Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки
статья по развитию речи (старшая группа)

ЛОБОВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА

"Игрушек больше миллиона есть, и всех игрушек нам не перечесть. Но из всех, быть может, только лишь одна , для дружбы всех людей на свете рождена. Сто лет Матрешке, но не старится она. Как красна девица- умна, скромна, стройна. От многих бед ее сто лет хранит секрет : дуэт живет в Матрешке, трио и квартет!"  Л.Печникова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки.

 

   Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Но именно возрождение духовно- нравственного воспитания это шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.      Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на этапе обновления содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался определенный пробел в разделе «Нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема нравственно- патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается, тем не менее, концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы- необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный период имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Ощущение Родины начинается с восхищение тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие его впечатления еще не осознаны им глубоко, но уже пропущены через детское восприятие. Все это играет огромную роль в становлении личности патриота  и гражданина своей страны. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народной игрушки. В наше время в России воспитательный и развивающий потенциал народной игрушки в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства как народная игрушка. Так, например, по мнению Е.А. Флериной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? У нас сейчас достаточно много всяких игрушек. И наших детей, казалось бы, невозможно чем-либо удивить. Но объектом пристального внимания детей все чаще становится матрешка- русская народная игрушка: яркая, самобытная, не похожая ни на одну игрушку мира. Матрешка-это символ многодетной семьи , добра, красоты, любви. Когда мы берем в руки матрешку, она вызывает улыбку и хорошее настроение. В разных уголках России создают эту игрушку. Только народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду. С самых ранних лет дети знакомятся с народной игрушкой, но представление о ней, как о предмете истории, культуры своего народа у них, как правило, нет. Отсутствует и устойчивый интерес к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к желанию реализовать свои знания в практической деятельности. Но прежде чем приобщать детей к народному искусству , надо приобщить к нему самих педагогов, а это трудная задача. Крайне необходимо помнить о том, что за неживыми предметами, оставленные нам предками, стоят живые люди, которые не только изготовили в свое время эти предметы, но и вложили в них свою душу. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения ребенок в буквальном смысле окунается в глубину нашей истории, истории своего народа. Для старших дошкольников традиционная народная игрушка это не только музейный экспонат или сувенир, это основа для их художественного творчества. Доступность материала, относительная легкость  и несложность выполнения игрушек из глины, соломы, дерева  и других традиционных материалов делает процесс художественного творчества детей интересным и полезным. Необходимо как можно чаще использовать для воспитания у детей любви к своей Родине русскую народную игрушку- Матрешку. Это станет еще одним эффективным методом  в воспитании патриотизма дошкольников.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством устного народного творчества.

Презентация Цель: Приобщение детей к русскому фольклору. Задачи: Способствовать эмоциональному развитию детей 3-его года жизни средствами устного народного творчества. Вызвать положительное отношение ...

Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок.

Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»

Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...

«Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»

Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались по...

презентация Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщение к русской народной культуре

Актуальность: В  настоящее            время можно с радостью отметить           рост ...