"Формирование у незрячих детей навыков самообслуживания"
статья на тему

Щепочкина Гульнара Матилаевна

Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда – основная задача родителей. Чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет. Однако, не все родители понимают это. Чрезмерно опекая своих детей и делая за них то, что они должны учиться делать сами, оказывают им плохую услугу. В результате такие дети вырастают  беспомощными, неподготовленными для жизни в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у незрячих детей навыков самообслуживания

   Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда – основная задача родителей. Чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет. Однако, не все родители понимают это. Чрезмерно опекая своих детей и делая за них то, что они должны учиться делать сами, оказывают им плохую услугу. В результате такие дети вырастают  беспомощными, неподготовленными для жизни в коллективе.

       Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для развития  познавательной деятельности ребенка, следовательно, и для его психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности,  ребенку поневоле приходиться обследовать различные предметы и орудия. В результате ознакомительной деятельности у ребенка «формируются образы как самих предметов потребностей (видов пищи), так и средств (орудий) и способов их удовлетворения (ложка и ее действие)». Маленький слепой ребенок относится к новым предметам сначала с недоверием и даже со страхом. Интерес и желание познакомиться могут вызвать у него лишь «полезные» раздражители (сначала пища, позже ложка, одежда и т.д.).

     Уже на втором году жизни ребенка усаживают за стол, начинают кормить из  ложки,

Учат пить из чашки. Вначале ребенок принимает эти предметы за игрушки – стучит ими, возит по столу, бросает, но вскоре понимает их назначение. Пора учить ребенка пользоваться ложкой и кружкой. Обучить пить из кружки не составляет большого труда.

При обучении взрослый должен максимально расчленить каждое действие на отдельные операции и, выполняя действие руками ребенка, постоянно придерживается определенной последовательности. Обучая ребенка пользоваться чашкой, взрослый показывает (руками ребенка), как одной рукой взять чашку за ручку, другой поддерживать её,  как поднести чашку ко рту и затем, отпив, аккуратно поставить на стол. Обязательно нужно следить, чтобы кружка не оказалось горячей, это приведет сразу к отказу ребенка держать ее в руках. Каждая операция обязательно сопровождается объяснением. Очень важно не опускать ни одной попытки ребенка самостоятельно вы полнить то или иное движение. Малейшее стремление к самостоятельности должно поощряться.

    В обучении пользоваться ложкой есть некоторые особенности. Зрячий ребенок, видя, как пользуются ложкой другие, сначала берет ложку в кулак, а потом через некоторое время начинает ее брать правильно – пальцами. Незрячих детей надо сразу учить брать ложку правильно, иначе в последствии придется переучивать, что очень сложно.  

    Взрослый, стоя за спиной сидящего за столом, вкладывает в  его руку ложку и, помогая ребенку удерживать ее правильно пальцами, обучает необходимым движениям . Размер и вес ложки должны соответствовать физическим возможностям ребенка. Ребенок  может сопротивляться, если взрослый пытается действовать при кормлении его рукой. Можно попробовать положить его руку на свою.  Таким  образом, рука ребенка будет следовать за рукой взрослого. Движение руки будет согласовываться с движениями головы и губ. После того как ребенок научиться держать в руках ложку, наиболее трудной операцией становится зачерпывания пищи. Процесс обучения правильно пользоваться ложкой, для незрячего ребенка, достаточно сложный и может продлиться несколько месяцев.

    Ребенка необходимо научить: самостоятельно приходить к столу и садиться на отведенный для него стул, находить на столе тарелку, ложку, брать хлеб, есть аккуратно. Для удобства ребенка, все предметы, необходимые для еды, должны иметь четко определенное место на столе. Со временем взрослому становится уже не нужно выполнять все действия руками ребенка. Он начинает выполнение действия, а затем в нужный момент направляет руки ребенка. Помощь взрослого нужна и по окончании выполнения действия при контролировании результата его выполнения. Иначе говоря, взрослый вместе с ребенком проверяет, правильно ли выполнено действие: осталась ли еда в тарелке, положена ли на место ложка и чисто ли вымыт рот.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей навыков самообслуживания.

Как ребёнка научить самостоятельности,положительного отношения к труду....

"Формирование у незрячих детей навыков самообслуживания" консультация для родителей

Рекомндации педагога родителям: Как приучить  незрячих детей пить и есть....

Формирование у слепого ребенка навыков самообслуживания и личной гигиены

Умение обслужить себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему ребенку. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И этому аспекту с...

Статья для родителей "Формирование у детей навыков самообслуживания в семье"

Формируя у детей навыки самообслуживания, важно в первую очередь научить их не только самостоятельно есть и умываться, но делать это правильно, аккуратно, самим достигать нужного результата. Основным ...

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования у младших дошкольников навыков самообслуживания. Авторы приводят пример фрагмента образовательной деятельности с младшими дошкольниками по форм...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕй НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ (2-3 ГОДА)

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕй НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ (2-3 ГОДА)...