Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду
материал (младшая группа) на тему

тренина лариса владимировна

Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя  в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по – настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза , но мы можем сделать многое : понять ребенка , принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»

Тема семинара:

 «Психолого-педагогический подход к развитию детей с аутизмом. Организация образовательной работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра»

Тема доклада

«Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду»

 

Подготовила воспитатель: Тренина Л.В.

г.п. Андра , 2014 г

  Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя  в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по – настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза , но мы можем сделать многое : понять ребенка , принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

        За  время работы с ребенком мы пользуемся определенными психологическими установками:

      --Доброжелательность. Агрессия взрослых – препятствие на пути к установлению положительного контакта.

      -Целеустремленность. Только ежедневное обучение позволит ребенку осваивать новые умения.

   -Терпимость по отношению к ребенку.  Длительная  работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.

      - Внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка.

      - Стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.

   -Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.

       ---Требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.

    ----Нельзя позволять ребенку управлять собой.

      Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала ДОУ. Такой ребенок требует дополнительного внимания, которое может проявляться, в частности , в следующем:

     Во – первых, мы стараемся помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе , поэтому комментируем для него все происходящее и намечаемые действия ( «Сейчас все собираются на музыкальное занятие , и ты тоже пойдешь на него ; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).

     Во –вторых,  помогаем ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараемся вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом  не просто пресекаем недопустимые поведенческие проявления, но и, сохраняем доброжелательность, обучаем ребенка более «правильным», социально приемлемым  способам взаимодействия со сверстниками  («Подожди, отбирать игрушку без спроса нельзя.» Надо попросить : «дай поиграть»). Предлагаемая ребенку речевая формула  зависит от уровня его речевых возможностей. Передавая по окончании дня ребенка родителям, мы «вместе» с ним кратко  перебираем произошедшие  за день события , рассказывая родителям, «как мы все жили сегодня».

    Конечно, такие меры требуют от нас, сотрудников детского сада, большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным.

     

Наблюдение

Когда ребенок начал ходить в наше ДОУ, мы наблюдали за ним в течение нескольких дней. Сначала понаблюдали пассивно и незаметно, сведя к минимуму перемещения по группе. После пассивного наблюдения пытались стать более активным наблюдателем. Обращали внимание на характер траектории и ритм перемещения малыша по комнате, посмотрели, какие предметы его притягивают;  одинаково ли  негативно он реагирует на прикосновения к разным частям тела; нравится ли ему стишки, песенки. Оценивали, одинаково ли смотрит ребенок на нас с разного расстояния и в разных позах, так как знали, что многие дети  избегают контакта глазами.  Как правило, первые несколько занятий приходилось чередовать очень тесный контакт с прямым взглядом в глаза и  перерывами во взаимодействии. Когда ребенок стал допускать наше присутствие поблизости , пробовали просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все , что он делает радостно, но не очень громко. Избегали прямого взгляда в глаза. Если контакт с ребенком по каким- то причинам нарушался , начинали сначала – садились на прежнее место и наблюдали, пока ребенок снова не переставал нас бояться. Как правило, нарушенный контакт восстановить легче, чем построить его впервые.

    Теперь мы знаем, что привлекает ребенка. Учитывая это, используем разные виды взаимодействия  как по отдельности (если какой-то из вариантов ребенок пока не допускает), так и одновременно в течении одного занятия. Но помним, что у ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС) обязательно должен быть отдых от взаимодействия, причем первое время периоды такого отдыха преобладали.

Сенсорные игры

Если мы замечали, что ребенок предпочитает гладить предметы, стучать ими и слушать их звук, или любит играть с водой или песком, или смотрит на блики и тени, - то использовали для установления более прочного и устойчивого взаимодействия. Пробовали присоединиться к нему, радостно, но не очень громко комментируя. Во время прогулки вместе играли  в песке: пересыпали, просеивали, подбрасывали и т.д. Как и любое взаимодействие с ребенком, в том числе и обычным , наши действия были  эмоционально насыщенными , живыми , даже несколько утрированными – как с малышом 1-2 лет. Прекрасно проходят и всевозможные игры с водой: от простых переливаний и разбрызгивания до окрашивания воды в прозрачных бутылочках. Хороший материал для сенсорных игр – крупа (мы используем фасоль), куда можно зарывать мелкие предметы, а потом отыскивать их. Можно  положить в тазик с фасолью 5-10 игрушек одного вида. Их достают и кладут в разные мисочки. При этом игра не должна пресыщать, поэтому количество игрушек и время игры увеличивается постепенно.

 Основное в таких играх – разделенное переживание. С одной стороны, оно является способом установления контакта, а с другой – становится основой взаимодействия и создает базу для возникновения разделенного внимания, вокруг которого строится вся остальная деятельность.

  Аутичный  ребенок видит смысл какой – либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: ребенок должен знать , что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. С этой целью в группе, где находится аутичный ребенок, мы разместили так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, схему, отражающую в нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, мы разместили на шкафчике. 

     Ребенок с удовольствием складывает мозаики и головоломки. Они доступны и понятны ему. Особым увлечением его является рисование, может в течение длительного времени разрисовывать свою «любимую» тетрадь.

     Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей- аутистов и имея в копилке «набор» приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

в статье кратко рассмотрены основные проблеиы адаптации ребенка ясельного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и пути р их решения....

Музыкотерапия как средство адаптации детей группы ранней социализации к условиям детского сада.

В статье рассматривается тема психологической, педагогической помощи к адаптации и подготовки к детскому саду с помощью музыкотерапии. Представлены этапы музыкальной терапии и их задачи....

"Адаптация ребенка в первые дни пребывания в детском саду"

Приход ребенка в детский сад – это важный этап в вашей и его жизни. Сколько интересного и нужного откроет ребенок в нем, сколько трудностей преодолеет, сколько радости испытает! Тем важно знать про ос...

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду

Полезные советы родителям в период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду...

Адаптация ребенка с 3-4 лет к детскому саду

Консультация для родителей...

"Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

Рекомендации для родителей, которые планируют отдать своих малышей в детский сад. Материал также будет полезен воспитателям ДОУ....