"Как воспитать учёного"
статья на тему

Феденюк Татьяна Анатольевна

Статья  к презентации "Как воспитать учёного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья к одноименной презентации69.66 КБ

Предварительный просмотр:

Московский Педагогический Государственный Университет

Факультет дошкольной педагогики и психологии

«Как воспитать ученого».

Феденюк Т.А.

Кондитерова В.А.

Москва, 2011

КАК ВОСПИТАТЬ УЧЕНОГО

Нашей стране нужны интеллектуально развитые люди, способные творчески решать сложные задачи, которые нам ставит современность. Именно по этой причине мы выбрали темой своей работы «Как воспитать учёного?». Современная необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет особые требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Актуально-значимыми в современном образовательном процессе являются вопросы обновления содержания образования, повышения его качества, направленные на всестороннее гармоничное становление личности каждого ребёнка в дальнейшей системе непрерывного образования. Воспитание нравственного ребёнка, компетентного, успешного, социально-психологически адаптированного к современным жизненным условиям начинается с ранних лет жизни.

Основным направлением работы по воспитанию «будущего ученого» нами определено всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей с приоритетом интеллектуального развития.

Где основными задачами являются:

  • Охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка.
  • Воспитание и гармоничное развитие ребёнка.
  • Обеспечение воспитаннику условий для обучения и воспитания.
  • Создание предметно-развивающей среды для интеллектуального развития ребёнка

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка. В связи с этим мы выделяем первый этап воспитания «будущего ученого» - от рождения до 3-х лет. П.Ф.Лесгафт писал: «Тип и характер ребенка не наследуется, а складывается под влиянием среды, прежде всего семьи».

Мы разделяем точку зрения педагогов и психологов, которые считают, что родители - самые лучшие преподаватели для своего малыша. Дело в том, что маленький ребенок смотрит на мир глазами того взрослого, который за ним ухаживает. Встречаясь в жизни с чем-то незнакомым, он сначала смотрит на реакцию взрослого. Родитель объясняет малышу, что происходит, и ребенок спокоен. Посторонний человек, приглашенный преподаватель или педагог в школе для малышей, никогда не станет для ребенка тем человеком, от которого он способен так же принимать информацию. Раннее обучение малыша - это определенный уровень общения с ребенком, уровень взаимопонимания. Это радость показать ему окружающий мир и открыть перед ним новые возможности. Это еще и возможность посмотреть на малыша не как на недоразвитое человеческое существо, которое нужно одеть и накормить, а как на личность, которая открыта всему новому.

Таким образом, можно выделить основные принципы домашнего обучающего развития:

- родители - самые лучшие преподаватели для малыша;

- задача родителей - содействовать естественному развитию ребенка;

- необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: каждый малыш имеет право обучаться с помощью методики, созданной только для него;

- для гармоничного развития личности и интеллекта ребенка необходимо стимулировать, насколько возможно, все пять чувств малыша; важно, чтобы развивающая среда включала разнообразные области знаний;

- развивающая среда для ребенка должна постоянно подвергаться изменениям: от простого к сложному; необходимо сделать каждый день малыша удивительным и неповторимым.

Вторым этапом воспитания «будущего ученого» нам хотелось бы выделить дошкольный возраст (от 3-х до 7-ми лет).

Цели этого этапа - заложить у ребёнка:

- стремление к познанию;

- умение учиться;

- самостоятельное мышление;

- коммуникативные и творческие способности;

- целеустремлённость;

- умение преодолевать стрессы.

Наиболее результативными на этом и последующих этапах воспитания «будущего ученого» нам представляются следующие методы:

1). Исследовательский метод – как эффективный путь познания ребенком окружающего мира, повышающий его познавательную активность. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос – важнейшие черты нормального детского поведения. Основной вид исследовательского процесса - детское экспериментирование, который способствует наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе проектной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями.

2). Метод создания проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Мы предположили, что использование проблемного обучения в работе с дошкольниками положительно повлияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубинштейн С.Л.: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Третьим и заключительным в нашей работе этапом воспитания «будущего ученого» мы определили школьный возраст.

Углубленное изучение предметов начинается в школах не ранее седьмого-восьмого класса, когда у большинства детей интересы уже сформировались.

Причем далеко не всегда способности к тем или иным наукам отражаются на отметках. Пятерки по физике или математике может получать почти любой старательный ребенок. Но если он не просто справляется с программой, а готов часами решать нестандартные задачки, стремясь во что бы то ни стало добиться результата, стоит подумать о специализированной школе.

Есть несколько вариантов:

  • Классы с углубленным изучением профильных дисциплин (физики, математики, биологии и т.д.) в общеобразовательной школе или гимназии. Профильные предметы преподаются по оригинальным методикам, которые нацелены в первую очередь на развитие в ребятах творческого, индивидуального начала.
  • Специализированные лицеи и школы.
  • Лицеи при вузах.

Главное условие – чтобы ребенок хотел учиться в такой школе. У ребенка должен быть внутренний настрой на учебу, заинтересованность.

Но не стоит забывать, что огромное внимание должно уделяться не только воспитанию и обучению детей, но и оздоровительным мероприятиям. В связи с этим нам хотелось бы предложить выезд детей в оздоровительные лагеря, где для ребят могут быть организованны:

  • творческие мастерские
  • спортивно развлекательные мастерские
  • игры на открытом воздухе,
  • игры в бассейне
  • конкурсы, викторины, КВН
  •  дискотеки,экскурсии…

Многие ученые в наше время поддерживают мысль о том, что каждый ребенок способен стать ученым, но и гением, а будет он им или нет - это уже зависит от воспитания. Как сказал Сократ: «Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих близких».

Список используемой литературы.

  1. http://www.poznanie21.ru/current/35108.php
  2. http://www.razumniki.ru/ranrazvitie.html
  3. http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
  4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
  5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.
  6. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. М 90 Б. М. Бим – Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987. – 288 с. – (Б-ка для родителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Учёный Совет»

Это открытое мероприятие проходило весной 2005 года.Часто домашние задания предполагали работу с энциклопедическиим словарями. Как результат, среди ребят наблюдалось как бы интеллектуальное соревнован...

«Учёный кот и мышки- глупышки» - учебное пособие для развития речи и культуры общения.

    Практика показала, что дошкольники и на занятиях, и в режимных моментах, и в играх усваивают информацию лучше, если используется театрализация: знания надолго отложатся в пам...

"Как воспитать учёного"

Всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей с приоритетом интеллектуального развития....

Досуг, посвящённый дню рождения А. С. Пушкина "В гостях у Кота Учёного"

Досуг с элементами театрализации для всех групп детского сада....

«Кот учёный всё ходит по цепи кругом». Конспект открытой образовательной деятельности по области «Ознакомление с художественной литературой» + «Художественное творчество» (лепка) в старшей группе.

Программное содержание:Цель:Ø вспомнить прочитанные сказки А.С.Пушкина,    познакомить с новым произведением, помочь запомнить общеупотребительные пушкинские строки наизусть.Ø развивать...

«Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Юные учёные» для детей старшего дошкольного возраста»

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:·...