАННИКОВ, МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРОТЯЖЕНИИ РЯДА ЛЕТ  И АНАЛИЗ ИХ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ  СТАЛИ ТЕМ МАЯКОМ, КОТОРЫЙ УЖЕ НЕ ПОЗВОЛИТ НАМ СБИТЬСЯ С КУРСА.

7

Основная наша цель заключается  в том, чтобы НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ДОУ ВОСПИТАТЬ ЛИЧНОСТЬ, СТРЕМЯЩУЮСЯ К ДУХОВНОМУ РОСТУ, ДОБРОТЕ, СПОСОБНУЮ ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗЛУ.

Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

  Система духовно – нравственного воспитания  в нашем ДОУ включает следующие направления:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • формирование духовности  дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
  • эстетическое развитие детей;
  • сотрудничество семьи и ДОУ
  • обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа.

Позвольте более подробно остановиться на последних двух пунктах.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что ИМЕННО РОДИТЕЛИ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ.

8

-«Воспитатель сам должен быть воспитан». Этот тезис получил развитие и в нашем проекте по работе с семьей. В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для того, чтобы повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и их профессиональную компетентность в вопросах  воспитания дошкольников на основе духовных традиций Кубани. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВКЛЮЧЕН ВО ВСЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: ИГРОВУЮ, ТРУДОВУЮ, ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ, ТВОРЧЕСКУЮ.

9

-    Материальной основой для работы по столь важному направлению является предметно-развивающая среда ДОУ.

О красоте родной природы ребята узнают из практических занятий и экскурсий по экологической тропинке. Здесь же малыши постигают азы бережного отношения ко всему живому.

10

Мы родились и растем  на Кубани. Нашу Кубань недаром называют жемчужиной России, уникальна и самобытна народная культура, славны  ратные и трудовые подвиги кубанцев.  

Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, с детьми встречаются ветераны, к нам в гости приходят наши знатные земляки:представители трудовых династий. Запомнилась ребятам и встреча с главой района Сергеем Викторовичем Ласуновым.

11

В  группах нашего детского сада оформлены уголки кубановедения, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном поселке, крае,  стране. У нас имеется  широкий спектр иллюстраций и фотографий,идет процесс формирования медиабиблиотеки, функционирует «Кубанская  горница».

12

Обеспечить максимальное информирование родителей по различным вопросам духовно-нравственного воспитания детей возможно  через сайт детского сада, выпуск тематических стенгазет, буклетов. Оформляются в группах  родительские уголки, стенды.

13

В годовом плане ДОУ предусмотрены и значимые даты  православного ,народного календаря, проходят музыкальные утренники, развлечения,праздники с участием  детей, педагогов и родителей:  По мнению  русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.» 

13

Имеет место  сложившаяся система сотрудничества педагогов ДОУ и учителей православной школы «Фавор»,священнослужителей храма Свято-Рождества Богородицы п.Мостовского.

14

Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:

- анкетирования

- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви,

- бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

- занятий: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «Мама-солнышко моё»;

- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;

- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;

- совместные мероприятия детей и мам.Очень интересно проходит в нашем детском саду декада,посвященная Дню Матери. Совместно с родителями и воспитателями наши ребята с становятся участниками и районных конкурсов :»Кулинарная симфония для мамы»,в течение четырех последних лет мы являемся призерами районного фестиваля духовной песни и поэзии «Какие женщины на Руси» (в честь св. Жен-Мироносиц.

14

уважение к родителям, к старшим невозможно привить ребенку из вне, если это не принято в его семье. Традиционные «семейные» праздники к 23 февраля, ко Дню мамы, Дню пожилого человека, а так же родительские собрания в форме «круглого стола»,диспуты помогают нам.взрослым, прийти ко взаимопониманию, избрать единый путь в деле воспитания толерантной и нравственно здоровой личности.

-

15

толерантное отношение ребенка к окружающим, к сверстникам –это фундамент будущей стабильности нашего многонационального региона. Говоря о духовно-нравственном воспитании ,мы ,педагоги. прежде всего подходим адресно к каждой семье. к каждому ребенку. Ведь есть среди нас и представители иных религиозных конфессий.И здесь нет единого для всех рецепта.случай уникален и найти пути сотрудничества- задача прежде всего взрослых:педагогв,родителей.

В.А. Сухомлинский когда-то сказал: «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца».

Коллектив нашего МАДОУ детский сад № 1   уверен, что творческий подход, неравнодушное отношение взрослых к делу возрождения культурных и исторических ценностей края помогут маленькому человеку сердцем и душою воспринять забытые  духовные традиции. Ведь любить Родину – значит знать ее историю и хранить духовные ценности. Это надо прививать с раннего детства

Активная связь с родителями воспитанников   дала  свои результаты. По итогам мониторинга  было выявлено, что  тема духовно-нравственного воспитания в семье очень актуальна , родителям небезразлично, каким человеком вырастет их маленький ребенок.

И в заключение я бы хотела подарить всем участникам Чтений, а прежде всего педагогам, притчу о корнях.

Однажды у перекати-поля спросили: Ты всё время перемещаешься с места на место, ты несешься туда, куда влечет тебя ветер. Почему же раз в году ты цепляешься за любой выступ и пускаешь корни?  

Потому,- отвечало перекати-поле,- что без корней у меня не будет цветов, без цветов-семян,без семян не получит мой род продления и я исчезну с лица земли!»

Цветы-это наши дети,семена-будущие поколения. Сохраним же для них корни наши-нашу историю, традиции,духовность, культуру.

Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности

На фоне современного  копирования западных форм жизни происходит разрушение  семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...

" Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"

Семья – ближайшее социальное окружение, определяющее формирование внутреннего мира каждого ребенка.Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспи...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Опыт работы с родителями по духовно - нравственному воспитанию дошкольников.

Опыт работы с родителями по духовно - нравственному воспитанию дошкольников....

Применение различных форм работы с родителями по духовно - нравственному воспитанию дошкольников.

Применение различных форм работы с родителями по духовно - нравственному воспитанию дошкольников...

Мастер класс для педагогов Организация совместной работы ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ у дошкольников через применение здоровьесберегающих техник в семье»

Данный материал будет интересен тем педагогам, которые привлекают к сотрудничеству родителей по валеологическому просвещению.Здоровый ребенок – это внутреннее благополучие семьи.  ...