Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельность в режимных моментах.работа с родителями.

Уголок экспериментирования.Задачи  и содержание уголка по возрастным группам .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематический план образовательной работы

Тема: «БРАТЬЯ  НАШИ  МЕНЬШИЕ»

Домашние и дикие животные . Животные разных климатических зон.

Ферма.Зоопарк.

 Сроки :  с 17.11-30.11

ЗАДАЧИ: 

  • Обобщать представления детей о домашних и диких животных .
  • Учить называть и различать зимующих, перелетных, домашних птиц.
  • Учить узнавать птиц на зашумленном фоне, в разных модальностях, по частям (по голове, по клюву, по хвосту) в сюжетном, силуэтном, контурном изображениях
  • Учить  описывать птиц по алгоритму.
  • Познакомить с животными соседних регионов  (верблюд, олень) и разных континентов (Африка, Антарктида, Австралия, Америка)
  • Упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания.
  • Учить выделять признаки для группировки (дикие-домашние,  хищники – травоядные, животные  Севера – животные жарких стран).
  • Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида, узнавать по описанию, по части, сравнивать по алгоритму
  • Развивать умение отгадывать и сочинять загадки.
  • Создавать в рисунках сюжетные композиции.

Итоговое мероприятие: Cоздание книжки «Животные планеты ЗЕМЛЯ»;

Досуг - «Вечерний бал  для мам» в честь праздника «День Матери».

Направления  развития

Познавательное и Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое здоровье

Виды совместной деятельности по  образовательным областям

Закреплять умения строительства построек, объединенных единой тематикой

Строительство фермы (курятник, коровник, будка для собак, конюшня)

Учить сравнивать животных по внешнему виду. Устанавливать взаимосвязи между повадками и способами питания, внешнем видом и средой обитания.

Рассматривание иллюстраций и фотографий с животными в природе.

Просмотр презентаций и мультфильмов.

Собирание мозаик и пазлов с изображением животных.

Выкладывание из геометрических фигур.

Отгадывание загадок.

Беседы «Люди и животные стареют» , «Животные едят сырую пищу», «Некоторые животные впадают в спячку», «некоторые животные опасны», «Нужно охранять животных», «Заповедники России»,«Почему люди разводят домашних животных», «Как животные разговаривают», «Как животные купаются», «Как животные радуются» , «Как вырасти собаку», «Такие разные собаки»,«Как содержать зверьков в клетке», «Как делают молоко, сыр», «Как получают пряжу» , «Интересные факты о животных».

Рассказ-описание «Мое любимое животное». Д/и «Назови жилище». Совершенствовать умение составлять описательные рассказы опираясь на схему.

Чтение и пересказ сказки «Айога» Чарушина Е. «Лисятая».

Заучивание стихотворения А.Фета «Ласточки пропали» .

 Сказки: «Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсен (хр. 350),  В.Бианки «Лесные домишки» ,«Хроменькая уточка»  «Кукушечка» М.Горький «Воробьишко» (хр.333), Сутеев «Петушок и краски», А. Пушкин «Золотой петушок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лучший певчий».Чтение К.Паустовский «Кот-ворюга» (хрест.- 343). Учить определять жанр произведения. Характер героев.

Пересказ В. Бианки «Купание медвежат» (хр. 371) развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой рассказ.

Чтение В.Сутеев «Кот- рыболов»  Л.Толстой «Лев и собачка» (хр-299) Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза» (хр.2-301), М. Пришвин «Еж» (хр.376), «Лисичкин хлеб» (хр.99) Г.Ганейзер «Про жаркую пустыню» (хр.290), П.Ершов «Конек-Горбунок» (хр.322), И.Крылов «Ворона и лисица» (хр. 398), «Квартет», Бр.Гримм «Заяц и еж», «Бременские музыканты», Е.Чарушин «Медвежонок» (хр.101).

-Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Цирк», «Ветлечебница», «Ферма»,«Птичий рынок», «Птичий двор».

-Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Охотники и обезьяны»

-Малой подвижности: «Земля, воздух, вода» (с мячом).«Совушка», «Филин и пташки», «Птицелов», «Журавли-журавли»

-Дидактические игры: «угадай кто», «Кто где живет», «Чей домик», «Чей след», «Зимние запасы», «Гнездовья птиц» «Какие лапы», «Чей хвост», «Кому принадлежит», «Чья шуба», «Назови хищников», «Назови травоядных», «Кто что ест», «Чей голос», «Как двигается», «Как кричит», «Чей детеныш», «Назови семью», «Один-много», «Четвертый лишний», «Что из чего делают», « Когда так говорят», «Наоборот», «Однокоренные слова», «Чем полезны», «Кто кого боится», «Когда так говорят», «Угадай кто», , «Чей птенец»,  «Кому принадлежит», «Сравни», «Любимый корм», «От кого какая польза»,«Кто как защищается», «Найди общее и разницу».

-Театрализованные игры: имитация повадок и движений животных, звукоподражание, теневой и силуэтный театр (на стене)

Беседа «Опасность контактов с больными и неадекватными птицами»;

 «Нельзя разорять птичьи гнезда» ,« Нельзя близко подходить к гнездам»

Опасность контактов с незнакомыми животными. Правила поведения при их агрессии. Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Знакомство с предупреждающими знаками «Осторожно, животные».

Лепка . «Овечка». Учить лепить животных, присоединять детали способом примазывания. Пользоваться стекой. Передавать движение

«Лиса и заяц по сказке». Создавать небольшую композицию. Использовать бросовый материал для дополнения композиции.

Аппликация . Организационная образовательная деятельность

"Жираф» способом оригами. Развивать навыки работы с бумагой.

Рисование. Организационная образовательная деятельность

«Ежата на полянке» . Закреплять навыки работы в технике тычок.  Учить придумывать замысел и пути его реализации. Учить закрашивать фон. Развивать умение составлять несложный сюжет.

«Моя любимая сказка о животных». Учить передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки. Закреплять навыки рисования животных, выполнять набросок карандашам. Развивать умение составлять несложный сюжет.

«Дымковский индюк». Создание  макета будущей росписи. Учить продумывать рисунок, передавать характерные элементы. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме.

Образ птиц в народном творчестве (на материалах городецкой, дымковской и хохломской росписях). Углублять и закреплять знания о народных промыслах. Учить выделять характерные элементы росписей.

Утренняя гимнастика:

Глазная: «Белкина зарядка»

Пальчиковая: «В лесу» , «Котята» , «5 поросят»

Бодрящая «Мишки просыпаются»

Пантомимическая: «Подражалка», «Подражаю я слону»

Физкультминутки: «Про зайца хвасту», «Котище», «Три котенка», «Мы проверили осанку», «Зайцы», «Мишка»

Динамические паузы: «У жирафов» , «Кролик» , «Волк»

П/и:

- «Волк и зайцы»

- «Бездомный заяц»

- «Встреча в лесу»

Предполагаемая самостоятельная деятельность детей

Деятельность в различных центрах по интересам детей:

-С/р игра «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Ветеринарная лечебница»

-Д/игры: «Где, чья мама? », «Подбери зверям шубку», «Собери картинку», «Кто, как устроен? », «Кто, чем питается? », «Лото», «Кто, где живёт? », игры Воскобовича «Соты», «Крестики»

-Игры с фигурками диких животных и птиц

-Игровые упражнения с мячом

-Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме

-СХД – лепка, рисование

-Индивидуальная работа (форма работы: дидактическая игра, игровое упражнение и др.)

-Д/и «Что где? » - упражнять в определен. пространственного расположения предметов -

- Совершенствовать конструкторские умения «Построй, что скажу»

-Д/и «Произнеси правильно», «Быстро-медленно» - чистоговорки со звуками –с, -з, -закрепление правильного произношения звуков, в различном темпе .

-Упр. «Придумай конец сказки» - упражнять в придумывании другого окончания сказки .

-«Нарисуй узор» - упражнять в составлении узора из элементов дымковской росписи .

-Совершенствовать умение обводить шаблон карандашом и вырезать по контуру.

-Совершенствовать навык прыжка на препятствие .

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов по образовательной области «Здоровье»

Утренняя гимнастика:Комплекс ОРУ с предметами № 4

Гимнастика пробуждения:Комплекс № 4

Воспитание КГН, культуры поведения и навыков самообслуживания: закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно раздеваться и одеваться, складывать вещи; закрепить навыки культурного поведения за столом и и пользования столовыми приборами.

Профилактические мероприятия:гимнастика для глаз. Комплекс №

Закаливающие процедуры:контрастные воздушные ванны.

Организация образовательной среды для самостоятельной деятельности детей. Текущие и дополнительные дела (мероприятия) в группе

Подбор иллюстраций, картинок, детских книг, дидактических игр по теме. Создание условий для самостоятельной художественной деятельности детей. 

Создание фотоальбомов (животных, растений, видов местности России и др.) «Природа России».

Взаимодействие с родителями.

Консультация«Учить детей любить и беречь родную природу».

Буклет:«Прогулки с детьми в осенние дни».

Индивидуальные мини беседы с родителями.

Инструктаж по ОЖ и БЖД детей на ноябрь.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

По развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования

Предметно-развивающая среда для экспериментирования в детском саду

  • Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
  • Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Уголок экспериментирования

"Мини лаборатория» или «Центр науки»

Основные задачи:

 развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ;

 • формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для хранения материалов (природного, «бросового»)

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Содержание уголка экспериментирования:

1. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам:

  • «Песок и вода»,
  •  «Звук»,
  •  «Магниты»,
  • «Бумага»,
  •  «Свет»,
  • «Стекло»,

и расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

2. В уголке экспериментирования необходимо иметь:

Основное оборудование:

•  Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;

Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

Дополнительное оборудование:

Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

3. Обязательно наглядный материал должен быть:

  • Карточки – схемы проведения экспериментов (опытов) . Их оформляют на плотной бумаге или ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.

4. В каждом разделе на видном месте вывешивается правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и закрепляющие знаки.

5. Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка.

Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

6. Элементы предметно-развивающей среды:

  • схемы-зарисовки опытов,
  • пособия для экпериментов,
  • фотографии и картинки,
  • необходимые предметы,
  • альбомы и кроссворды,
  • изготовление с детьми необходимых пособий.

Алгоритм подготовки и проведения познавательно – исследовательской деятельности

  • Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и прочее) по изучению теории вопроса.
  • Типа, вида и тематики непосредственно образовательной деятельности (НОД) – экспериментирования.
  • Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это образовательные, развивающие, воспитывающие задачи).
  • Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
  • Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).
  •  Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезонности, возраста детей, изучаемой темы.
  • Обобщение результатов наблюдений в различной форме (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы и рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Рекомендации по организации занятий

  • 1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий,
  • но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.
  • 2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так,
  • чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.
  • 3. Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.
  • 4. Увлекайте детей интересным содержанием материала,
  • умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.
  • 5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.
  • 6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел?

Кукла Катя! » (варианты – Незнайка, Мишка,Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.)

Правила безопасности  при проведении экспериментов.

Работа с живым объектом:

1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомыми объектами, будь то незнакомые виды или незнакомые индивиды. Последствия могут оказаться неожиданными и опасными.

2. Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводиться только в крайних, особо необходимых случаях, все операции производятся педагогом. Детям такие объекты не даются.

3. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным, чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.

4. Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное самому и не позволять этого делать детям; испугавшись, любое мирное животное может стать опасным.

5. Если животное принесено в группу из другого места, имеет смысл дать ему некоторое время освоиться с обстановкой; в противном случае оно будет нервничать, и педагог не сможет провести все задуманные эксперименты.

6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными, если заболевание является инфекционным или инвазионным и может передаться детям.

7. Если животное стало нервничать, эксперимент прекращается, и животное изолируется от детей.

Работа с детьми:

1. Обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.

3. Работа с детьми строиться по принципу «от простого к сложному». Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

  • Действие показывает педагог
  • Действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке.
  • Иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он даст возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой велика.
  • Действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки.
  • Действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка.
  • Действие стало знакомо, и дети совершают его в обычном темпе.

4. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на слова «стоп», «стой», «замри» и т.п. По данной команде все дети на 2-3 секунды прекращают свои занятия и замирают. Данный рефлекс существует именно для экстремальных ситуаций.

ПО ИНТЕРЕСАМ экпериментирование в группах:


Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию начинаем проводить со 2-й младшей группы.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста.
Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.
Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.
После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.
Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.
Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем –опыты.
Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.


У детей4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.

В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показали взаимосвязь с живой природой.
Для этого использовали следующие опыты:

  • превращение воды в лёд.
  • превращение льда в воду.

С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
Так же с детьми 4-5 лет исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр.
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов:
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
- можно ли поймать воздух?
- может ли воздух быть сильным?
- движение воздуха.
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
Предложили детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему.
Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка–сыпучесть.
Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой («Плавает? », «Что быстрее утонет?»).
В средней группе впервые начинаем проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».
Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин и она полезна для нашего здоровья.
Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.
Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

Работа с родителями
Опыт показывает, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью нужно проводить родительские собрания, консультации, на которых пытаться объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объяснять, что  его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

 Можно  использовать буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.
       Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.


Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

Методическая работа в МАДОУ по направлению "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, совершенствование педагогического мастерства....

Самообразование воспитателя по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Самообразование воспитателя по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования

Предметно-развивающая среда для экспериментирования в детском садуЭкспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....

План самообразования «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

План самообразования «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...

План работы по самообразованию на тему "«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребен...