Воспитание патриотизма у дошкольников
консультация на тему

Плугина Наталья Владимировна

Информация для родителей по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_patriotizma_u_doshkolnikov.doc367 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма у дошкольников.

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно помнить, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном детстве.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитывая эти чувства, мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т. е. воспитываем качество личности – бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности.

Детям можно сообщить определенные знания о том, к чему они успели привязаться, что успели полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о городе, о стране.

Важной составной частью патриотического воспитания является приобщение детей к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны участвовать в них, принимать их. Привыкать к ним.

Взрослые стараются быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отечеству.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду.

Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, дошкольному возрасту.

Наряду с задачей приобщения ребенка к своей национальной культуре, важно предусмотреть воспитание уважения ко всем народам. В этом сущность гражданского воспитания. Термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.

Средства патриотического воспитания

  • Художественная литература.

Прочитайте детям: А. Барто «Флажок», «Наши солдаты», «Самолет»; З. Александрова «Дозор»; А. Нехода «Летчики»; Е. Карасев «Город - герой»; А. Митяев «Почему армия всем родная?»; М. Чернявский «Огненная баллада»; С. Баруздин «Шел по улице солдат»; стихи о Победе, родном крае.

  • Музыка.

Послушайте вместе с детьми: М. Старокадомский «Марш Победы»; Г. Свиридов «Военный марш»; В. Рупов «Праздничный марш»; Д. Тухманов «День Победы»; В. Агапкин «Прощание славянки» и др.

  • Военные игры.

Играйте дома, на прогулке, на даче с детьми: «Полоса препятствий», «неприятель в море», «Мы моряки», «Космонавты», «МЧС», «Самолеты на защите мирного неба».

  • Изобразительная деятельность.

Лепите, рисуйте, вырезайте и приклеивайте, конструируйте со своими детьми: «Ракета», «Парад», «Военные корабли», «Застава», «Звезда», «Вечный огонь», «Наша армия», «Корабли на рейде», «Памятники героям», «Парашютисты».

  • Досуги и развлечения.

Почаще устраивайте дома праздники, не застолья, а именно праздники: досуги и развлечения для детей. Инсценируйте военные песни, устройте спортивные состязания между ребенком и папой, Слушайте песни военных лет, о родной природе и русской сторонке.

  • Беседы.

Разговаривайте с детьми на разные темы: о героях Советского Союза – А. Матросове, А. Покрышкине, Л. Голикове, В. Котике, В. Дубинине, Н. Гастелло, панфиловцах; о городах-героях; «Что такое героизм?»; «Как армия охраняет нашу страну в мирное время?»; «Почему наш поселок называется Светлым?»; «Почему я люблю свой поселок?».

  • Встречи.

Во время путешествий, поездок, походов к знакомым людям не забывайте рассказывать детям о людях труда, об их достижениях; о ветеранах ВОВ, Чеченской и Афганской войн; изготовьте небольшие сувениры им и пусть дети вручат их.

«Мальчик из села Поповки»

Уважаемые родители! Выберите время, когда ребенок настроен на спокойное времяпровождение, и прочитайте ему стихотворение С. Я. Маршака «Мальчик из села Поповки».

«Отступая из деревни Поповки, немцы сожгли ее дотла. Работоспособное население они угнали с собой, а стариков и детей расстреляли. Единственным жителем Поповки, уцелевшим после ухода немцев, был трехлетний Петя».

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок –

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломки печки и трубы –

И это все, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес.

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.

Дайте ребенку время «пережить» услышанное и предложите ему «поговорить по душам».

  • Давай пофантазируем: кем мог стать Петя, когда кончилась война?
  • Вспоминал ли он молодого солдата, который спас его?
  • Что Петя и солдат могли бы сказать друг другу, если бы встретились через много лет?
  • Что бы ты сказал солдату, в страшные годы войны защитившему нашу Родину и такого же маленького ребенка, как и ты?

Чтобы снять напряжение и вернуть ребенку спокойное состояние духа, предложите ему нарисовать салют, светлый майский день, цветы, радость победы и мирной жизни.

«Близко к сердцу»

Когда ребенку захочется поговорить о том, что скоро его ожидает новая жизнь (школа, уроки, домашние задания, дисциплина), прочитайте им отрывок из книги

Е. Воробьева «Москва. Близко к сердцу».

«Хочу рассказать о маленьком солдате, который начал военную жизнь, прожив всего только одиннадцать мирных лет. В разгар уличных боев в Наро – Фоминске он прибился к нам. Мальчика звали Витя Кусакин. Воуна осиротила его, лишила дома, родителей, школы, товарищей, игр и пустила, голодного, по миру…

Тринадцатилетнего героя наградили орденом Отечественной войны 2 степени и медалью «За отвагу», присвоили звание ефрейтора. Отважный боец Виктор Яковлевич Кусакин погиб в 1943 году в боях за Белоруссию».

Задайте ребенку такие вопросы:

  • Как ты думаешь, было ли страшно Вите ходить на разведку в город и окрестные деревни, занятые фашистами?
  • Что помогало мальчику преодолевать страх и воевать наравне с взрослыми?
  • О чем мечтал он в редкие минуты отдыха?
  • Кем бы он мог стать, если бы не погиб?
  • Что ты сказал бы отважному бойцу Вите Кусакину, если бы встретился с ним?

Главное, к чему желательно подвести ребенка – ребенок должен почувствовать, понять, что счастье – это мир, когда можно играть, шалить, смотреть «мультики», ходить в детский сад, а потом в школу – учиться, подчиняться дисциплине, выполнять домашние задания, мечтать о будущем, готовиться к взрослой жизни…

Пусть пофантазирует: кем станет, когда вырастет? О чем будет рассказывать своим детям в светлый день 9 Мая, когда вместе с ним придет поклониться к могиле неизвестного солдата…

Знакомим детей с родной страной.

  • Дайте первоначальные представления об истории цивилизации –

побеседуйте на тему «Как человек стал человеком», прочитайте главы из        книги А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей», составьте историю своей семьи, расскажите детям «Как создавались сказки», разыграйте сказку «Хаврошечка».

  • Россия – моя Родина.

Страна, где мы живем, называется Россией. Найдите ее на глобусе. Столица – Москва. Это древний город. Есть в России и другие города и села, их очень много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Расскажите ребенку о месте, где он родился и растет. Покажите ему флаг России, фотографии Кремля, Москвы. Прочитайте З. Александрова «Родина», нарисуйте Кремль, флаг.

  • История возникновения Руси.

Сводите ребенка в краеведческий музей, расскажите «Откуда пошла земля русская?», слушайте с ребенком народную музыку, познакомьте с жизнью и деяниями Александра Невского, Петра - 1.

  • Наши защитники.

Расскажите «Зачем солдату мундир?», читайте главы из энциклопедии «Я познаю мир», размышляйте вместе с ребенком «Как служат на заставе?».

  • Освоение космоса.

Расскажите о том, что человечество с глубокой древности стремилось к звездам (миф об Икаре), о космонавтах, о выходах в открытый космос, о высадке на Луну.

  • Русские народные праздники.

Наши предки умели и любили веселиться. Одни праздники были связаны с природными изменениями, другие – с религиозным календарем. Расскажите о славянских богах, почитайте мифы и легенды. Участвуйте в праздниках «Сожжение куклы Масленицы»,  Святой Пасхи, Святки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать  себя гражданином и патриотом, именно она предста...

Воспитание патриотизма у дошкольников

Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Совершенно ясно, что если граждане не будут с ответственностью относиться к своей стране — у этой страны не будет будущего. Вопрос о п...

"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.

Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России....

Публикация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...

Презентация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...