Тема самообразования "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
презентация к занятию (подготовительная группа) на тему

Голубчикова Наталья Юрьевна

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nravstvennykh_kachestv_u_detey_star.vozr_.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

Тема:

« Формирование нравственных качеств

у детей старшего дошкольного возраста»

 Выполнила:

воспитателя Голубчиковой Н.Ю.

        

2012-2013 год

 ( Слайд 1) Тема: « Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»

  (Слайд 2)Актуальность темы. 

У детей подготовительной группы сформированы или находятся в стадии формирования определенные нравственные понятия и представления, но нравственные представления детей носят чаще всего эпизодический характер и напрямую зависят от средовых воздействий (семья, группа сверстников), так же наблюдается разрыв между нравственными представлениями детей и конкретными проявлениями нравственных качеств в деятельности.

(Слайд 3) Целью моей работы является - формирование у детей нравственных качеств: честность, заботливое отношение к окружающим, дружба, правдивость, ответственность, справедливость.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

(Слайд 4) Задачи:

  • Подобрать дидактический и демонстрационный материал;
  • Изучить методическую литературу по теме самообразования;
  • Совершенствовать работу по формированию нравственных качеств у детей.
  • Учить детей управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
  • Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
  • Закреплять правила поведения за столом;
  • Учить объединяться в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания.

(Слайд 5) Работа по теме «Формирование нравственных качеств у детей  старшего дошкольного возраста», была разделена на несколько этапов.

  • I этап - подготовительный
  • II этап - основной
  • III этап - заключительный

 Сейчас я нахожусь на 2 этапе.

 Подготовительный этап заключался в подготовке к началу работы в данном направлении. Он включал в себя изучение литературы: (слайд 6)

  1. «Я-Ты-Мы» - программа социально-эмоционального развития дошкольников.
  2. Ф.М.Виноградова – «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
  3. Р.С.Буре, М.В.Воробьёва – «Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников».
  4. С.О.Николаева – «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками».
  5. И.Н.Курочкина – «Дошкольнику о хороших манерах и этикете».
  6. С.В.Петерина – «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
  7. И.Агапова, М.Давыдова – «Игры и задания для чудо-воспитания».
  8. Н.В.Дурова – «Очень важный разговор» - беседы-занятия с дошкольниками об этикете поведения.
  9. С.И.Семенака – «Уроки добра» - коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет.
  10. Т.А.Шорыгина – «Вежливые сказки» - развивающие сказки для детей
  11. А.Ф.Островская – «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»
  12. Л.Лихачева – «Уроки этикета» ,

подбор дидактического (слайд 7) и демонстрационного материала (слайд 8).

Основной этап предполагает работу по формированию нравственных представлений и качеств личности детей.

(слайд 9)Для решения поставленных задач я использовала следующие методы и приемы:

- Разыгрывание и анализ ситуации. 

- Совместная разработка правил поведения.

-Игровые упражнения. 

-Чтение художественных произведений с последующим анализом. 

-Анализ смыслового содержания пословиц, поговорок.

-Продолжение тематического рассказа.

-Игры.

-Беседы на нравственную тему.

-Рассматривание иллюстраций.

- Разыгрывание и анализ ситуации. 

«Пожелаем здоровья друг другу» - продолжать воспитывать приветливость, привычку здороваться и прощаться с детьми и взрослыми, называть взрослых по имени и отчеству.

«Будь скромным» - воспитывать скромность, неприязнь к хвастовству, зазнайству.

«Я и взрослые» - приучать не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, обращаться по имени и отчеству.

«Неразлучные друзья - взрослые и дети» - развивать культуру общения с взрослыми и детьми. «Как вести себя в гостях?» - напомнить правила поведения в гостях.  

«Как бы ты поступил?» - подчеркнуть связь правил поведения с поступками

(слайд 10) - Совместная разработка правил поведения. 

 Знакомство с правилами поведения  ("Пользуйся словами вежливого обращения: "Пожалуйста", "Здравствуйте", "Спасибо", "До свидания"; "На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко, веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания"; "Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам", совместные правила поведения оформили в тематические альбомы «Правила этикета», «Правила поведения в общественных местах», «Маленький словарь добрых слов и выражений».

-Игровые упражнения. 

Я использовала такие игры и упражнения:

 «Если заболел друг, бабушка...» - побуждать проявлять заботу о людях, быть внимательным, чутким;

 «Добрые советы» - закрепить знания правил поведения и общения между детьми и взрослыми;

 «Помогаем взрослым» - развивать желание помогать взрослым;

«Накрываем на стол» - закрепить правила сервировки стола;

«В гостях и дома» - упражнять в соблюдении правил поведения в гостях;

«Объясни поступок» - упражнять в оценке правил поведения;

«Я покупаю подарок» - упражнять в вежливом обращении к продавцу, покупателю;

«Важные слова»  - упражнять в вежливости;

(слайд 11) - Чтение художественных произведений с последующим анализом. 

 Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница».  К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Благинина «Если был бы я девчонкой», С. Маршак «Дети нашего двора».  Хочу отметить, что литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

-Анализ смыслового содержания пословиц, поговорок.

Знакомство с пословицами и поговорками ("Каков разум, таковы и речи", "Чужим умом умней, не станешь", "Не бросай слова на ветер", "Нет друга, так ищи, а нашел - береги"), все пословицы и поговорки оформлены в тематическом альбоме «Книга добрых дел»

-Игры.

Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми я использовала игры-упражнения, игры-инсценировки,  сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры.

4

(слайд 12) Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, мы с детьми готовили постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращали внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду - кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление перед детьми внесли осознание многих правил поведения в общественных местах. Затронули правила поведения зрителей в театре.

(слайд 13) В свободное время проводила сюжетно-ролевые игры, например о профессиях. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривали с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п. «Семья» - воспитание умения договариваться о ролях, уступать, быть вежливыми и внимательными друг к другу. «Парикмахерская» - воспитание культуры общения, привитие навыков культуры поведения, культурно - гигиенические, навыки,  «Школа» - играя в эту игру, дети осваивают правила учебного поведения, у них формируется целенаправленность, ответственность.

(слайд 14) Во 2 половине дня организовывала дидактические игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Например, играя в игру «Хорошо – плохо», дети учились отличать хорошее поведение от плохого, упражнялись в самостоятельном анализе поступков, в игре «Можно, нельзя», систематизировали правила вежливого поведения, упражнялись в понимании того, соответствуют ли поступки правилам культурного поведения.

(слайд 15) Большой интерес у дошкольников вызывали настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, «Вежливость» познакомит детей с некоторыми правилами поведения в разных ситуациях, поможет закрепить уже существующие представления об этикете.

-Беседы на нравственную тему Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давала ребятам высказаться. Это позволило мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д. Этическая беседа "О дружбе", «Что такое дружба?», цель этой беседы помочь детям понять, нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

(слайд 16) Весь материал я оформила  в тематические папки «Азбука нравственности», «Как поступают друзья», «С кем ты дружишь?»

(слайд 16) - Рассматривание иллюстраций из серии демонстрационных материалов "Я и мое поведение",  «Как поступают друзья», плакатов «Хорошие манеры», «Правила поведения за столом».

 Работая в этом направлении,  я так же взаимодействовала с родителями.

(слайд 17) Формы работы с родителями: 

В беседах с родителями я заметила, что их волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, а воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Поэтому я поставила перед собой задачу: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания, используя:

- индивидуальные беседы,  - консультации «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа положительных черт характера ребенка».

- папки - передвижки «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим», «Формирование нравственных качеств -  важный аспект к подготовке к школе».

Вывод:

  В конце года сократилось количество жалоб. Дети становятся способными самостоятельно регулировать взаимоотношения со сверстниками, быть вежливыми и предупредительными с взрослыми. В результате повседневных наблюдений выявлены и недостатки. Наблюдались случаи нарушений детьми правил общения: когда нужно было поступиться своими интересами ради других, суметь предусмотреть последствия поступков. Во время игр были случаи повышения детьми голоса из-за спорных вопросов, а иногда дети просто не могли без взрослых решить конфликтные ситуации, обращались за помощью.

Я поняла, что полностью искоренить конфликтные ситуации невозможно, но можно сократить их, свести до минимума с помощью методов и приёмов, помогающих закрепить знакомые правила поведения, сделать эти правила естественными и прочными правилами, навыками нравственного поведения для дальнейшего обучения в школе.

 В дальнейшем я планирую продолжить  поиск путей  совершенствования   работы с детьми и родителями, так как проблема нравственного развития детей на сегодняшний день стоит особенно остро.

(слайд 18)            Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование воспитателя на тему: "Мультфильм, как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Тема самообразования: Мультфильм, как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессион...

Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

        Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказк...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст...

Статья на тему "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

В современном мире тема  социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...