Статья" Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в детском саду"
статья (подготовительная группа)

Демидова  Светлана Сергеевна

Театральная  деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения учись, играя.Среди направлений работы по развитию детей средствами театрализованной деятельности особое место занимает драматизация, которая вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь, влияет на нравственные ценности. Успешность реализации детской театральной деятельности зависит от взаимодействия и правильного рационального распределения содержания развивающей работы воспитателя по подготовке детей к постановке спектаклей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 20.59 КБ

Предварительный просмотр:

   Статья «Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в детском саду"

Театральная деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения учись, играя. Среди направлений работы по развитию детей средствами театрализованной деятельности особое место занимает драматизация, которая вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь, влияет на нравственные ценности. Успешность реализации детской театральной деятельности зависит от взаимодействия и правильного рационального распределения содержания развивающей работы воспитателя по подготовке детей к постановке спектаклей. Данная методическая разработка раскрывает поэтапное создание спектакля-сказки в  подготовительной группе  детского сада, в которой участвуют только дети и ориентирована на решение образовательных задач ФГОС ДОУ в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей.

                                             

«Театр-это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».                                                                    

                                                                                                           Б.М. Теплов

   

 Данная тема была выбрана для того, чтобы активизировать творческий потенциал детей при постановке сказки и показать роль воспитателя в организации театральной деятельности.  В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Существует проблема, которой занимались многие педагоги и психологи: Н.Ф. Сорокина, Е. В. Мигунова,

Т. С. Григорьева. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость, отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка , снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

Важность работы по организации театральной деятельности также находит свое отражение в ФГОС ДО. В документе подчеркивается, что необходимо создание таких условий, которые открывали бы возможности « для развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками». Как показал опыт, эффективность такого взаимодействия во многом зависит от правильного и рационального распределения содержания развивающей работы педагога по подготовке детей к постановке спектаклей.

                                             

В нашем детском саду прошла неделя театра.  

 Целью моей работы с детьми была обогащение познавательного опыта по теме «Театр»: становление, практических навыков, создание условий для постановки сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» и драматизация сказки, применение накопленного опыта в самостоятельной деятельности. Для осуществления поставленной цели были поставлены задачи.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие.

-Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

-Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

-Воспитывать позитивное взаимодействие, умение договариваться и распределять роли

Познавательное развитие;

-Формировать интерес и мотивацию к выполняемой деятельности.

Речевое развитие:

-Развивать диалогическую речь, монологическую речь  и умение передавать образы с помощью средств выразительности.

-Углублять эмоциональное восприятие литературного текста, обогащать игровой опыт, умения, углублять театрально-игровой опыт за счет освоения разных видов театра.

Художественно-эстетическое развитие:

-Стимулировать, содействовать развитию творческих умений в изобразительной и музыкальной деятельности.

- Обогащение РППС в группе.

-Привлечение родителей к созданию условий для театрализованной деятельности детей.

Физическое развитие:

- тренировка мелкой моторики рук, ориентирование в пространстве.

 В соответствии с ФГОС ДО реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности, воспитания потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, овладения навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

 Для организации руководства воспитателем театральной деятельности с детьми в группе по областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, физическое были   мной проведены методические формы и приемы с детьми          

 Это рассматривание книг, чтение, рассматривание иллюстраций, рассказывание, беседы, дидактические игры, игры –упражнения, изготовление несложной атрибутики, выбор ролей по жребию ( по желанию детей), стимулирование, образно-игровые этюды, занятия по познавательному и речевому развитию, совместная художественно-творческая деятельность, проблемные ситуации, релаксационные упражнения, индивидуальные беседы, приготовление приглашений и афишы, сюжетно-ролевая игра « Театр», использование персонажей в повседневном общении.

Для   непосредственно постановки спектакля мною выбран алгоритм:

1.Чтение сказки, рассматривание иллюстраций и обсуждение ее с детьми.

2. Деление сказки на эпизоды, пересказ их детьми.

3. Работа над эпизодами в форме этюдов, игровых упражнений с предложенным отрывками сказки в стихотворном варианте.

4. Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться и говорить)

5.Создание декораций и костюмов, афиши, приглашений, создание танца , музыкальное решение эпизодов.

6.Индивидуальная работа над текстом (диалоги), работа над выразительностью.

7. Репетиция в костюмах и с декорациями.

8. Премьера спектакля. (Повторные показы с участием других детей)

9.Создание фильма.

10. Обыгрывание сказки в самостоятельной игровой деятельности.

В результате проведенной мною работы с детьми была театрализованная сказка «Сказка о глупом мышонке», снятая на видео ролик. Сказку ребята «играют» в самостоятельной игровой деятельности.

В развивающую среду «Центр Театр»- « Приглашаем в сказку» были внесены  новые атрибуты к театрализованным играм : театр теней по сказке «Сказка о глупом мышонке »; театр на магнитах « Красная Шапочка »; театр настольный на подставках «Гуси-лебеди»; создана развивающая зона «Фиолетовый лес» (фланелеграф) и сказки на фланелеграфе, « Снежная королева»; костюмы к  режиссерским играм маски зверей – мышонка , его мамы, свинки , лошадки ,кошки  и декорации для нее –большой макет норки мышки ; игрушки для театрализации сказки , игрушки и макеты домов; дидактическая игра « Угадай сказку». Мною была пополнена и используется в работе методическая копилка в группе по руководству театральной деятельностью детей (сценарии сказок, конспекты, НОД, методики, статьи).

Проведена работа с родителями по созданию условий для театрализованной деятельности-участие в создании костюмов. Вместе с детьми родители познакомились с театральными постановками в городе; провели беседу, (рекомендованную воспитателем) о со своими детьми культуре поведения в театре.

                                                    Заключение

В заключение хочется отметить ключевой фигурой в организации театральной деятельности, а именно постановке спектаклей в детском саду является воспитатель, именно от его ответственности, последовательности, алгоритма работы, компетентности зависит результат совместной театральной деятельности с детьми. Результатом постановки в группе сказки по произведению С.Я Маршака явилось усовершенствование исполнительских умений, чувства партнерства у детей. Дети научились фантазировать, видоизменять, комбинировать, импровизировать уже на основе имеющегося опыта. В своих играх стали использовать пантомимные этюды, и этюды на запоминание физических действий. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально ин непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка сильнее, чем результат. Артистические способности развиваются от выступления к выступлению. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей приносит ощутимые результаты. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, память, внимание; развивается диалогическая речь способность взаимодействовать со сверстниками, овладение навыками общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

                                       

                                   Литература

Антипина Е.А. Театральные представления в детском саду.Сценарии с нотным приложением./ Изд. Сфера.-2017

Артемова Л.В. Театрализованная деятельность.М:Просвещение,1996

Т.С. Григорьва  Книга « Театр Маленького актера» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ « Сфера»,2012

Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду// Дошкольное воспитание.2009.-№4

Махнаева М.Д. Организация театрализованной деятельности в детском саду:Учеб.-метод.пособие.-Великий Новгород,2006

Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Играем в кукольный театр: Программа» Театр-Творчество-Дети».Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.-М.:АРКТИ,2002

 Финк М., Бостельман А. Театр в чемоданчике. Творческая деятельность и речевое развитие в детском саду. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольного образования.// Изд.-Национальное образование.-2017

                                      Интернет ресурсы 

Кот О.С. Роль игр –драматизаций в развитии речи детей дошкольного возраста  https://conf.grsu.by/

Подарим детям сказку . Театр в детском саду https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/art-esthetic-development/16521.html

Работа с дошкольниками над постановкой спектакля https://dohcolonoc.ru/cons/8572-rabota-s-doshkolnikami-nad-postanovkoj-spektaklya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

Педагогические принципы и роль воспитателя в организации сюжетной игры в детском саду

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Березка»      Доклад на педагогическом совете.Тема: «Педагогические принципы и ...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду.

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сцениче...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Методическая разработка «Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в ДОУ»

Данная методическая разработка раскрывает поэтапное создание спектакля-сказки в  подготовительной группе  детского сада, в которой участвуют только дети, и ориентирована на решение образоват...