Путешествие по сказке в целях диагностики личностных качеств ребенка
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сафонова Лариса Ивановна

…Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-puteshestvie.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ С ДЕТЬМИ

Задачи занятия:

  • -проработать мотив взаимопомощи и ответственности
  • -определить уровень произвольной памяти и внимания.
  • -отработать позитивное взаимодействие детей друг с другом

 Необходимые материалы:

  • костюм Волшебника (накидка, шляпа, борода) костюм Ворона (темная накидка, маска или картонный клюв)
  • костюм Птицы Рух (блестящая накидка и корона) тюль разных цветов (голубой, желтый, зеленый, красный)
  • сказочная бутылочка с молоком (можно в корзинке)

детские стульчики.

Занятия лучше проводить с ассистентом, который будет играть поочередно: Волшебника, Раненого Ворона, Птицу Рух.

Действие разворачивается после выполнения ритуала входа в сказку.

Добрый Волшебник: «Я вижу, что в мою сказку пришли сегодня удивительные существа: добрые, смелые, готовые помочь друг другу, которые наверняка умеют внимательно слушать и наблюдать за тем, что происходит вокруг них. Таких существ я с радостью пущу в свой Сказочный лес. Но знаете ли вы, что прогулка по Сказочному лесу может быть не только приятной, интересной, но и опасной? (Дети кивают головой.) Значит, не растеряетесь в Волшебном лесу? Тогда идите. Но помните, что в Сказочном лесу все добрые существа помогают друг другу. И еще: будьте внимательны — ведь в сказке иногда все изменяется очень быстро...»

Дети прощаются с Волшебником и выходят на «Лесную дорожку». Ведущий расстилает на полу зеленую ткань, включает музыку и говорит:

«И вот мы вошли в Волшебный лес. Слышите, как переговариваются друг с другом птицы? О чем они говорят? (Дети придумывают, о чем говорят птицы друг с другом.) Посмотрите — у нас под ногами волшебная лесная дорожка. Помните, Волшебник говорил, что в сказке может все быстро изменяться? Вот и эта дорожка живая. Вот сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке (дети, сняв тапочки, изображают, как они идут по мягкой травке); а сейчас мы с вами идем по песку, он становится все горячее и горячее... ой! он просто обжигает ноги!., а вот волна накатилась на песок и скрыла его — мы с вами идем по теплой воде... и вот мы вышли на лесную тропинку, мы идем по иголочкам, маленьким шишечкам, сучкам...»

Пока дети увлечены ходьбой по «живой» лесной тропинке, незаметно для них (но заметно для ведущего) появляется Раненый Ворон (ассистент). Он ложится в стороне, откидывает одну руку — «крыло» и потихонечку начинает стонать.

Дети замечают его и останавливаются. Некоторое время они не решаются подойти. Тогда Ворон начинает сильнее стонать: «Пить, пить!». Наконец, самый смелый из ребят подходит к  Ворону, а за ним и все остальные. Кто-то из ребят спрашивает: «Кто ты? Что с тобой случилось?»

Ворон тихим голосом отвечает: «Я Ворон Воронович. Подстрелил меня злой колдун стрелой заговоренной. Стрелу-то я клювом вытащил, а рана осталась... Нет сил лететь дальше... пить...»

Пока Ворон это говорит, Ведущий в другом конце комнаты ставит стульчик и накидывает на него голубую ткань. Дети оглядываются в поисках источника воды и замечают «родник» (стульчик под голубой тканью). Все бегут к нему.

Если все бросили Раненого Ворона и побежали за водой, ведущий может сказать: «Как же так?! — нельзя Ворона бросать одного. Кому-нибудь нужно остаться!» Кто-нибудь из детей остается у Ворона (для последующего анализа интересно — кто). Остальные дети подходят к «роднику», складывают лодочкой руки и набирают в них воду.

Ведущий говорит: «Да-а, нелегко воду в ладонях унести, она вся сквозь пальцы проходит!.. Что же делать? Но раз в сказке вы первый раз, подскажу я вам средство верное. Чтобы волшебная вода не выливалась, нужно сделать общую чашку. Встаньте в кружок, протяните ручки вперед, сложите их лодочкой и сделайте общую чашу из ваших рук. А теперь наберите в нее воды. И тихонечко, так чтобы не повредить чашу, отнесите Ворону воду».

Дети, неся общую чашу, должны сдерживать свое желание побыстрее добежать до Ворона и напоить его. Если кто-то будет торопиться первым напоить Ворона, чаша сломается, и придется снова идти к «роднику»... а раненый Ворон все это время будет ждать...

Когда Ворон напился, ему стало лучше, но рана его так быстро зажить не может. Ворон говорит: «Спасибо вам, добрые существа! Кабы не вы, не миновать мне смерти. Но чтобы рану от стрелы заговоренной мне заживить, нужно молоко Птицы Рух. А самому мне к ней сейчас не добраться    ..слаб я». Дети переглядываются между собой, а потом кто-то говорит: «А давай, Ворон, мы сходим к Птице Рух». Другие дети подхватывают это предложение.

Ворон: «Спасибо вам, мои дорогие. Да только труден путь к Птице Рух». Дети говорят, что они не боятся. Ворон: «Пойдете вы вон по той тропинке и выйдете к болоту, перейдете через болото — лес дремучий начнется. Перелезете через буреломы — к озеру выйдете. Переплывете через озеро — увидите розовый свет. Пойдете туда. Там Птица Рух и живет. Да только не любит она гостей непрошеных. Поэтому запомните волшебное заклинание, которое вы должны сказать все вместе (иначе оно силу не имеет). Слушайте и запоминайте: “Птица Рух, Птица Рух, Ранен твой Любимый друг!"

        Вам нужно сказать заклинание три раза, и тогда она к вам выйдет. Расскажите ей про меня и попросите ее передать мне волшебного молока. Не забудьте заклинание! А то птица   Рух не поверит вам, и может быть беда... Повторите его для верности три раза. (Дети повторяют.) Теперь я за вас спокоен. Счастливого пути! Спасибо каждому из вас за помощь. Торопитесь, а то...»

Пока Ворон разговаривал с ребятами, ведущий незаметно убрал «родник» и вновь положил на пол «лесную дорожку». Дети, попрощавшись с Вороном, осторожно идут по лесной дорожке, на пяточках, на носочках, на внешней стороне стопы, ступают полной стопой. Наконец, они приходят к болоту. По болоту идти тяжело, ноги засасывает тина, — вместе с ведущим дети идут, с трудом вытаскивая из болота ноги. Но вот, наконец, и кончилось болото. Все выходят на лесную опушку, садятся отдохнуть. Но долго отдыхать нельзя — Ворон ждет. Надо идти дальше через дремучий лес. Дети вместе с ведущим входят в лес, руками раздвигают   ветки, перелезают через воображаемые буреломы. Но вот лес кончился, и показалось большое озеро. Ведущий быстро убирает с пола «лесную дорожку» и кладет на пол голубую ткань. Дети переправляются через озеро, показывая, как они умеют плавать. Пока дети плавают, ассистент в другом конце комнаты переодевается в костюм Птицы Рух, ставит стул, накидывает на него розовую ткань и прячется за стул или ширму). Когда дети выходят из «озера», они обращают внимание на розовую ткань. Они догадываются, что это и есть дом Птицы Рух. Дети вместе с ведущим осторожно подходят поближе и начинают вспоминать слова заклинания. Оказывается, что трудности сказочных дорог заслонили в их памяти слова заклинания. Но постепенно (иногда с небольшими наводящими подсказками ведущего) им удается восстановить текст заклинания. И когда все вместе они произносят его три раза, перед ними появляется Птица Рух. Птица Рух: «Кто зовет меня? Кому нужна моя помощь? Здравствуйте, сказочные существа». Дети рассказывают Птице Рух, что произошло с ее другом Вороном (для ведущего важно запомнить, как они рассказывают и что им больше всего запомнилось), и просят у Птицы Рух ее волшебного молока.

Птица Рух приносит молоко и говорит: «Кто отважится нести мое молоко через весь нелегкий путь? (Если кто-то один из детей вызывается, ему отдается молоко, если вызывается одновременно несколько человек, то Птица Рух загадывает загадку. Кто первый ее отгадает, тот и понесет молоко.)» Загадка Птицы Рух: «Отважное сердце, Острый клюв, НА помощь летит, Когда его ждут» (Ворон)

Получив молоко, ребята прощаются с Птицей Рух и отправляются в обратный путь. После того как они приносят Ворону молоко, он выпивает его, раны заживают. Он встает, полный сил.

Ворон: «Спасибо вам, добрые существа! Если бы не вы, погиб бы я здесь! Не побоялись вы дороги трудной. И теперь, когда вам нужна будет моя помощь, — зовите. Я прилечу. А теперь прощайте, мне пора. Позади вас сказочное волшебное озеро, которое даст вам силы перед дорогой домой. Искупайтесь в нем! Прощайте!» Ворон улетает. Пока Ворон говорил, ведущий накинул на пол голубую ткань. После того как Ворон улетел, дети бросаются в «воду», резвятся в ней вместе с ведущим, брызгаются. Ассистент в это время переодевается в Волшебника, снимает чехол с Цветка и садится рядом с ним. Нарезвившись в воде, дети замечают Волшебника и подходят к нему. Они рассказывают ему, как они путешествовали, как помогали Ворону и пр. Ведущему важно зафиксировать или запомнить, что они говорят, кто и что говорит, т.к. все это свидетельствует о том, что было наиболее   значимо для детей. После того как дети рассказали о своих приключениях, Волшебник хвалит их и говорит: «Да, не ошибся я в вас! После таких приключений вы стали сильнее и умнее. Но теперь вам пора домой. Подойдите к Цветку, протяните над ним руки и превращайтесь в самих себя. Счастливого пути!» Дети превращаются в самих себя. Волшебный Цветок гаснет. И ребята потихонечку выходят из зала.

СОЗДАНИЕ СКАЗОЧНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ

Путешествие по сказочной стране — это реальность. Поэтому нам необходимо создать особую сказочную среду, где ребенок может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушение — сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и под давлением взрослого.

Для сказкотерапевтических занятий необходима особая среда защищенности и тайны. Это облегчит процесс «переноса» в Сказочную страну.

Для занятий желательно иметь зал не менее 20 кв. метров (чем больше зал, тем больше возможностей передвижения).

Ведущий может стать Волшебником и создать вокруг себя Волшебную страну. Для начала надо сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себе, каким должен стать зал после того, как Вы превратите его в уголок Волшебной страны. Когда у Вас сформируется образ зала, приступайте к его оформлению, помня о том, что: занятия лучше проводить при неярком освещении. На окнах хорошо иметь плотные портьеры, не пропускающие свет. С помощью них Вы сможете регулировать освещенность зала в зависимости от тех событий, которые будут

  1. разворачиваться в Вашей Волшебной стране. В углу комнаты можно поставить небольшую лампу. На стенах зала появятся тени, которые создадут ореол тайны и волшебства. Однако, если Вы собираетесь проводить занятия с маленькими детьми (2,5—4,8), понаблюдайте за их реакцией: есть дети, которые вначале боятся приглушенного света. В этом случае занятие лучше проводить при привычном им освещении;
  2. зал для занятий лучше освободить от привычной детям мебели и игрушек. Если обычную обстановку невозможно изменить, то лучше закрыть, задрапировать ее ширмами и тканями. Дети, входя в привычную комнату и не узнавая ее, уже настроены на восприятие нового и необычного;

3)        в оформлении зала должны присутствовать сказочные элементы. Хорошо использовать блестящие, легкие ткани, декорации. Сказочные элементы, которые Вы внесете при оформлении, являются не только деталью интерьера, но и   непосредственными действующими лицами. Если дети увидят картинку с изображением сказочного города, то желательно им там побывать. Важно, чтобы этот город не остался только условной частью оформления. Если на стене появился рисунок Жар- Птицы, это определяет ее участие в сказочном путешествии. Каждый предмет, который дети увидят в зале, может принимать участие в сказочном процессе. В зале не должно быть лишних предметов и игрушек, для того чтобы не отвлекать и не рассеивать внимание детей. Кроме того, важно, чтобы все сказочные предметы или герои появлялись перед детьми постепенно, дети не должны видеть их сразу. Если по сценарию Вашего занятия запланирован поход в конкретное сказочное государство и Вы уже установили в зале соответствующие декорации, спрячьте их до того времени, пока дети по «сказочной дорожке» не подойдут к этому государству («спрятать» декорации можно, накрыв их тканью). Таким образом, дети, входя в зал, видят ряд «холмиков», накрытых тканью — Волшебная страна еще «спит». Ребенок попал в ситуацию новизны и тайны. А это, в свою очередь, усиливает его интерес. Даже самые отстраненные дети будут заинтригованы. Обогатит сказочное впечатление специально подобранная медитативная, уравновешивающая, расслабляющая музыка;

4) костюм ведущего. Важно, чтобы Ваш костюм чем-то отличался от обычного. Можно надеть корону, накидку, сказочное платье или что-то, делающее непривычным Ваш обычный костюм (в этом Вам поможет параграф об имидж-терапии). Среди вспомогательных предметов ведущего могут быть волшебный посох, корзина, клубок и другие предметы (в   зависимости от сценария занятия). Ведущий может проводить занятия и от имени куклы. Например, куклы-марионетки.

Итак, зал подготовлен. Но Волшебная страна «оживет» только тогда, когда в нее войдут дети. И это будет происходить таинственно и необычно.

За минуту до начала занятий включается музыка, чтобы стоящие за дверью дети услы
шали первые сказочные звуки. Затем Вы можете выйти к детям и сказать: «Ребята, сейчас мы с вами пойдем в сказочную Волшебную страну. Вы слышите эти звуки — Сказка ждет вас. Но войти в Волшебную страну мо- жет только тот, кто умеет слушать то, что про-исходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в Волшебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в Волшебную страну, оглядимся вокруг и прислушаемся (пауза), А теперь... (шепотом) — пошли!..»

Инструкцию желательно говорить тихим и мягким голосом. Однако нужно следить за тем, чтобы все дети ее услышали. Через инструкцию ведущий передает детям определенный настрой, вводит детей в «режим» активного восприятия. Подобное состояние сонастроенности с внешним миром важно для человека. Находясь в нем, он хорошо чувствует, что происходит вокруг, и может гибко и своевременно корректировать свои действия в соответствии с изменениями во внешнем мире.

Итак, до начала занятия ведущий настраивает детей на сказочное путешествие, открывает дверь и тихо-тихо (чтобы не «вспугнуть» сказку) вместе с детьми заходит в зал. Когда все вошли, ведущий может незаметно надеть свой сказочный костюм (корону или накидку). В зале тихо играет музыка, верхний

свет выключен, светит только лампа из угла (важно, чтобы свет от нее не падал детям в глаза), и благодаря этому на стенах могут мягко двигаться тени. Пару минут никто ничего не говорит — дети только прислушиваются к тому царству звуков, в которое они попали. Потом ведущий может спросить у детей, что они слышат и о чем им рассказывают сказочные звуки. После короткого обсуждения (не больше 3-5 минут) сказочных звуков ведущий приглашает детей к Месту превращений.

Место превращений.

Для того чтобы ребенок лучше «воспринимал» то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал ВХОДА в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать Место превращений.

   В одном из углов располагается задрапированный темной тканью стул. На него можно поставить «Волшебный цветок» (светильник из световолокна в виде цветов) или «Волшебный камень» (какой-нибудь красивый блестящий достаточно большой кристалл), или что-то другое (что подскажет Вам фантазия). Если Вы выбрали «Волшебный цветок», то можно рассказать о нем детям так: «В этой Волшебной стране есть цветок, его подарила одна добрая и мудрая Фея. Когда к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передает часть своей волшебной силы тому, кто протянет к нему руки. Если подойти к этому цветку, протянуть над ним руки (но не дотрагиваться до него) и закрыть глаза, то можно превратиться в кого угодно. В того, кого пожелаешь. Сейчас мы можем тихонечко подойти к Волшебному цветку, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу; протянуть над ним руки, закрыть глаза и превратиться в тех существ, которых вы задумали».

Пока ведущий это говорит, дети подходят к цветку, а ведущий (незаметно) включает светильник (кнопка включения светильника должна быть спрятана в складках материала).

Когда дети закрыли глаза и протянули руки над цветком, ведущий говорит: «Глубоко вдохните и полностью выдохните, Волшебный цветок дает нам волшебную силу, и мы превращаемся в тех сказочных существ, в которых задумали превратиться. Еще раз глубоко вдохните и выдохните. Тот, кто уже превратился, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи. Попробуйте начать двигаться как тот герой, в которого Вы превратились. Только делайте это так, чтобы не мешать превращаться другим. Ну как, все превратились?.. Тогда давайте знакомиться!» Ведущий и «сказочные существа» садятся на пол в кружок недалеко от цветка.

У ведущего может быть ассистент, переодетый в какого-либо сказочного персонажа. После превращения дети подходят и садятся около него в кружок. Ассистент представляется детям и расспрашивает их, кто они такие (что любит тот персонаж, в которого они превратились, какой у него характер, как он ходит, летает, прыгает и пр.). Если ассистента у ведущего нет, то он может сам взять на себя функции сказочного существа, встречающего детей после превращения у цветка (или использовать для этого куклу-марионетку).

На этом этапе важны два момента:

1) Необходимо познакомиться с персонажами, в которых превратились дети. (Кто сегодня пришел в сказку? Какая история у персонажа: откуда он пришел, что он обычно делает, что любит, что не любит, какой у него характер и пр. Можно предложить ребенку пройтись, как ходит его персонаж и т.д.) Каждый ребенок говорит о своем персонаже примерно три фразы (важно не затягивать знакомство, чтобы не снизить интерес детей к происходящему). Этап знакомства с персонажами очень важен. Обычно дети перевоплощаются в тех героев, характер и способ поведения которых для них наиболее значим в данный момент. Ребенок, познавая Мир, примеряет на себя многие модели поведения. Он может подражать взрослым (родителям, любимым педагогам, родственникам); может перенимать манеру поведения героев художественных или мультипликационных фильмов, а может подражать людям, которые являются носителями поведения различных

профессий (космонавт, диктор телевидения, милиционер, солдат и т.п.); часто дети стремятся быть похожими на героев сказок (Принцесс, Принцев и др.). Чем больше моделей поведения «освоит», проиграет ребенок, тем гибче и разнообразнее впоследствии будут его взаимодействия с окружающими.

Многие дети каждое новое занятие придумывают разных героев для превращения (на одном занятии мальчик был Принцем, на следующем занятии он превратился в Волка (доброго и мудрого), потом он превращался в Лиса, Волшебника и других персонажей, которые ни разу не повторились). Важно узнать у ребенка характер и предпочтения его героя. Потому что иногда дети выбирают для превращения таких персонажей, образ которых для нас, взрослых, может быть двусмысленным. Например, один мальчик превратился в Дракона. На первый поверхностный взгляд — образ не очень позитивный. Однако в представлении этого мальчика Дракон был очень сильным и добрым, он мог, кого угодно защитить от любых злых сил. Кроме того, Дракон, благодаря своей многоголовости, был очень умным и хитрым — он мог, не вступая в драку, перехитрить любого обидчика. Итак, тот образ, который ребенок выбирает для перевоплощения, расскажет нам, какие внутренние вопросы решает для себя ребенок в данный момент. Если ребенок из занятия в занятие выбирает для превращения один и тот же образ — значит он, по каким-либо причинам, очень значим для ребенка. Может быть, таким образом, ребенок тренирует важную для него манеру поведения; может быть, многократно проживая события под маской этого образа, ребенок освобождается от чего-то, а может, с помощью образа ребенок бессознательно сигнализирует мудрому взрослому о какой-то проблеме. Так или иначе, анализ персонажей, в которых превращаются дети, очень психодиагностичен. Если Вы ведете серию занятий по сказкотерапии и используете в своей работе превращения детей в различные персонажи, то имеет смысл результаты Ваших наблюдений систематизировать в таблице качественного анализа (таблица составляется на каждого ребенка на отдельных карточках):

Фамилия, имя

Дата

Персонаж

Характеристика

Реакции

В первую графу по вертикали Вы записываете даты занятий. Во вторую графу Вы вписываете имя персонажа, в которого превратился ребенок. В третью графу Вы записываете краткую характеристику, которую дал ребенок своему герою (если ребенок демонстрировал походку своего героя — запишите характер этой походки: мягкая, тяжелая, неуверенная и т.д.). В последнюю графу Вы заносите наблюдаемые Вами в процессе занятия наиболее типичные (в конкретном занятии) реакции ребенка. Например: «Был очень активным, помогал другим» или «Старался держаться в стороне, наблюдал» и т.д.

Систематизируя свои наблюдения, Вы получаете возможность проанализировать серию занятий и понять внутренний мир каждого ребенка. Кроме того, Вы сможете сделать выводы относительно того, как влияют на ребенка занятия по сказкотерапии.

Итак, Вы познакомились с персонажами, в которых превратились дети (а после занятий сделали по этому поводу соответствующие выводы). Второй момент, на который важно обратить внимание в общении у Волшебного Цветка:

2) рассказать детям о том, что они будут сегодня делать в Сказочной стране.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии Вы будете решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания. Или: сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Или: развитие памяти, коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций и пр. Вы подберете хорошие упражнения, которые позволят Вам успешно решить поставленные задачи. Теперь важно связать все задуманные Вами упражнения в единый сказочный сюжет и сделать для каждого упражнения сказочную «упаковку». В этом случае дети почувствуют, что они не просто играют «в сказку» или выполняют интересные упражнения, а исследуют пока незнакомый им Мир. И упражнения, которые они выполняют, это не развивающие игры, а условия жизни в Сказочной стране. Сказочный герой, который встречает детей у Цветка, знакомится с ними и может просить у детей помощи. Он может рассказать детям о беде, которая с ним приключилась незадолго до того, как они пришли. И говорит, как можно ему помочь. Он обязательно предупреждает детей об опасностях и трудностях, которые их могут ожидать, если они по его просьбе отправятся в путь. Он рассказывает им, куда и как надо идти, что нужно делать и пр. Напутствуя детей, сказочное существо может дать им различные волшебные предметы в помощь: золотой клубочек, волшебную палочку и пр., но при этом он определенно и твердо оговаривает правила использования этих волшебных предметов и ситуации, в которых они могут быть использованы
(иначе дети могут не захотеть из трудных ситуаций выбираться самостоятельно, уповая на волшебные предметы).        

Таким образом, сказочный герой, встречающий детей у цветка, рассказывает детям о  том, что они будут сегодня делать в Сказочной стране. Либо это будет прогулка по Волшебной стране; либо помощь сказочному су- ществу; либо знакомство с жителями Волшебного Города, которые умеют делать что-то необычное (например, сочинять или рисовать сказки, придумывать кукол, ставить спектакли).

Итак, дети вошли в сказку, превратились в кого хотели, получив задание от сказочного существа, почувствовали себя полезными и незаменимыми. Следующая часть занятия — путешествие, приключения, задания — согласно предварительно составленному сценарию. Но об этом далее.

Можно «ввести» ребенка в сказку и другим способом. Если у Вас нет сказочного Волшебного Цветка, или Вам просто не нравится такой способ «посвящения» в сказку (у каждого из нас свой стиль работы), можно «войти» в сказку через «Волшебный Тоннель». Для этого нужно:

  1. Небольшие дуги-воротики или детские стулья (примерно 12 штук).
  1. Плотная длинная ткань или одеяла.
  2. Маленькая лампа.
  1. Небольшой кусок неплотной ткани, для того чтобы закрыть лампу.
  2. Дуги-воротики расставляются друг за другом, образуя тоннель. Сверху они накрываются одеялами или плотной тканью. Итак, у нашего тоннеля есть вход и выход. На расстоянии при мерно 60 см от выхода помещается на полу или на низкой под ставке небольшая лампа. Лампа устанавливается так, чтобы свет от нее был виден ребенку, только когда он заползет в тоннель. Чтобы свет не бил в глаза ребенку, сверху лампа накрывается тканью. Таким образом, ребенок
  3.      может «войти» в сказку через «Волшебный Тоннель». Важно, чтобы по окончании занятия дети «вышли» из сказки тем же способом как и вошли. Если они «вошли» через  Волшебный Цветок, то они через него и «выходят. Если они «вошли» через «Волшебный Тоннель» (или через другой волшебный «лаз»), то они «выходят» через него из сказки. В сказку и из сказки есть только одна «дверь». Это некоторый «сказочный» закон, который определенным образом нормирует ребенка.

Если Вы работаете с нормально развивающимися или одаренными детьми, можно достаточно часто менять ритуалы входа в сказочную страну и выхода из нее. Если Вы работаете с детьми со сниженным интеллектом и другими проблемами в развитии, важно помнить о том, что они привыкают к определенному ритуалу.

Бывает, что запланированный Вами ритуал входа в сказку не соответствует эмоциональному состоянию детей. Например, они пришли перевозбужденные, и не готовы к сосредоточению. В этом случае нужно использовать «двигательный» ритуал входа в сказку. Например, чтобы попасть в сказку, необходимо пять раз подпрыгнуть на правой ноге, семь раз на левой ноге, затем сделать три хлопка, потом пять прыжков. Причем, делать это нужно всем вместе и одновременно. Если кто-то ошибся, все начинается заново. Главное, записать этот ритуал, так как его нужно повторить при выходе из сказки. В ходе курса сказкотерапии можно комбинировать способы «введения» в сказку в зависимости от целей занятий. Важно, чтобы ребенок вышел из сказки после окончания занятия тем способом, что и вошел.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

« Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

презентация к Педагогическому совету на тему«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

Памятная програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

Памятная програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Развитие личностных качеств ребенка в творческой деятельности (ручной труд).

Проблема развития творческой деятельности, является наиболее актуальной. Конструирование и ручной труд особые формы собственной творческой деятельности, позволяющие развивать творчество детей....