Рабочая программа по музыке Вокально-танцевальной деятельности «Поющие нотки»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Манвелян Ануш Рафиковна

Рабочая программа по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pragramm._manvelyan.doc106.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад «Колобок» х. Денисов

Рабочая программа по музыке

Вокально-танцевальной деятельности   «Поющие нотки»

Возрастная категория (группа)  все возрастные группы

Разработчик – Музыкальный руководитель – психолог Манвелян Ануш Рафиковна


Пояснительная записка

  Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

 Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только занятиями  музыки в детском саду. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

  Данная программа составлена и разработана в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом   дошкольного образования в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации в не плановой деятельности  воспитанников и  направлена  на достижение следующей цели:

- создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность через исполнение детских песен, песен из мультфильмов и музыкальных сказок, русских народных песен и прибауток, а также и танцев .

Задачи:

- формировать основы вокально-танцевальной  и сценической культуры;

- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;

- развивать творческую активность и самостоятельность детей;

- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

 Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений на детских утренниках. Это помогает преодолевать  психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

         

 Программа рассчитана  на старшую и подготовительную к школе группы. Занятия проводятся  ежедневно, после плановых занятий, продолжительностью от 30 – 60 минут

          Формы организации вокально-танцевальной  деятельности:

  • музыкальные занятия;
  • занятия – концерт;
  • утренники и развлечения
  • репетиции;
  • творческие отчеты.

     

   Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

       

Используемые методы и приемы обучения:

  • наглядно – слуховой (аудиозаписи)
  • наглядно – зрительный (видеозаписи)
  • словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
  • практический (показ приемов исполнения, импровизация)
  • частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
  • методические ошибки
  • методические игры

 Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокально-танцевальной деятельности:

  • сольное  и хоровое пение;
  • слушание различных интерпретаций исполнения;
  • пластическое интонирование;
  • элементов импровизации;
  • движения под музыку;
  • элементы театрализации.
  • элементы танца

Реализацию целевого назначения программы обеспечивают  следующие

художественно-педагогические принципы обучения:

  • духовность;
  • личностное ориентирование;
  • образность;
  • интерес и увлечённость;
  • связь с жизнью;
  • креативность;
  • эмоциональное насыщение;
  • вариативность и свобода выбора.
  • системность, доступность содержания занятий для всех желающих.

Используемые методы и приемы обучения:

˗ наглядно – слуховой (аудиозаписи);

˗ наглядно – зрительный (мультимедиа);

˗ словесный (рассказ, беседа, художественное слово);

˗ практический (показ приемов исполнения, импровизация);

˗ частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);

˗ методические ошибки.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.

 Содержание программы песенного репертуара и танцевальных композиций подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.

Программная деятельность «Поющие нотки» групповые.

Группа включает в себя 4 – 15 человек . 

При наборе детей специального отбора не предполагается.

Занятия проводятся ежедневно от 30 – 60 минут .

Формы организации вокальной деятельности:

  • музыкальные занятия;
  • занятия – концерт;
  • репетиции;
  • творческие отчеты;
  • утренники и развлечения

.

        Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-танцевального воспитания.

Оснащение образовательного процесса:

  • кабинет ;
  • компьютер;
  • записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
  • мультимедиа

                Результаты освоения программы вокально-танцевальной деятельности

        По итогам  обучения  материалов воспитанники должны

знать:

  • основы вокально – хоровых навыков;
  • правила пения;
  • виды дыхания;
  • музыкальные штрихи;
  • средства музыкальной выразительности
  • танцевальные движения.

уметь:

- применять правила пения на практике;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.

 У воспитанников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах детского сада.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности воспитаников, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокально-танцевальной деятельности являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокально-танцевального творчества.

Метапредметными результатами являются:

  • овладение способами решения поискового и творческого характера;
  • культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
  • приобретение опыта в вокально-танцевальной творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

˗формирование эстетических потребностей, ценностей;

˗развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

˗развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокально-танцевальном  виде искусства.

 

Способы отслеживания  результатов освоения программы

    Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков каждый месяц организуются разные мероприятия

    Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления на утренниках, развлечениях и на открытых занятиях.

Содержание программы

Вводное занятие

Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными  данными воспитанников.  Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены воспитанников. Беседа о правильной постановке голоса  и движения во время пения, распевания, танца и  знакомство с упражнениями.

Вокальная работа

 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.

Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование.

 Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Пение staccato.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль  звукообразования.

Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата .

Развитие навыков уверенного пения.

 Знакомство с музыкально-выразительными средствами:

  • мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
  • ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);
  • пауза (долгая, короткая);
  • акцент (лёгкий, сильный);
  • гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);
  • интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);
  • лад (мажорный, минорный, переменный);
  • темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);
  • динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);
  • регистр (высокий, средний, низкий);
  • тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).

Работа над репертуаром

Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение

Жесты  вокалиста и  танцора: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная  (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни и танца.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение муз. материала с танцевальными движениями.

Концертно-исполнительская  деятельность - результат, по которому оценивают работу коллектива, требующий большой подготовки участников коллектива. План концертной деятельности составляется на год как с учётом  традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями детского сада, так и с учетом восприятия номеров зрителями. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих детских праздниках с участием  родителей и без них.

Отчетный концерт (выпускной бал) – это финальный результат работы.

 Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. 

 Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции - работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским  планом каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы.

Кол-во

часов

     1

Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса.

    2

Вокально-хоровая работа. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр, пауза, акцент)

     3

Работа над репертуаром (любимые песни, песни из муз. сказок, песни осени, песни о друзьях,  животных, о родном доме,  о России, о цирке, песни 8 Марта, песни Победы).

      4

Сценическая культура (сценическое движение, сценический образ).

      5

Коцертно - исполнительская деятельность (репетиции,  разучивание танцев, развлечения , утренники,  концерты).

                       


Календарно-тематический план

№ занятий

Разделы.

Дата

Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса.  Исполнение  знакомые песен.

 Знакомство с основными вокально-танцевальными навыками пения.  Песни о детском саде, песни осени и т.д.

Знакомство с основными танцевальными движениями.: танцы в классическом жанре, народные  и современные танцы.

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о друзьях, о доброте

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о России, про Родину.

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о маме, доме, семье.

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Сочиняем песню.

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о зиме.

Репетиции, участие в Новогоднем утреннике.

Сценический образ, сценическое движение. Народная песня, сказки небылицы.  Рождественские игры.

Сценический образ, сценическое движение. Шуточные песни.

Сценический образ, сценическое движение. Песни о животных.

Сценический образ, сценическое движение. Масленица.

Сценический образ, сценическое движение. Песни 8 Марта.

Сценический образ, сценическое движение. Играем в оперу.

Сценический образ, сценическое движение.

Сценический образ, сценическое движение. Литературно-музыкальная композиция. Песни Победы.

Песни лета.

Отчётный концерт (утренники и развлечения).


Примерный репертуар

 Песни о детском саде ишколе: «Ах как хорошо в садике живется».  Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Песня первоклассника».  Муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана;  «Вот тогда ты пожалеешь Кулакова». Муз. Г. Струве,  сл. Ф.Лаубе; 

Песни осени: «Осень». Муз. М. Парцхаладзе,  сл. Н. Некрасовой, «Осень постучалась к нам». Муз. И. Смирнова, сл. Т. Прописнова.

Песни о друзьях: «Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка». Муз. Б.Савельева, сл.М. Пляцковского;  «Если с другом вышел путь». Муз.В. Шаинского,  сл. М.Танича ; «Ты, да я, да мы с тобой». Муз. В.Иванова, сл. М.Пляцковского из к/ф «Тихие троечники».

Песни о России, о Мире: «Ромашковая Русь». Муз. Ю.Чикова, сл. М.Пляцковского; «Солнечная песенка». Сл. и муз. Степана Булдакова. 

Песни о маме, доме, семье: «Разноцветная семья». Муз. А.Варламова, сл. Р. Паниной; «Папа может». Муз. В.Шаинского, сл. М.Танича; «Золотая свадьба». Муз. Р.Паулса,  сл. И.Резника;  «Моя мама лучшая на свете» Ассоль; «Мама». Муз. Ю. Чичкова. сл. М.Пляцковского ,

Песни о животных: «Про Мурзика». Муз. А.Варламов, сл. Р. Паниной;   «Розовый слон», Муз. С.Пожлакова,  сл. Г.Горбовского;  «33 коровы». Муз. М.Дунаевского,  сл. Н.Олева,

Песни о зиме: «Если б не было зимы»из м/ф «Зима в Простоквашино».  Муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Этина; «Песня о снежинке» из к/ф «Чародеи». Муз. Е.Крылатова. сл. Л.Дербенева. 

Шуточные песни: «Посиделки» муз. А.Варламова;  «Монолог сына» или «Детская воздухоплавательная». Муз. и  сл. Е. Егорова

Песни 8 марта: «5 февральских роз». Муз. В.Цветкова, сл. В.Цветкова, В.Ильичева; «Наши мама самые красивые»; «Когда моя бабуля приходит в гости к нам»; «Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушева.

Песни Победы: «Несовместимы дети и война».  Муз. О. Хромушина, сл. М. Садовского; «Вальс Победы». Муз. А. Варламова, сл.  Р. Паниной.

Песни лета: «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова;  «Картошка»  из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.

        


Список литературы для музыкального рук

 

  1. Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
  2. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
  3. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
  4. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
  5. Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
  6. Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.
  7. Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
  8. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
  9. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
  10. Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.
  11. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
  12. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
  13. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
  14. Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
  15. Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.

 

Список полезных интернет – ресурсов для музыкального руководителя

 

1.    http://www.mp3sort.com/

2.    http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3.    http://forums.minus-fanera.com/index.php

4.    http://alekseev.numi.ru/

5.    http://talismanst.narod.ru/

6.    http://www.rodniki-studio.ru/

7.    http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8.    http://www.lastbell.ru/pesni.html

9.    http://www.fonogramm.net/songs/14818

10.   http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11.   http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12.   http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13.   http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14.   http://notes.tarakanov.net/

15.   http://irina-music.ucoz.ru/load

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по музыке

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           Музыкальное воспитание детей заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальн...

Рабочая программа по музыке в ДОУ

Программа расчитана на детей в возрасте от 1,5 до 7 лет...

Рабочая программа по музыке в старшей группе

Рабочая программа по музыке в старшей группе. Программа разработана на основе программы Вераксы "от рождения до школы"...

Рабочая программа по музыке в младшей группе

Программа разработана на учебный год...

Рабочая программа по музыке в средней группе

Программа разработана на учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По музыке муниципального дошкольного образовательного учреждения д/с «Ромашка» (из примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

Настоящая Рабочая программа (Далее - Программа) разработана на основе:*«Примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в де...

Рабочая программа вокального кружка для старшей группы"Весёлые нотки"

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Человек наделен от природы особым даром – голосом. ...