Консультация для педагогов ”Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ”.
консультация (младшая группа)

Консультация для педагогов

”Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ”.

      Основной линией в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий, что позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская учебных перегрузок и исключая возникновение неврозов. В центре внимания находится личностноориентированное отношение к ребенку и связанные с ним педагогика сотрудничества и развития.  

       Вниманию педагогического сообщества представлен модульный принцип организации педагогического процесса, который  используется в работе воспитателя, особенно активно в развитии мелкой моторики воспитанников. Как всякий законченный узел, модуль имеет начало (завязку), основную часть и завершение – заключение – итоговое занятие.  Хочется подчеркнуть, что внедрение модульного принципа не означает отказа от программы, по которой работает детский сад. Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности, поэтому они являются составной частью педагогического процесса, и не увеличивают общую нагрузку на детей.  

        Отличие модуля от цикла занятий:

 · в модуль включаются занятия по всем видам деятельности, а цикл, как правило, организуется в пределах одного вида деятельности;  

· в модуле практически все занятия являются комплексными;

 · термину «занятие» возвращается исходный смысл, т.к. дети все время заняты (вплоть до бытового разговора в повседневной деятельности); тем самым слово «занятие» перестает быть синонимом урока;  

· модуль в отличие от цикла имеет сюжет, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более);  

· в модуле педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей;  

· деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, потому что эти знания совершенно реально понадобится им сегодня или в ближайшем будущем;

 · в модульной системе обучения все занятия объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет, делает педагогическй процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре.

         Воспитательная ценность модуля заключается в том, что он позволяет охватить все стороны воспитания.

      Прежде всего необходимо составить перспективное планирование, которое включает в себя серию занятий по развитию мелкой моторики рук. На всех занятиях дети работают с большим интересом. Этому способствует игровая ситуация, развивающаяся на протяжении всего модуля. На занятиях модуля решаются различные взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны развития ребенка. В главном сюжете модуля появляется игрушка «Перчаточка». Вдруг она оживает и становится «говорящим». Ему хочется больше узнать о себе самом и найти друзей; он просит помочь детей ему в этом. Дети видят реальную цель – помочь Перчаточке найти друзей, побольше показать герою о нем самом с помощью рук, это способствует формированию целеполагания и, как следствие, более осознанному восприятию знаний.

        В данном модуле представлена следующая серия занятий:  

1. «Как появилась Перчаточка»  

2. «Где растут фрукты»

 3. «Что нужно фруктом для хорошего роста»

 4. «Какие фрукты можно увидеть на дереве»

 5. «Собираем и считаем хороший урожай»

 6. «Что происходит с фруктами в разное время года»   

7. «Осенний натюрморт»  

8. «Осенняя ярмарка»

 9. «Перчаточка и его друзья угощают ребят»  

10.Придумывание сказки и оформление книги детьми «Как Перчаточка нашла себе друзей».

           Хочется отметить, что серия занятий, включенная в модуль, прежде всего, направлена на развитие мелкой моторики рук. Применяя различные формы организации, методы и приемы преподавания развития мелкой моторики и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний протекает более интересно, живо и без утомления дошкольников. Чтобы деятельность на занятии была более продуктивной и интересной необходимо включать такие формы работы, как: мини сказки-загадки, драматизации, наблюдения, экскурсии, беседы, опытно-экспериментальную деятельность, конкурсы: «хорошо-плохо», «вредно-полезно», «что сначала-что потом», «определи на вкус», т.д. Оформление совместно с детьми альбомов по темам модуля.  

       Как показывает практика, качественная реализация задач, развития мелкой моторики рук  детей в ДОУ возможна только на основе комплексного подхода. Задачи развития мелкой моторики через игру в рамках модуля решаться не только на всех видах занятий в детском саду, но и в процессе совместной деятельности детей с взрослыми – специалистами ДОУ, а также в процессе самостоятельной деятельности дошкольников.  

     В этой связи организация комплексного взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ становится важным условием создания единого образовательного пространства для воспитанников.  

     Главными помощниками в реализации модуля являются родители, т.к. именно они оказывает решающее воздействие на ребенка. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий по развитию мелкой моторики, значительно дополняют работу дошкольного учреждения в этом направлении. Необходимо оказывать родителям необходимую методическую помощь по вопросам создания развивающей среды в семье и адекватного семейного воспитания ребенка.  

        Модульная технология, применяемая в работе воспитателя, помогает целенаправленно управлять специально организованным процессом развития мелкой моторики рук дошкольников и получить высокие результаты. Работа, проводимая по развитию мелкой моторики рук, поможет максимально соответственно возрасту развить воспитанников, познанию окружающего мира, что станет надежным фундаментом для дальнейшего обучения и воспитания детей в условиях школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

”Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ”.

      Основной линией в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий, что позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская учебных перегрузок и исключая возникновение неврозов. В центре внимания находится личностноориентированное отношение к ребенку и связанные с ним педагогика сотрудничества и развития.  

       Вниманию педагогического сообщества представлен модульный принцип организации педагогического процесса, который  используется в работе воспитателя, особенно активно в развитии мелкой моторики воспитанников. Как всякий законченный узел, модуль имеет начало (завязку), основную часть и завершение – заключение – итоговое занятие.  Хочется подчеркнуть, что внедрение модульного принципа не означает отказа от программы, по которой работает детский сад. Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности, поэтому они являются составной частью педагогического процесса, и не увеличивают общую нагрузку на детей.  

        Отличие модуля от цикла занятий:

  в модуль включаются занятия по всем видам деятельности, а цикл, как правило, организуется в пределах одного вида деятельности;  

 в модуле практически все занятия являются комплексными;

  термину «занятие» возвращается исходный смысл, т.к. дети все время заняты (вплоть до бытового разговора в повседневной деятельности); тем самым слово «занятие» перестает быть синонимом урока;  

 модуль в отличие от цикла имеет сюжет, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более);  

 в модуле педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей;  

 деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, потому что эти знания совершенно реально понадобится им сегодня или в ближайшем будущем;

  в модульной системе обучения все занятия объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет, делает педагогическй процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре.

         Воспитательная ценность модуля заключается в том, что он позволяет охватить все стороны воспитания.

      Прежде всего необходимо составить перспективное планирование, которое включает в себя серию занятий по развитию мелкой моторики рук. На всех занятиях дети работают с большим интересом. Этому способствует игровая ситуация, развивающаяся на протяжении всего модуля. На занятиях модуля решаются различные взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны развития ребенка. В главном сюжете модуля появляется игрушка «Перчаточка». Вдруг она оживает и становится «говорящим». Ему хочется больше узнать о себе самом и найти друзей; он просит помочь детей ему в этом. Дети видят реальную цель – помочь Перчаточке найти друзей, побольше показать герою о нем самом с помощью рук, это способствует формированию целеполагания и, как следствие, более осознанному восприятию знаний.

        В данном модуле представлена следующая серия занятий:  

1. «Как появилась Перчаточка»  

2. «Где растут фрукты»

 3. «Что нужно фруктом для хорошего роста»

 4. «Какие фрукты можно увидеть на дереве»

 5. «Собираем и считаем хороший урожай»

 6. «Что происходит с фруктами в разное время года»  

7. «Осенний натюрморт»  

8. «Осенняя ярмарка»

 9. «Перчаточка и его друзья угощают ребят»  

10.Придумывание сказки и оформление книги детьми «Как Перчаточка нашла себе друзей».

           Хочется отметить, что серия занятий, включенная в модуль, прежде всего, направлена на развитие мелкой моторики рук. Применяя различные формы организации, методы и приемы преподавания развития мелкой моторики и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний протекает более интересно, живо и без утомления дошкольников. Чтобы деятельность на занятии была более продуктивной и интересной необходимо включать такие формы работы, как: мини сказки-загадки, драматизации, наблюдения, экскурсии, беседы, опытно-экспериментальную деятельность, конкурсы: «хорошо-плохо», «вредно-полезно», «что сначала-что потом», «определи на вкус», т.д. Оформление совместно с детьми альбомов по темам модуля.  

       Как показывает практика, качественная реализация задач, развития мелкой моторики рук  детей в ДОУ возможна только на основе комплексного подхода. Задачи развития мелкой моторики через игру в рамках модуля решаться не только на всех видах занятий в детском саду, но и в процессе совместной деятельности детей с взрослыми – специалистами ДОУ, а также в процессе самостоятельной деятельности дошкольников.  

     В этой связи организация комплексного взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ становится важным условием создания единого образовательного пространства для воспитанников.  

     Главными помощниками в реализации модуля являются родители, т.к. именно они оказывает решающее воздействие на ребенка. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий по развитию мелкой моторики, значительно дополняют работу дошкольного учреждения в этом направлении. Необходимо оказывать родителям необходимую методическую помощь по вопросам создания развивающей среды в семье и адекватного семейного воспитания ребенка.  

        Модульная технология, применяемая в работе воспитателя, помогает целенаправленно управлять специально организованным процессом развития мелкой моторики рук дошкольников и получить высокие результаты. Работа, проводимая по развитию мелкой моторики рук, поможет максимально соответственно возрасту развить воспитанников, познанию окружающего мира, что станет надежным фундаментом для дальнейшего обучения и воспитания детей в условиях школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГТ.

Одним из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) является следующее:«Программа должна основываться на ...

Презентация "Модульный принцип организации педагогического процесса"

«Модульный принцип организации педагогического процесса, как способ развития познавательной активности детей»Из опыта работы«Знание — это абсолютная ценность...

Семинар для педагогов «Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»

Семинар для педагогов с использованием мульмимедийной презентации...

Презентация к семинару «Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»

Презентация разработана для семинара "Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ" для педагогов. Сам семинар см. в моих публикациях....

Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ.

Модуль - это логическая нить, объединяющая группу занятий по разным видам деятельности. Отличительная особенность модуля - это наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое. Сюжет веде...

Модульный принцип организации образовательного процесса в ДОУ

Модульный принцип организации образовател ног процесса является неотъемлемой частью обучения и образования детей дошкольного возраста играя, это объединения всех видов деятельности через игру на протя...