Педагогические принципы и роль воспитателя в организации сюжетной игры в детском саду
консультация (старшая группа) на тему

Морозова Надежда Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Березка»

 

 

 

 

 

 

Доклад на педагогическом совете.

Тема: «Педагогические принципы и роль воспитателя в организации сюжетной игры в детском саду».

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

Морозова Надежда Сергеевна.

 

 

 

 

май 2014года

 

 

 

        Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки коммуникации.

Сюжетно- ролевая игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться  в отношениях между людьми. В совместной игре со сверстниками дошкольник приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений.

Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек; быть водителем автобуса, пилотом самолета, капитаном корабля, героем из любимой сказки, путешествовать, совершать покупки, сражаться и побеждать, «проживать» заново события, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось бы, и т п. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Для того, чтобы воспитатель мог осуществить правильные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, он должен хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на разном возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. 

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Само по себе тематическое содержание не может служить критерием уровня игры. Например, трехлетний ребенок может играть в «космонавта», повторяя два-три игровых действия: надевает шлем, садится в «ракету» и крутит штурвал. А шестилетние дети могут играть в «дочки-матери», развертывая ролевые диалоги, переходя от «обеда» к посещению цирка или зоопарка, похода в магазин, а затем и путешествию на море и т. п.

Я думаю, что если дети свободно владеют различными способами построения игры, используют «многотемные» сюжеты это является показателем высокого уровня игры.

Сюжетная игра независимо от темы, в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном – как последовательность разнообразных событий.

         Усложняющиеся способы построения сюжетной игры требуют от детей все более сложных игровых умений.  

Поэтому целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не коллективная проработка знаний или тем, а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

Очень важным моментом является характер поведения взрослого во время игры. В совместной игре с детьми воспитатель должен сменить позицию «учителя» на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо – плохо, правильно – неправильно, которые неприменимы к сюжетной игре.

Воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих старших братьев и сестер, старших товарищей, должен помочь ребенку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру.

Так, ребенок 1,5 – 3 лет может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнера взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить подобное действие. Начиная с 3 – 3.5 лет можно втягивать детей в совместную игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов, и тем самым «открыть» для детей игровую роль, сформировать умение использовать роль для построения игры. После 5 лет воспитатель может втягивать их в игру – придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ – творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.

Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым.

Начиная с раннего возраста необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Березка»

Доклад на педагогическом совете.

Тема: «Педагогические принципы и роль воспитателя в организации сюжетной игры в детском саду».

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

Морозова Надежда Сергеевна.

май 2014года

        Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки коммуникации.

Сюжетно- ролевая игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться  в отношениях между людьми. В совместной игре со сверстниками дошкольник приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений.

Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек; быть водителем автобуса, пилотом самолета, капитаном корабля, героем из любимой сказки, путешествовать, совершать покупки, сражаться и побеждать, «проживать» заново события, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось бы, и т п. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Для того, чтобы воспитатель мог осуществить правильные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, он должен хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на разном возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.  

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Само по себе тематическое содержание не может служить критерием уровня игры. Например, трехлетний ребенок может играть в «космонавта», повторяя два-три игровых действия: надевает шлем, садится в «ракету» и крутит штурвал. А шестилетние дети могут играть в «дочки-матери», развертывая ролевые диалоги, переходя от «обеда» к посещению цирка или зоопарка, похода в магазин, а затем и путешествию на море и т. п.

Я думаю, что если дети свободно владеют различными способами построения игры, используют «многотемные» сюжеты это является показателем высокого уровня игры.

Сюжетная игра независимо от темы, в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном – как последовательность разнообразных событий.

        Усложняющиеся способы построения сюжетной игры требуют от детей все более сложных игровых умений.  

Поэтому целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не коллективная проработка знаний или тем, а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

Очень важным моментом является характер поведения взрослого во время игры. В совместной игре с детьми воспитатель должен сменить позицию «учителя» на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо – плохо, правильно – неправильно, которые неприменимы к сюжетной игре.

Воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих старших братьев и сестер, старших товарищей, должен помочь ребенку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру.

Так, ребенок 1,5 – 3 лет может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнера взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить подобное действие. Начиная с 3 – 3.5 лет можно втягивать детей в совместную игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов, и тем самым «открыть» для детей игровую роль, сформировать умение использовать роль для построения игры. После 5 лет воспитатель может втягивать их в игру – придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ – творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.

Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым.

Начиная с раннего возраста необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. 

Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация сюжетной игры в детском саду»

Выступление на педагогическом совете....

Методические рекомендации для воспитателей по организации сюжетной игры в детском саду.

Игра занимает весьма важное  место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности....

Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду.

Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду....

Проект Технология организация сюжетной игры в детском саду

проект Технология организация сюжетной игры в детском саду...

Сообщение для воспитателей. Тема: "Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду".

Сообщение для воспитателей на педагогическом совете из опыта работы....

Статья" Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в детском саду"

Театральная  деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется прин...

«Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду»

Воспитатель должен помочь ребенку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру.Принципы организации сюжетной игры в детском саду:1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.2. Воспитатель должен и...