План работы по самообразованию на тему "«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
методическая разработка (средняя группа)

Мютель Оксана Владимировна

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, которая оказывает сильное влияние на его развитие. Детское экспериментирование заслуживает особого внимания среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельной) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, которая оказывает сильное влияние на его развитие. Детское экспериментирование заслуживает особого внимания среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельной) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, которая оказывает сильное влияние на его развитие. Детское экспериментирование заслуживает особого внимания среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельной) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, которая оказывает сильное влияние на его развитие. Детское экспериментирование заслуживает особого внимания среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельной) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_23-24_uch_god.odt20.98 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

за 2023-2024 учебный год

Ф.И. О. Мютель Оксана Владимировна

Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Актуальность:                                                                                                                         Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, которая оказывает сильное влияние на его развитие. Детское экспериментирование заслуживает особого внимания среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельной) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.                                                                                                                              

Таким образом, актуальность опыта обусловлена:                                                                                 - выбором экспериментальной деятельности как эффективнымсредством формирования познавательной активности ребенка;                                                                                                  - важностью проблемы формирования познавательной активностидошкольника для успешного обучения в школе;                                                                                                                      - необходимостью реализации ФГОС;                                                                                                          - противоречием между недооцениванием и недостаточным использованием потенциала детского экспериментирования в развитии познавательной активности и необходимостью создания модели развития познавательной активности через экспериментирование.                               Таким образом, идея опыта заключается в планомерном использовании экспериментирования для развития познавательной активности дошкольников.

Цель: Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Задачи:                                                                                                                                                                  - изучить методическую литературу по проблеме развития познавательной активности дошкольников через экспериментирование;                                                                                                        - проанализировать результаты диагностики уровня познавательной активности, выявить причины низкого уровня развития познавательного интереса дошкольников;                                        - усовершенствовать перспективное планирование экспериментальной деятельности, предметно-развивающую среду группы;                                                                                                    - провести итоговую диагностику на определение результативности развития познавательной активности у дошкольников через экспериментирование.

Предполагаемые результаты:  

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Этапы работы над темой самообразования

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки

1

1. Подбор и изучение научно-методической литературы.

2. Составление перспективного плана работы.

  1. Анкетирование родителей.
  2. «Мир удивительного песка»

1. Создание «Копилки опытов и экспериментов».

2. Ситуативный разговор «Может ли песок стать опасным».

3. Эксперимент «Рассматривание песка через лупу».

4. Наблюдение: Свойства сухого и мокрого песка».

5. Постройки из песка на прогулке - на участке.

6. Консультация для родителей «Наблюдение с детьми за природой осенью»

Октябрь-Ноябрь 2023 г

2

«Вода вокруг нас»

1. Беседа «Вода вокруг нас» с просмотром презентации.

2. Эксперимент: «Фильтрование воды"

3. Дидактическая игра «Где живет вода?"

4. Просмотр альбома «Свойства воды»

5. Ситуативный разговор «Когда льется, когда капает»

6. Просмотр м. ф. «Берегите воду»

7. Эксперимент: «КАК ЛЁД ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ?»

8. Консультация для родителей «Берегите воду»

Ноябрь 2023 г.

3

«Соль — такая разная»

1.  Ситуативный разговор «Зачем нужна соль?»

2. Опыт «Растворение соли»

3. Просмотр альбома «Свойства соли»

4. Эксперимент: «Выращиваем чудо кристаллы»

5. Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»

6. Виртуальная экскурсия «Где и как добывают соль»

7. Беседа «Соль бывает разная"

8. Консультация для родителей. Чудо – кристаллы (опыты с солью и сахаром)

Декабрь 2023 г.

4

«Все тайны магнита»

1. Удивительный магнит

2. Эксперимент: «Испытание магнита»

3. Просмотр м. ф. «Фиксики»Магнит»

4. Опыт: «Магнит - проводник"

5. Чтение сказки «Мечты одного магнита»

6. Изготовление магнитного театра по сказке «Зимовье зверей»

7. Консультация для родителей "Чудесные магниты"

Январь 2024 г.

5

«Воздух»

1. Беседа» «Воздух и его свойства"

2. Опыты: «Обнаружение воздуха», «Воздух неведимка»

3. Ситуативный разговор «Что легче воздух или вода?»

4. Эксперимент: «Парашют»

5. Игра «Воздушные гонки»

6. Экологическая сказка «Как воздух заболел»

7. Консультация для родителей: "Роль свежего воздуха в жизни вашего ребенка»

Февраль 2024 г.

6

«Волшебная бумага»

1. Беседа: «Бумага и ее свойства"

2. Презентация «Что такое бумага?»

3. Опыт: «Сравнение бумаги»

4. Изготовление открыток к 8 Марта

5.  Видеофильм: «Как появляется бумага?»

6. День добрых дел «Книжкина больница»

7. Конструирование «Лодочка»

8. Просмотр м. ф. Фиксики «Бумага»

Март 2024 г.

7

 «Весёлый огород»

1. Беседа «Для чего нужна вода?»

2. Опыт: «Огород на окне» (рост растения в разных условиях)

3. Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород»

4. Эксперимент: «Цвет растения» (окрашивание растений в цветной воде) 5. Дидактические игры «Найди растение по описанию», «Опиши, я отгадаю»

Апрель 2024 г.

8

1. Итоговая викторина по пройденным темам.

  1. Итоговая диагностика на определение результативности развития познавательной активности у дошкольников через экспериментирование.
  2. Консультация для родителей

  1. Занимательное экспериментирование  для  дошкольников в домашних условиях

Май 2024 г.

Литература по теме самообразования

Время работы с материалами

Название, автор

Источник (сайт, издательство, год издания)

Результат

Октябрь

 2023 г.

  1.  «Экспериментальная деятельность»
  2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова
  3. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет

О.Л. Холодова

Е. Е. Крашенинников

Игры с водой и песком

Рыжова Н.

  1. изд. «Детствопресс» 2007 г.

МОЗАИКА-СИНТЕЗ  2013 г.

ОБРУЧ 1997 г. - №2

Ноябрь

2023 г.

 Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

Москва: Сфера

2005 г.

Декабрь

 2023 г.

 Дыбина О. В.

 Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

Москва: Сфера

 2005 г.

Январь

2024 г.

Иванова А. И.

Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.

Москва: Сфера

2004 г.

Февраль

2024 г.

Смирнов Ю. И.

Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей.

СПб.: Сова

 1994 г.

Март

2024 г.

В. В. Москаленко.

«Опытно-экспериментальная деятельность»

Волгоград: Учитель

 2009 г.

Апрель

2024 г.

Л. Н. Менщикова.

 Экспериментальная деятельность детей 4-7 лет: из опыта работы

Волгоград: Учитель

 2009 г.

Май

2024 г.

  1. Образование и развитие детей "Дошкольник"

https://vk.com/razwitie.rebenka

Анкета для родителей

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Уважаемые родители!

Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.

1. Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

2. Как Вы на них реагируете?

а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;

б) отвечаю первое, что приходит в голову;

в) говорю, что у меня нет времени.

3. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных

передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).

в) редко проявляет исследовательскую активность.

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

Конструктор и строительные материалы

Природные материалы (камни, листья, песок, вода)

Химические материалы (моющие средства, мыло, шампуни, сода)

Канцелярские принадлежности (клей, ручки, карандаши, бумага)

5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?

___

6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное

подчеркнуть):

а) сотрудничаю, т. е. включаюсь в деятельность;

б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.

7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?

___

9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского

экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)

10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание

экспериментировать? Почему?

___

Благодарим Вас за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»....

Самообразование воспитателя по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Самообразование воспитателя по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

План самообразования «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

План самообразования «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...

Самообразование «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования" ( 3-4 лет)

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.    Развитие познавательных интересов дошкольников ...

Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста.Задачи самообразования:1. Улучшать моторику, координацию движений кис...