Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки
статья по развитию речи (старшая группа)
"Игрушек больше миллиона есть, и всех игрушек нам не перечесть. Но из всех, быть может, только лишь одна , для дружбы всех людей на свете рождена. Сто лет Матрешке, но не старится она. Как красна девица- умна, скромна, стройна. От многих бед ее сто лет хранит секрет : дуэт живет в Матрешке, трио и квартет!" Л.Печникова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки.
Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Но именно возрождение духовно- нравственного воспитания это шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на этапе обновления содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался определенный пробел в разделе «Нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема нравственно- патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается, тем не менее, концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы- необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный период имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Ощущение Родины начинается с восхищение тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие его впечатления еще не осознаны им глубоко, но уже пропущены через детское восприятие. Все это играет огромную роль в становлении личности патриота и гражданина своей страны. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народной игрушки. В наше время в России воспитательный и развивающий потенциал народной игрушки в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства как народная игрушка. Так, например, по мнению Е.А. Флериной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? У нас сейчас достаточно много всяких игрушек. И наших детей, казалось бы, невозможно чем-либо удивить. Но объектом пристального внимания детей все чаще становится матрешка- русская народная игрушка: яркая, самобытная, не похожая ни на одну игрушку мира. Матрешка-это символ многодетной семьи , добра, красоты, любви. Когда мы берем в руки матрешку, она вызывает улыбку и хорошее настроение. В разных уголках России создают эту игрушку. Только народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду. С самых ранних лет дети знакомятся с народной игрушкой, но представление о ней, как о предмете истории, культуры своего народа у них, как правило, нет. Отсутствует и устойчивый интерес к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к желанию реализовать свои знания в практической деятельности. Но прежде чем приобщать детей к народному искусству , надо приобщить к нему самих педагогов, а это трудная задача. Крайне необходимо помнить о том, что за неживыми предметами, оставленные нам предками, стоят живые люди, которые не только изготовили в свое время эти предметы, но и вложили в них свою душу. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения ребенок в буквальном смысле окунается в глубину нашей истории, истории своего народа. Для старших дошкольников традиционная народная игрушка это не только музейный экспонат или сувенир, это основа для их художественного творчества. Доступность материала, относительная легкость и несложность выполнения игрушек из глины, соломы, дерева и других традиционных материалов делает процесс художественного творчества детей интересным и полезным. Необходимо как можно чаще использовать для воспитания у детей любви к своей Родине русскую народную игрушку- Матрешку. Это станет еще одним эффективным методом в воспитании патриотизма дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора
Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....
Воспитание патриотизма у дошкольников посредством устного народного творчества.
Презентация Цель: Приобщение детей к русскому фольклору. Задачи: Способствовать эмоциональному развитию детей 3-его года жизни средствами устного народного творчества. Вызвать положительное отношение ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-996664-1516115847.jpg)
Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок.
Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-855465-1480773871.jpg)
Материал по дистанционному обучению педагогов на тему: "Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"
Пример того, как с пользой можно прочесть сказку....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1122020-1675022744.jpg)
ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»
Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...
«Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»
Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались по...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/27/picture-1497744-1701053113.jpg)
презентация Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщение к русской народной культуре
Актуальность: В настоящее время можно с радостью отметить рост ...