"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) по теме

Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_pesnya.docx15.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Русская народная песня - душа русского народа»

Цель: познакомить детей с русскими народными песнями, дать представление о том, что значили песни в жизни русского народа.

Задачи:

1.Познакомить детей с русскими народными песнями  (трудовыми, шуточными, лирическими).

2. Разучивание песни «Серпы золотые».

3. Воспитывать чувство уважения к традициям предков.

Оборудование: музыкальный зал оформлен иллюстрациями, пейзажами русской природы, фонограммы русских народных песен.

Содержание занятия

- Необозримая ширь полей, звон колосьев тугих, разливы могучих рек, степей необъятный простор-это Россия!

- Ты смотришь в спокойное небо, бредешь лесными тропами, сидишь у прохладной реки - это Россия!

- Ты видишь древние стены Кремля, блеск куполов над храмами, тяжесть пудовых колоколов -  это Россия!

- Ты видишь праздник на площади, песня летит над толпой – это Россия!

Русское народное творчество исключительно богато и разнообразно. Особое место в нем принадлежит песне, которая в жизни русского народа играла большую роль, ею сопровождалась вся жизнь человека - от колыбели до самого конца.

Те, кто плохо знаком с народным творчеством, думают, что в народе поются только заунывные, протяжные песни. Конечно, это не так. Русские песни очень разнообразны.

Из песен легко узнать русский народный характер, нежный и ласковый в любви, честный и неутомимый в работе, терпеливый в страданиях, но страшный и могучий в гневе.

Работа по теме занятия.

Задача: подобрать подходящее слово (или несколько слов) для определения характера песни, которая будет звучать.

Звучат фонограммы песен:

1) «Ой, да ты, калинушка». (Нежная, мягкая).

2) «Светит месяц». (Веселая, озорная, добрая, игривая, легкая, радостная).

3) «Тонкая рябина». (Грустная, задушевная, напевная).

4) «Ой, то не вечер». (Задумчивая, грустная, тревожная).

5) «Вниз по матушке по Волге». (Спокойная, раздольная, напевная). Продолжение рассказа педагога.

- Жизнь народа заключалась, прежде всего, в труде. И народ создал множество песен, которые посвящены одному, главному в жизни человека, труду, работе. Это трудовые песни. В них не только рассказывается о труде, они созданы для того, чтобы их петь во время работы. Это песни - помощники. Их мелодии и ритмы приспособлены к движениям человека во время того или иного труда.

Идет человек по полю, медленно, не торопясь, зачерпывает из лукошка зерно и широким, плавным жестом рассеивает по вспаханной земле. Он поет протяжную песню.

Налились травы на лугах, пора косить. Идут друг за другом косари. Дружно взмахивают косами. «Раз-раз-раз» - шелестит трава под острыми лезвиями. Тут уже не запоешь плавную, протяжную песню. Очевидно, она должна быть энергичнее, четче.

Созрела рожь. Вышли на поля женщины с серпами - новая песня.

Молотят рожь на току — тоже поют.

Зима настала - и тут, в долгие зимние вечера, за веретеном или за прялкой не обойтись без песни. (Педагог сопровождает свой рассказ показом картин из жизни крестьян и пением р. н. песен — «Чие же это поле?» (протяжная), «Ли, чу-чу, я горошек молочу» (плясовая), «Эх, Дуня — тонкопряха» (шуточная). Разучивание песни.

Детям предлагается выучить и спеть р.н.песню «Серпы золотые».

- Где может исполняться эта песня? (в поле во время работы)

- Народ называл поля всегда широкими, бескрайними. Если эта песня исполняется в поле, то какая она по характеру? (протяжная, широкая)

Еще один вид русской народной песни - игровая песня. Название говорит само за себя. Такие песни пользовались в народе большой популярностью. Между играющими идет спор: одна сторона угрожает выпустить коней и вытоптать просо, другая - грозит поймать их и т.д.

Музыкально-фольклорная игра.

- Давайте мы с вами перенесемся в прошлое и тоже поиграем. Песня называется «А мы просо сеяли». (Педагог объясняет смысл игры и действия в песне)

Русским народом за несколько веков было создано множество разных песенных жанров. Это и лирические песни, то нежные, то ласковые, то наполненные чувством тоски и одиночества, это и веселые - хороводные, есть плясовые и шуточные. Есть песни, которые рассказывают о тяжелой народной доле.

Это и колыбельные, и  солдатские - о нелегкой доле солдат, и исторические. Разговор о них мы с вами продолжим на других занятиях.

- Ребята, с чем мы сегодня с вами на уроке познакомились? Что нового узнали? (Познакомились с народными песнями, узнали какие бывают песни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

Данная статья является результатом моего педагогического исследования  по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора" Работа будет интересна педагогам,...

ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»

Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий(через постановку фольклорных спектаклей). Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными ж...

презентация на тему :Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора, приобщение к истокам русской культуры.

Народные игры с пением и движением - еще один способ приобщить детей к народным традициям и получить первые навыки танцевальных и театральных действий. Кроме того, обращение к русскому народному творч...

Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки

quot;Игрушек больше миллиона есть, и всех игрушек нам не перечесть. Но из всех, быть может, только лишь одна , для дружбы всех людей на свете рождена. Сто лет Матрешке, но не старится она. Как красна...

Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора

Обобщение опыта работы по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыкального фольклора.Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое з...

Педагогический проект, способствующий воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами искусства "Многоликая весна"

Искусство является наглядным и осязаемым изображением видимого мира. Интеграция искусства представляет собой процесс объединения в единое целое отдельных частей, элементов, сближение, связи разных вид...