Отчет по самообразованию по теме: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» в старшей группе
материал (старшая группа) на тему

Дунаева Елена Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_-_skazka_16-17.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

По теме:

 «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

в старшей-2 группе

МДОУ «Детский сад № 4»

воспитателя Дунаевой Е.С.

г.Саратов 2016-17 уч.год

Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

     Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

 Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Для решения данной проблемы мной была выбрана  работа по ознакомлению детей  с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства; изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

- повысить собственный  уровень знаний путем изучения  литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

-  создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе 

специально организованной деятельности детей.

Раздел плана

Сроки выполнения

Форма работы. Этапы работы.

Практические результаты

Изучила методическую литературу и интернет ресурсы.

Октябрь - ноябрь

Самостоятельная детальность педагога.

1. Изучила традиционные методики;

2.Изучила современные взгляды на проблему;

3. Изучила опыт работы педагогов других ДОУ;

Изучила дополнительную литературу:

1.Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.

2.Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.

 3.Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.

Ссылка на сайты:

http://www.detskiysad.ru

http://vospitatel.com.ua/

http://www.doshvozrast.ru/

Разработала план внедрения изучаемой темы в педагогический  процесс

Ноябрь – декабрь

Совместная работа с педагогом - напарником, старшим воспитателем, специалистами ДОУ

1.Выброла методы и приемы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

2.Подбрала  пособия и наглядный материал, создала картотеку (дидактических, настольно-печатных игр и др.)

3.Разработала современный  план работы группы по месяцам (по теме самообразования)

1.Выбрала методы работы с детьми:

Словесный метод

(Рассказ, беседа, инструктаж и др.)

Практический  метод
(Выполнение с помощью взрослого частично и самостоятельно)

Наглядный метод
(Иллюстрирование, показ, предъявление материала, прочтение сказки  и др)
2. Подобрала пособия и наглядный материал, отреставрировала старые маски.

3. Разработала конспект инсценировки сказки « Зайкина избушка».

Январь –март

Совместная детальность педагога с детьми во всех видах деятельности; работа с родителями

Совместно с детьми изготовила атрибуты для пальчикового и других видов  театра из природного, бросового и другого материала; привлекла родителей.

Выпустила папку-передвижку «Добрые поступки».

Распространение опыта среди педагогов в ДОУ

апрель

Самостоятельная деятельность. Проведение  открытого мероприятия.

Провела открытое занятие по театрализованной деятельности для родителей.

Анализ работы по самообразованию

Май

Самостоятельная деятельность .

Выступление на семинаре-практикуме.

Отчет о результатах работы по самообразованию на пед. совете.

Предоставила отчет в форме презентации на семинаре в ДОУ.

Разместила статью (отчёт по самообразованию) на сайте ДОУ.

Закрепление изученного материала в процессе самообразования.

Июнь-август

Совместная деятельность педагога с детьми (в летний период).

Продолжить работу по обогащению ПРС в направлении: театрализованная деятельность; привлечение родителей.

Список литературы

1. Азбука нравственного  воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. –  М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.

3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.

4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.

5. Божович, Л. И. Личность  и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.  

 Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.

Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - с.185

.Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. - М.: Владос, 2004. - 142 с.

10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.

11. Гаврилов, В. А. Проблемы  нравственного воспитания  в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.

12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.

13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /

С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.

14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.

15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.

16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.

17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.:  Изд-во Москва ,2004.

18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова-   М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

 19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.

 20.Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.

21.Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.

 Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок "

Воспитание нравственныых качеств у етей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок  ...

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Сказка- то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг, сформировать словарный запас, речь, обогатить их духовно и нравственно.Стран...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

                               Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей...

Доклад на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

В докладе говориться о воспитании нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок....

«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

laquo;Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»....