Статья на тему: «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»
статья

Юлия Сергеевна Каляпина

Статья на тему: «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx978.86 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила воспитатель

МКДОУ Нововоронежский детский сад №4

Каляпина Юлия Сергеевна

Консультация на тему: «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

В изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Образование все более ориентируется на создание таких технологий влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, которые обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Основной задачей дошкольных педагогов в настоящее время является выбор методов и форм организации работы с детьми, направленных на достижение позитивного результата в личностном развитии ребенка, оптимальных инновационных педагогических технологий, которые в большей мере соответствуют заявленной цели личностного развития воспитанников.

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда, как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса) (А.А. Адамский).

Понятие «инновация» трактуется как нововведение. В научной литературе русское слово «нововведение» определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы «новшества», вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Технология – это целенаправленный процесс (алгоритм действий), после выполнения которого, получается тот или иной результат.

Следовательно инновационная педагогическая технология – это определённые действия педагога, вносящие целенаправленные изменения в образовательную деятельность и позволяющие получить определённый педагогический результат в виде приобретённых детьми компетенций(усвоенных ими знаний, умений и навыков).

Использование инновационных технологий по силам каждому педагогу, а их внедрение способствует выходу дошкольного образования на качественно новый уровень, доказывающий обоснованность обозначения дошкольного детства как начальной ступени образования в системе общего образования личности.

Современные инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО [3], вступившего в силу с 01.01.2014года.

Цель внедрения инновационных педагогических технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОУ – улучшение качества дошкольного образования и профессиональных навыков педагога, формирование активности ребёнка в познании окружающей действительности, раскрытие индивидуальности в процессе взаимодействия между всеми субъектами воспитательно-образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями) [4].

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии;

Здоровьесберегающие педагогические технологии: целью здоровьесберегающих технологий является создание условий для обеспечения ребенку возможности сохранения здоровья, формирования у него необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для поддержки собственного здоровья и формирования представлений о здоровом образе жизни.

Они могут быть направлены;

на физическое развитие ребёнка посредством различных видов гимнастик (дыхательной, пальчиковой, зрительной, утренней, пробуждающей, динамической), закаливания (водой, воздухом, солнцем);

использование физкультминуток на занятиях и между ними; самомассажа;

они могут знакомить с культурой здоровья, могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, беседы, дидактические игры, логоритмику, физкультурные занятия, спортивные праздники, спортивные игры;

они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-);

релаксации;

Технологии проектной деятельности: их смысл заключается в проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом посредством создания проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умением и предъявленными требованиями.

Ответы на поставленные вопросы и знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проекты различаются по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные);

По продолжительности

(краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные);

По приоритетному методу

(творческие, игровые, исследовательские, информационные);

По тематике

(включают семью воспитанника, природу, общество, культурные ценности и другое).

Технологии исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность помогает ребёнку выявлять проблему и посредством ряда действий её решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Задача педагога состоит в создании специальных условий для экспериментальной деятельности, где ребёнок подобно учёному проводит исследования, экспериментирует, делает опыты и в результате своих действий получает ответ.

В содержании познавательно-исследовательской деятельности содержатся опыты (экспериментирование) с предметами и веществами, коллекционирование (классификационная работа), путешествие по карте и «реке времени».

Используются следующие методы и приёмы;

беседы,

постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения,

моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе), опыты,

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, подражание голосам и звукам природы,

использование художественного слова,

дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Целью информационно-коммуникационных технологий является развитие информационной компетентности дошкольников, формирование основ, элементов знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребёнку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, информационной, коммуникационной. Компьютер привлекателен для детей. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе.

Компьютер позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Использование ИКТ на занятиях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий, представляет возможность индивидуализации обучения. Использование слайдовых презентаций, анимации, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям.

Немаловажную роль имеет использование ИКТ в работе современного педагога.

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, (сканирование, интернет, принтер, презентация).

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, изготовление буклетов, памяток и другого печатного материала для родителей и педагогов.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

Оформление групповой документации, отчетов. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребёнка. Это учёт индивидуальных особенностей, интересов ребёнка, его возможностей и состояния. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи

ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам.

Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Игровые технологии

Игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Среди игр и игровых упражнений можно выделить:

Игры и упражнения, которые помогают выделять характерные признаки предметов, то есть учат сравнивать,

игры, которые помогают обобщать предметы по определённым признакам, игры, которые учат ребёнка отделять вымысел от реального,

игры, которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Использование инновационных технологий в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени.

Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям, связанным с их образовательным уровнем. Каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

В статье говорится об использовании воспитателями инновационных технологий в ДОО....

Статья на тему «Ребенок как субъект педагогического процесса дошкольной образовательной организации»

Жизнь быстротечна и как важно не ошибиться в выборе самого главного - призвания. По пришествию лет могу точно сказать мне повезло и удалось осуществить все свои детские, юношеские мечты и я не разу не...

"Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации"

Статья "Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации"...

Статья «Инновационная технология и деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Инновационная деятельность – это комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс.          ...

Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации

Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации...