Конспект ООД в подготовительной группе "В музее народных промыслов"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Открытое занятия по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_muzee_narodnykh_promyslov.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе
« В музее народных промыслов»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка.
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, игровая.
Цель: закрепить художественные представления детей после экскурсии в музей прикладного искусства.
Задачи:
- Закрепить представление о профессии людей, которые работают в музее, об оформлении и назначении помещений музея, об экспонатах этих помещений.
- Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему текст, беря на себя роль экскурсовода;
- Учить узнавать технику росписи, ее характерные признаки, описывать изделия, используя строчки из стихотворных произведений;
- продолжать знакомить с русскими народными промыслами, их историей и желание их изучать, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, уважение к талантливым мастерам нашего народа.
Планируемые результаты: дошкольник имеет представление об истории возникновения росписи, ее отличительных особенностях. Эмоционально откликается на красоту предметов с этой росписью. Выполняет роспись по образцу в стиле мастеров росписи.
Материалы и оборудование:
- Выставка изделий Городецких мастеров: разделочные доски, блюда, солонки, сахарницы, настенные декоративные панно и т.д. Фотоиллюстрации с изображениями предметов с этой росписью, предметные картинки с изображением предметов с этой росписью.
- Разные предметы декоративно-прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства, посуда, деревянные изделия хохломского промысла, украшенные узором из ягод и листьев; предметные картинки с изображением предметов с хохломской росписью. Фотоиллюстрации с изображением предметов с хохломской росписью, книжки, альбомы с данной росписью.
- Изделия гжельского промысла - различная посуда и сувениры; иллюстрации, на которых изображены изделия Гжели, альбомы, рисунки, фотоиллюстрации с изображениями предметов с этой росписью.
- Изделия дымковского промысла, фотоиллюстрации с изображениями дымковских игрушек, альбомы, книжки, картинки.
- Разрезные картинки, по одной на каждый вид росписи. Картинка разрезана по числу участников команды.
- Кисти, палитры для смешивания красок, гуашь, краски акварельные, листы бумаги, 4 стола (на каждом столе набор перечисленных предметов для творчества)
- Работы детей - рисунки по разным видам росписи (домашнее задание)
- Четыре обруча.
Ход мероприятия (форма конкурса)
Воспитатель: Издревле на Руси дорогого гостя встречали хлебом и солью. «Старинный русский обычай - гостеприимство», много пословиц и поговорок сложено об отношении хозяина к своему гостю. Какие пословицы вы знаете? (Ответы детей)
Гость доволен - хозяин рад.
Много гостей - много новостей.
Гостю щей не жалей - погуще налей.
Доброе дело два века живет.
Делай добро и жди добра.
С миру по нитке - голому рубаха.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Как аукнется, так и откликнется.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Воспитатель: Наш город очень древний и очень красивый. приезжают в Нижний Новгород из разных мест и стран Земли; они хотят узнать больше об истории нашего города и края, о его замечательных и талантливых людях. Куда они могут пойти, чтобы не только услышать обо всем этом, но и увидеть все своими глазами.
Дети: в Музей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже пойдем в наш групповой музей, где будут четыре зала с разными экспонатами художественной росписи. Экскурсоводами будут дети, то есть вы. Четыре зала, четыре команды, которые будут защищать интересы своего зала и своей художественной росписи.
Представление жюри.
первый этап - рассказ о своей художественной (рассказы детей об истории росписи, о ее характерных деталях и отличительных особенностях).
-промежуточный итог
второй этап: художественный конкурс (защита своего вида росписи художественным стихотворным словом).
-промежуточный итог
третий этап: игра «собери свой узор» (дети собирают из частей предмет, расписанный художественной росписью, как и экспонаты, их зала)
- промежуточный итог
четвертый этап: игра: «нарисуйте характерные для вашего промысла элементы, используя нужную цветовую гамму». Дети рисуют так, чтобы каждая команда выполнила рисунок на своем листе. Члены команды рисуют поочередно, предварительно решив очередность внутри команды.
-промежуточный результат
пятый этап: игра «Чья команда быстрее соберется»
В четырех обручах, внутри, лежат рисунки с разными видами росписи. Дети под музыку танцуют, на громкий аккорд музыки занимают места вокруг обруча со своней росписью. 2 раз игра проводится с заменой картинок, но с той же росписью. Идет замена места картинок в обручах.
-промежуточный итог
шестой этап: «Наше домашнее задание» (рассказать о своем рисунке, которые были выполнены дома. Какие особенности росписи этого рисунка, чем нравится именно эта роспись, что в ней особенного, отличительного от других видов росписи).
-промежуточный итог
Подведение общего итога.
В перерывах, во время подведения промежуточных итогов, музыкальные игры, организованные музыкальным руководителем..
«Золотая Хохлома»
Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русского народного творчества. Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта: дуги, коромысла, чашки, ложки. Широко использовались на Руси и роспись по дереву. Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий.
Одним из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву является хохломская роспись. Село Хохлома находится к северо-востоку от Нижнего Новгорода, именно в нем и родилась знаменитая техника росписи деревянной посуды.
Из века в век в городе и деревне ели и пили из деревянных чашек, использовали деревянные ложки. Посуду делали из мягких пород дерева: липы, березы, ольхи. Очень важным изобретением было использование алюминиевого порошка, которым изделие как бы припудривалось. После мастер кистью наносил рисунок, затем изделие еще раз пропитывалось олифой и закаливалось в печи. под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.
Роспись хохломских изделий уходит корнями в прошлое. Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное». Основной рисунок - колосья, ягоды, листья, цветы, и, главное, трава. «Травка» -черно-красная по золотистому фону. Другой традиционный узор получил название «Кудрины». Хохломские художники изображали на своих изделиях цветы, птиц, растения.
П.Синявский
«Золотая Хохлома»
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица
Золотая Хохлома.
И богата, и красива, рада гостю от души
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета и ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи и узорчатый орнамент
древнесуздальской парчи.
Листья рдеют не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной Хохломы.
***
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы.
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
«Сине-голубая гжель»
Глина - один из самых древних и распространенных природных материалов, используемых людьми для изготовления различных предметов обихода. В селе Гжель под Москвой с древних времен существует свой керамический промысел. но если дымковские игрушки изготавливались из красной глины, то гжельская посуда - из знаменитой гжельской белой глины. Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользуются спросом во многих российских городах. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве, гжельский промысел сохранился до настоящего времени. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см. На тему народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
«Веселый Городец»
Название Городецкого промысла пошло от имени города Городца - маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в нижегородской области. Он был основан князем Юрием Долгоруким. Берег здесь был обрывист и крут, а сам город сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по стенам и окнам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, сказочные персонажи. Резной наряд Городецких изб - явление, выдающееся в русской народной архитектуре, эта резьба принесла главную славу городку.
Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. Доски для прялок, донца украшали резьбой, а потом при окрашивании брали красный и синий цвета. Сюжетами служила сама жизнь, праздничная её сторона, нарядные её костюмы. Городецкой росписью украшают столики, стулья, качалки, панно, блюда, тарелки и многое-многое другое.
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит -
Вся земля под ним дрожит!
Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
Пестрый хоровод.
«Дымковская игрушка»
Дымковская игрушка стала прямым отражением древних русских обрядов и верований. древние россы чтили бога Солнца - Ярилу и богиню домашнего очага - Роженицу. Их образы и нашли отражение в самых популярных дымковских игрушках - златогривом коне с эмблемой солнца на груди и - сильной и красивой женщине - величественной барыне. Около их фигурок, вылепленных из глины, люди ставили фигурки, изображающие все, что они просили у своих богов: домашний скот или фигурки младенцев. Родился дымковский промысел в древнем русском городе Вятка. Позже мастера-игрушечники переселились в отдельную слободу за рекой - Дымково. Отсюда и получила название дымковская игрушка.
Хороша игрушка расписная,
Вся поет, бесхитростна, светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил?
О.Левицкий
Веселая Дымка.
А.Дьяков
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Возле Вятки самой Дымково – поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый.
Лет ему за двести,
Триста ль миновало?
Собирались вместе мужики бывало.
А управясь дома, бабы приходили,
С удалью знакомой пляски заводили.
Праздник отмечали - пели, не скучали…
Как-то вятичи-дружки
Сели в праздник у реки.
Под руками глина -
Слой на три аршина.
Стали шарики катать,
Как снежки бывало…
Глину щупать, глину мять -
Жирная, как сало!
В Дымкове, за Вяткою – рекою,
Драгоценный продолжался труд,
Не ища на старости покоя,
Труженицы славные живут.
Кто-то сделал индюка -
Распушенные бока,
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу -
Сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы
Живут в Дымково – селе!
А. Дьяков
«Веселый Городец»
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит -
Вся земля под ним дрожит!
Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
П. Синявский
«Гжель»
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД в подготовительной группе "В музее книги"
Дети приходят в музыкальный зал, здороваются с гостями. Воспитатель. Посмотрите, дети, что за чудесный цветок я нашла сегодня утром....
Конспект НОД для подготовительной группы «Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик»
Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками.Задачи: формировать эмоционально – образное произведения...
Конспект занятия в подготовительной группе « Мы сочиняем народную сказку»
Пояснительная записка к конспекту занятия в подготовительной группе «Мы сочиняем народную сказку» Изобразительная деятельность- одно из любимых занятий детей, дающее большой простор д...
Конспект НОД в средней группе на тему «Народные промыслы»
Вашему вниманию предоставляется открытое мероприятие "Народные промыслы"...
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе по теме "Народные промыслы России"
Возрастная группа: подготовительная группаТема периода: «Народные промыслы России»Задачи периода: Обучающая: продолжать знакомить детей с народными промыслами России, с декоративно-приклад...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Народные промыслы»
Закрепление знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве...
Конспект итогового занятия по лепке в подготовительной группе на тему: «Народные промыслы»
Конспект итогового занятия по лепке в подготовительной группе «Народные промыслы»Область: Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность-лепка.Цель: Закрепить знани...