Родительский всеобуч
консультация на тему

Марова Елена Борисовна

Родительский всеобуч «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Скачать:


Предварительный просмотр:

        С 1 сентября 2012г. вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

К слову сказать, в Германии закон о распространении материалов, вредных для молодежи, действует с 1953 года. В Великобритации с 1984 года осуществляется возрастная классификация кино и видеофильмов, которая учитывается при их демонстрации на телеканалах, в кинотеатрах, при распространении путем продажи или почтовой рассылки. Запрещено распространение среди детей информации, демонстрирующей преступное поведение, использование наркотиков, жестокое поведение или происшествие. Сексуальные действия людей, поведение или происшествие, наводящие ужас.

        Актуальность этой проблемы очень высока. На современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий родители и педагоги зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации. А в силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через рекламу, компьютерные игры, и особенно, через Интернет. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира, неправильные, порой даже опасные жизненные установки.

        По результатам нашего опроса:

10% родителей не владеют информацией о существовании этого закона;

        53% - только слышали о таком;

37% - владеют информацией о данном законе.

        Итак, закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» направлен на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и способной развить в ребенке порочные наклонности информации.

Давайте обратимся к закону и очень кратко рассмотрим статьи данного закона (обращение к презентации)

Слайд 2 Законом вводится само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию;

Слайд 3: информация делится на два основных вида:

запрещенная к размещении. Это информация, вызывающая у детей страх, панику, а также оправдывающая насилие и противоправное поведение, в том числе информация, побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая на суицид.

Слайд 4: информация, распространение которой ограничено возрастной категорией ее потребителей по 4 возрастам: -не достигшие 6 лет; - достигшие 6 лет; достигшие 12 лет; -достигшие 16 лет.

Слайд 5: Для детей дошкольного возраста, допускается к обороту продукция, содержащая ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, ненасильственной смерти, но без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей ужас, страх.

        Слайд 6, 7:  Федеральный закон, разумеется, не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти. Однако, доносить до детей такого рода информацию необходимо тогда, когда они способны ее понять и принять, и в такой соответствующей их возрасту деликатной форме, чтобы эта информация не причинила сред их психическому здоровью (выражая сострадание к жертве и при условии, что в итоге добро обязательно побеждает зло).

        Слайд 8: Детям дошкольного возраста разрешается просмотр видеопродукции, разрешенной детям, достигшим 12-ти лет, при условии нахождения рядом их родителей.

Распространяемые среди детей сведения не должны оправдывать насилие и жестокость, противоправное поведение, отрицать семейные ценности, содержать брань.

Слайд 9: 

1. Введены защитные барьеры к печатной продукции: первая и последняя страницы газет, журналов не должны содержать информации, причиняющей вред здоровью ребенка;

  1. Информация, запрещенная для детей, не должна распространяться в образовательных медицинских учреждениях, а также учреждениях культуры и не может размещаться на расстоянии менее чем 100 метров от их зданий.

Как видите, упоминаются самые разные виды  и источники информации.. Сегодня мне хотелось бы остановиться только на одной из них – телевидении.

Закон действует уже год. Все вы обратили внимание, что на экранах телевизора постоянно высвечивается в верхнем левом углу цифра, обозначающая возрастное ограничение для просмотра: 16+, 18+ и т.д….

Скажите пожалуйста, на ваш взгляд, насколько это эффективно? Если ваш шестилетний ребенок увидел эту цифру на экране, выключает ли он телевизор?))))

Давайте посмотрим, чему отдают предпочтение наши дети сегодня  по результатам опроса родителей и  детей.

Презентация

Итак, обобщая результаты мы видим, что:

  1. Несмотря на то, что большинство родителей считают, что телевидение это источник избыточной информации и стрессогенный фактор, на попытки контролировать детей, отслеживать просматриваемые программы и мультики, в списке предпочитаемых по прежнему остаются такие далеко не безопасные каналы как Никелодеон, Картун, канал ТНТ, фильмы «Воронины», «Универ», ряд мультиков.
  2. Во многих семьях время просмотра телевизора все же превышает условные нормативы 9особенно в выходные дни);
  3. Родители часто сталкиваются с протестными реакциями детей на запрет просмотра телевизора;
  4. Четко видны гендерные (полоролевые) пристрастия наших детей – мальчики выбирают чаще мультики и фильмы с большим количеством сцен агрессии (отрицательные герои таких мультиков представляются как смелые, романтичные герои, которым хочется подражать), девочки-романтичные и более доброжелательные, волшебные

Безусловно,  в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как изменилось наше общество за последние 15-20 лет в четырех областях- в культуре, законодательстве, экономике и технологиях-и как это отражается на семье.

Каждого отдельного человека все эти общественные сдвиги более всего затрагивают в семье. Попытки успешного воспитания детей в наше время подобны воздушной акробатике под куполом цирка, требующей огромной сноровки и невероятной сплоченной, взаимозависимой работы гимнастов,- при том, что нет никакой страховочной сетки… Раньше страховочная сеть была. Существовали законы (и работали!), поддерживающие семью. Семейные ценности активно пропагандировались средствами массовой информации… Но больше страховочной сетки нет… Массовая культура, экономика изрезали ее, а новые технологии ускорили этот процесс…

Еще лет двадцать тому назад в нашей стране цензура жестко очерчивала рамки того, что можно было показывать в телеэфире. Конечно, такие ограничения имели свои минусы, но в том, что касалось программ для детей, положительные стороны цензуры очевидны.

Начну с того, что окулисты рекомендуют детям ограничить просмотр телевизора 40 минутами в день, два раза по 20 минут. Во время моего далекого детства малышам предлагались только «Спокойной ночи, малыши» ежедневно, замечательная передача «В гостях у сказки» по субботам и 10—20 минут просмотра мультфильмов изредка. Дети более старшего возраста смотрели еще и научно-популярные передачи. Таким образом, ограничение времени, проводимого у «окна в мир», происходило естественным путем, без применения репрессий со стороны старшего поколения. Вряд ли кому-либо из детей пришло бы в голову добровольно смотреть выступления главы страны Советов или вести с полей. Сегодня при желании можно смотреть мультфильмы и детские передачи практически круглосуточно, и регламентировать просмотр телевизора довольно сложно.

Но проблема большого количества времени, проводимого у голубого экрана, меркнет по сравнению с проблемой того, что наши дети видят в «окне в мир». Казалось бы, малыш смотрит мультфильмы, что здесь плохого? Мультфильм должен быть добрым, веселым и немного поучительным, формирующим основные понятия морали и нравственности. После его просмотра нормальная реакция малыша — смех, радость и хорошее настроение, обсуждение впечатлений и применение опыта. Ряд психологов и авторов книг по психологии утверждают, что улыбка и смех положительно влияют как на психологическое, так и на физическое здоровье.

К сожалению, на экраны потоком хлынули мультфильмы весьма сомнительного содержания. Малыши смотрят на драки, битвы, погони, превращения в мутантов и чудищ, кровь, взрывы и прочие радости. А уж как выражаются герои таких, с позволения сказать, мультфильмов! После их просмотра можно значительно обогатить словарный запас взрослого человека лексикой на грани цензурной. После такого можно не удивляться появлению боязни темноты, страха оставаться в одиночестве, жестокости в игре и агрессивному поведению в жизни и многим другим столь же «милым» результатам. (Именно импортные мультфильмы вызывают у специалистов негативную реакцию. В наших отечественных мультфильмах аналогов подобной агрессии и в помине нет. На моей памяти, в сказке съели только Колобка, но без анатомических подробностей, достойных милицейского протокола. Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Волк просто очаровашки по сравнению с зарубежными монстрами-уродами, изображающими не то человека-паука, не то вампира-осьминога со светящимися глазами. Добро вечно, а в эту добрую картину мира вкрапливается какой-то маленький комочек зла в виде отрицательного персонажа. Этот отрицательный персонаж обычно тоже легко перевоспитывается. И оказывается вдруг, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в советских мультфильмах отрицательный персонаж был показан в юмористическом виде, что уравновешивало его «злодейскую» сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка.Хочется остановиться еще и на том, как мультфильмы оказывают влияние на формирование поло-ролевого поведения. Принцессы сами умеют постоять за себя и защитить своего непутевого возлюбленного, за принца нужно сражаться в буквальном смысле этого слова, кротостью и умелыми руками счастья не построить).

Возможно я не достаточно убедительна, тогда еще один пример… многие, наверное, видели документальные программы с Андреем Леоновым в цикле передач Московская неделя? Хорошо, если видели, кто хочет посмотреть – несите флешки, я запишу. Сейчас я хочу продемонстрировать только двухминутный отрывок из одной из передач…(отрывок видео).

Чем опасно такое телевидение для ребёнка?

Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.

Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т. п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа, большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате не происходит обсуждения сказки, у ребёнка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.

Этот, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

В ряде случаев невозможно избежать возникновения экранной зависимости, потому что надо хорошо понимать, что все экранные зависимости очень сильно социально наведены: так принято в обществе, кругу общения, в той среде, в которой ребенок взрослеет. Это то, что принято в социуме, что считается крутым, востребованным, важным.

Так или иначе, но многие семьи, родители, сами демонстрируют легкий или даже тяжелый вариант экранной зависимости. Это становится незаметным, частью стиля жизни. Дети всему научаются в семье: и как наводить порядок в квартире, и как готовить еду, и многое другое. Взрослые учат детей с раннего возраста и тому, какое место занимают экраны в их жизни. Как взрослые живут, тому и обучают детей. Какой стиль жизни сформировался в семье, такой и передается детям. Если родители имеют привычку расслабляться у экрана, возможно, незаметно для себя, не специально, но они показывают образец жизни для детей, идет семейное научение. 

 Каким образом ребенок буквально впадает в зависимость от телевизора и экранных образов? Я попробую объяснить это на паре достаточно наглядных примеров.

В психологии этот процесс называется – процесс постепенной десенсибилизации. И это сейчас не только о наших детях - это и о нас самих, ведь большинство из нас оказались вовлечены в этот процесс, осознание приходит несколько позже… Согласитесь, многие ведь даже не замечали перемен. Это напоминает историю о том, как живых лягушек сварили в кипятке, а они даже не сопротивлялись… Если лягушку бросить в котел с кипятком – что произойдет? Верно, как любое нормальное существо – она тут же выпрыгнет.. Но эти лягушки не выпрыгивали.. Они не оказывали никакого сопротивления. Почему? Потому что их посадили в котел, когда вода там была еще едва теплой (поколение 70-х – вспоминайте, как постепенно в наших домах появились видеопроигрыватели, затем кабельное телевидение…какой интерес это вызывало..). Потом постепенно котел нагревали. Вода становилась теплее…еще теплее…стала горячей…закипела… Изменение температуры было столько постепенным, что лягушки успевали привыкнуть к меняющейся среде, пока не оказалось слишком поздно…

Мы привыкаем к неким внешним воздействиям, и они становятся для нас чем-то совершенно естественным и нормальным. Именно это происходит, когда принципы мы постепенно подменяем социальными ценностями, так силы массовой культуры изменяют наше морально-этическое представление о том, что хорошо и что плохо.

Давайте возьмем для примера того, как наши морально-этические чувства, принципы, могут изменяться, как хорошее становится плохим и наоборот другой предмет… Это компас.

1. Условимся на том, что направление «север» - это естественные законы и принципы, духовные и нравственные ценности.  

2. если мы начинаем поворачивать корпус – с изменением положения его корпуса стрелка не движется, т.е. какое бы направление развития человек не выбирал, при правильно сформированной, устойчивой системе ценностей, «стрелка» остается на месте.

3. А теперь…вы догадались уже, что я сейчас сделаю?)) создадим искажающее магнитное поле…это-массовая культура – общественные традиции, тенденции и ценности, которые могут заглушать голом совести, так что мы даже не осознаем этого..это и субкультура, в которой живет каждый человек – будь то субкультура семьи, организации, друзей… мы легко сейчас сделаем так, что север станет югом…так хорошее становится плохим.

Напомню, это и взрослые…у нас худо-бедно были заложены какие-то ценности, или они уже формировались в течение жизни… А что происходит в детьми?!!!!! (стрелка вращается как ненормальная, а мы хотим, чтобы они были послушными, добрыми….)… уже началось или вам еще удается вовремя возвращать «направление север» в нужное положение?

Все это подводит к важнейшим вопросам, от ответа на которые зависит наше будущее и будущее наших детей:

  • В отсутствие сильного семейного влияния -  какое воздействие может оказать на формирующуюся детскую психику культура, которую мы описали?
  • Делает ли это средство коммуникации ребенка добрее?
  • Учит ли думать, любить? Помогает ли укреплению отношений между членами семьи? Отупляет?
  • Есть ли основания полагать, что ребенок, проводящий по 7 часов у телевизора, станет невосприимчив к убийствам и жестокости?
  • И наконец - кто будет воспитывать моих детей – сегодняшняя деструктивная культура или я?

Теперь встает другой вопрос-как?!

Посмею утверждать, что воспитание детей по принципу «извне вовнутрь» - уже не работает – мы не можем, даже несмотря на то, что выпущен этот закон, полагаться на поддержку общества, как когда-то. Сегодня успех возможен только «изнутри». Я отнюдь не призываю вернуться в старые добрые времена. Мы просто должны осознать, что ситуация изменилась настолько сильно и воздействие на семью оказалось настолько мощным, что мы обязаны отреагировать на это так, чтобы наш ответ был адекватен произошедшим переменам. Мы должны понять, что на данном историческом этапе роль родителей стала абсолютно необходимой и ничем не заменимой и не можем больше рассчитывать на то, что наши дети будут учиться у героев общества принципам «истинного севера», сами должны стать своим детям образцом для подражания. Наши дети отчаянно нуждаются в нас, в нашей поддержке и советах.

  • Смотреть с детьми хорошие фильмы — старую советскую классику, современные западные фильмы, чтобы привить им хороший вкус. Задача родителей — попытаться вмонтировать в детскую психику так называемые фильтры, потому что примерно до семи лет ребенка можно еще удержать от потока информации, а во второе семилетие информацию можно только дозировать. А дальше ребенок сам должен дозировать, если родители сумели сформировать у него систему взглядов, ценностей, фильтров и свое понимание опасностей. это не происходит само собой, это такое же формирование навыков, как, например, приучение к горшку маленького ребенка или приучение детей класть вещи на свои места. Это тоже непросто, но родители же понимают, что это делать необходимо. А в ситуациях с экранами, почему-то считается, что все произойдет само собой — ребенок сам разберется во всем. 
  • Слово «зависимость» должно появиться в лексиконе ребенка до того, как появилась сама зависимость. Начинать надо с четырех-пяти лет, объясняя, что такое реклама. Если родители не хотят вырастить профессионального потребителя, надо очень рано объяснять, что такое реклама и как она работает. 
  • ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ-ГЛАВНЫМ ВЕЩАМ

Многие семьи перешли на «деловые рельсы»…то есть для многих людей семья и работа поменялись местами… семья стала местом, где царит невероятная суета. Где все расписано по минутам и где есть от силы полчаса на задушевное общение перед тем, как лечь спать. На работе же можно расслабиться и вволю пообщаться. В сравнении с семьей она может казаться убежищем, тихой гаванью нормального, зрелого общения и относительной свободы. И вследствие этого многие люди даже рады задерживаться на работе, потому что здесь им комфортнее чем дома. На рабочем месте человек получает разнообразные формы поощрений, премии, повышение по службе, которые воодушевляют и влекут из дома на работу… Социолог Хохшильд пишет: «В этой новой модели отношений между работой и домом уставшие родители бегут из мира бесконечных ссор и нестиранного белья туда, где царят порядок, гармония и дух коллективизма». В семье ждать поощрения за ваш тяжелый труд явно не приходится…вам не платят за то, что вы делаете… единственной компенсацией является чувство удовлетворения, что вы играете важную роль в жизни растущего человечка…

Поэтому задумайтесь, что является для вас приоритетом в жизни, и если это не семья  - может пришло время что-то менять?

(здесь возможна цитата о папе и ребенке из записной книжки)

Начните хотя бы с ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫХ СЕМЕЙНЫХ ВСТРЕЧ НАЕДИНЕ с каждым членом семьи, организуйте так называемое «еженедельное семейное время». Родители должны жить яркой, насыщенной жизнью, и должно хватать сил и времени на полноценное общение с детьми. Реальность для детей должна быть привлекательной, хотя схватка эта неравная, это надо хорошо понимать. Там все красиво и круто, и чтобы с виртуальностью конкурировать, надо очень постараться. 
         
В жизни семьи должен быть спорт, общий досуг и в будние дни, и в выходные. Если этого нет, то ребенок непременно вытеснется в виртуальность. Как в известной русской поговорке: «Свято место пусто не бывает». Любая пустота в семейном общении займется экранным временем. Из своего профессионального опыта могу сказать: там, где семья работает на общение — это именно работа — там все-таки степень риска возникновения зависимостей сильно ниже. 
           
 Где же взять время для этих важных мероприятий, для этого регулярного многозначительного общения с каждым членом семьи?

(наглядный опыт)

Стакан олицетворяет грядущую неделю, мелкие камешки – типичные дела, которыми вы занимаетесь на протяжении недели, а большие камни – семейное время, общение с глазу на глаз или просто семенные развлечения, т.е. все то, что вы считаете главным в своей жизни, но чему никак не отыскивается место в вашем распорядке.

Перед вами стоит задача –запихнуть в горшок как можно больше крупных камней… вы начинаете выполнять эту задачу, пытаясь силой затолкать камни в горшок, но вам удается поместить туда только один или два. Вы рассматриваете их со всех сторон, изучаете их размеры, вам кажется, что если взять другие камни, то возможно их удастся туда уместить…Вы ухитряетесь упихнуть туда максимум три камня…ничего большего добиться не удается.

Как вы себя чувствуете? Стакан полон до краев, но почти все самое важное, что вам необходимо сделать для семьи – остается за бортом. И так каждую неделю.. Может пора применить новый подход? Положим в стакан сначала крупные дела (а мы помним – это семья)… Сколько теперь камней поместилось? Гораздо больше чем в первый раз… И только после того, как большие камни заняли свое место – сыпьте сверху мелкие камешки. И посмотрите – их тоже помещается немало.

Мораль здесь такая: если вы не положите большие камни первыми, вы не сможете положить их вообще.

…самая главная обязанность в жизни - это поддержка своей семьи. Очень точно об этом сказала в своем выступлении перед выпускниками колледжа бывшая первая леди Барбара Буш: «…когда ваша жизнь подойдет к концу, вы будете жалеть не о том, что не сдали какой-то экзамен, не выиграли какой-то процесс, не заключили какую-то сделку…вы будете жалеть о том, что мало времени уделяли супругу, детям, друзьям, родителям… успешное развитие общества зависит не от того, что происходит в Белом доме, а от того, что происходит в ваших домах».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

        Просим Вас принять участие в анкетировании.

         Опрос анонимный, надеемся на ваши искренние и полные ответы.

1. Какие  телевизионные каналы, программы, мультфильмы чаще всего смотрит Ваш ребенок?        

                

        

2. Есть ли программы, мультфильмы которые смотрит ребенок без Вашего согласия, или Вы не совсем одобряете его выбор? Укажите, какие        

                

        

3. Удается ли Вам контролировать телевизионные пристрастия вашего малыша? Что мешает вам осуществлять контроль?        

                

                

4. Вы смотрите телевизор:

  •  чаще всей семьей.
  • чаще ребенок один.
  • в зависимости от ситуации.

5. Вы считаете, что телевидение:

  •  это полезное времяпровождение.
  • средство чем-то занять ребенка.
  • избыточное средство информации.
  • фактор повышенного стресса.

6. Сколько времени смотрит телевизор ваш ребенок в течение дня:

  • до 30 мин.
  • до 1.5 час.
  • в выходные дни до 3 час.
  • в выходные дни более 5 час.
  • Другое        

7. Владеете ли вы информацией о Федеральном законе Российской Федерации "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"?

  • В полном объеме
  • Только слышали о таком
  • Нет

Благодарим вас за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ

ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРА В РАЗВИТИИ ВАШЕГО РЕБЁНКА...

Родительский всеобуч

методика проведения артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик...

Родительский всеобуч "Дети и мир природы"

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у д...

Родительский всеобуч

Роль сказки в жизни ребенка...

Выступление на родительском всеобуче по теме « Компьютер и ребёнок - плюсы и минусы этого общения»

Данная разработка знакомит родителей с "плюсами" и " минусами" общения  ребёнка с компьютером. Эта тема актуальна , так как отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительно...

Родительский всеобуч

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ – педагогическая модель взаимодействия МБДОУ «Детский сад №183» с семьей.ЦЕЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА: содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания...