Учебно тематический план кружка "Знайка"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Кружок «Интеллектуально познавательного  развития   «ЗНАЙКА»

 

 

 

 

 

                                                                                  

                                                                                      Автор: Скубак И.А. 

 

 

 

 

ст. Староминская

 

Пояснительная записка.

 

Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться? Наш совет: постарайтесь прислушаться к ребенку, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности. Не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьные премудрости. Ведь перед ним - вся жизнь. А она будет такой сложной и многоплановой, в ней встретится столько неожиданных ситуаций, непредвиденных поворотов! Поэтому главное для ребенка – быть активным, сообразительным, раскрепощенным.

         Для того, чтобы развить у ребенка все эти качества, нами был разработан уч. Тем план кружок «Знайка», на основе …………………

    В учебном плане кружка использовала структурирование материала по принципу логарифмической спирали. Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления отрабатывается на занятиях многократно. Этот принцип требует, чтобы педагог многократно возвращался с детьми к проработке ранее рассматриваемых проблем, но делал это каждый раз уже на новом, более сложном уровне.

В уч. Тем план представлены игры, направленные на умственное развитие детей-дошкольников. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память и  мышление:

-       игры, направленные на развитие восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы по  таким признакам, как цвет, форма и величина;

-       игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности;

-       игры, направленные на развитие памяти, дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания.

Развитие мышления детей происходит при условии овладения основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-образное мышление позволяет детям выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Таким образом, дети научатся пользоваться различными схемами и планами,  сформируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Развитие творческих способностей детей развивает воображение и гибкое, нестандартное мышление. Творчество  определяет умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами, умение направлять свою фантазию и творческие возможности на решение разных задач.

         Однако игра- это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. Играя, ребенок может приобрести новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

 

       Целью данного кружка является развитие у детей умения логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.

     Задачи 

      

-       развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

-       формирование элементарных математических представлений;

-       формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»;

-       формирование умения детей ориентироваться в пространстве;

-       формирование воспитания стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику.  

-        развитие сенсорной культуры;

 

         актуальность данного уч тем пл явл научить ребенка  ориент в простр и  тд,  Вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько верных решений и которые не предполагают жесткой оценки «верно - неверно».   Дать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появиться уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни.  Быть успешным в школьном обучении.

При реализации программы используются следующие принципы:

·        объективность

·        доброжелательность

·        активность

·        личный интерес

·        творческий подход

Методы:

·        Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует художественное слово.

·        Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.

·        Практические – показ алгоритма действий; использование игровых приемов; музыкальное сопровождение.

Формы работы:

·        Занятия проводятся с  детьми  с завышенными способностями, подгруппой, индивидуально.

 

 

                                                   

 

   Содержание

      работы

                               Количество занятий

      в неделю

         в месяц

          в год

Занятия по                тематическому       плану

 

            1

 

               4

 

            36

 

 

 -Методика « Нелепицы» ( Р.С. Немов )

 -Методика «Что лишнее» (Р.С. Немов)

 - Тест « Самое непохожее» ( Л.А. Венгера)

 -Методика «Придумай рассказ» ( Р.С. Немов)

 -Методика «Запомни рисунки» (Р. С. Немов)

 -Методика «Чего не хватает» ( Р.С. Немов)

 

 

И. Ф.

Возраст

«Нелепицы»

«Что лишнее»

«Самое непохожее»

«Придумай рассказ»

«Запомни рисунки»

«Чего не хватает на этих рисунках»

Арина Г.

5

Очень высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

Аня Е.

5

высокий

 

высокий

высокий

высокий

высокий

Даша К.

5

высокий

Очень высокий

высокий

высокий

Очень высокий

высокий

Вова К.

5

Очень высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

Очень высокий

Сережа И.

5,5

высокий

высокий

высокий

высокий

Очень высокий

высокий

 

 

 

                              

 

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Тема

 

Количество

часов

1.

Давайте познакомимся

1

2.

В гостях у лета

1

3.

Наш огород

1

4.

Путешествие по лесу 

1

5.

Будем внимательными

1

6.

Лабиринты памяти

1

7.

В гостях у сказки

1

8.

Умницы и умники 

1

9.

Мое внимание

1

10.

Учимся запоминать

1

11.

Уборка урожая

1

12.

Транспорт   

1

13.

Целое и часть

1

14.

Птицы

1

15.

Зимушка-зима

1

16.

В гостях у Деда Мороза 

1

17.

Праздник елки

1

18.

Магазин

1

19.

Животные

1

20.

Логика и мышление 

1

21.

Увлекательные схемы

1

22.

Цирковое представление

1

23.

Играем с блоками

1

24.

Поможем Незнайке 

1

25.

Наши игрушки

1

26.

Мамин праздник

1

27.

Знакомимся с профессиями

1

28.

Игры с геометрическими фигурами

1

29.

Терем- терем- Теремок

1

30.

Насекомые

1

31.

День рожденья- лучший праздник

1

32.

Времена года

1

33.

Весна-пора посадок и посевов

1

34.

Приглашаем на планету  « Знаек »

1

35.

Семья

1

36

Экскурсия в зоопарк

1

 

 

 

 

Перспективный план

 

 

Сентябрь

 

1.

Давайте познакомимся

Учить детей знакомиться друг с другом; правилами поведения на занятиях ( игротренинг)

Игры: «Знакомство», «Повторяй за мной», « Я знаю пять…», «Ку-ку».

2.

В гостях у лета

Развивать у детей способность к быстрому переключению внимания, работать в точности по образцу.

Учить детей анализировать,

обобщать.

 

Игра: «Ягоды, грибы, овощи».

Игра: « Найди лишнее».

Упражнение: «Докрась половину

Бабочки».

3.

Наш огород

Формировать у детей умение анализировать, обобщать, составлять целое из частей.

Развивать умение мыслить логически, рассуждать.

Упражнение: «Найди все овощи и раскрась».

Игра: « Собери  помидор из 4-5 частей».

Игра: «Разложи овощи и фрукты в корзину  и вазу соответственно».

4.

Путешествие по лесу

Развивать у детей согласован-

ную работу зрения и руки, усидчивость и аккуратность.

Упражнять детей в развитии слуховой памяти, объема внимания.

Упражнение «Дорисуй вторую половинку грибка».

Игра: «С какого дерева листок?».

Игра: «Цепочка» ( Грибы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

1.

Будем внимательными

Развивать умение концентрировать внимание.

Формировать умение осуществлять пошаговый самоконтроль; находить закономерности.

Упражнение: «Запомни пять слов».

Д-и: « Кубики».

2.

Лабиринты памяти

Развивать у детей слуховую память: кратковременную и долговременную.

Способствовать формированию целостности восприятия.

Упражнение: «Разложи картинки в том же порядке, как я ( сказки-6картинок)».

Задание: « Из какой сказки пришел этот герой»

Задание: «Разукрась принцессу по образцу».

3.

В гостях у сказки

Развивать зрительную память, долговременную и кратковременную.

Учить работать по образцу в точности.

Развивать образное и словестно-логическое мышление.

 

Игра: « Найди  такой же».

Игра: «Что изменилось».

Игра: « Аналогии».

 

4.

Умники и умницы

Способствовать развитию умения устанавливать соответствие ( по форме и цвету, по количеству и величине). Способствовать развитию у детей зрительного внимания.

Учить детей делать простейшие умозаключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

1.

Веселый художник

Развивать наглядно – действенное мышление.

Упражнять детей в развитии концентрации внимания.

Развивать у детей воображение и фантазию.

Д/и. «Что перепутал художник».

Упражнение «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая».

Упражнение «Дорисуй».

2.

Учимся запоминать

Развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана схемы.

Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности( лист бумаги, страница тетради и т.д.); располагать предметы и их изображения  в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

 

 

Упражнение: « Найди, кто спрятался».

Упражнение: « Внимательные глазки».

Упражнение « Исправь Незнайкины  картинки».

Игра: «Выполни по образцу».

 

3.

Уборка урожая

Развивать у детей зрительное восприятие, целостность.

Учить детей находить простые закономерности, предмета по заданным свойствам.

Упражнение « Сделай все корзинки одинаковыми».

Упражнение «Продолжи ряд» ( овощи и фрукты двух размеров и двух цветов).

Игра: « Найди овощ по описанию"

4.

Транспорт

Развивать у детей начальные навыки рисования, моторики, внимательности, аккуратности.

Способствовать развитию у детей зрительной памяти, умению концентрировать внимание.

Упражнение:  «Раскрась автобус в соответствии с условными знаками»

( Геометрическая фигура)

Д/и « Транспорт- двойняшки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

1.

Целое и часть

Развивать у детей наглядно- действенное мышление.

Развивать целостность восприятия предметов.

Учить восприятию предметов, как совокупности от дельных функциональных деталей, а свойства объекта в целом, как совокупность свойств компонентов.

 

Игра: «Сложи квадрат (3-4части).

Упражнение: «Покажи выпавшие части фигур».

Игра : « Сравни».

2.

Птицы

Учить детей раскрашивать по областям, узнавать изображение.

Развивать слуховую память, объем внимания.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Упражнение: « Узнай кто прячется в дупле?»( раскраски с секретиком)

Упражнение: « Слушай, запоминай, называй»(5-6слов)

Игра «Что сначала , что потом»

 

 

3.

Зимушка-зима

Упражнять в умении размышлять и высказываться; сравнивать, обобщать и выделять общие признаки.

Игра «Когда это бывает?»

Упражнение «Найди отличия у снеговиков»

Игра « Найди лишнее».

4.

В гостях у Деда Мороза

Учить детей находить предметы с заданным  свойством.

Развивать целостность восприятия, пространственное мышление, мелкую моторику руки ребенка.

Упражнение «Найди из 5 снегурочек ту, про которую я скажу…»

Упражнение 2Сложи игрушки Деда Мороза из 5 частей»

Задание «Дорисуй вторую половину елочки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

 

1.

Праздник елки

Учить детей группировать осколки по цвету и составлять из них целое. Закреплять умение ориентироваться на плоскости. Упражнять в умении работать по образцу.

Упражнение « Сложи елочную игрушку из частей».

Упражнение «Развесь на елку игрушки так, как я скажу».

Упражнение «Дорисуй гирлянду».

2.

 Магазин

Развивать умение классифицировать.

Способствовать развитию мышления и активизации речи детей.

Упражнение « Раскрась и игрушки красным цветом, посуду - желтым, обувь - зеленым»

Игра: «Узнай товар по описанию и назови магазин, где он продается».

 

3.

 Животные

Развивать умение анализировать; составлять целое из частей.

Способствовать развитию зрительной памяти.

Упражнение «Сложи по образцу».

(силуэты медведя и лисички)

Игра: «Запомни пары и нарисуй в пустой клетке недостающее».

4.

Логика и мышление

Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать, находить сходства и различия, определять последовательность событий; учить отгадывать загадки и составлять свои; дорисовывать недостающие детали.

Упражнение « Кто будет следующим?»

Задание « Четыре линии»

Задание «Дорисуй домик»

«Отгадывание загадок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

1.

Увлекательные схемы

Развивать у детей умение анализировать, синтезировать и сравнивать.

Формировать навыки обобщения, классификации.

Развивать мелкую моторику.

 

Игра « Кто где живет»

Д/и. « Моя дорога от дома до садика»

2.

Цирковое представление

Упражнять детей в умении сопоставлять предметы по заданному признаку (узору).

Развивать гибкость и глубину ума.

Учить узнавать объективность по элементу.

Д/И. « Веселый клоун»

Д/И. « Найди пару»

Упражнение «Не пропусти профессию» ( цирковую)

Упражнение «Найди тень клоуна».

3.

Играем с блоками

Закреплять умение детей группировать и правильно называть блоки.

Развивать гибкость и глубину уму; сообразительность.

Игра « Кодирование»

Игра «Угощение для медвежат»

Игра «Матрицы»

4.

Поможем Незнайке

Упражнять детей в умении работать в точности со  словесной инструкцией взрослого.

Развивать словестно- логическое мышление.

Упражнение «Закрась все квадраты, синим, треугольники красным, круги желтым, а остальные фигуры зеленым цветом».

Д/и. «Кто кем будет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

1.

Наши игрушки

Развивать способность к обобщению, выделению общих признаков.

Упражнять в умении делать умозаключения.

Развивать пространственное воображение и сообразительность.

Упражнение  «Какая игрушка лишняя и почему?».

Упражнение «Догадайся, где чья игрушка».

Упражнение « Переложи две палочки так, чтобы флажок превратился в совочек».

 

2.

Мамин праздник

Упражнять в рисовании узора по словесной инструкции.

Развивать целостность восприятия, зрительную память (кратковременную и долговременную)

Упражнение «Скатерть самобранка».

Игра «Расставь на полке посуду правильно».

3.

Знакомимся с профессиями

Способствовать развитию у детей мышления.

Способствовать расширению кругозора и словарного запаса детей.

Упражнение « Догадайся кто это?»( делает уколы, убирается во дворе….)

Игра «Знакомимся с профессиями».

Викторина «Айболит».

4.

Игры с геометрическими

фигурами

Упражнять в группировке предметов по признакам.

Развивать способность к обобщению.

Способствовать развитию воображения и творчества.

Упражнение « Разложи фигуры на 2 множества».

Игра «Назови одним словом».

Упражнение «Почини сапоги».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

1.

Терем-терем- Теремок

Развивать пространственное мышление у детей.

Упражнять детей в сравнении предметов, в умении сосредотачиваться и работать по образцу.

Игра «Теремочек».

Упражнение « Найди два одинаковых домика».

Задание «Построй башню»( из кубиков по образцу).

 

2.

Насекомые

Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи.

Способствовать развитию у детей мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Упражнение «Посмотри внимательно и найди бабочку, которая появится из этой гусеницы».

Викторина «Муха – цокотуха».

Игра «Кто из них летает?».

3.

День рожденья - лучший праздник

Развивать операцию сравнения.

Развивать у детей способности делать умозаключения; умения действовать по образцу.

Упражнение « Найди отличие» (подарок).

Упражнение «Найди свое место за столом»

Упражнение «Разукрасим платочек и подарим маме».

4.

Времена года

Развивать способность к быстрому переключению внимания.

Способствовать развитию слуховой памяти; объема внимания.

Учить сравнивать предметы по нескольким признакам, интерпретировать незнакомые объекты по элементу, составлять описательный рассказ о предмете.

Игра «Лето-осень - зима»

Игра  «Цепочка» ( электроприборы)

Игра «Когда это бывает?»

Вопросы детям: стихотворение Г. Сапгира «Месяц»,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

 

1.

Весна - пора посадок и посевов

Закреплять умение устанавливать взаимосвязи между предметами.

Развивать пространственное мышление – упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Упражнение «Определи чьи семена» ( подсолнух, помидор, пшеница, арбуз, тыква и т.д.)

Игра « Огород»( сажать овощи на грядке по ориентировке).

2.

Приглашаем на планету «Знаек»

Развивать способности к переключению внимания.

Развивать слуховое сосредоточение; мелкую моторику.

Игра « Насекомые, птица, зверь».

Д/и. «Что делать»

П/игра « Слушай слова и двигайся, как договорились».

3.

Семья

Развивать словестно- логическое мышление и образную память.

Учить детей сравнивать по разным признакам.

Формировать умение упорядочивать по нарастающим или убывающим признакам.

Игра «Кем был» (животные и птицы)

«Чем  отличается папа от дедушки»

Игра «Разложи по порядку» (девочка-женщина-старушка).

Упражнение «Помощники».

4.

Экскурсия в зоопарк

Закреплять умение ориентироваться  по словесному описанию.

Развивать у детей операции анализа и синтеза.

Учить формулировать вопросы с опорой на карточки- символы.

Д/и. «Танграм»( фигурки животных)

Упражнение « Найди клетку слона по моему описанию».

Упражнение «Учимся задавать вопросы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой  литературы

1.       Агаева Е. Формирование элементов логического мышления// Дошкольное      воспитание. – 1982. - №1.

2.       Венгер Л., Мухина В. Развитие мышления дошкольника// Дошкольное воспитание. – 1974.- №7.

3.                Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В.- М., 1953.

4.       Тихоморова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.

5.       Дмитриева В. 365 развивающих игр для детей от 3 до 6 лет. – СП., 2007.

6.       Уорнер П. 150 развивающих игр для дошкольников от 3 до 6 лет. Минск 2007.

7.       Белошистая А.В. Развиваем логику. Журнал Дошкольное воспитание 2002, №6

8.       Фесюкова Л. Б. Креативные задания и схемы для детей 4-7 лет. 2008.

9.       Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. 1997.

10.  Безруких М.М. Филиппова Т.А. Развиваем  логическое мышление и память для 5-7 лет.2003.

11.  Земцова О. Н. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. - М.,:2013.

12.  Урунтаева Г. А.  Дошкольная психология. Учебное пособие. М., 1999.

13.  Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. Спб., 1993.

14.  Гаврина С.Е., Киров «Весна», 2007 « Проверяем знания дошкольника – тесты».

15.  Бондаренко А.К., Москва «Просвещение» 2001. « Дидактические игры в детском саду»

16.  Гаврилина С.Е. « 30 занятий для успешного развития ребенка» (рабочая тетрадь)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perpektivnyy_plan_chistovik.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Интеллектуально познавательного  развития   «ЗНАЙКА»

                                                                                   

                                                                                      Автор: Скубак И.А.  

ст. Староминская

Пояснительная записка.

Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться? Наш совет: постарайтесь прислушаться к ребенку, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности. Не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьные премудрости. Ведь перед ним - вся жизнь. А она будет такой сложной и многоплановой, в ней встретится столько неожиданных ситуаций, непредвиденных поворотов! Поэтому главное для ребенка – быть активным, сообразительным, раскрепощенным.

         Для того, чтобы развить у ребенка все эти качества, нами был разработан уч. Тем план кружок «Знайка», на основе …………………

    В учебном плане кружка использовала структурирование материала по принципу логарифмической спирали. Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления отрабатывается на занятиях многократно. Этот принцип требует, чтобы педагог многократно возвращался с детьми к проработке ранее рассматриваемых проблем, но делал это каждый раз уже на новом, более сложном уровне.

В уч. Тем план представлены игры, направленные на умственное развитие детей-дошкольников. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память и  мышление:

  • игры, направленные на развитие восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы по  таким признакам, как цвет, форма и величина;
  • игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности;
  • игры, направленные на развитие памяти, дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания.

Развитие мышления детей происходит при условии овладения основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-образное мышление позволяет детям выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Таким образом, дети научатся пользоваться различными схемами и планами,  сформируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Развитие творческих способностей детей развивает воображение и гибкое, нестандартное мышление. Творчество  определяет умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами, умение направлять свою фантазию и творческие возможности на решение разных задач.

        Однако игра- это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. Играя, ребенок может приобрести новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

       Целью данного кружка является развитие у детей умения логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.

     Задачи 

       

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»;
  • формирование умения детей ориентироваться в пространстве;
  • формирование воспитания стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику.  
  •  развитие сенсорной культуры;

        актуальность данного уч тем пл явл научить ребенка  ориент в простр и  тд,  Вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько верных решений и которые не предполагают жесткой оценки «верно - неверно».         Дать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появиться уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни.  Быть успешным в школьном обучении.

При реализации программы используются следующие принципы:

  • объективность
  • доброжелательность
  • активность
  • личный интерес
  • творческий подход

Методы:

  • Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует художественное слово.
  • Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.
  • Практические – показ алгоритма действий; использование игровых приемов; музыкальное сопровождение.

Формы работы:

  • Занятия проводятся с  детьми  с завышенными способностями, подгруппой, индивидуально.

                                                   

   Содержание

      работы

                               Количество занятий

      в неделю

         в месяц

          в год

Занятия по                тематическому       плану

            1

               4

            36

 -Методика « Нелепицы» ( Р.С. Немов )

 -Методика «Что лишнее» (Р.С. Немов)

 - Тест « Самое непохожее» ( Л.А. Венгера)

 -Методика «Придумай рассказ» ( Р.С. Немов)

 -Методика «Запомни рисунки» (Р. С. Немов)

 -Методика «Чего не хватает» ( Р.С. Немов)

И. Ф.

Возраст

«Нелепицы»

«Что лишнее»

«Самое непохожее»

«Придумай рассказ»

«Запомни рисунки»

«Чего не хватает на этих рисунках»

Арина Г.

5

Очень высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

Аня Е.

5

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

Даша К.

5

высокий

Очень высокий

высокий

высокий

Очень высокий

высокий

Вова К.

5

Очень высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

Очень высокий

Сережа И.

5,5

высокий

высокий

высокий

высокий

Очень высокий

высокий

                               

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество

часов

1.

Давайте познакомимся

1

2.

В гостях у лета

1

3.

Наш огород

1

4.

Путешествие по лесу  

1

5.

Будем внимательными

1

6.

Лабиринты памяти

1

7.

В гостях у сказки

1

8.

Умницы и умники  

1

9.

Мое внимание

1

10.

Учимся запоминать

1

11.

Уборка урожая

1

12.

Транспорт    

1

13.

Целое и часть

1

14.

Птицы

1

15.

Зимушка-зима

1

16.

В гостях у Деда Мороза  

1

17.

Праздник елки

1

18.

Магазин

1

19.

Животные

1

20.

Логика и мышление  

1

21.

Увлекательные схемы

1

22.

Цирковое представление

1

23.

Играем с блоками

1

24.

Поможем Незнайке  

1

25.

Наши игрушки

1

26.

Мамин праздник

1

27.

Знакомимся с профессиями

1

28.

Игры с геометрическими фигурами

1

29.

Терем- терем- Теремок

1

30.

Насекомые

1

31.

День рожденья- лучший праздник

1

32.

Времена года

1

33.

Весна-пора посадок и посевов

1

34.

Приглашаем на планету  « Знаек »

1

35.

Семья

1

36

Экскурсия в зоопарк

1

Перспективный план

Сентябрь

1.

Давайте познакомимся

Учить детей знакомиться друг с другом; правилами поведения на занятиях ( игротренинг)

Игры: «Знакомство», «Повторяй за мной», « Я знаю пять…», «Ку-ку».

2.

В гостях у лета

Развивать у детей способность к быстрому переключению внимания, работать в точности по образцу.

Учить детей анализировать,

обобщать.

Игра: «Ягоды, грибы, овощи».

Игра: « Найди лишнее».

Упражнение: «Докрась половину

Бабочки».

3.

Наш огород

Формировать у детей умение анализировать, обобщать, составлять целое из частей.

Развивать умение мыслить логически, рассуждать.

Упражнение: «Найди все овощи и раскрась».

Игра: « Собери  помидор из 4-5 частей».

Игра: «Разложи овощи и фрукты в корзину  и вазу соответственно».

4.

Путешествие по лесу

Развивать у детей согласован-

ную работу зрения и руки, усидчивость и аккуратность.

Упражнять детей в развитии слуховой памяти, объема внимания.

Упражнение «Дорисуй вторую половинку грибка».

Игра: «С какого дерева листок?».

Игра: «Цепочка» ( Грибы).

Октябрь

1.

Будем внимательными

Развивать умение концентрировать внимание.

Формировать умение осуществлять пошаговый самоконтроль; находить закономерности.

Упражнение: «Запомни пять слов».

Д-и: « Кубики».

2.

Лабиринты памяти

Развивать у детей слуховую память: кратковременную и долговременную.

Способствовать формированию целостности восприятия.

Упражнение: «Разложи картинки в том же порядке, как я ( сказки-6картинок)».

Задание: « Из какой сказки пришел этот герой»

Задание: «Разукрась принцессу по образцу».

3.

В гостях у сказки

Развивать зрительную память, долговременную и кратковременную.

Учить работать по образцу в точности.

Развивать образное и словестно-логическое мышление.

Игра: « Найди  такой же».

Игра: «Что изменилось».

Игра: « Аналогии».

4.

Умники и умницы

Способствовать развитию умения устанавливать соответствие ( по форме и цвету, по количеству и величине). Способствовать развитию у детей зрительного внимания.

Учить детей делать простейшие умозаключения.

Ноябрь

1.

Веселый художник

Развивать наглядно – действенное мышление.

Упражнять детей в развитии концентрации внимания.

Развивать у детей воображение и фантазию.

Д/и. «Что перепутал художник».

Упражнение «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая».

Упражнение «Дорисуй».

2.

Учимся запоминать

Развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана схемы.

Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности( лист бумаги, страница тетради и т.д.); располагать предметы и их изображения  в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

Упражнение: « Найди, кто спрятался».

Упражнение: « Внимательные глазки».

Упражнение « Исправь Незнайкины  картинки».

Игра: «Выполни по образцу».

3.

Уборка урожая

Развивать у детей зрительное восприятие, целостность.

Учить детей находить простые закономерности, предмета по заданным свойствам.

Упражнение « Сделай все корзинки одинаковыми».

Упражнение «Продолжи ряд» ( овощи и фрукты двух размеров и двух цветов).

Игра: « Найди овощ по описанию"

4.

Транспорт

Развивать у детей начальные навыки рисования, моторики, внимательности, аккуратности.

Способствовать развитию у детей зрительной памяти, умению концентрировать внимание.

Упражнение:  «Раскрась автобус в соответствии с условными знаками»

( Геометрическая фигура)

Д/и « Транспорт- двойняшки»

Декабрь

1.

Целое и часть

Развивать у детей наглядно- действенное мышление.

Развивать целостность восприятия предметов.

Учить восприятию предметов, как совокупности от дельных функциональных деталей, а свойства объекта в целом, как совокупность свойств компонентов.

Игра: «Сложи квадрат (3-4части).

Упражнение: «Покажи выпавшие части фигур».

Игра : « Сравни».

2.

Птицы

Учить детей раскрашивать по областям, узнавать изображение.

Развивать слуховую память, объем внимания.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Упражнение: « Узнай кто прячется в дупле?»( раскраски с секретиком)

Упражнение: « Слушай, запоминай, называй»(5-6слов)

Игра «Что сначала , что потом»

3.

Зимушка-зима

Упражнять в умении размышлять и высказываться; сравнивать, обобщать и выделять общие признаки.

Игра «Когда это бывает?»

Упражнение «Найди отличия у снеговиков»

Игра « Найди лишнее».

4.

В гостях у Деда Мороза

Учить детей находить предметы с заданным  свойством.

Развивать целостность восприятия, пространственное мышление, мелкую моторику руки ребенка.

Упражнение «Найди из 5 снегурочек ту, про которую я скажу…»

Упражнение 2Сложи игрушки Деда Мороза из 5 частей»

Задание «Дорисуй вторую половину елочки»

Январь

1.

Праздник елки

Учить детей группировать осколки по цвету и составлять из них целое. Закреплять умение ориентироваться на плоскости. Упражнять в умении работать по образцу.

Упражнение « Сложи елочную игрушку из частей».

Упражнение «Развесь на елку игрушки так, как я скажу».

Упражнение «Дорисуй гирлянду».

2.

 Магазин

Развивать умение классифицировать.

Способствовать развитию мышления и активизации речи детей.

Упражнение « Раскрась и игрушки красным цветом, посуду - желтым, обувь - зеленым»

Игра: «Узнай товар по описанию и назови магазин, где он продается».

3.

 Животные

Развивать умение анализировать; составлять целое из частей.

Способствовать развитию зрительной памяти.

Упражнение «Сложи по образцу».

(силуэты медведя и лисички)

Игра: «Запомни пары и нарисуй в пустой клетке недостающее».

4.

Логика и мышление

Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать, находить сходства и различия, определять последовательность событий; учить отгадывать загадки и составлять свои; дорисовывать недостающие детали.

Упражнение « Кто будет следующим?»

Задание « Четыре линии»

Задание «Дорисуй домик»

«Отгадывание загадок»

Февраль

1.

Увлекательные схемы

Развивать у детей умение анализировать, синтезировать и сравнивать.

Формировать навыки обобщения, классификации.

Развивать мелкую моторику.

Игра « Кто где живет»

Д/и. « Моя дорога от дома до садика»

2.

Цирковое представление

Упражнять детей в умении сопоставлять предметы по заданному признаку (узору).

Развивать гибкость и глубину ума.

Учить узнавать объективность по элементу.

Д/И. « Веселый клоун»

Д/И. « Найди пару»

Упражнение «Не пропусти профессию» ( цирковую)

Упражнение «Найди тень клоуна».

3.

Играем с блоками

Закреплять умение детей группировать и правильно называть блоки.

Развивать гибкость и глубину уму; сообразительность.

Игра « Кодирование»

Игра «Угощение для медвежат»

Игра «Матрицы»

4.

Поможем Незнайке

Упражнять детей в умении работать в точности со  словесной инструкцией взрослого.

Развивать словестно- логическое мышление.

Упражнение «Закрась все квадраты, синим, треугольники красным, круги желтым, а остальные фигуры зеленым цветом».

Д/и. «Кто кем будет»

Март

1.

Наши игрушки

Развивать способность к обобщению, выделению общих признаков.

Упражнять в умении делать умозаключения.

Развивать пространственное воображение и сообразительность.

Упражнение  «Какая игрушка лишняя и почему?».

Упражнение «Догадайся, где чья игрушка».

Упражнение « Переложи две палочки так, чтобы флажок превратился в совочек».

2.

Мамин праздник

Упражнять в рисовании узора по словесной инструкции.

Развивать целостность восприятия, зрительную память (кратковременную и долговременную)

Упражнение «Скатерть самобранка».

Игра «Расставь на полке посуду правильно».

3.

Знакомимся с профессиями

Способствовать развитию у детей мышления.

Способствовать расширению кругозора и словарного запаса детей.

Упражнение « Догадайся кто это?»( делает уколы, убирается во дворе….)

Игра «Знакомимся с профессиями».

Викторина «Айболит».

4.

Игры с геометрическими

фигурами

Упражнять в группировке предметов по признакам.

Развивать способность к обобщению.

Способствовать развитию воображения и творчества.

Упражнение « Разложи фигуры на 2 множества».

Игра «Назови одним словом».

Упражнение «Почини сапоги».

Апрель

1.

Терем-терем- Теремок

Развивать пространственное мышление у детей.

Упражнять детей в сравнении предметов, в умении сосредотачиваться и работать по образцу.

Игра «Теремочек».

Упражнение « Найди два одинаковых домика».

Задание «Построй башню»( из кубиков по образцу).

2.

Насекомые

Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи.

Способствовать развитию у детей мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Упражнение «Посмотри внимательно и найди бабочку, которая появится из этой гусеницы».

Викторина «Муха – цокотуха».

Игра «Кто из них летает?».

3.

День рожденья - лучший праздник

Развивать операцию сравнения.

Развивать у детей способности делать умозаключения; умения действовать по образцу.

Упражнение « Найди отличие» (подарок).

Упражнение «Найди свое место за столом»

Упражнение «Разукрасим платочек и подарим маме».

4.

Времена года

Развивать способность к быстрому переключению внимания.

Способствовать развитию слуховой памяти; объема внимания.

Учить сравнивать предметы по нескольким признакам, интерпретировать незнакомые объекты по элементу, составлять описательный рассказ о предмете.

Игра «Лето-осень - зима»

Игра  «Цепочка» ( электроприборы)

Игра «Когда это бывает?»

Вопросы детям: стихотворение Г. Сапгира «Месяц»,

Май

1.

Весна - пора посадок и посевов

Закреплять умение устанавливать взаимосвязи между предметами.

Развивать пространственное мышление – упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Упражнение «Определи чьи семена» ( подсолнух, помидор, пшеница, арбуз, тыква и т.д.)

Игра « Огород»( сажать овощи на грядке по ориентировке).

2.

Приглашаем на планету «Знаек»

Развивать способности к переключению внимания.

Развивать слуховое сосредоточение; мелкую моторику.

Игра « Насекомые, птица, зверь».

Д/и. «Что делать»

П/игра « Слушай слова и двигайся, как договорились».

3.

Семья

Развивать словестно- логическое мышление и образную память.

Учить детей сравнивать по разным признакам.

Формировать умение упорядочивать по нарастающим или убывающим признакам.

Игра «Кем был» (животные и птицы)

«Чем  отличается папа от дедушки»

Игра «Разложи по порядку» (девочка-женщина-старушка).

Упражнение «Помощники».

4.

Экскурсия в зоопарк

Закреплять умение ориентироваться  по словесному описанию.

Развивать у детей операции анализа и синтеза.

Учить формулировать вопросы с опорой на карточки- символы.

Д/и. «Танграм»( фигурки животных)

Упражнение « Найди клетку слона по моему описанию».

Упражнение «Учимся задавать вопросы».

Список используемой  литературы

  1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления// Дошкольное      воспитание. – 1982. - №1.
  2. Венгер Л., Мухина В. Развитие мышления дошкольника// Дошкольное воспитание. – 1974.- №7.
  3.         Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В.- М., 1953.
  4. Тихоморова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.
  5. Дмитриева В. 365 развивающих игр для детей от 3 до 6 лет. – СП., 2007.
  6. Уорнер П. 150 развивающих игр для дошкольников от 3 до 6 лет. Минск 2007.
  7. Белошистая А.В. Развиваем логику. Журнал Дошкольное воспитание 2002, №6
  8. Фесюкова Л. Б. Креативные задания и схемы для детей 4-7 лет. 2008.
  9. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. 1997.
  10. Безруких М.М. Филиппова Т.А. Развиваем  логическое мышление и память для 5-7 лет.2003.
  11. Земцова О. Н. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. - М.,:2013.
  12. Урунтаева Г. А.  Дошкольная психология. Учебное пособие. М., 1999.
  13. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. Спб., 1993.
  14. Гаврина С.Е., Киров «Весна», 2007 « Проверяем знания дошкольника – тесты».
  15. Бондаренко А.К., Москва «Просвещение» 2001. « Дидактические игры в детском саду»
  16. Гаврилина С.Е. « 30 занятий для успешного развития ребенка» (рабочая тетрадь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план     №   Тема Количество часов В том числе Теоретич. Практич.   1.         2.     ...

Учебно- тематический план работы по программе «Уроки иголочки»

Плна предназначен для работы с детьми от 4 до 6 лет по программе "Уроки иголочки" и рассчитан на 2 года обучения. Занятия  проводятся  с сентября по май один - два раза в неделю во вто...

Учебно тематический план кружка "Здоровье"

Учебно тематический план кружка "Здоровье" (1 год обучения)...

Учебно-тематический план Подготовительная группа (3-й год обучения)

Учебно-тематический планПодготовительная группа  (3-й год обучения)...

Учебно-тематический план кружка для детей старшего дошкольного возраста "Удалые казачата"

Уважаемые педагоги! Вашему вниманию прелагается материал, который познакомит детей с кубанскими народными играми....