Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа
консультация на тему

Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок общаясь со взрослым перенимает его опыт поведения, словарный запас. В настоящее время все сложнее становиться воспитать высоконравственного гражданина РФ. Без серьезной поддержки родителей дошкольников в воспитании познавать культуру своего народа, формировать бережное отношение к ней и воспитывать уважительное отношение к культуре других народов становиться затруднительным. Слишком мало внимания родители уделяют именно нравственному воспитанию, для них на первый план выходит интеллектуальное развитие ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernova_v.a.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа»

                                                                           

 Выполнила

Чернова Вера Алексеевна

воспитатель,

 ГБОУ СОШ с. Колывань

СП детский сад «Светлячок»

Красноармейского района.

Самара, 2014г.


Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

«Федеральный государственный образовательный стандарт» (приказ Министерства  образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.) направлен на решение  одной из  следующих  задач

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает:  «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. В дошкольном возрасте источником представления о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок общаясь со взрослым перенимает его опыт поведения, словарный запас. В настоящее время все сложнее становиться воспитать высоконравственного гражданина РФ. Без серьезной поддержки родителей дошкольников в воспитании познавать культуру своего народа, формировать бережное отношение к ней и воспитывать уважительное отношение к культуре других народов становиться затруднительным. Слишком мало внимания родители уделяют именно нравственному воспитанию, для них на первый план выходит интеллектуальное развитие ребенка.

Современные дети развиваются в эпоху информации и компьютеризации. Дети мало проявляют интерес к культуре своего народа. Через отношения со сверстниками и взрослыми формируется сознание и самосознание ребенка, его поведение и образ жизни.


В связи с этим дети не имеют представления о  традициях русского народа, предметах труда, быта, посуды, костюма ; о национальной кухне; о народных праздниках.

Недостатки   в процессе:

- Ребенок не проявляет любознательности  к  русской традиционной культуре;

- отсутствие необходимых  дидактических игр, интерактивных пособий;

Противоречия:

Формирование  интереса и любознательности к культуре своего народа  предполагает  совместное участие  детей и взрослых в НОД, праздниках, развлечениях, однако совместные виды деятельности не запланированы в годовом плане.

Недостатки в условиях

- недостаточная оснащенность информационной, предметно - развивающей среды, материально технической базы;

Противоречия:

Существенным фактором, влияющим  на социокультурное развитие личности ребенка, является информационная среда, формирующая образ мира, Родины, окружающей среды. Поэтому  необходимо создание  «экологически чистой» информационной, предметно - развивающей среды вокруг ребенка, однако недостаток финансирования в дошкольных учреждениях не позволяет в полном объеме привить социокультурные отношения.

  1. Профессиональная проблема.

На основе проведенного анализа недостатков, можно выделить следующую проблему :

Найти условия для формирования первичных представлений о социокультурных  ценностях нашего народа.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

- Ребенок проявляет интерес к предметам быта, традиционной утвари, произведениям народного творчества и бережно к ним относится.

- имеет представление об отдельных постройках подворья, основных видах традиционного труда; предметах труда, быта, посуды, костюма; о национальной кухне, народных праздниках.

- проявляет сопереживание, сочувствие, положительное отношение к героям народных сказок, ориентируется на них в оценке своих действий.

- стремиться к участию в традиционных праздниках, проявляет интерес к ряжению в русские костюмы.

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе.

Изменения в содержании образовательного процесса характеризуются:

- внесение в годовой тематический план дошкольного учреждения тем, посвященных социокультурному  развитию детей («Русская изба», «Труд  жителей села», «Костюмы нашего народа», «Добрые дела»)

- организация досуговых мероприятий  для детей и родителей, направленных на нравственное развитие детей ( деловые игры, проэктная деятельность ), в том числе и коллективные выезды на экскурсии совместно с родителями

 ( экскурсия в храм, краеведческий музей, выставки и т.д.).

-  организация тематических родительских собраний («Дорогою добра», Моя семья и т.д).

Изменения в средствах обучения и воспитания:

- подготовка определённых памяток («Дети учатся жить», «Приучаем к порядку» и т.д.),  и консультаций для родителей («Мир в котором я живу», «Негативное влияние телевидения на духовно-нравственное воспитание ребенка», «Духовно-нравственное развитие - залог психического и физического здоровья личности», «Учите детей заботится о старших»),   а так же соответствующее оформление родительского уголка по теме нравственного воспитания;

- разработка новых дидактических игры («Лучшее знакомство», «Цветок доброты», «Заботливый хозяин», «Чудо единства», «Народная сказка»,  «Заботимся о родителях». «Самое красивое»…)  и интерактивных пособий («Народные праздники»),  подбор сюжетных картинок («Русская изба») и игрушек по теме (куклы в национальных костюмах; по профессиям, куклы которые дети могут использовать для модели жизненных ситуаций);

  • обсуждения: чтение - обсуждения сказок  разных народов, проблемных ситуаций;
  • организация театральной деятельности по теме духовно-нравственного развития (например, драматизация сказок «Заюшкина избушка», «Морозко», сценка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

Контроль результатов может осуществляться с помощью:

- Регулярных бесед по теме нравственного воспитания ( «Если кто-то поссорился», «Моя семья», «Родная страна», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Единство», «О любви к животным», «Служение людям», «Любовь к маме», «Сила, не право» и тд.;

- наблюдение педагогом  за детьми  по использованию полученной информации в специально организованной и самостоятельной деятельности.

  • Проведение мониторинга два раза в год,  на выявление уровня нравственного воспитания (по критериям программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы,  программа предлагает осуществлять систему мониторинга на основе заполнения карт развития ребенка, где каждое интегративное качество оценивается в соответствии с его развитостью в каждом возрасте и добавляется интеграция образовательных областей).
  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

        Кадровые изменения:

1. Повышение квалификации по проблеме:

- изучение потребности педагогов с целью оказания методической помощи;

- организация семинаров, практикумов с целью расширения и закрепления знаний;

Научно-методические изменения:

- календарно-тематическое планирование по проблеме;

- разработка консультаций для педагогов и семей воспитанников;

- проектная деятельность совместно с семьями воспитанников.  

Материально-технические изменения:

- проектирование предметно-развивающей среды в группах;

- разработка дидактических пособий;

- подборка соответствующих теме картинок и иллюстраций;

- использование электронных дидактических мультимедийных пособий.

Нормативно-правовые изменения:

- внесение в годовой план работы ДОУ задачи социокультурного  направления развития и мероприятий, направленных на решение задач по проблеме;

Информационные изменения:

- подборка и создание картотеки книг по теме;

- оформление информационных стендов по проблеме;

 Организационные:

- организация тематических встреч, совместных мероприятий в том числе с людьми профессионального опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области в логопедической работе На тему: «Самара – наш родной город».

Методическая разработка напралена организации НОД по формированию первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей старшего дошкольного возраста с нарушени...

Консультация для родителей на тему: "Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа".

Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа...

Система деятельности по формированию у детей первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Этапы работыЦельФормы организациидеятельностиОрганизатордеятельности1.СЕНТЯБРЬ.«Чудесный город!» 1. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному иск...

Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа

В современном мире одним из направлений познавательного развития, в соответствии c введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования,  предус...

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного города в процессе прогулок»

Совершенствовать образовательную и воспитательную работу в области социокультурных ценностей дошкольников на примере ближайшего социального окружения....

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий»

Методическая разработка на тему "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий"  ориентиров...

Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа

Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей.Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания...