Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора
статья по теме

Антонова Светлана Равильевна

Данная статья является результатом моего педагогического исследования  по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора" Работа будет интересна педагогам, проходящим аттестацию.Ведь одной из форм прохождения аттестации является представление своей педагогической системы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обоснование ведущих идей педагогической деятельности

Исследования ученых, педагогов, психологов (Е.А. Аркин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое.

“Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний” (Д.С. Лихачев).

Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается от песен других народов своей многогранностью, полифоничностью, многоголосием.

Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему, пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни — трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и, как результат, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа.

«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.

«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Используя в детском саду народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, мы тем самым развиваем чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с  Уставом, Образовательной программой учреждения, в основу которой положена примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» /под ред., Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой/ я использую народные песни, пляски, хороводы. Но для  приобщения ребенка к своей национальной культуре  необходимо  создать  такие  условия,  которые  дают возможность  и  педагогам,  и  детям  погрузиться  в  мир  русского  быта,  русской  культуры  в  целом.

Изучив ряд парциальных программ, основанных на фольклоре, я остановила свой выбор на программе «Горенка». Программа  направлена   на  формирование  определенной  среды:   организацию  мини-музея «Русская горница»,  создание  фольклорного  ансамбля  детей, наличие  национальных  костюмов  для  детей  и  взрослых,  отбор  репертуара.

Новизна  программы  заложена  в  самом  цикле  народного  календаря,  в  повторности  и  периодичности  обрядовых  песен,  танцев,  закличек  и  т.д.,  передаваемых  из  года  в  год,  из  поколения  в  поколение.  Этот  принцип,  лежащий  в  основе  всей  программы,  дает  возможность  детям  в  течение  3-4  лет  изучать  и  проживать  одни  и  те  же  обряды,  праздники,  обычаи  и  соответствующий  им  материал,  количество  и  уровень  сложности  которого  увеличивается  с  каждым  годом.  Принцип  «сквозного  воспитания»,  взятый  из  жизни,  естественным  путем  помогает  решить  задачи  не  только  музыкального,  эстетического  воспитания,  но  и  нравственного  совершенствования  личности:  дети  старшего  возраста  передают  усвоенное  малышам,  заботятся  о  них;    переходя  постепенно  от  зрелища  к  действиям,  дети  младшего  возраста  осваивают  все  более  сложный  материал,  стремясь  подражать  старшим.  

Календарные  праздники – это  не  только  своеобразный  итог  проведенной  работы  с  детьми  по  усвоению  фольклорного  материала,  но  и  мощный  фактор  положительного  воздействия  на  эмоциональную  сферу  ребенка.  Фольклорные  праздники – возможность  для  детей  проявить  свои  творческие  способности  в  любом  виде  деятельности  по  своему  выбору  и  на  любом  уровне,  без  лишних  физических  и  психологических  нагрузок.

Работа в системе по данной программе способствует  реализации  деятельности ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию -  одной из приоритетных задач Образовательной программы ДОУ, Программы Развития ДОУ.

Диагностический этап

В соответствии с ФГТ планируемыми итоговыми результатами освоения основной общеобразовательной программы  ДОУ   должны стать следующие интегративные качества воспитанника: имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

В связи с этим одним из  аспектов моего исследования является привлечение  внимания  к  народной  педагогике,  имеющей  большую  воспитательную  и  образовательную  ценность.  Воспитывая  детей  на  народных  традициях,  можно  развить  у  них  национальное  самосознание,  а  значит,  и  уважение  к  своему  народу.

 “ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор»,  писал  Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Предполагаемый результат:

  1. Знакомство детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, развитие интереса к нему.
  2. Накопление  эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.
  3. Расширение знаний и представлений детей о национальной культуре и традициях русского народа.
  4. Оптимальное развитие всех музыкальных способностей детей на основе фольклора

Данное исследование является необходимым, т.к. воспитанники нашего сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.

Понятийный аппарат педагогического исследования:

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

1.  потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных

способностей и невозможностью их реализации на практике;

2.  большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и

ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

Выявленные противоречия позволили определить

проблему исследования:

поиск психолого-педагогических условий музыкального развития дошкольников через развитие у них музыкальных способностей средствами музыкального фольклора.

Тема исследования: "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".

Актуальность исследования:

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

         В то же время детский музыкальный фольклор несет в себе огромный воспитательный потенциал, отвечая таким принципам педагогики, как доступность, культуросообразность, природосообразность.

Объект исследования:

Музыкальные способности дошкольников

 Предмет исследования:

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

Цель исследования:  разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора

Задачи исследования:

1)  проанализировать психолого-педагогическую, научно - методическую литературу по проблеме исследования

2)   Проведение диагностики по музыкальному развитию воспитанников  на начальном этапе (констатирующий эксперимент)

3) разработать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора

4)   апробация технологии на практике (формирующий эксперимент)

5)  Проведение диагностики музыкального развития воспитанников на конечном этапе (контрольный эксперимент)

Гипотеза исследования:

развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста будет успешным, если в процессе музыкального воспитания использовать фольклор.

Методы исследования:

анализ психолого - педагогической и научно-методической  литературы, индивидуальная беседа с детьми, наблюдение,  тестирование.

На этапе констатирующего эксперимента была проведена диагностика.

Диагностический инструментарий:

Критерии диагностики музыкального развития

Младшая группа

Восприятие музыки:

  1. Эмоционально отзывается на музыку контрастного характера (плясовая, колыбельная).
  2. Умеет слушать и различать двучастную музыку.
  3. Различает высокие звуки в пределах октавы.
  4. Отмечает начало и конец музыкального произведения.

Пение

  1. Поет без крика.
  2. Одновременно с другими детьми начинает и заканчивает песню.
  3. Поет с музыкальным сопровождением и с поддержкой голоса взрослого.
  4. Поет без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого.

Музыкально - ритмические движения

  1. Самостоятельно меняет движения на смену двухчастной музыки.
  2. Ритмично марширует, выполняет простейшие плясовые движения.
  3. Самостоятельно встает в круг, умеет двигаться в хороводе и в парах.

Игра на детских музыкальных инструментах

  1. Проявляет интерес к музицированию взрослого на детских музыкальных инструментах.
  2. Передает ритм под музыку плясового характера (на ударных, шумовых инструментах).
  3. В самостоятельной деятельности пробует «обследовать» предложенные инструменты.

Песенное и танцевально - игровое творчество

  1. Используя различные звукоподражания («мяу», «гав», «тра –та-та» и др.), способен самостоятельно найти нужную интонацию (ласковую, веселую, вопросительную).
  2. Умеет плясать без показа взрослого («Свободная пляска», «Кто как хочет»).
  3. Самостоятельно находит движения, жесты для передачи игрового образа (заяц, медведь, кошечка).

Средняя группа

Восприятие музыки:

  1. Эмоционально отзывается на музыку контрастного характера (плясовая, колыбельная).
  2. Умеет слушать и высказываться о характере пьесы, песни.
  3. Обозначает эмоциональную окраску музыки разнообразными определениями.
  4. Различает двух - трехчастную музыку.
  5. Слышит звуки в пределах сексты и квинты.
  6. Слышит долгие и короткие звуки.
  7. Умеет прохлопать ритмический рисунок песни.

Пение

  1. Поет естественным голосом, без напряжения.
  2. Чисто интонирует в удобном диапазоне, скачкообразном и поступенным развитием мелодии.
  3. Слышит вступление, начинает петь вместе со взрослым и самостоятельно.
  4. Поет слаженно, четко произносит текст.
  5. Поет выразительно.

Музыкально - ритмические движения

  1. Ритмично и выразительно двигается.
  2. Самостоятельно реагирует сменой движений на смену трехчастной формы, динамики, регистра.
  3. Координирует свои движения с партнером.
  4. Двигается, не напрягая руки и ноги.
  5. Самостоятельно перестраивается в круг из произвольного положения и возвращается.

Игра на детских музыкальных инструментах

  1. Передает простой ритмический рисунок в игре на ударных музыкальных инструментах (маракас, трещотка, бубен) один и в небольших группах.
  2. Пробует самостоятельно что-то наиграть (как поет птичка, гремит гром, капает дождик).
  3. Знакомится с новым инструментом, творчески исследует его, пробует извлечь из него звуки.

Песенное и танцевально - игровое творчество

  1. Способен самостоятельно находить интонацию, пропевая название игрушки, свое имя и имена друзей.
  2. Умеет дать музыкальный ответ на простой музыкальный вопрос
  3. Способен самостоятельно выбирать движения, комбинировать их в свободной пляске.
  4. Способен импровизировать действия, танцуя с игрушкой.
  5. Слышит характер танцевальной музыки ( пляска, вальс, полька), не умея распознать жанр, реагирует сменой движений).
  6. Способен проявить инициативу и самостоятельность при выборе способов действий для передачи того или иного игрового образа.
  7. Способен реагировать на музыку контрастного характера соответствующими движениями (котик заболел – котик выздоровел).

Старшая группа

Восприятие музыки:

  1. Эмоционально отзывается на музыку разного характера .
  2. Определяет музыкальный жанр (пляска, полька, вальс, марш, песня).
  3. Осознанно воспринимает форму музыкального произведения (части, вступление, заключение, фразы).
  4. Умеет самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, соотносить свои высказывания с эмоционально – образным содержанием музыкального произведения.

Пение

  1. Поет естественным голосом, мягко, напевно.
  2. Умеет петь выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности.
  3. Чисто интонирует под музыкальное сопровождение и без него
  4. Умеет дать оценку пению других детей.

Музыкально - ритмические движения

  1. Ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, ее жанром.
  2. Отражает особенности музыкальной речи в движении.
  3. Самостоятельно реагирует на смену частей, фраз.
  4. Умеет двигаться под музыку легко, пластично.
  5. Владеет достаточным для своего возраста объемом движений.

Игра на детских музыкальных инструментах

  1. Проявляет интерес к данному виду деятельности.
  2. Владеет простейшими приемами игры на разных детских (ударных инструментов).
  3. Имеет развитое чувство ансамбля.
  4. Способен сыграть несложную мелодию с постепенным и скачкообразным движением.
  5. Самостоятельно выбирает инструменты в соответствии с музыкальным образом.
  6. Проявляет самостоятельность и фантазию в составлении ритмического аккомпанемента к танцевальной музыке (меняя силу звука, ритмический рисунок, тембр).

Песенное и танцевально - игровое творчество

  1. Способен к импровизации простейших мелодий на заданный текст соответствующего характера.
  2. Умеет творчески использовать и выразительно исполнять знакомые движения в свободной пляске.
  3. Умеет действовать с воображаемым предметом.
  4. Способен передать эмоционально – образное содержание музыки в соответствии с особенностями музыкального языка произведения, его жанра и формы.
  5. Проявляет творческое воображение, фантазию в передаче музыкальных образов.
  6. Самостоятельно выбирает способы действий: походка, жест, мимика, движения.

Подготовительная группа

Восприятие музыки

  1. Способен различать характер музыки определенного жанра и эмоционально на нее откликаться.
  2. Активно высказывается о музыке, используя разнообразные определения.
  3. Определяет форму музыкального произведения (трехчастную, вариативную).
  4. Находит общие характерные средства художественной выразительности в музыкальном произведении, поэтическом слове, картине, близких по теме и эмоционально – образному содержанию.

       Пение

  1. Умеет петь выразительно, естественным голосом.
  2. Чисто интонирует с музыкальным сопровождением и без него (самостоятельно).
  3. Умеет дать оценку качеству своего пения, а не только пения других детей.
  4. Умеет брать дыхание в начале фразы и удерживать его до ее конца.

Музыкально – ритмические движения

  1. Выразительно и ритмично двигается в соответствии с различным характером музыки.
  2. Отмечает движением особенности музыкальной композиции
  3. Обладает пластичными движениями.
  4. Владеет достаточным для своего возраста объемом движений.

Игра на детских музыкальных инструментах

  1. Получает эстетическое удовольствие от музицирования.
  2. Владеет навыками ансамблевого музицирования.
  3. Имеет навыки концертного выступления.
  4. Проявляет фантазию при варьировании в процессе коллективного музицирования.
  5. Ипровизационные способности проявляет как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности, пытаясь подбирать знакомые мелодии или наигрывать придуманные.

Песенное и танцевально - игровое творчество

  1. Способен активно проявлять себя, придумывая интонации различного характера, жанра.
  2. Умеет проявить фантазию при выборе интонации на заданный текст и без слов. Сочинить песню на свой текст.
  3. Проявляет самостоятельность в выборе движений на музыку разного характера и жанра.
  4. Свой музыкальный и двигательный опыт использует при создании собственного выразительного пластичного танца.
  5. Самостоятельно выбирает способы действий (движения, походка, мимика, жесты) для передачи характера различных персонажей.

Подготовительный этап

Исследовательская работа по данному направлению проводилась с 2007  по 2010 г

     Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н.,Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.)

Также мною были изучены программы Матейко М.В. «Комплексное изучение русского фольклора для детей 4-6 лет», программа “Приобщение детей к русской народной культуре” О.Князевой и М.Маханевой, программа “Наследие» М.Новицкой, программа “Русский дом” Н.А. Яковлевой, программа «Горенка» М.В. Хазовой.

В качестве основы формирующего этапа эксперимента я взяла программу Хазовой «Горенка» и её апробацию на 2-й младшей группе.

Мониторинг музыкального развития детей 2-й младшей группы в 2007 – 2008 г показал следующие результаты:

 - с высоким уровнем развития музыкальных способностей -  15 %;

- со средним уровнем развития музыкальных способностей – 65%;

- с  низким уровнем  развития музыкальных способностей – 20 %

Задачи на данном этапе:

  1. Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, развивать интерес к нему.
  2. Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.
  3. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
  4. Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей.
  5.  Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

На педагогическом совете № 4 от 30 апреля 2007 года по теме «Народное творчество и его роль в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» я познакомила педагогов с концепцией программы «Горенка» и предложила её апробацию в рамках ДОУ, а также выступила с предложением о ежемесячном проведении фольклорных праздников в рамках народного календаря.

Выписка из протокола педсовета № 4 от 30 апреля 2007 г.

Решение:

  1. Ежемесячно проводить народные праздники в ДОУ.
  2. Организовать кружок по народному творчеству «Горенка».

Практический этап:

Из содержательного аспекта программы « Горенка» мною были выбраны два направления деятельности по реализации цели исследования: «Народная песня и режиссура» и «Календарные праздники»

Был составлен годовой перспективный план, в котором были выделены наиболее значимые русские народные праздники, доступные пониманию детей. В плане определены цель и воспитательные задачи.

Весь процесс воспитания нравственного поведения посредством народных праздников осуществлялся в три этапа: подготовка к празднику, мероприятие (проведение), понимание (обсуждение после праздника).

На этапе подготовки педагогическим коллективом был восстановлен смысл празднования, в связи, с чем возник замысел и составлен сценарий праздника, учитывающий задачу приобщения детей к тематике празднования. Основная тема праздника пронизывала все занятия, в которые ребенок включен.

Немаловажную роль в праздниках сыграла предварительная подготовка, в которой участвовали дети, воспитатели, родители.

Проведение – это этап действенной реализации того замысла, где каждый участник включается исходя из своего понимания происходящего. Очень важно делать “незаорганизованным” само празднование, чтобы не лишить детей непосредственного восприятия того красочного действа, в которое они были активно включены.

Понимание – это заключительный этап, который является наиболее важным с точки зрения трех составляющих. Понимание праздника происходит через обсуждение всеми участниками того, что и как праздновалось.

Вся работа, осуществляемая на трех этапах, взаимосвязана. Каждый этап несет в себе определенные функции и задачи. Исходя из этого, мы составили таблицу, определяющую значение каждого этапа.

Первый этап: подготовка

Второй этап: проведение

Третий этап: понимание

Что должны понять дети о событии

Участие всех членов воспитательного процесса

На что обратить внимание детей.

Как сделать, чтобы они это поняли.

Сценарий

Придумать, какая форма позволит вызвать у детей заинтересованность к прошедшему празднику.

Какие изменения надо ввести в занятия

Место проведения.

Музыкальное сопровождение

Необходимые атрибуты

Участники

Праздники проводились ежемесячно на основе народного календаря.

«Ярмарка», «Кузьминки», «Капустница», «Колядки», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Троица»  - эти фольклорные праздники стали традиционными для нашего детского сада.

С целью создания предметно-развивающей среды, родители воспитанников оказали помощь в приобретении русских народных костюмов для всех возрастных групп.

С целью реализации поставленных задач на базе младшей группы  в 2007г был организован кружок по народному творчеству «Горенка»

 Первое знакомство детей с музыкальным фольклором начиналось с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.

А через посредство простых попевок, произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок, по мере подрастания дети готовятся к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен. И уже как вершина творческих достижений – это их участие в постановке фольклорных праздников, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества. Именно там дети смогут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнение игровых действий, плясок, хороводных движений, игры на народных инструментах.

Мониторинг промежуточных результатов  музыкального развития детей кружка «Горенка»   показал положительную динамику.

По итогам 2008 - 2009 г число детей с высоким уровнем развития выросло на 2 %, количество детей с низким уровнем снизилось на 1%,число детей со средним уровнем выросло на 1%.

По итогам 2009-2010 г число детей с высоким уровнем выросло на 7%, количество детей со средним уровнем снизилось на 6 % за счет роста высокого уровня, число детей с низким уровнем снизилось на 1%.

Итоговый мониторинг показал наличие положительной динамики музыкального развития детей младшей группы с 2007 по 2011 гг. Число детей с высоким уровнем выросло на 25 %, количество детей со средним уровнем уменьшилось на 5 % за счет перехода детей на высокий уровень. Количество детей с низким уровнем развития уменьшилось на 20 %.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза об успешности развития  музыкальных способностей детей дошкольного возраста, в процессе использования фольклора, подтвердилась.

С 2007 по 2011 г предметно - развивающая среда ДОУ пополнилась русскими народными костюмами, фольклорным баннером, современным музыкальным центром, фонотекой по фольклору на электронных носителях, музыкальными народными играми, методическими разработками сценариев  фольклорных праздников, русскими народными инструментами, нотным материалом по теме исследования.

Современные образовательные технологии, используемые мною в деятельности

Название используемой технологии

Группы, в которых используется технология

Имеющийся/прогнозируемый результат

Пальчиковая гимнастика

Средние, старшие подготовительные

Развитие речи, творческих способностей

Ритмические игры

Старшие, подготовительные

Развитие чувства ритма,

Игровой массаж

Средние, старшие, подготовительные

Релаксация, развитие фантазии, двигательных навыков

Развивающие музыкально - дидактические игры

Все возрастные группы

Развитие музыкальных навыков

Экспериментирование со звуками

Все возрастные группы

Обогащение слушательского опыта

Песенная  импровизация

Средние, старшие, подготовительные группы

Развитие певческих и творческих способностей

«Хор рук»

Средние, старшие, подготовительные

Развитие слухового внимания

Танцевальная импровизация

Старшие, подготовительные

Развитие танцевальных и творческих способностей

Интегративная деятельность

Все возрастные группы

Развитие интегративных качеств

Пластические этюды

Старшие, подготовительные группы

Развитие пластичности, чувства ритма

Продуктивность педагогической деятельности

Учебный год

Результаты диагностики развития музыкальных способностей дошкольников ( %).

сентябрь

май

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

2008-2009

16

65

19

18

66

16

2009-2010

20

65

15

25

60

15

2010-2011

25

60

15

40

60

0

Эффективность творческой деятельности дошкольников

Учебный год

Название мероприятия

уровень

результат

2008 -  2009 гг.

Выступление в Доме ветеранов

муниципальный

Развитие морально – нравственных качеств дошкольников

2008- 2009 гг.

Фестиваль эстрадной песни

ДОУ

Развитие певческих способностей

2009 – 2010 гг.

Песенный районный фестиваль «Родные просторы»

районный

Грамота участника конкурса (группа«Горенка»)

2009 – 2010 гг.

Районный конкурс детского творчества «Веселые нотки»

районный

Диплом 1 степени (группа «Горенка»)

2010 – 2011 гг.

Фестиваль народной песни

ДОУ

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

2010 – 2011 гг.

Фестиваль «Звездный дождь»

районный

Диплом лауреата конкурса (Румянцева Кристина – 2 место)

Посещаемость кружка «Горенка»

Учебный год

Численность участников (в %)

Сохранность контингента (%)

2008 -2009

40

100

2009 - 2010

50

100

2010 - 2011

60

100

Информация по обобщению и распространению собственного педагогического опыта

Наличие собственной системы методических разработок

Название работы

Тема

Объем в п.л.

Время написания

1

доклад

Нравственно эстетическое воспитание детей средствами музыки в детском саду

29

Ноябрь 2009

Март 2010

2

Педагогическое исследование

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

40

2007

2010

3

Сценарии праздников и развлечений

250

2001

2011

4

Консультации для родителей

Значение музыки в воспитании детей

40

2007

2011

Участие в проведении мастер – классов, творческих отчетов, круглых столов, конференций, стажировок.

Форма представления опыта

Тема

Уровень

Сроки

Результат

1

Деловая игра

О русских обычаях, традициях и народном творчестве

ДОУ

2010

Второе место

2

Выступление на педсовете

Нравственно эстетическое воспитание детей средствами музыки в детском саду

ДОУ

2010

Обобщение опыта работы

3

Выступление на семинаре

Песенное творчество Приамурья

ДОУ

2011

Знакомство с композиторами Амурской области

4

Выступление в рамках областных курсов ПК

музыкальных руководителей

«Развитие певческих способностей дошкольников»

региональный

2011

Обобщение опыта работы

5

Выступление на семинаре

Организация проектной деятельности

ДОУ

2011

Разработка проекта «Приамурье мое»

6

Круглый стол

7 чудес света Приамурья

ДОУ

2012

Обогащение знаний об Амурской области

        

Участие в инновационной деятельности

Форма участия

Содержание работы

сроки

Результативность

работы

участник

Общероссийский проект «Школа цифрового века»

Январь 2012 – июнь 2012 гг.

Совершенствование навыков работы с электронными ресурсами

Участие в творческих и профессиональных конкурсах

Название конкурса

Уровень

Сроки

Результат

Фестиваль «Звездный дождь»

районный

Май – июнь 2011 гг.

Диплом лауреата конкурса (2 место)

Районный конкурс «Веселые нотки»

районный

Май 2010

Диплом первой степени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкального фальклора

   Русское народное творчество – это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается жизнь народа, его быт, уклад,...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора"

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

Статья На тему: Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора.

Из копилки опыта музыкального руководителя ГБДОУ Детский сад №51 комбинированного вида Московского района г.Санкт-Петербурга.Статья На тему: Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами м...