Конспект ООД в подготовительной группе "В музее народных промыслов"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Открытое занятия по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_muzee_narodnykh_promyslov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе

 « В музее народных промыслов»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка.

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, игровая.

Цель: закрепить художественные представления детей после экскурсии в музей прикладного искусства.

Задачи:

  • Закрепить представление о профессии людей, которые работают в музее, об оформлении и назначении помещений музея, об экспонатах этих помещений.
  • Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему текст, беря на себя роль экскурсовода;
  • Учить узнавать технику росписи, ее характерные признаки, описывать изделия, используя строчки из стихотворных произведений;
  • продолжать знакомить с русскими народными промыслами, их историей и желание их изучать,  воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, уважение к талантливым мастерам нашего народа.

Планируемые результаты: дошкольник имеет представление об истории возникновения росписи, ее отличительных особенностях. Эмоционально откликается на красоту предметов с этой росписью. Выполняет роспись по образцу в стиле мастеров росписи.

Материалы и оборудование:

  1. Выставка изделий Городецких мастеров: разделочные доски, блюда, солонки, сахарницы, настенные декоративные панно и т.д. Фотоиллюстрации с изображениями предметов с этой росписью, предметные картинки с изображением предметов с этой росписью.
  2. Разные предметы декоративно-прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства, посуда, деревянные изделия хохломского промысла, украшенные узором из ягод и листьев; предметные картинки с изображением предметов с хохломской росписью. Фотоиллюстрации с изображением предметов с хохломской росписью, книжки, альбомы с данной росписью.
  3. Изделия гжельского промысла - различная посуда и сувениры; иллюстрации, на которых изображены  изделия Гжели, альбомы, рисунки, фотоиллюстрации с изображениями предметов с этой росписью.
  4. Изделия дымковского промысла, фотоиллюстрации с изображениями дымковских игрушек, альбомы, книжки, картинки.
  5. Разрезные картинки, по одной на каждый вид росписи. Картинка разрезана по числу участников команды.
  6. Кисти, палитры для смешивания красок, гуашь, краски акварельные, листы бумаги, 4 стола (на каждом столе набор перечисленных предметов для творчества)
  7. Работы детей - рисунки по разным видам росписи (домашнее задание)
  8. Четыре обруча.

Ход  мероприятия (форма конкурса)

Воспитатель: Издревле на Руси дорогого гостя встречали хлебом и солью. «Старинный русский обычай - гостеприимство», много пословиц и поговорок сложено об отношении хозяина к своему гостю. Какие пословицы вы знаете? (Ответы детей)

Гость доволен - хозяин рад.

Много гостей - много новостей.

Гостю щей не жалей - погуще налей.

Доброе дело два века живет.

Делай добро и жди добра.

С миру по нитке - голому рубаха.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Как аукнется, так и откликнется.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Воспитатель: Наш город очень древний и очень красивый. приезжают в Нижний Новгород из разных мест и стран Земли; они хотят узнать больше об истории нашего города и края, о его замечательных и талантливых людях. Куда они могут пойти, чтобы не только услышать обо всем этом, но и увидеть все своими глазами.

Дети: в Музей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже пойдем в наш групповой музей, где будут четыре зала с разными экспонатами художественной росписи. Экскурсоводами будут дети, то есть вы. Четыре зала, четыре команды, которые будут защищать интересы своего зала и своей художественной росписи.

Представление жюри.

первый этап - рассказ о своей художественной (рассказы детей об истории росписи, о ее характерных деталях и отличительных особенностях).

-промежуточный итог

второй этап: художественный конкурс (защита своего вида росписи художественным стихотворным словом).

-промежуточный итог

третий этап: игра «собери свой узор» (дети собирают из частей предмет, расписанный художественной росписью, как и экспонаты, их зала)

- промежуточный итог

четвертый этап: игра: «нарисуйте характерные для вашего промысла элементы, используя нужную цветовую гамму». Дети рисуют так, чтобы каждая команда выполнила рисунок на своем листе. Члены команды рисуют поочередно, предварительно решив очередность внутри команды.

 -промежуточный результат

пятый этап: игра «Чья команда быстрее соберется»

 В четырех обручах, внутри, лежат рисунки с разными видами росписи. Дети под музыку танцуют, на громкий аккорд музыки занимают места вокруг обруча со своней росписью. 2 раз игра проводится с заменой картинок, но с той же росписью. Идет замена места картинок в обручах.

-промежуточный итог

шестой этап: «Наше домашнее задание» (рассказать о своем рисунке, которые были выполнены дома. Какие особенности росписи этого рисунка, чем нравится именно эта роспись, что в ней особенного, отличительного от других видов росписи).

 -промежуточный итог

Подведение общего итога.

    В перерывах, во время подведения промежуточных итогов, музыкальные игры, организованные музыкальным руководителем..

«Золотая Хохлома»

Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русского народного творчества. Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта: дуги, коромысла, чашки, ложки. Широко использовались на Руси и роспись по дереву. Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий.

     Одним из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву является хохломская роспись. Село Хохлома находится к северо-востоку от Нижнего Новгорода, именно в нем и родилась знаменитая техника росписи деревянной посуды.

Из века в век в городе и деревне ели и пили из деревянных чашек, использовали деревянные ложки. Посуду делали из мягких пород дерева: липы, березы, ольхи. Очень важным изобретением было использование алюминиевого порошка, которым изделие как бы припудривалось. После мастер кистью наносил рисунок, затем изделие еще раз пропитывалось олифой и закаливалось в печи. под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

   Роспись хохломских изделий уходит корнями в прошлое. Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное». Основной рисунок - колосья, ягоды, листья, цветы, и, главное, трава. «Травка» -черно-красная по золотистому фону. Другой традиционный узор получил название «Кудрины». Хохломские художники изображали на своих изделиях цветы, птиц, растения.

П.Синявский

«Золотая Хохлома»

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица

Золотая Хохлома.

И богата, и красива, рада гостю от души

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета и ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи и узорчатый орнамент

древнесуздальской парчи.

Листья рдеют не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

***

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

«Сине-голубая гжель»

    Глина - один из самых древних и распространенных природных материалов, используемых людьми для изготовления различных предметов обихода. В селе Гжель под Москвой с древних времен существует свой керамический промысел. но если дымковские игрушки изготавливались из красной глины, то гжельская посуда - из знаменитой гжельской белой глины. Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользуются спросом во многих российских городах. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве, гжельский промысел сохранился до настоящего времени. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см. На тему народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

«Веселый Городец»

    Название Городецкого промысла пошло от имени города Городца - маленького старинного городка на берегу  Волги, самого древнего в нижегородской области. Он был основан князем Юрием Долгоруким. Берег здесь был обрывист и крут, а сам город сплошь  усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по стенам и окнам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, сказочные персонажи. Резной наряд Городецких изб - явление, выдающееся в русской народной архитектуре,  эта резьба принесла главную славу городку.

     Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. Доски для прялок, донца  украшали резьбой, а потом при окрашивании брали красный и синий цвета. Сюжетами служила сама жизнь, праздничная её сторона, нарядные её костюмы. Городецкой росписью украшают столики, стулья, качалки, панно, блюда, тарелки и многое-многое другое.

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит -

Вся земля под ним дрожит!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Пестрый хоровод.

 

«Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка стала прямым отражением древних русских обрядов и верований. древние россы чтили бога Солнца -  Ярилу и богиню домашнего очага - Роженицу. Их образы и нашли отражение в самых популярных дымковских игрушках - златогривом коне с эмблемой солнца на груди и - сильной и красивой женщине -  величественной барыне. Около их фигурок, вылепленных из глины, люди ставили фигурки, изображающие все, что они просили у своих богов: домашний скот или фигурки младенцев. Родился дымковский промысел в древнем русском городе Вятка. Позже мастера-игрушечники переселились в отдельную слободу за рекой - Дымково. Отсюда и получила название дымковская игрушка.

Хороша игрушка расписная,

Вся поет, бесхитростна, светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету

В фигурки яркие вложил?

О.Левицкий

Веселая Дымка.

                                       А.Дьяков

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

 Но не будет роднее, чем здесь.

 Возле Вятки самой Дымково – поселок,

 Окаймлен лесами уголок веселый.

 Лет ему за двести,

Триста ль миновало?

Собирались вместе мужики бывало.

А управясь дома, бабы приходили,

С удалью знакомой пляски заводили.

Праздник отмечали  - пели, не скучали…

Как-то вятичи-дружки

Сели в праздник у реки.

Под руками глина -

Слой на три аршина.

Стали шарики катать,

Как снежки бывало…

Глину щупать, глину мять -

Жирная, как сало!

В Дымкове, за Вяткою – рекою,

Драгоценный продолжался труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка -

Распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу -

Сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы

 Живут в Дымково – селе!

А. Дьяков

«Веселый Городец»

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит -

Вся земля под ним дрожит!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

П. Синявский

«Гжель»

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД в подготовительной группе "В музее книги"

Дети  приходят в музыкальный зал, здороваются с гостями. Воспитатель.  Посмотрите, дети,  что за чудесный цветок я нашла сегодня утром....

Конспект НОД для подготовительной группы «Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками.Задачи: формировать эмоционально – образное произведения...

Конспект занятия в подготовительной группе « Мы сочиняем народную сказку»

Пояснительная записка к конспекту занятия в подготовительной группе «Мы сочиняем народную сказку» Изобразительная деятельность- одно из любимых занятий детей, дающее большой простор д...

Конспект НОД в средней группе на тему «Народные промыслы»

Вашему вниманию предоставляется открытое мероприятие "Народные промыслы"...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе по теме "Народные промыслы России"

Возрастная группа: подготовительная группаТема периода: «Народные промыслы России»Задачи периода: Обучающая: продолжать знакомить детей с народными промыслами России, с декоративно-приклад...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Народные промыслы»

Закрепление знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве...

Конспект итогового занятия по лепке в подготовительной группе на тему: «Народные промыслы»

Конспект итогового занятия по лепке в подготовительной группе «Народные промыслы»Область: Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность-лепка.Цель: Закрепить знани...