консультация для педагогов "Создание благоприятного микроклимата в группе"
консультация на тему

Кривобок Марина Николаевна

Материал консультации знакомит с методами и приёмами, способствующими созданию и поддержанию благоприятного микроклимата в группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kp_sozdanie_blagopriyatnogo_mikroklimata.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дошкольное учебное заведение № 5

«СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО МИКРОКЛИМАТА

 В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

(консультация для педагогов)

           

                                                                  Подготовила:

практический психолог

                                                                    Кривобок М.Н.

2013 г.

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

одна из важных задач воспитания личности ребенка.

Детей надо приучать жить среди людей, формируя

у них определённые психологические качества

                 (внимание, волю, эмоции) и навыки общения»                        

В.А. Сухомлинский

 

Какая радость для родителей и гордость для воспитателей, когда дети с удовольствием идут в детский сад! Ведь там их ждет много увлекательных дел, а что еще важнее – друзья! Мастерство педагога состоит не только в том, чтобы передать детям определенные знания, а в том, чтобы создать благоприятный психологический климат в группе детей. А сделать это в настоящее время может далеко не каждый педагог!

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т.п. Вроде бы технический прогресс – сплошные плюсы для человечества. Однако последнее время всё чаще приходится наблюдать в отношениях детей проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, не умение уступать. И в результате существует высокая эмоциональная напряженность, проявляется нетерпимость друг к другу и конфликтность в детских отношениях. А значит, проблема создания доброжелательных отношений у детей выходит сегодня на первый план.

Развитие каждого качества нуждается в своих условиях, но в целом формирование благородного человека происходит в атмосфере добра и доверия. А найти такой уголок в современном мире ой как непросто: обилие негативной информации в СМИ, изменение ценностей, а с ними и взаимоотношений в семьях и обществе в целом – всё это отнюдь не способствует поддержанию благоприятного микроклимата в обществе.

Злой, жестокий, черствый ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе. И поскольку именно в дошкольном возрасте формируется личность, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Поэтому немаловажные задачи в работе педагога - формирование доброжелательных отношений у дошкольников и создание доброго микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию некоторые эффективные методы и приемы, способствующие созданию благоприятного микроклимата в группе детского сада.

Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми создаются эмблема и девиз групп. Например: «Как вишенки на ветке — дружат в группе детки». Этот приём способствует установлению в группе благоприятного микроклимата, развитию функции планирования, становлению позиции субъекта деятельности.

Очень важно в группе иметь ритуалы и традиции.

Ритуал – установленный порядок действий.

Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

Ритуалы и традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому введение ритуалов и традиций в жизнедеятельность детского сада можно назвать необходимым. Однако каждая традиция должна решать определенные воспитательные задачи и соответствовать возрастным особенностям детей.

«Уголок приветствия»: способствуeт психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия. Для этого можно использовать: стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.о. заявляя о своём присутствии в группе)

 «Добрые встречи»/«Минута вхождения в день»/«Утро радостных встреч»: каждый понедельник после выходных дней с детmvb проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где, были, рады ли снова видеть снова друг друга. Вся группа приветствует сверстника после болезни, дети рассказывают какие события произошли в детском саду в его отсутствие (например, начали оформлять выставку совместных работ с родителями к Новому году, готовиться к празднику, в группе появились новые игрушки и т. д.) собирают всех детей вместе, где мы беседуем и рассказываем, где были, что запомнили, и что снова рады видеть друг друга Важно личное приветствие каждого ребенка и родителей. Воспитатель обязан лично встретить родителей и каждого ребенка. Поздороваться с ними. Выразить радость по поводу того, что они пришли. Сказать ребенку, что его прихода с нетерпением ждут другие дети, Общее приветствие всех детей группы.

«Круг друзей»: использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. «Круг друзей» отражает основную направленность: учит ребенка, прислушивается к мнению других детей и сотрудничать с ними. Благодаря кругу дети могут анализировать и обсуждать свои поступки, проблемы, ссоры, а также позволяет детям разрешить возникшие проблемы, конфликтные ситуации, используя при этом переговоры и беседы. В результате круг побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их, обсуждением проблемы друг с другом.

«Уголок настроения»: служит для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Его варианты очень разнообразны. Например: - на шкафчиках в раздевальной комнате есть кармашки, в которых помещены картинки девочек и мальчиков с веселыми и грустными лицами; - на магнитной доске в раздевальной комнате приклеены фотографии всех детей группы в полный рост;
у каждого ребенка в руках ниточка, к которой крепится вырезанный из бумаги воздушный шарик (на каждого ребенка заготовлены по три шарика на магнитах: красный цвет — хорошее настроение; зеленый — спокойное, ровное; синий — настроение — плохое); - на ковролине, в групповой комнате на липучках прикреплены фотографии всех детей группы, а внизу условные обозначения: солнышко (настроение весёлое, голубое небо (настроение спокойное, ровное, чёрная туча (сердитое настроение, дождик (грустное). Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (выбирают карточку или шарик). В течении дня, если настроение у ребенка меняется, то и картинка тоже меняется. В начале этой работы дети, как правило, видят только картинки. Но при проведении систематических бесед, анализа настроения детей, при изучении мимических проявлений, оказании поддержки и сочувствия со стороны воспитателя и детей друг к другу воспитанники начинают обращать внимание на настроение других детей («Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?») и пытались помочь своему товарищу. («Почему у тебя плохое настроение?», «Что случилось?», «Давай поиграем вместе»).

Правила группы «Что можно делать, а что нельзя»: очень важно составлять их вместе с детьми. Примерные правила группы предлагаются в приложении.

 «Уголок достижений»: способствует повышению самооценки, уверенности детей в себе, позволяет предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; учит детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям. Можно использовать «Цветок успехов», «Звезда недели» (в середине большой звезды - фото, на концах звезды записывается информация о ребенке, которой он гордится), «Копилка добрых дел»/ «Дерево добрых дел»/ «Мешочек добрых дел»/ «Шкатулка добрых дел»: (панно с кармашками на каждого ребенка, мешочек, украшенный аппликацией или шкатулка куда вкладываются «фишки» (красная – добрый поступок, синяя  злой) за каждый добрый и полезный поступок, дело (итоги подводятся каждый день в конце недели дети поощряются)). Добрых дел ребенок может совершить целое множество: поделиться конфетой, помочь своему другу, защитить пожалеть, когда плохо, оказать помощь и т.д. Главное, надо заметить, оценить, поддержать, похвалить, можно даже погладить или просто пожать ему руку. Проведение общего анализа поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над свои «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

«Уголок гнева»: даёт возможность детям в приемлемой форме освободится от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. Можно использовать: «Коврик злости» -  резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться; «Коробочка гнева и раздражения» - это может быть любая коробка, куда ребенок может выбросить свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету); «Подушка – колотушка», «Мешочек для крика»/

«Уголок поздравлений»: способствует  созданию позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе между детьми.

 В старшей группе можно использовать «Ковер мира»/ «Ковёр дружбы»: он представляет собой вышитое на куске ткани (1,5 х 1,5 м) солнце с голубем, где желтый круг — символ доброты, тепла, единения, целостности; лучи — имена каждого ребенка группы (они вышиты нитками разного цвета с целью обратить внимание детей на то, что «все мы разные, но мы вместе», и надо быть внимательнее и терпимее к проявлению индивидуальных особенностей каждого ребенка); белый голубь — символ мира во всем мире. Ковер постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждают возникшие проблемы, ссоры (кто-то не уступил игрушку, кого-то не приняли в игру и т.д.), затем дети мирятся, произнося «мирилки».
Такой «Ковер мира» позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

День рождения детей: способствует  развитию        способности к  сопереживанию радостных событий, вызsdftn положительные эмоции, подчеркивает значимость каждого ребенка в группе.

Занятия своим делом за общим столом способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.

Участие детей в разновозрастных объединениях по интересам: расширяет социальные контакты, воспитsdftn стремления заботиться о младших, развиdftn навыки взаимообучения.

Участие группы в делах всего дошкольного учреждения: развивает чувство сопричастности с коллективом детского

«Обживание» группы в начале года, завершающееся новосельем:

формирetn «чувство дома» по отношению к своей группе, участие каждого в ее оборудовании и оформлении.

«Сладкий вечер»: помогает снятию психологического напряжения, освоению правил поведения за праздничным столом, воспитанию чувства сопричастности со всеми членами группового коллектива.

Встреча с интересными людьми: способствуют расширению контактов со взрослыми людьми, ознакомлению с профессиями, бытовыми обязанностями и увлечениями взрослых, развитию коммуникативных навыков.

Собирание коллекций: помогают в осознании и развитии личных интересов ребенка, развитии любознательности, воспитании навыков бережного отношения к собственным вещам.

Регулярные подарки всем детям в виде различных привлекательных для них предметов, а также – экспонатов в личные коллекции: способствуют

осознанию ребенком собственной значимости, установлению в группе благоприятного микроклимата.

 «Дневник группы» оформляется совместно детьми, воспитателями, родителями. Его страницы должны отражать как индивидуальные особенности каждого ребенка (личные предпочтения, интересы, умения, желания и пр.), так и то, что объединяет группу (название, эмблема, коллективные фотографии, любимые группой занятия, виды деятельности, дружеские связи, события из жизни группы и пр.). Ведение подобного дневника развивает чувство единения со всеми членами группы.

«Календарь жизни группы» отражает планируемые взрослыми и детьми мероприятия (на день, неделю, месяц). С помощью условных обозначений отмечаются  интересные, важные для детей даты (дни рождения, праздники), предполагаемые экскурсии, встречи, крупные хозяйственные дела (генеральная уборка группы, постройка горки и пр.) Этот приём способствует установлению в группе благоприятного микроклимата, развитию функции планирования, становление позиции субъекта деятельности.

«Уголок уединения» призван решать благородную задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие. Если верить психологам, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету.

«Мирилки»: учат детей конструктивно решать конфликтные ситуации. (см. приложение).

Релаксационные упражнения способствуют снятию напряжения, возбуждения у детей, позволяет уравновесить эмоциональное состояние детей, сконцентрировать их внимание. С этой же целью проводятся игры с песком  и водой.

Итог прожитого дня: проводится в конце дня, способствует  развитию рефлексивных навыков.

Кроме того, проводятся специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения (можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея, при этом два разных карандаша на двоих). Для формирования гуманных межличностных отношений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпимости детей друг к другу используются различные игры и игровые упражнения. 
Регулярно проводятся занятия и этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам — научи товарища», «Что значит настоящий друг?», «Учусь прощать» и т. д.
      И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги, семинары-практикумы.

Следует не забывать, стиль отношений воспитателя к детям задаёт тон общения детей друг с другом, формирует положительный или напряжённый микроклимат в группе. Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
     Подобная система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения детей друг к другу. Зачастую дошкольники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Отсутствие положительного опыта общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Наша задача вместе с родителями помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.


Литературные источники:

  1. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Психологическое здоровье дошкольников – Х: Основа, 2010.
  4. Материалы интернет сайтов: bam-bim.ru, ds178.ru,

mbdou107.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ   Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнк...

«Повышение социальной компетентности родителей как фактор благоприятного микроклимата в группе»

«Повышение социальной компетентности родителей как фактор благоприятного микроклимата в группе»(Практический диалог из опыта работысемейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой!») Цель: Повышен...

12.01.21. Консультация.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Создание воспитателями атмосферы тепла,уюта и благожелательности....

12.01.21. Консультация.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Создание воспитателями атмосферы тепла,уюта иблагожелательности....