Диагностика готовности детей к обучению в школе
материал на тему

Дидык Ольга Владимировна

Практическая работа "Диагностика готовности детей к обучению в школе "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_gotovnosti_detey_k_obucheniyu_v_shkole.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и методы исследования

Цель исследования: диагностика готовности детей к обучению в школе

Предмет исследования: мотивация к обучению, особенности развития психических познавательных процессов

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста

Выборка составляет 40 человек, мальчики и девочки в возрасте 6-8 лет.

Первую группу составили дети в возрастном диапазоне от 6 до 7 лет, вторую группу вошли дети в возрасте от 7 до 8 лет.

Задачи:

1.        с помощью психодиагностических методик изучить мотивацию и уровень развития психических познавательных процессов, как готовность к учебной деятельности старших дошкольников разного возраста;

2.        сделать необходимые психолого-педагогические выводы.

Гипотеза: дети в возрасте 7-8 лет обладают более высоким уровнем мотивации к обучению, чем дети в возрасте 6- 7 лет а так же имеют достаточный уровень развития психических познавательных процессов необходимых для успешности школьного обучения.

Методики исследования:

1. "Зачем ты учишься в школе?" (Матюхина М.В.)

Цель: выявить доминирующий мотив учения.

2. Корректурная проба (кольца Ландольта)

            Задание предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста.

3. Оценка оперативной зрительной памяти субтест «Зрительная память» методики Векслера.

Сущность задания: запоминание и воспроизведение по памяти геометрических фигур.

4. Методика определения уровня развитии мышления детей старшего дошкольного возраста

Цель: изучение уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате исследования мотивов обучения по методике Матюхиной, были получены следующие данные.

В таблице 1,2 представлены полученные мотивы в порядке убывания предпочтения относительно возраста детей.

Так, среди детей в возрасте от 7 до 8 лет наибольшее количество выборов получил мотив, связанный с содержанием учения:

Мотив стать грамотным и умным человеком получил 16% выборов

На втором месте оказался внутренний узколичный мотив - стать хорошим учеником. Количество выборов - 12%.

Третье место занял внешний мотив - чтобы учитель всегда хвалил. Количество выборов -11% выборов.

Таблица 1. Ранговое распределение мотивов к обучению среди дошкольников 7 лет (%)

ранг

Мотив

Кол-во выборов

(%)

1

Стать грамотным и умным человеком.

16%

2

Стать хорошим учеником.

12%

3

Чтобы учитель всегда хвалил.

11%

4

Потому что нравится узнавать всегда что-то новое.

10%

5

Чтобы потом зарабатывать деньги.

9%

6

Получить аттестат об образовании.

7%

7

Хорошо учиться в старших классах.

6%

7

Приобрести знания для поступления в высшее учебное заведение

6%

8

Быть готовым к каждому уроку.

6%

9

Добиться одобрения родителей и окружающих.

5%

9

Избежать наказания за плохую учебу.

5%

10

Выполнять требования учителя.

4%

11

Не отставать от остальных детей.

2%

12

Заставляют родители.

1%

Таблица 2. Ранговое распределение мотивов к обучению среди дошкольников 6 лет (%)

ранг

Мотив

Кол-во выборов

(%)

1

Добиться одобрения родителей и окружающих.

18%

2

Не отставать от остальных детей.

11%

3

Потому что нравится узнавать всегда что-то новое.

11%

4

Чтобы учитель всегда хвалил.

10%

5

Стать хорошим учеником.

10%

6

Чтобы потом зарабатывать деньги.

9%

7

Заставляют родители.

6%

7

Стать грамотным и умным человеком.

6%

8

Быть готовым к каждому уроку.

5%

9

Выполнять требования учителя.

5%

9

Избежать наказания за плохую учебу.

3%

10

Приобрести знания для поступления в высшее учебное заведение

1%

11

Получить аттестат об образовании.

0%

12

Хорошо учиться в старших классах.

0%

Дошкольникам 6- лет присущ мотив учения для одобрения родителями (18%), учителем (10%), стремление быть как все – не отставать от других детей (11%).

Результаты, полученные по данной методике среди детей  данной выборки с учетом возраста представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты выполнения методики «Кольца Ландольта» (ср.знач.)

S

n

7-8 лет

0.37

15

6-7 лет

0.18

45

На уровне средних мы видим, что среди детей 7-8 лет отмечается наиболее продуктивное и устойчивое внимание – показатель S находится в пределах 0,3 – 0,4, что соответствует 6 баллам, и говорит об оптимальном (среднем) уровне продуктивности и устойчивости внимания.

Количество ошибок достаточно низкое (15 ошибок)

По сравнению с детьми 7-8 лет, внимание детей 6-7 лет ниже (на уровне средних), но соответствует средней норме – 4 балла.

Зато отмечается больше количество допущенных ошибок – 45, что говорит нам о повышенной утомляемости детей 6 лет.

Рисунок 1. Уровень внимания в группе детей (ср.знач)

В целом из рисунка 1  мы видим, что внимание детей как 6, так и 7 лет соответствует среднему уровню возрастной нормы. Однако у детей 7-8 лет, данный показатель несколько выше, чем у детей 6-7 лет.

Результаты исследования зрительной памяти представлены в таблице 3 и наглядно отображены на рисунке 2.

Таблица3. Результаты исследования по методике «Зрительная память» (ср.значения)

Показатель зрительной памяти

7-8 лет

19,3

6-7 лет

18,6

Рисунок 2. Уровень развития зрительной памяти детей (ср.знач)

Как показало исследование, дети данной выборки обладают высоким уровнем развития данного процесса, как 6-7 летние, так и 7-8 летние дети –средний показатель по группе составил 19,1 балл.

Однако, как видно из рисунка 2, дети 7 лети обладают более развитой склонностью к зрительному запоминанию, нежели дети 6 лети (в среднем 19,3 и 18,6 балла соответственно).

Что касается изучения процесса мышления в структуре психологической диагностики готовности ребенка к школе, то результаты полученные посредством применения субтестов Векслера отображены в таблице 4.

Таблица 4. Обработка результатов субтестов «Мышление».

Дети 7-8 лет

Дети 6-7 лет

Оценка успешности в баллах

Оценка успешности в%

Оценка успешности в баллах

Оценка успешности в%

30

75%

19

47,5%

24

60%

27

67,5%

21

52,5%

26

65%

29

72,5%

21

52,5%

22

55%

28

70%

21

52,5%

25

62.5%

30

75%

19

47,5%

24

60%

27

67,5%

21

52,5%

26

65%

29

72,5%

21

52,5%

22

55%

28

70%

21

52,5%

25

62.5%

30

60%

19

52,5%

24

52,5%

27

70%

21

72,5%

26

62.5%

4-й уровень успешности — 32 балла и более (80 - 100%),

3-й уровень - 31,5 - 26 баллов (79 - 65%)

2-й уровень - 25,5 - 20 баллов (64,9 - 50%)

1-й уровень - 19,5 и менее (49,9% и менее)

В ходе проведённого исследования по четырем субтестам, оценивающим степень развития мышления детей 6 и 7 лет, было выявлено:

Среди детей 6 лет 9 человек относятся к 3-му уровню успешности и 11 человек - ко 2-му;  

         Средний показатель  успешности в подгруппе детей 6 лет равен 61,25% и соответствует 2-му уровню успешности;

Среди детей 7 лет 10 относятся к 3-му уровню успешности, 8 человек — ко 2-му уровню и 2 человека - к 1-му;

Средний показатель уровня успешности среди детей 7 лет - 60,8 %, что так же относится ко 2-му уровню.

Таким образом, мы видим, что в данной выборке достаточная замотивированность детей к обучению в школе прослеживается в большей мере у детей 7 лет.

Выдвинутая перед исследованием гипотеза о том, что дети в возрасте 7-8 лет обладают более высоким уровнем мотивации к обучению, чем дети в возрасте 6- 7 лет, а так же имеют достаточный уровень развития психических познавательных процессов необходимых для успешности школьного обучения, подтвердилась.

Выводы

  • Формирование мотивации учебной деятельности зависит от особенностей психологических механизмов и источников, лежащих в основе этих процессов.
  • К показателям сформированности мотивационной сферы относятся: интерес и отношение к учению, уровень активности (познавательной и социальной) в учении и поведение и жизнедеятельность ребенка в целом.
  • В структуре мотивационной деятельности старшего дошкольника 7 лет ведущим является мотив, связанный с содержанием учения, за ним следует внутренний узколичный мотив - стать хорошим учеником и внешний мотив - чтобы учитель всегда хвалил, среди детей 6 лет на первом плане выступает внешний мотив обучения.
  • В данной группе детей прослеживается достаточный уровень развития процесса внимания, причем, среди детей 7-8 лет отмечается наиболее продуктивное и устойчивое внимание, уровень развития внимания среди детей 6-7 лет ниже, но соответствует средней норме; большее количество допущенных ошибок, говорит нам о повышенной утомляемости детей 6 лет.
  • Дети обладают высоким уровнем развития психического познавательного процесса памяти, не зависимо от возраста.
  • Мышление детей 6 и 7 лет соответствует среднестатистической возрастной норме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...

«Технология психологической диагностики сформированности компонента личностно-мотивационной готовности детей к обучению в школе».

Данная технология позволяет в полной мере исследовать личностно-мотивационный компонент готовности дошкольников к обучению в школе. В ней описано применение следующих методик: "Методика исследования м...

Консультация для воспитателей на тему: "Современные методы диагностики готовности детей к обучению в школе"

Данная консультация была разработана для воспитателей, для поверхностного ознакомления с методиками определения готовности к школьному обучению"...

Методическая разработка. «Диагностика готовности детей к обучению в школе»

ОглавлениеВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Теоретические основы понятия психологической готовности дошкольников к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях»  5ГЛАВА ВТОРА...

Диагностика готовности детей к обучению в школе

Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в современной системе образования, так как с каждым годом усложняются требования к обучению, варьируется программа в...

Проблема диагностики готовности детей к обучению в школе в научной литературе

Из этой статьи вы узнаете о разных подходах ученых к проблеме диагностики готовности к школе....

Заключение по итогам диагностики готовности детей к обучению в школе.

Итоги диагностики готовности детей подготовительной группы к обучению в школе...