Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"
проект (старшая группа) на тему

Жукова Юлия Владимировна

В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zashchita_prav_detsva.docx37.99 КБ

Предварительный просмотр:

  МБДОУ города Иркутска детский сад №145

Инновационный проект

 «Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства»

                                                       Авторский  коллектив:

                                   Ю.В. Жукова старший воспитатель

                                                       В.В. Романова воспитатель

                                                       Е.В. Киселёва воспитатель

                                                       К.Х Саакян воспитатель

                                                       И.В. Божедомова педагог – психолог

                                                       Е. Г. Загрядская педагог - психолог          

г. Иркутск 2016

Паспорт инновационного проекта

Название проекта

 «Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства»

Полное и краткое название организации,  где выполняется проект

МБДОУ города Иркутска детский сад №145

Адрес организации

 г. Иркутск, ул. Мира, 64

ФИО руководителя

Телефон

факс

Занина Лариса Иннокентьевна  

8 (3952) 32-82-93, 32-82-95

Руководитель проекта

Юлия Владимировна Жукова

Исполнители проекта

В.В. Романова

Е.В. Киселёвоа

К.Х. Саакян

И.В. Божедомова

Е. Г. Загрядская

Научный руководитель проекта

ОГАОУ ДПО ИРО,

кафедра развития образовательных систем

и инновационного проектирования

Предназначение проекта

  Определение стратегии и тактики инновационного развития дошкольной образовательной организации в объединении ресурсов социальных институтов по обеспечению

 защиты прав ребенка.

Год начала проекта

 2016год

Год окончания

 2018 год

  1. Проблема, на решение которой направлен

инновационный проект

ФГОС дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и реализует один из основных принципов: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду[1].

Очевидно, что Детство является важнейшим этапом развития личности ребенка, имеющим самостоятельную ценность периода в его жизни. Однако Детство, его специфические особенности до сих пор должным образом не изучены, отсутствует целостный комплексный подход, как к феномену, как к социально-педагогическому явлению.

Реализация государственной политики по улучшению положения детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации обусловлена стоящими перед обществом задачами, обозначенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепции развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года.

В рамках Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы определены основные проблемы в сфере Детства:

- недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;

- распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;

- социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);

- нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

- отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

Вместе с тем, разработанные законодательные акты и нормативно-правовые документы практически только декларируют права детей. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует эффективная система защиты Детства, не разработаны единые стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, механизм планомерного выполнения на межведомственном уровне положений Конвенции о правах ребенка и заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, не определен координирующий федеральный орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей.  

Анализ педагогической практики показывает, что у педагогов и воспитателей, специалистов дошкольных образовательных организаций представления о Детстве сужены и, хотя, традиционно признается, что успешность деятельности педагога в значительной степени обеспечивается его знанием возрастных и индивидуальных особенностей, тем не менее проблемы осознания закономерностей, характера, содержания и структуры процесса развития ребенка в детские годы, осознания скрытых возможностей его развития и саморазвития на каждом возрастном этапе, остаются в стороне.

Таким образом, проблема заключается в отсутствии эффективных механизмов взаимодействия образовательных организаций с семьями воспитанников и социальными институтами по защите прав детей. На разрешение данной проблемы направлен инновационный проект.

  1. Описание инновационного проекта

2.1. Актуальность инновационного проекта определяется стратегическими задачами российской образовательной политики, обусловливающими необходимость осмысления специфики и возможностей системы дошкольного образования детей в выполнении требований федеральных государственных образовательных стандартов. В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база, рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая «культуры достоинства» (А. Асмолов).

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Определение состояния Детства как основания воспроизводства и носителя будущего общества имеет особый смысл. Необходимо понимание Детства не как совокупности разновозрастного множества детей, а как особого целостно представленного социального явления воспроизводства общества.

Защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка провозглашена в качестве приоритета государственной политики в области воспитания.[2]

В Декларации ООН о правах детей, в Конвенции о правах детей и в других международных документах по данному вопросу провозглашены права ребенка (право на жизнь и безопасность; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на отдых и оздоровление; на семью; на защиту жилищных прав, право на заботу и защиту со стороны государства; на защиту от насилия и жестокого обращения и др.), но к сожалению, в реальной жизни многие из этих прав носят декларативный характер и часто нарушаются взрослыми.

По-прежнему имеют случаи семейно-бытового насилия, а также совершения правонарушений в отношении детей в семье, в общеобразовательных организациях. Корни этой проблемы, с одной стороны, - в незнании родителями, педагогами, специалистами ненасильственных способов воспитания, неумении или нежелании их применять; в отсутствии навыков регулирования своего эмоционального состояния и эмоций ребенка; в нехватке информации о ресурсах своевременной помощи. С другой стороны – в неумении представителей институтов детской социализации своевременно выявить высокий риск жестокого обращения с ребенком, нарушения его прав в семье, школах, детских садах и профессионально, без запугивания и угроз, организовать консультационную и реабилитационную работу как с семьей, педагогами, так и с самим ребенком.

Анализ обращений в психологическую службу детского сада с 2014 по 2015 учебный год  выявило следующие вопросы, лежащие в основе нарушений прав Детства:

− нарушения прав несовершеннолетних, проживающих в социально-неблагополучных семьях, при исполнении родителями родительских обязанностей;

− нарушения прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

− невыплата алиментов;

− семейные споры и конфликты;

  • споры в сфере имущественных и социальных прав, затрагивающих интересы несовершеннолетних;
  • вопросы воспитания дошкольников;
  • нарушений прав детей в образовательной среде.

Проблема Детства, всегда обострявшаяся в напряженной ситуации развития Общества, особую сложность приобретает в современных условиях.

Очевидно, что рассматривать феномен Детства с точки зрения правовой, социальной и психологической его защиты можно только в контексте взаимоотношений с миром взрослых. Но, на сегодняшний день, приходится признавать, что взаимодействие мира взрослых с миром детей имеет ряд существенных проблем. Многие исследователи указывают на кризис Детства, который проявляется в разрыве между миром взрослых и миром детей. В данной связи особенно актуально начинает звучать вопрос об ответственности взрослых перед детьми, о том, в чем конкретно она должна проявляться, в каких действиях выражаться.

Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, представляется возможным и необходимым знакомить детей о их правах и соответствующих документах в этой области уже в дошкольном возрасте, используя в работе педагогов дошкольной образовательной организации специфические методы и приемы, в частности культурные игровые практики, которые заявлены в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта и являются специфическими для данной возрастной группы видами детской деятельности.

Таким образом, проблема защиты прав ребенка в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства имеет многоаспектный характер, и её важно решать  на уровне детского сада, родителей, педагогов и специалистов. Важно привлекать к этой проблеме другие социальные институты, во взаимодействии с которыми необходимо выстраивать стройную и дееспособную, эффективную систему правовой защиты детей.

2.2. Инновационная идея проекта в создании системы социально-правовой защиты ребенка, пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей через систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры.

Данная идея может быть реализована только при условии консолидации усилий социальных и институтов.

В Проекте объединены усилия ученых АГАОУ ДПО «Института развития образования Иркутской области», специалистов аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, специалистов в области психологии, психиатрии, родителей, педагогов.

  1. Основные цели и задачи инновационного проекта

Цель инновационного проекта заключается в консолидации усилий социальных институтов, направленных на защиту прав детей раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования.

Задачи инновационного проекта: 

1.        Способствовать правовому просвещению педагогов, специалистов в области соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье и дошкольной образовательной организации.

2.        Обеспечить преемственность дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах воспитания ребенка.

3. Осуществить поддержку семейного воспитания на основе повышения их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности в вопросах формирования толерантного сознания, культуры ненасильственного действия.

4. Формировать у детей раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования готовность к бесконфликтному взаимодействию по защите своих прав и прав других людей в процессе освоения культурных практик.

  1. Этапы выполнения инновационного проекта.

Содержание деятельности на этапах реализации

инновационного проекта

1 этап (февраль 2016 г. – август 2016 г.) - подготовительный. Изучение нормативно-правовых документов и анализ практики в решении проблемы защиты прав детей; разработка критериев и показателей, обеспечивающих достижение цели и задач; поиск единомышленников, заинтересованных в сохранении самоценности Детства.

Основные результаты: разработка проекта, его обсуждение, проведение внутренней и внешней экспертизы; тиражирование и продвижение инновационной идеи проекта.

2 этап (сентябрь 2016 г. – август 2018 г.) - основной. Выполнение комплекса мер, направленных на выполнение цели и задач проекта; информационное, правовое, научно-методическое, психолого-педагогическое сопровождение педагогов, родителей и социальных партнеров дошкольных образовательных организаций в решении проблемы защиты прав детей; оказание адресной помощи семьям и их поддержка в вопросах обеспечения соблюдения прав и свобод ребенка и восстановления нарушенных прав детей; психолого-педагогическая поддержка детей, подвергшихся любом виду насилия.

Основные результаты: организация консультационного пункта и школы для родителей и педагогов по защите прав Детства; проведение психологических мероприятий направленных на формирование навыков бесконфликтного общения, регулирования своего эмоционального состояния у всех участников образовательного процесса; разработка цикла занятий по правовому воспитанию дошкольников; моделирование системы охраны и социально-правовой защиты прав ребенка.

3 этап (сентябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.) - обобщающий. Подведение итогов реализации проекта; научное системное осмысление результатов инновационной деятельности; обобщение и позиционирование лучшей педагогической практики, пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства и защищенного детства.  

Основной результат: создание системы охраны и социально-правовой защиты прав ребенка; повышение профессиональной компетентности педагогов в сохранении уникальности и самоценности детства; повышение педагогической и правовой компетентности родителей в вопросах формирования толерантного сознания, культуры ненасильственного действия; освоение культурных практик детьми дошкольного возраста, формирующих их готовность к бесконфликтному взаимодействию по защите своих прав и прав других;  системные изменения в дошкольных образовательных организациях, провозглашенных защиту прав и интересов детей в ДОУ.

  1. Механизмы реализации инновационного проекта

Реализация цели и задач инновационного проекта осуществляется с помощью 3-х взаимосвязанных монопроектов. Каждый монопроект представляет собой самостоятельный компонент, объединенный целевыми установками. При этом все монопроекты тесно взаимосвязаны, имеют единые ценностно-целевые ориентиры:

1.Монопроект «Защита детей-защита будущего» - воспитатель.

Руководитель: Саакян К.Х.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в правовых аспектах деятельности дошкольной образовательной организации.

  1. Монопроект «Мой ребенок – моя ценность»

Руководитель: Киселёва Е.В. – воспитатель.

Цель: повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей в охране и защите прав ребенка. 

  1. Монопроект «Азбука правовых знаний»

Руководитель: Жукова Ю.В. – старший воспитатель.

Цель: формирование у ребенка раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования готовности отстаивать и защищать свои права в процессе освоения культурных практик.

5. Критерии и показатели эффективности инновационного проекта:

  • наличие инновационного проекта и экспертного заключения по нему;
  • проведение плана мероприятий по инновационному проекту;
  • мониторинг удовлетворенности всех участников инновационного проекта;
  • положительная динамика показателей личного роста дошкольников.


[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимуллирование педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности

Стимуллирование педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности...

«Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

В статье говорится об использовании воспитателями инновационных технологий в ДОО....

Праздник детства «Сказочное путешествие по Цветочному городу», посвященный Всемирному дню защиты детей, для дошкольных образовательных организаций

Праздник детства«Сказочное путешествие по  Цветочному  городу»  посвященный Всемирному дню защиты детей, для дошкольных образовательных организаций...

"Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации"

Статья "Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации"...

Статья на тему: «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

Статья на тему: «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»...

Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации

Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации...

О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» Приказ 24.11.24.

О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» Приказ 24.11.24...