«Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГТ»
учебно-методический материал по теме

Жиглова Марина Львовна


Для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.78 КБ
Файл seminar-praktikum_dlya_instruktorov_po_fizo.pptx362.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №461

Выступление на семинаре-практикуме для инструкторов по физической культуре на тему:

 «Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГТ» 

Выполнила:

  Котомкина Марина Львовна

воспитатель МБДОУ

 детский сад № 461

г.Нижний Новгород

2012 г.

Комплексно – тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГТ.

Одним из положений Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования   (далее – ФГТ) является следующее:

  • Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Комплексно-тематический принцип приближен к так называемому «событийному» принципу, что позволяет сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

          Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

Кроме того, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы), обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах:

- проектирование,

- организация разных видов деятельности подчиненных одной теме и на основе интеграции (охватывая все образовательные области).

Осуществлять интегративную деятельность в ДОУ позволяет взаимодействие всех служб сопровождения.

Все службы сопровождения строят свою работу при учете

  • Медицинских показателей здоровья ребенка
  • Его психофизиологических особенностей
  • Общего уровня развития и темпа развития
  • Склонностей и интересов.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения общеобразовательной программы нашего Учреждения положен учет времен года и климатических условий, региональные и этнокультурные компоненты, который обеспечивает:

  • социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности ;
  • «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
  • поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения Программы;
  • » технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм);
  • многообразие форм организации детской деятельности;
  • возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному;
  • выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования.

         В основу общеобразовательной программы нашего дошкольного учреждения в группах общеразвивающей направленности положена программа «Радуга», под редакцией Т.Н.Дороновой; в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А.Васильевой. Комплексная  программа  «Радуга» не разработана по тематическому принципу, занятия взяты изолированно, поэтому  изучив данную программу и основываясь на ФГТ наш коллектив разработал комплексно-тематическое планирование.  

На каждую неделю разработаны недельные циклы занятий (НООД) из расчета четырех рабочих недель в месяц. Недельные циклы объединены единым информационно-тематическим полем.

Информационно-тематическое поле постепенно раскрывается как в непосредственно организованной образовательной деятельности каждого недельного цикла, так и при организации нерегламентированных видов деятельности (игровой, опытнической, художественно-творческой, театрализованной, оздоровительной), а также при организации прогулок, развлечений и праздников, посредством развивающих игр, познавательных бесед, опытов, игр-экспериментов, знакомства с художественной литературой, музыкой и произведениями изобразительного и декоративноприкладного искусства.

Такой способ тематического планирования работы позволяет:

  • Максимально опираться на имеющийся у детей познавательный опыт;
  • Активизировать образы и представления, хранящиеся в их долговременной памяти;
  • Устанавливать ассоциативные связи между различными объектами и явлениями окружающего мира;
  • Формировать у детей предпосылки целостного представления об окружающем мире;
  • Развивать социально-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Сюжетно-тематическая преемственность между НООД недельного цикла обеспечивает литературное произведение, взятое в качестве сюжетной канвы для построения НООД недельного цикла. Литературное произведение вводит детей в тему недели, с его персонажами детям встречаются в разных видах непосредственно организованной образовательной деятельности (коммуникации, познании, художественном творчестве и др.) в течение всей недели, проживают вместе с ними различные ситуации, ищут пути разрешения противоречий и проблем.

Знакомство с литературным произведением осуществляется в свободное время - утреннего или вечернего сбора в круг. Чтение литературного произведения сопровождается разыгрыванием сюжета на фланелеграфе или в настольном или кукольном театре, музыкальными записями.

Каждый недельный цикл начинается с НООД  по познавательному развитию, где закладывается основа информационного поля, вводятся персонажи, демонстрируются наиболее характерные репродукции, рисунки, предметы.

Для подкрепления тем недельных циклов на НООД  по физической культуре используются загадки, пословицы, стихи. Кроме того, один раз в месяц проводятся занятия (НООД)  с эмоциональным погружением, объединенные сюжетом. Решение основных психолого-педагогических задач в ОО «Физическое развитие» осуществляется и в других областях знаний.

Занятия (НООД)  по музыке включают в себя тематику недельных циклов, связанных с фоновым оформлением, песенным и инструментальным творчеством на темы осенней (зимней и др.) природы, музыкально-игровым творчеством в определенное время года и народной сказочной тематикой. На музыке отрабатываются также навыки музыкального исполнительства на заданную тему недели, и навыки творческой музыкальной импровизации на тему времени года.

Темы НООД, которые не совпадают с темами недели, проводятся самостоятельно. Однако игры, упражнения, используемые в процессе организации непосредственно организованной образовательной деятельности подбираются с учетом решения задач, предусмотренных каждым из направлений деятельности. Расхождения в темах обусловлены спецификой построения комплексной программы и спецификой некоторых видов детской деятельности.

На основании комплексно-тематического планирования в течении года разрабатывается перспективное и календарное планирование.

Реализацию комплексно-тематической образовательной модели обеспечивает насыщенная предметно-развивающая среда. В каждой группе оборудованы центры активности, которые ориентированы на организацию различных видов детской деятельности. Это значит, что содержательно все центры связаны единой темой и дают возможность ребенку более полно и разносторонне «прожить» материал. Организованная предметно-развивающая среда строится с ориентацией на зону ближайшего развития каждого ребенка и предоставляет детям возможность выбирать не только деятельность, но и содержание, и уровень сложности игр, заданий. Все материал, размещенный в центрах активности, открыт и доступен детям. Согласно интересам детей, центры могут быть как постоянные, так и временные.


Сетка занятий на неделю

Тема недели

Весна идет, весне дорогу

Литературное произведение

Р.Н.С. «Как Весна Зиму поборола»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1. Коммуникация /знакомство с буквой/

2. Музыка

1. Познание /познавательное развитие/ «Как приходит к нам Весна»

2. Познание /математика/ «Как Весна Зиму поборола»

3. ФИЗО на прогулке «Пробуждение природы» на подвижных играх

1. Коммуникация /развитие речи и ознакомление с худ.литературой/ «Продолжаем учиться говорить и рассказывать» (используются картинки с изображением весенних изменений в природе)

2. Музыка

3. Художественное творчество /рисование/ «Волшебные картинки» ТРИЗ – метод системного оператора

1. ФИЗО «Солнечные зайчики»

2. Познание /математика/ « Отрицательное число и температура»

3. Художественное творчество /лепка/ «Украшаем вылепленные изделия нанесением на глину фактуры с помощью ткани»

1. ФИЗО «Кораблики»

2. Познание  /конструирование/ «Пано птицы» оригами

ННОД

(виды и формы совместной деятельности педагогов с детьми)

С воспитателями

1. Проведение консультаций, семинаров в соответствии с годовым планом инструктора по физической культуре

2. Ежедневное взаимодействие в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы на месяц

С музыкальным руководителем

1. Написание сценариев, обсуждение, подготовка, организация и проведение праздников, досугов в соответствии с годовым планом

2. Организация и проведение утренних гимнастик на младших и средних группах с музыкальным сопровождением

С родителями воспитанников

1. Непосредственное:

- проведение открытых мероприятий (НООД, досугов, праздников) с участием родителей в детском саду

- подготовка и участие в соревнованиях

- участие в проведении родительских собраний

2. Опосредственное:

- фото-выставки, тематические выставки, домашние задания, анкетирование

С медицинскими работниками

С врачом и старшей медицинской сестрой

1. разработка методических рекомендаций по работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья

2. Обсуждение вопросов по организации физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с СанПиНами, анализ медико-педагогического контроля над различными формами этой работы

3. Допуск детей, имеющих высокий уровень ФП к участию в соревнованиях

4. Ежедневный учет детей, пришедших после болезни, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода по рекомендациям специалистов

Инструктор

 по

физической культуре

С заведующим, со старшим воспитателем

1. Выбор и адаптация парциональной программы

2. подбор методической литературы

3. Составление сетки      НООД

4. Планирование работы

5. Разработка выступлений, докладов

6. Изучение и внедрение передового опыта работы

7. Обобщение опыта работы

8. Обсуждение проблем и путей устранения недостатков в работе

9. Помощь в организации и проведении открытых мероприятий

10. Педагогический контроль, анализ усвоения программы, уровня ФП

11. Помощь в оснащении педагогического процесса

С педагогом-психологом

1. Консультация об использовании наиболее приемлемых методов в общении с детьми для создания комфортной среды


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №461 Выступление на семинаре-практикуме для инструкторов по физической культуре и воспитателей на тему : « Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГТ» Выполнил: воспитатель Котомкина М.Л.

Слайд 2

Планирование «...распределение физических упражнений и приемов их проведения в разных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени» Кенеман А. В., Хухлаева Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» «...программирование содержания и форм физкультурной работы, направленной на конечный результат» Шебеко В. Н. и др. « Физическое воспитание дошкольников»

Слайд 3

СТРУКТУРА ПЛАНИРОВАНИЯ

Слайд 4

Интеграция – это объединение в целом каких – либо частей или элементов в процессе развития.

Слайд 6

Варианты организации образовательного процесса Проектирование Организация разных видов деятельности подчиненных одной теме и на основе интеграции (охватывая все образовательные области)

Слайд 7

Схема взаимодействия С воспитателями 1. Проведение консультаций, семинаров в соответствии с годовым планом инструктора по физической культуре 2. Ежедневное взаимодействие в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы на месяц С музыкальным руководителем 1. Написание сценариев, обсуждение, подготовка, организация и проведение праздников, досугов в соответствии с годовым планом 2. Организация и проведение утренних гимнастик на младших и средних группах с музыкальным сопровождением С родителями воспитанников 1. Непосредственное: - проведение открытых мероприятий (НООД, досугов, праздников) с участием родителей в детском саду - подготовка и участие в соревнованиях - участие в проведении родительских собраний 2. Опосредственное : - фото-выставки , тематические выставки, домашние задания, анкетирование С медицинскими работниками С врачом и старшей медицинской сестрой 1. разработка методических рекомендаций по работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья 2. Обсуждение вопросов по организации физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с СанПиНами , анализ медико-педагогического контроля над различными формами этой работы 3. Допуск детей, имеющих высокий уровень ФП к участию в соревнованиях 4. Ежедневный учет детей, пришедших после болезни, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода по рекомендациям специалистов инструктор по физической культуре С заведующим, со старшим воспитателем 1. Выбор и адаптация парциональной программы 2. подбор методической литературы 3. Составление сетки НООД 4. Планирование работы 5. Разработка выступлений, докладов 6. Изучение и внедрение передового опыта работы 7. Обобщение опыта работы 8. Обсуждение проблем и путей устранения недостатков в работе 9. Помощь в организации и проведении открытых мероприятий 10. Педагогический контроль, анализ усвоения программы, уровня ФП 11. Помощь в оснащении педагогического процесса С педагогом-психологом 1. Консультация об использовании наиболее приемлемых методов в общении с детьми для создания комфортной среды

Слайд 8

Расписание НООД на неделю Тема недели Весна идет, Весне дорогу Литературное произведение Р.Н.С. «Как Весна Зиму поборола» Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 1. Коммуникация /знакомство с буквой/ 2. Музыка 1. Познание /познавательное развитие/ «Как приходит к нам Весна» 2. Познание /математика/ «Как Весна Зиму поборола» 3. ФИЗО на прогулке «Пробуждение природы» на подвижных играх 1. Коммуникация /развитие речи и ознакомление с худ.литературой/ «Продолжаем учиться говорить и рассказывать» (используются картинки с изображением весенних изменений в природе) 2. Музыка 3. Художественное творчество /рисование/ «Волшебные картинки» ТРИЗ – метод системного оператора 1. ФИЗО «Солнечные зайчики» 2. Познание /математика/ « Отрицательное число и температура» 3. Художественное творчество /лепка/ «Украшаем вылепленные изделия нанесением на глину фактуры с помощью ткани» 1. ФИЗО «Кораблики» 2. Познание /конструирование/ «Пано птицы» оригами ННОД (виды и формы совместной деятельности педагогов с детьми)

Слайд 9

Максимально опираться на имеющийся у детей познавательный опыт; Активизировать образы и представления, хранящиеся в их долговременной памяти; Устанавливать ассоциативные связи между различными объектами и явлениями окружающего мира; Формировать у детей предпосылки целостного представления об окружающем мире; Развивать социально-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Слайд 10

Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы Область «Физическая культура» «Здоровье» В части по охране и укреплению физического и психического здоровья «Социализация» Приобщение к ценностям физической культуры Формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной деятельности «Труд» Накоплении опыта двигательной активности «Музыка» Развитие музыкально – ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей « Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в двигательной активности и физического совершенствования - Игровое общение «Познание» В части двигательной активности, как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности

Слайд 11

Реализация образовательной области «Физическая культура» в разных формах работы с детьми Самостоятельные игры детей Просмотр и обсуждение видеофильмов о спорте Чтение и обсуждение статей о спорте Создание проблемных ситуаций Изготовление физкультурного инвентаря для спортивных игр Игры на свежем воздухе Игры по степени подвижности Викторины, спортивные досуги Развлечения: «День здоровья» и т.д. Утренняя гимнастика, гимнастика после сна Физкультурные занятия Комплексы закаливающих процедур Рассматривание и обсуждение схем, иллюстраций и др.

Слайд 12

Перспективное планирование Интегрированные задачи НООД по ФРД ООД Включение родителей в образовательный процесс ( ВРвОП ) Режим ные моменты Организованная индивидуальная образовательная деятельность Формы представ ления достижений в ОФК

Слайд 13

Календарное планирование Части НООД Образовательные задачи и оздоровительные задачи Содержание дозировка Методы Условия Мотивацион ная Основная Заключитель ная

Слайд 14

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

Слайд 15

Предметно-развивающая среда в группах

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГТ.

Одним из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) является следующее:«Программа должна основываться на ...

Презентация "Модульный принцип организации педагогического процесса"

«Модульный принцип организации педагогического процесса, как способ развития познавательной активности детей»Из опыта работы«Знание — это абсолютная ценность...

Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...

Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ.

Модуль - это логическая нить, объединяющая группу занятий по разным видам деятельности. Отличительная особенность модуля - это наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое. Сюжет веде...

Примерное комплексно- тематическое планирование (Модель организации педагогического процесса)

Примерное комплексно- тематическое планирование (Модель организации педагогического процесса) поможет воспитателю правильно и граммотно организовать работу с детьми. Данное планирование позволяет...

Современные технологии организации педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО.

План:·        1 Понятие и основные признаки педагогической технологии. ·        2 Технологии по ФГОС в детском саду. ·        3 Ме...

Консультация для педагогов ”Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ”.

Консультация для педагогов”Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ”.      Основной линией в сегодняшней реформе образования является использов...