Непосредственно образовательная деятельность «Формирование первичных представлений о малой родине»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевска города Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

 

 

 

 

 

 

 

 

Непосредственно-образовательная деятельность

на тему:

«Формирование первичных представлений о малой родине»

 

                                                                           

 

 

 

 Выполнила

Титова Ольга Афанасьевна

воспитатель,

 ГБОУ ООШ № 20

структурное подразделение

«Детский сад «Гномик»

г.о.Новокуйбышевск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новокуйбышевск

I.                  Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов: формирование первичных представлений о малой родине.

1. Анализ ситуации.

Сегодня в обществе идет  становление новой системы  дошкольного образования.  17 октября 2013 года Приказом Министерства образования и науки РФ от  № 1155 был утверждены (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384) федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования (далее ФГОС).

Главная идея ФГОС направлена на развитие у ребенка дошкольного возраста целенаправленности, инициативы и творчества.

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили город Новокуйбышевск.

Я работаю в группе с детьми с общим недоразвитием речи. Проблема детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной. Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их нормально развивающихся сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии детям с ограниченными возможностями здоровья детям придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.

В летний период многие дети нашей группы отдыхали в разных уголках нашей страны и за рубежом. Приходя в группу, рассказывали о городах, в которых побывали с экскурсией, об их истории, интересных местах. Затем стали задавать нам вопросы об истории города Новокуйбышевска. Исходя из интереса детей, появилась идея создания проекта «Мой любимый город Новокуйбышевск», в котором дети с нарушением речи (ОНР) совместно со взрослыми и родителями изучали историю своего города, развивали познавательные и творческие способности.

2.Проблема.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников. При реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», наибольшее затруднение в образовательной области «Познавательное развитие» вызывает освоение такого социально значимого качества, как «формирование первичных представлений о малой родине».

Однако достичь желаемых результатов на практике не предоставляется возможным  поскольку:

- родители и педагоги имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной;

- дети не владеют достаточной информацией о родном городе, о традициях своей семьи, особенностях русских традиций;

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, я считаю  данную проблему актуальной не только для детей моей группы, но и для общества в целом.

Недостатки в основном процессе.

-                     нет современной методической и дидактической базы по реализации этнокультурного компонента содержания образования, отражающего особенности города Новокуйбышевска, семьи, дошкольного учреждения;

-                     в организации педагогического процесса взаимодействия детей с педагогом отсутствует связь с семьей (не учитываются интересы и традиции семьи);

-                     отсутствие системного подхода к реализации образовательной области «Познавательное развитие», а именно к социально-личностному качеству «формирование первичных представлений о малой родине городе Новокуйбышевске»;

-                     ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогического воздействия, а как субъект реализации его потребностей и интересов.

Цель проекта: Формирование у ребенка любви и привязанности к своей малой родине на основе  достоверных знаний по истории и культуре родного города Новокуйбышевска.

Задачи: Развивать познавательные и творческие способности воспитанников. Сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Новокуйбышевска, уважение к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям. Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей компенсирующей группы, родители

3. Планируемые результаты.

В результате реализации проекта у дошкольника будут сформированы  такие интегративные качества:

- имеющий первичные представления о малой родине:

- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

- о городе Новокуйбышевске  (в том числе его символах) и принадлежности к нему;

- знает названия окружающих улиц;

- узнает исторические места и названия города по картинкам;

- знает людей прославивших город;

- составляет связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе;

- умеет находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме;

- уважает историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.

- имеет представление о взаимодействии семьи и общества

4. Система работы.

Основные этапы проекта:

1 этап – организационный.

Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, планирование работы, выбор форм и методов, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.

2 этап – основной. Он включает в себя два направления: взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями воспитанников.

3 этап – заключительный. Презентация проекта.

Срок реализации проекта: март, апрель, май.

Предполагаемая

дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

 

 

 

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

I  этап - организационный

 

1-4 марта

 

Старшая группа «Солнышко»

Ситуативный разговор: «Откуда берутся названия улиц?»

воспитатель

 

Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям.

Воспитатель, родители

 

Анкетирование родителей: «Знаешь ли ты свой город?»

Воспитатель

II этап - основной

 

 

 

 7-31

марта

 

Рассматривание иллюстраций с изображением города. Рассматривание карты города.

Воспитатель

 

Экскурсия: «Знакомство с городом»Составление после экскурсии эссе: «Что я видел….»

Воспитатель, родители

 

Ситуативный разговор: «История возникновения города».

Воспитатель

 

Рассматривание фотографий и беседа-рассуждение: «Старый и новый город Новокуйбышевск».

Воспитатель

 

Составление творческих рассказов: «За что я люблю свой город».

Воспитатель

 

Продуктивная деятельность детей: Рисование: «Мой родной город».Конструирование: «Здания в городе».

Воспитатель

 

Аукцион: «Город мой» (отгадывание загадок, чтение стихотворений о городе).

Воспитатель. родители

 

Сюжетно –ролевые игры: «Путешествие по городу», «Магазин», «Парикмахерская».

Воспитатель

1-10 апреля

 

Чтение художественной литературы о городе (стихи, рассказы, пословицы, загадки)

Воспитатель, родители

 

Изготовление книжки – самоделки: «Город в котором я живу».

Родители

 

Д/и «Почему город всегда красивый?», «Как город растёт?», «Город- как торговый центр», «Город – промышленный центр», Д/у: «Самый внимательный горожанин», «Кто больше выделит и запомнит признаков города», «Установи причину».

Воспитатель, родители

11-20 апреля

 

Просмотр слайдов и видеоматериалов о городе. Создание компьютерной презентации: «Мой город- Новокуйбышевск».

Воспитатель, муз.руководитель

 

Изготовление альбома: «Мой любимый город».

Воспитатель

 

Создание газеты: «Я люблю свой город».

Родители

 

Игра – викторина: «Улицы нашего города»

Воспитатель

 

Рассматривание иллюстраций с изображением улиц.

Воспитатель

21-30 апреля

 

Ситуативный разговор: «Улицы города»

Воспитетель

 

Экскурсия по улицам города с элементами поисково- исследовательской деятельности.

Воспитатель, родители

 

Рассматривание план – карты: «Улицы города»

Воспитатель

 

Составление докладов по теме: «Улица на которой я живу»
 

Родители

 

Изготовление альбома: «Улицы нашего города»

родители

 

Создание компьютерной презентации: «Вот эта улица, вот этот дом»

Воспитатель

 

Продуктивная деятельность детей: Рисование «Улица на которой я живу».Коллективная работа: «Улицы нашего города». Аппликация: «Наша улица вечером».

Воспитатель

1-15 мая

 

Рассматривание иллюстраций памятных мест города Новокуйбышевска

Воспитатель, родители

 

Экскурсия к Вечному огню и памятнику воинам-афганцам

Воспитатель, родители

 

Ситуативный разговор о  людях нашего города, их профессиях

Воспитатель

 

Продуктивная деятельность детей: Рисование: «Достопримечательности города».Аппликация: «Памятники города».

Воспитатель

 

Оформление фотовыставки: «Мой любимый город Новокуйбышевск».

Родители

15-20 мая

 

Конкурс творческих работ: «Улицы родного города».Создание уголка «Мой город родной».

Воспитатель

 

Фото -выставка совместно с родителями «Наш любимый город»

Воспитатель. родители

21-24 мая

 

Тематическая выставка плакатов: «Каким я бы хотел видеть наш город».

Родители

 

Игра – викторина «Знатоки родного города» (совместно с родителями).

Воспитатель

 

Музыкальный праздник посвящённый дню  города Новокуйбышевска «Новокуйбышевск родной!».

 

Музыкальный руководитель

III этап - заключительный

25 мая

Музыкальный зал

Презентация проекта для родителей.

Воспитатель. Музыкальный руководитель, дети

 

5.Диагностический инструментарий

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие», а именно «формирование первичных представлений о малой родине городе Новокуйбышевске» осуществляется путем бесед, наблюдений за детьми  с использованием диагностической методики М.Ю.Новицкая, С.Ю.Афанасьев, Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева  «Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду и в начальной школе». В дополнение к этому мониторингу в детском саду разработаны дополнительные критерии:

- знает  название города, его географию, природу, символику,

- знает некоторые имена тех, кто прославил  город Новокуйбышевск,

- проявляет  интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни о родном городе

- имеет представление о традициях и культурных ценностях своей семьи

- сформировано представление детей о семье и родственных отношениях,

- сформировано доброжелательное отношение к близким людям, привязанность и доверие к воспитателю,

- сформировано толерантное отношение к людям разных национальностей.

6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов (материальные, информационные, кадровые, учебно-методические, организационные, технические и др.)

Кадровые.

- провести анкетирование, беседы, опрос педагогов с целью выяснения информационных затруднений в реализации донной проблемы.

- провести семинары, педагогические советы на актуальную тему по воспитанию любви и привязанности к родному городу «Гуманизация педагогического процесса посредством ознакомления дошкольников с историческим прошлым города Новокуйбышевска».

- организовать просмотр открытых мероприятий по организации воспитательно-образовательной деятельности по воспитанию любви и привязанности к родному городу во всех режимных моментах,

- обучение на курсах повышения квалификации педагогов по вопросам нетрадиционных подходов к патриотическому воспитанию дошкольников,

Учебно-методические.

Календарно-тематическое планирование, перспективное планирование по воспитанию любви и привязанности к родному городу Новокуйбышевску, проекты: «История города Новокуйбышевска», «Художники города Новокуйбышевска», «Моя семья», составление картотеки дидактических и дидактических игр по ознакомлению с родным городом («Прогулка по городу», Найди улицу», «Где находится памятник», «Рассели гостей в Новокуйбышевске», «Времена года в городе», «Узнай по описанию», «Найди свой дом, свою улицу», «Что напутал художник» и др.), викторины «Папа, мама, я – Новокуйбышевская семья», «Родной край люби и знай», составление сценариев развлечений: «Весёлая ярмарка», «Семейный праздник посвященный дню рождения города Новокуйбышевска». Разработка буклетов и методичек по ознакомлению с родным городом.

Материально-технические.

Создание в группах уголков по ознакомлению с родным городом (краеведению): макеты, картины, альбомы, иллюстрации, дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ), карты, исторические документы, фотографии, аудио, видео версии сказок, краеведческая, художественная литература, буклеты, наборы открыток;  подбор атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Библиотека», «Больница». Приобретение  наглядного иллюстративного материала (иллюстрации: виды города Новокуйбышевска, памятники города Новокуйбышевска и др. ), настольно печатных игр (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами, лото, домино и т.д.), фотографии с видами города, достопримечательностями, использование компьютеров и проектора, электронные презентации и игры «Путешествие в прошлое города Новокуйбышевска», «Путешествие к памятным местам города». Организация фотовыставки достопримечательностей города, семейных фотографий «Наше любимое место в городе», «Ими гордится Новокуйбышевск», «Город в прошлом и настоящем»,   создание музеев «Боевой славы жителей Новокуйбышевска», «Старинной утвари» и т.д.;  организация выставок художественных произведений, работ знаменитых людей города, выставок детских работ «Золотая осень в Новокуйбышевске», «Остановись мгновенье» и т.д.; изготовление макетов памятных мест, улиц города.

Организационные.Организация встреч с сотрудниками музея истории города.

Информационные.Подборка периодических изданий по ознакомлению с родным городом: журнал «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика»,  «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду».

Подбор детской художественной литературы о природе  Среднего Поволжья  Ф. Васильева, О. Поскребышева, В. Семакина  и  др. Использование ИКТ и интернетресурсов.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детскую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Для этого в детском саду мы используем электронные дидактические игры.

7. Список используемых источников.

1. http://nsportal.ru

2. http://www.maam.ru

3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

5.Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

6. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

7.  Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

8. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

9. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

10.  Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

11. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

12.  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_titovoy.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевска города Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

Непосредственно-образовательная деятельность

на тему:

«Формирование первичных представлений о малой родине»

                                                                           

 Выполнила

Титова Ольга Афанасьевна

воспитатель,

 ГБОУ ООШ № 20

структурное подразделение

«Детский сад «Гномик»

г.о.Новокуйбышевск

г. Новокуйбышевск

  1. Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов: формирование первичных представлений о малой родине.

1. Анализ ситуации.

Сегодня в обществе идет  становление новой системы  дошкольного образования.  17 октября 2013 года Приказом Министерства образования и науки РФ от  № 1155 был утверждены (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384) федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования (далее ФГОС).

Главная идея ФГОС направлена на развитие у ребенка дошкольного возраста целенаправленности, инициативы и творчества.

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили город Новокуйбышевск.

Я работаю в группе с детьми с общим недоразвитием речи. Проблема детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной. Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их нормально развивающихся сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии детям с ограниченными возможностями здоровья детям придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.

В летний период многие дети нашей группы отдыхали в разных уголках нашей страны и за рубежом. Приходя в группу, рассказывали о городах, в которых побывали с экскурсией, об их истории, интересных местах. Затем стали задавать нам вопросы об истории города Новокуйбышевска. Исходя из интереса детей, появилась идея создания проекта «Мой любимый город Новокуйбышевск», в котором дети с нарушением речи (ОНР) совместно со взрослыми и родителями изучали историю своего города, развивали познавательные и творческие способности.

2.Проблема.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников. При реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», наибольшее затруднение в образовательной области «Познавательное развитие» вызывает освоение такого социально значимого качества, как «формирование первичных представлений о малой родине».

Однако достичь желаемых результатов на практике не предоставляется возможным  поскольку:

- родители и педагоги имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной;

- дети не владеют достаточной информацией о родном городе, о традициях своей семьи, особенностях русских традиций;

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, я считаю  данную проблему актуальной не только для детей моей группы, но и для общества в целом.

Недостатки в основном процессе.

  • нет современной методической и дидактической базы по реализации этнокультурного компонента содержания образования, отражающего особенности города Новокуйбышевска, семьи, дошкольного учреждения;
  • в организации педагогического процесса взаимодействия детей с педагогом отсутствует связь с семьей (не учитываются интересы и традиции семьи);
  • отсутствие системного подхода к реализации образовательной области «Познавательное развитие», а именно к социально-личностному качеству «формирование первичных представлений о малой родине городе Новокуйбышевске»;
  • ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогического воздействия, а как субъект реализации его потребностей и интересов.

Цель проекта: Формирование у ребенка любви и привязанности к своей малой родине на основе  достоверных знаний по истории и культуре родного города Новокуйбышевска.

Задачи: Развивать познавательные и творческие способности воспитанников. Сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Новокуйбышевска, уважение к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям. Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей компенсирующей группы, родители

3. Планируемые результаты.

В результате реализации проекта у дошкольника будут сформированы  такие интегративные качества:

- имеющий первичные представления о малой родине:

- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

- о городе Новокуйбышевске  (в том числе его символах) и принадлежности к нему;

- знает названия окружающих улиц;

- узнает исторические места и названия города по картинкам;

- знает людей прославивших город;

- составляет связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе;

- умеет находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме;

- уважает историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.

- имеет представление о взаимодействии семьи и общества

4. Система работы.

Основные этапы проекта:

1 этап – организационный.

Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, планирование работы, выбор форм и методов, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.

2 этап – основной. Он включает в себя два направления: взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями воспитанников.

3 этап – заключительный. Презентация проекта.

Срок реализации проекта: март, апрель, май.

Предполагаемая

дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

I  этап - организационный

1-4 марта

Старшая группа «Солнышко»

Ситуативный разговор: «Откуда берутся названия улиц?»

воспитатель

Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям.

Воспитатель, родители

Анкетирование родителей: «Знаешь ли ты свой город?»

Воспитатель

II этап - основной

 7-31

марта

Рассматривание иллюстраций с изображением города. Рассматривание карты города.

Воспитатель

Экскурсия: «Знакомство с городом»Составление после экскурсии эссе: «Что я видел….»

Воспитатель, родители

Ситуативный разговор: «История возникновения города».

Воспитатель

Рассматривание фотографий и беседа-рассуждение: «Старый и новый город Новокуйбышевск».

Воспитатель

Составление творческих рассказов: «За что я люблю свой город».

Воспитатель

Продуктивная деятельность детей: Рисование: «Мой родной город».Конструирование: «Здания в городе».

Воспитатель

Аукцион: «Город мой» (отгадывание загадок, чтение стихотворений о городе).

Воспитатель. родители

Сюжетно –ролевые игры: «Путешествие по городу», «Магазин», «Парикмахерская».

Воспитатель

1-10 апреля

Чтение художественной литературы о городе (стихи, рассказы, пословицы, загадки)

Воспитатель, родители

Изготовление книжки – самоделки: «Город в котором я живу».

Родители

Д/и «Почему город всегда красивый?», «Как город растёт?», «Город- как торговый центр», «Город – промышленный центр», Д/у: «Самый внимательный горожанин», «Кто больше выделит и запомнит признаков города», «Установи причину».

Воспитатель, родители

11-20 апреля

Просмотр слайдов и видеоматериалов о городе. Создание компьютерной презентации: «Мой город- Новокуйбышевск».

Воспитатель, муз.руководитель

Изготовление альбома: «Мой любимый город».

Воспитатель

Создание газеты: «Я люблю свой город».

Родители

Игра – викторина: «Улицы нашего города»

Воспитатель

Рассматривание иллюстраций с изображением улиц.

Воспитатель

21-30 апреля

Ситуативный разговор: «Улицы города»

Воспитетель

Экскурсия по улицам города с элементами поисково- исследовательской деятельности.

Воспитатель, родители

Рассматривание план – карты: «Улицы города»

Воспитатель

Составление докладов по теме: «Улица на которой я живу»

Родители

Изготовление альбома: «Улицы нашего города»

родители

Создание компьютерной презентации: «Вот эта улица, вот этот дом»

Воспитатель

Продуктивная деятельность детей: Рисование «Улица на которой я живу».Коллективная работа: «Улицы нашего города». Аппликация: «Наша улица вечером».

Воспитатель

1-15 мая

Рассматривание иллюстраций памятных мест города Новокуйбышевска

Воспитатель, родители

Экскурсия к Вечному огню и памятнику воинам-афганцам

Воспитатель, родители

Ситуативный разговор о  людях нашего города, их профессиях

Воспитатель

Продуктивная деятельность детей: Рисование: «Достопримечательности города».Аппликация: «Памятники города».

Воспитатель

Оформление фотовыставки: «Мой любимый город Новокуйбышевск».

Родители

15-20 мая

Конкурс творческих работ: «Улицы родного города».Создание уголка «Мой город родной».

Воспитатель

Фото -выставка совместно с родителями «Наш любимый город»

Воспитатель. родители

21-24 мая

Тематическая выставка плакатов: «Каким я бы хотел видеть наш город».

Родители

Игра – викторина «Знатоки родного города» (совместно с родителями).

Воспитатель

Музыкальный праздник посвящённый дню  города Новокуйбышевска «Новокуйбышевск родной!».

Музыкальный руководитель

III этап - заключительный

25 мая

Музыкальный зал

Презентация проекта для родителей.

Воспитатель. Музыкальный руководитель, дети

5.Диагностический инструментарий

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие», а именно «формирование первичных представлений о малой родине городе Новокуйбышевске» осуществляется путем бесед, наблюдений за детьми  с использованием диагностической методики М.Ю.Новицкая, С.Ю.Афанасьев, Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева  «Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду и в начальной школе». В дополнение к этому мониторингу в детском саду разработаны дополнительные критерии:

- знает  название города, его географию, природу, символику,

- знает некоторые имена тех, кто прославил  город Новокуйбышевск,

- проявляет  интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни о родном городе

- имеет представление о традициях и культурных ценностях своей семьи

- сформировано представление детей о семье и родственных отношениях,

- сформировано доброжелательное отношение к близким людям, привязанность и доверие к воспитателю,

- сформировано толерантное отношение к людям разных национальностей.

6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов (материальные, информационные, кадровые, учебно-методические, организационные, технические и др.)

Кадровые.

- провести анкетирование, беседы, опрос педагогов с целью выяснения информационных затруднений в реализации донной проблемы.

- провести семинары, педагогические советы на актуальную тему по воспитанию любви и привязанности к родному городу «Гуманизация педагогического процесса посредством ознакомления дошкольников с историческим прошлым города Новокуйбышевска».

- организовать просмотр открытых мероприятий по организации воспитательно-образовательной деятельности по воспитанию любви и привязанности к родному городу во всех режимных моментах,

- обучение на курсах повышения квалификации педагогов по вопросам нетрадиционных подходов к патриотическому воспитанию дошкольников,

Учебно-методические.

Календарно-тематическое планирование, перспективное планирование по воспитанию любви и привязанности к родному городу Новокуйбышевску, проекты: «История города Новокуйбышевска», «Художники города Новокуйбышевска», «Моя семья», составление картотеки дидактических и дидактических игр по ознакомлению с родным городом («Прогулка по городу», Найди улицу», «Где находится памятник», «Рассели гостей в Новокуйбышевске», «Времена года в городе», «Узнай по описанию», «Найди свой дом, свою улицу», «Что напутал художник» и др.), викторины «Папа, мама, я – Новокуйбышевская семья», «Родной край люби и знай», составление сценариев развлечений: «Весёлая ярмарка», «Семейный праздник посвященный дню рождения города Новокуйбышевска». Разработка буклетов и методичек по ознакомлению с родным городом.

Материально-технические.

Создание в группах уголков по ознакомлению с родным городом (краеведению): макеты, картины, альбомы, иллюстрации, дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ), карты, исторические документы, фотографии, аудио, видео версии сказок, краеведческая, художественная литература, буклеты, наборы открыток;  подбор атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Библиотека», «Больница». Приобретение  наглядного иллюстративного материала (иллюстрации: виды города Новокуйбышевска, памятники города Новокуйбышевска и др. ), настольно печатных игр (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами, лото, домино и т.д.), фотографии с видами города, достопримечательностями, использование компьютеров и проектора, электронные презентации и игры «Путешествие в прошлое города Новокуйбышевска», «Путешествие к памятным местам города». Организация фотовыставки достопримечательностей города, семейных фотографий «Наше любимое место в городе», «Ими гордится Новокуйбышевск», «Город в прошлом и настоящем»,   создание музеев «Боевой славы жителей Новокуйбышевска», «Старинной утвари» и т.д.;  организация выставок художественных произведений, работ знаменитых людей города, выставок детских работ «Золотая осень в Новокуйбышевске», «Остановись мгновенье» и т.д.; изготовление макетов памятных мест, улиц города.

Организационные.Организация встреч с сотрудниками музея истории города.

Информационные.Подборка периодических изданий по ознакомлению с родным городом: журнал «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика»,  «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду».

Подбор детской художественной литературы о природе  Среднего Поволжья  Ф. Васильева, О. Поскребышева, В. Семакина  и  др. Использование ИКТ и интернетресурсов.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детскую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Для этого в детском саду мы используем электронные дидактические игры.

7. Список используемых источников.

1. http://nsportal.ru

2. http://www.maam.ru

3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

5.Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

6. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

7.  Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

8. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

9. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

10.  Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

11. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

12.  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельностьпо формированию первичных представлений о малой Родине на тему: «Край, в котором мы живём»

Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, многообразии народов Поволжья....

Формирование первичных представлений о малой родине с детьми младшего дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… »....

Перспективный план образовательной деятельности «Формирование первичных представлений о себе, других людях. Ребёнок открывает мир природы» для детей с ТНР во 2 младшей группе (3-4 года)

Перспективный план образовательной деятельности  «Формирование первичных представлений о себе, других людях. Ребёнок открывает мир природы»   для детей с ТНР  во 2...

Инновационный подход к организации образовательного процесса по формированию первичных представлений о малой Родине и Отечеству.

Выступление на XI муниципальных педагогических чтениях-конкурса "Образовательная деятельность по ГОС и ФГОС: как оптимально сочетать накопленный опыт и иновационные подходы без потери качества об...