Инновационный педагогический опыт
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Забатурина Ирина Александровна

«Приобщение детей  к истокам  русской народной культуры» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_opyt_zabaturina_i.a.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок»

 Инновационный педагогический  опыт

по теме: «Приобщение детей  к истокам  русской народной культуры»

Забатуриной Ирины Александровны

воспитателя первой

квалификационной категории

с. Большие Березники,

2016г

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования).

 В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни хороводы, воспитатели привлекают детей к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остается актуальной, что подчеркивается Государственной программой: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» и обуславливает выбор темы настоящего опыта: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

 Считаю, что приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности. Именно поэтому родная культура, русское творчество, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В различных разделах  основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания   «От рождение до школы»  (под.ред Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: Мозаика — Синтез, 2013), по которой успешно работает наш детский сад, прописаны задачи по ознакомлению детей с народной культурой:

  • расширение представлений о русском народном искусстве,
  • о народном быте, культуре, о традициях и обычаях;
  • накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства;
  • обогащение детского замысла яркими впечатлениями через

художественную литературу, музыкально - театральную деятельность; приобщение детей к народным играм.

Перед педагогами стоит задача помочь детям постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народного творчества. Важно не просто добиться механического воспроизведения игр, песен, закличек, а вернуть им живое, естественное существование.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов.

Изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу позволило мне выбрать и применить на практике наиболее актуальные, интересные и подходящие к нашим условиям, уровню развития детей формы организации и методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы. 

Основой моей работы стала программа О. Л. Князевой,                   М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности

Задачи:

  1. Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением.
  2. Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.
  3. Знакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
  4. Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
  5. Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству.
  6. Познакомить детей с народным месяцесловом.
  7. Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

Содержание работы:

- Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).

-Широкое использование фольклора (фольклор - источник познавательного и нравственного развития детей).

-Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека).

-Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры.

-Знакомство с русскими народными играми (в них заключается огромный потенциал для физического и умственного развития ребенка).

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций о русском быте.
  • Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

  • Организованная непосредственно образовательная деятельность.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
  • Организация конкурсов рисунков и поделок
  • Посещение тематических выставок
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
  • Встреча с интересными людьми.

С уверенностью можно сказать, что большинство детей, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

В своей работе над этой темой я выдвинула следующие приоритеты:

1.Создание атмосферы национального быта.

Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

2.Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.)

3.Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

4.Знакомство с народным искусством.

5.Знакомство с русскими народными играми.

Поставив перед собой задачу, познакомить детей с народными традициями, я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.

В группе создана предметно-развивающая среда в русском народном стиле. Уголки украшены Городецкой росписью, собраны предметы русского народного быта.

Традиционно раз в месяц в группе мы отмечаем именины. На столе - самовар, воздаются почести праздничному караваю. Обязательно в этот день к детям приходят любимые герои русских народных сказок, проводим весёлые подвижные игры, пляски и хороводы. Детей подвожу к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Рассказываю о назначении кухонной утвари. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол».

В повседневной жизни использую потешки, пестушки, прибаутки. Сколько в этих незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности.

Очень интересно ребятам знакомство с пословицами, поговорками, загадками, любят они и частушки.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В рождество дети ходили со «звездой» - славили Христа, на Святках поздравляли детей из соседней группы колядкой, встречали и провожали Масленицу, зазывали весну, закликали птиц.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Дети любят играть в русские народные игры. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, ловкость, приучают к сообразительности, вниманию. В русские народные игры мы с детьми играем на улице, в группе, на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре. Ребята любят играть в такие игры как «Жмурки», «В углы», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси – лебеди». Разучиваем прибаутки, считалки, скороговорки – всё это делает процесс игры более интересным и содержательным.

В детском саду  имеется множество игрушек и других предметов украшенных городецкой росписью, хохломской росписью, дымковская игрушка, здесь и происходит знакомство детей с этими видами народного творчества. Ребята с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц на кухонных досках и панно, лепят, рисуют, лучшими работами оформляем группу.

Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.

Наличие теоретической базы. Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Малахова Л., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. , Зацепина М.Б. , Князевой О.Л. , Маханевой М.Д. и других.

Ведущая педагогическая идея заключается в том, что если знакомить детей 4-6лет с русской народной  культурой через знакомство с русским народным творчеством, играми, календарными праздниками это будет способствовать формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

         Оптимальность и эффективность средств.

 Практика показывает, что легкость и непринужденность применения игровых форм в разных видах деятельности во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между поколениями "дедов" и "внуков". При знакомстве детей с народной культурой совершается активное творческое усвоение многих, казавшихся уже отмерших и застывших традиций народной культуры, многих полезных истин из "бабушкиного сундучка". Опираясь на образовательную программу Князевой О.Л. и Маханевой М.Д., я составила перспективные планы совместной деятельности с детьми по месяцам для каждой возрастной группы. Одновременно пополняла развивающую среду необходимыми предметами народного быта, изготавливала пособия к занятиям, атрибуты к играм, по крупицам собирала материал, создавая картотеки. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают мне "разговорить" детей. 

Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с песенками "Водичка, водичка...", "Расти, коса..." и другими. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в "дочки - матери", как бережно относились к своим куклам.

Дети взрослели, и нужно было подбирать фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д., в зависимости от того, о чем песня. Например, в потешке:

Тень, тень, потетень,

выше города плетень,

Сели звери под плетень,

похвалялися весь день….

Далеко не все дети могли передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок в группе мог сыграть любую роль. В старших группах много времени уделялось рассказыванию сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Среди детей неоднократно проходили конкурсы на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок, например, "Что за чудо эти сказки...", "Кого встретил Колобок?". Проводились игры - драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Этот этап самый кропотливый, но и самый интересный.

Часто использовался и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: "Семеро одного не ждут", "Поспешишь - людей насмешишь".

Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: "Весна красна цветами, а осень богата плодами", "Март с водой, апрель - с травой" и другие.

Изучая пословицы о труде, дети оказались моими активными помощниками в создании картотеки пословиц и поговорок. Они дома с родителями отыскивали их, а в детском саду мы вместе объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно их применять. Ребята часто подбадривали друг друга: "Терпение и труд все перетрут", "Дело мастера боится", "Закончил дело - гуляй смело". На досуге проводились соревнования "Продолжи пословицу".

Занимательным и интересным было знакомство детей с народным месяцесловом - земледельческим народным календарем. Многолетний опыт русских людей, любовь к природе, всевозможные метеорологические и агрономические знания в красочной форме пословиц и поговорок донес до сегодняшних дней автор книги "Народный месяцеслов" Г.Д. Рыженков. Дети наблюдали явления природы на прогулках, отмечали изменения погоды, старались запомнить приметы, пословицы, старинные названия месяцев: "Июнь - разноцвет", "Октябрь - грязник", "Февраль - вьюговей" и другие.

Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры и упражнения, полезные для детского ума - это загадки: "Кто и что это?", "Я загадаю, а ты отгадай", "Подскажи словечко". Поначалу непросто было научить детей отгадывать загадки. Но при внесении игрушек, при наблюдениях, при использовании загадок - рифмовок дети полюбили их. С нетерпением ждали они вечеров загадок, когда к ним приходила бабушка - загадушка. Она приносила в своей корзине природный и бросовый материал для изготовления поделки — отгадки к новой загадке.

Традиционными в группе стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества. На них приглашали детей из других групп и сотрудников детсада.

Большое  значение в работе придавалось обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Даже научив детей свободно общаться с традиционной игрой, нельзя еще достичь главной цели - чтобы дети играли сами, без участия взрослых. Это одна из проблем - дети очень мало и неохотно играют в сложные игры, если ими не руководят взрослые. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих игровых навыков. Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, мы знакомили их с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривали с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывали национальными обычаями, фольклором. Рассказывали о сюжете игры, поясняли роль водящего, применяли считалки.

Дети узнали множество различных игр: "Гуси - лебеди", "Горшки", "Мак", "Плетень", "Взятие снежного городка", "Жмурки" и многие другие. В ходе любой игры мы привлекали внимание детей к ее содержанию, следили за физической нагрузкой, поддерживали эмоционально - положительное настроение, взаимоотношения детей. Одним словом, стремились научить детей самостоятельно и с удовольствием играть

В группе созданы необходимые условия для игр. В доступном месте - маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр. Была оформлена выставка, содержащая предметы старины (ухват, чугуны, туеса, самовар и др.).

Почти все музыкальные занятия включают в себя хороводные игры, элементы фольклора, использование народных инструментов. На физкультурных занятиях разучены народные игры с предметами: "Удочка", "В царя", "Соловей" и другие. Народные игры способствуют воспитанию мыслительной активности, физическому развитию детей. Каждая игра ставит ребенка в такую ситуацию, когда его ум должен работать живо и энергично. В результате его действия становятся все более осмысленными и целенаправленными.

Мною разработана система работы по ознакомлению с русской народной культурой в разных возрастных группах.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. В течение нескольких  лет мамы и папы помогали создавать мини - музей в детском саду, собирая по крупицам старинные предметы быта, где дети увидели прялку в действии, "варили" обед в чугунке, пили чай из самовара. Организовывали вместе выставки народного рукоделия, старинной посуды, открыток, одежды, игрушек. Также родители с большим интересом ежегодно принимали участие в проведении народных праздников и развлечений. Традиционными стали проводы масленицы, осенины, Рождественские колядки, праздник русской березки. Проводились развлечения с приглашением бабушек "Посиделки", "Бабушкины игры"; конкурсы "Коса - девичья краса", "Наши руки не знают скуки" и многие другие. По родительской инициативе в группе оформлен альбом "Уголок России", где собраны рисунки взрослых о своей малой родине. Чтобы поддерживать интерес детей, побуждать их к участию в играх, к труду, изготовлению поделок; развивать эмоциональную отзывчивость, мне необходимо было планировать свою работу, привлекая разных специалистов. Инструктор по физкультуре помогала в разучивании и приобщении детей к русским народным играм в помещении и на улице. В тесном контакте велась работа с музыкальным руководителем. Дети играли на разных музыкальных инструментах, слушали  русскую народную музыку. Полученные знания и впечатления дети отражали в самостоятельной и совместной деятельности, режиссерских, подвижных и сюжетно - ролевых играх. Звучание детского фольклора, наличие предметов декоративно - прикладного искусства, игры, хороводы до сих пор непринужденно присутствуют в нашей группе

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения воспитанников)

Была проделана огромная работа по изучению темы, составлению конспектов занятий и сценариев народных праздников - всего того, что постепенно складывалось в систему. Мы старались соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни, начиная с младшего дошкольного возраста.

 Большую роль в системе работы с детьми отвела народному искусству - творчеству русских умельцев, разным видам росписи, народной вышивки; работе детей с тканью и тестом.

 Жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, свою группу. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий.

В итоге многолетней работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством у нас появились новые подходы к планированию совместной деятельности, проведению интегрированных занятий, целевых прогулок и экскурсий.

Было проведено диагностическое обследование детей средней  группы в начале и в конце учебного года. В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, элементарная трудовая деятельность и др.) Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний по народной культуре.

Индивидуальные беседы с использованием детской литературы, предметных и сюжетных картинок, сохранение и анализ продуктов детского творчества, игровые приемы дали нам возможность получить достоверные данные о накопленном опыте детей и сделать вывод об успешности проведенной работы в обучении детей.

Таким образом, педагогическая оценка помогла выстроить весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и всей группы детей в целом. Она дала возможность творчески подходить к обучению и воспитанию, получить хорошие результаты работы. Уровень развития детей, в основном, высокий и средний.

Отслеживание результатов помогло выявить, по каким критериям необходимо уточнить и дополнить знания детей, а именно:

- учить соотносить увиденное в природе с народными приметами;

 - учить запоминать названия народных праздников;

- больше давать представлений о народных промыслах.

Появились новые взгляды на обучение детей, на результативное освоение ими предлагаемого материала по всем разделам программы "От рождения до школы" (под. ред Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой , М.А.Васильевой - М.:  Мозаика -Синтез, 2013).

Возможность тиражирования.

- Распространение опыта педагогов в рамках дошкольного учреждения (педагогический совет, семинар - практикумы)

- Публикация инновационного опыта в сети Интернет и периодической печати

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками.

 В опыте представлены разработанные самостоятельно  конспекты занятий по теме «Русское народное творчество», дидактические игры, картотека народных игр, подобраны народные пословицы и поговорки, библиотека русских народных сказок, перспективные планы НОД и развлечений по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт старшего воспитателя по теме «Инновационные подходы в оздоровлении дошкольников и формировании у них потребности в здоровом образе жизни в условиях ДОУ»

Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры в дош...

Инновационный проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья", лауреат городского конкурса инновационных продуктов «Современная майкопская школа: вызовы и перспективы», 2012г.

Проект направлен на создание условий, поиск новых форм взаимодействия с родителями и социумом  для коммуникативного развития детей дошкольного возраста...

Инновационный проект (размещение собственного инновационного опыта)

« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».

«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...

Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"

В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...