Семинар «В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО»
методическая разработка по теме

Ваганова Светлана Станиславовна

Цель: подготовить педагогов ДОУ к применению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в своей практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_izuchaem_fgos_do_2.docx51.84 КБ
PDF icon fgos_do_seminar_gmo.pdf1.71 МБ
PDF icon fgos_do.pdf406.84 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО»

Подготовила Ваганова С.С.,

заместитель директора по ДО

структурного подразделения «Детский сад»

МБОУ «СОШ № 7»

Дата проведения 01.10.2014 г.

1 слайд

Тема: «Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования»

Цель: подготовить педагогов ДОУ к применению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в своей практической деятельности.

Ход семинара:

Мы рады вас приветствовать в нашем образовательном учреждении. Хотим поздравить всех воспитателей с прошедшим праздником – с днем дошкольного работника и пожелать вам огромного счастья, творческих открытий, здоровья, доброты!

2 слайд

Дети - это чудо света

Я увидел это сам.

И причислил чудо это

к самым чудным чудесам.

Мы пред будущем в ответе:

Наша радость, боль и грусть.

Наше будущее - ДЕТИ…

Трудно с ними, ну и пусть.

В наших детях наша сила,

Внеземных миров огни

Лишь бы будущее было

Столь же светлым как ОНИ!

3 слайд

И наше заседание сегодня будет то же нетрадиционным в форме… сказки

Расскажу я вам сказку дивную-    

Не очень короткую,

Не очень длинную,

А такую как от меня до вас!

А артисты мне помогайте –

Сказку разыграйте.

Есть у сказки подсказки

А будет сказка…

4 слайд

….о ФГОС.

5 слайд

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло свой души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.

6 слайд

Как-то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц - и был в самом хорошем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее .

7 слайд

Но тут собрались над ним тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка) и

8 слайд

…принёс ФГОС.

От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит:

ФГОС: Иди туда, не зная куда, и сделай так, не зная как.

- Испугался Педагог обрушившихся перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС успокаивает

ФГОС: Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Вот тебе в помощь чудо чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса. А это очки дивные-креативные, они позволят рассмотреть вопросы сложные, и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает.

И пошли ФГОС по стране дошкольного образования …

Уважаемые педагоги, давайте попробуем помочь нашему герою и выясним, что это за понятие ФГОС?...

9 слайд

Понятие ФГОС (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов».

10 слайд

 «Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану».

Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

11 слайд

ФГОС  ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

12 слайд

Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 (Закон РФ «Об образовании», статья 7 которая была посвящена государственным образовательным стандартам).

За последние два года в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно новому Закону «Об образовании в РФ» оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования.

13 слайд

Этапы разработки и введения ФГОС ДО.

  • 30 января 2013 год – начало разработки проекта ФГОС ДО  Приказ Минобрнауки РФ №57 от 30.01.2013г. « О разработке ФГОС дошкольного  образования.
  • 2013 год (апрель – май) - Проект ФГОС ДО выносится на широкое обсуждение общественности.
  • 2013 год (июнь-июль) – Проект ФГОС ДО в рамках общественного слушания Представлен  в Общественной палате РФ.
  • 28 августа 2013 года  Проект ФГОС ДО утвердил Совет Минобрнауки РФ по ФГОС.
  • 2013 год (сентябрь) ФГОС направлен в юридическую службу Минобрнауки РФ.
  • 17 октября 2013 года министром образования Ливановым Д.В. был подписан Приказ об утверждении ФГОС ДО.
  • 14 ноября  ФГОС ДО зарегистрирован в МИНЮСТЕ РФ.
  • с 1 сентября 2013 г. по 31 декабря 2013 г. – этап апробации Стандарта в экспериментальном режиме.
  • Январь 2014 - декабрь 2015 внедрение ФГОС.

14 слайд

В рамках разработки проекта ФГОС ДО экспертами в сфере дошкольного образования было проведено исследование, позволившее в ходе фокус-групповых обсуждений выявить ожидания родителей, воспитателей, учителей начальной школы по отношению к дошкольному образованию.

15,16,17 слайды

Каким быть дошкольнику? Результаты опроса фокус-групп.


18 слайд

Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».

Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности.

Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.

Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

19 слайд

Для  внедрения и реализации  ФГОС  в ДО  необходимо:  

  • Формирование социокультурной  образовательной среды дошкольного детства в ДОУ.

Социокультурная среда  -  конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это - совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это - его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это - конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.

  • Комплексные решения для обеспечения образовательной деятельности  образовательной организации.
  • Печатная продукция, электронные ресурсы, товары, сервисы и услуги для реализации требований ФГОС.
  • Нормативная, учебно - методическая литература

20 слайд

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации  и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы.

  1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  3. уважение личности ребенка;
  4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

21 слайд

В Стандарте учитываются:

  1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  2. возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

22 слайд

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  1. повышение социального статуса дошкольного образования;
  2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  4. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

23, 24 слайды

Стандарт направлен на решение следующих задач:

  1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  3. обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  4. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  5. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  6. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  7. обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  8. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  9. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

25  слайд

Стандарт является основой для разработки Программы.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.

Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы.

26 слайд

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа направлена:

на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.


27, 28 слайды

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные

области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

29 слайд

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие

психолого-педагогические условия:

  1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  7. защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  8. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

30 слайд

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

31 слайд

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

32  слайд

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.


Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

33 слайд

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

34 слайд

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

35 слайд

Наша сказка о ФГОС продолжается …

Развернул свиток новшеств, одел очки дивные-креативные и стал думу думать, как строить педагогический процесс в соответствии с новыми Стандартами.

(доклад «Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО» (приложение 1))

Сказка наша не кончается

И идёт педагог, и спешит педагог,

И науки гранит грызёт педагог,

И одно только слово твердит педагог:

ФГОС, ФГОС, ФГОС…

Кто видит, тот увидит,

Кто мыслит, тот поймёт,

Кто слышит, тот услышит,

Кто ищет, тот найдет.

36, 37 слайд

Но что нашел наш Педагог,

он расскажет сам и проведет с вами игровой тренинг (приложение 2)

38, 39 слайд

А сказка наша между тем продолжается

И снова нам педагог встречается

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается

Вновь оказался Педагог под дубом мудрости.

Педагог: Много я узнал, много интересного открыл, да понял, что одному мне не справиться, все одному не осилить.

Задумался Педагог и не заметил, как ФГОС очутился перед ним.

ФГОС: Правильно думаешь, но не забудь, что ребенок – дошкольник познает мир в игре.

40 слайд

Вот так Педагог живёт поживает

Нигде горя не знает.

Вот как дела порой получаются!

Но на этом сказка о ФГОС не кончается –

Это только начало нового пути,

А мы желаем Вам удачи на этом творческом пути!

Ну вот, мы с вами обсудили Стандарт дошкольного образования, предлагаю вам заполнить анкеты (участники семинара заполняют анкеты «Готовность к ФГОС ДО» и «Роль методического объединения в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ») и собрать цепочку пожеланий, поделитесь своими впечатлениями о том, что вы ждете в ближайшем будущем, что вы хотите пожелать, может быть вы выразите свои опасения…

Игра «Цепочка пожеланий»

 


Приложение 1

Доклад

"Организация непосредственно образовательной деятельности  в соответствии с ФГОС"

Непосредственно образовательная деятельность -  это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей, осуществляемая совместно с взрослым и направленная на освоение детьми одной или несколько образовательных областей или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно.

Формы непосредственно образовательной деятельности это игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно - исследовательская, продуктивная, музыкально - художественная и чтение художественной литературы.

Занятие и непосредственно образовательная деятельность, в чем отличие? Давайте разберемся. Рабочее пространство во время занятия организовывалось как школьно - урочная форма, а при непосредственно образовательной деятельности преобладает партнерская форма, которая более раскрепощает детей и располагает к свободному общению. Позиция  воспитателя и детей на занятии предусматривалось как учитель и ученики. Взрослый главный, он руководит и управляет ребенком. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый много говорит). А при непосредственно образовательной деятельности воспитатель становится партнером для ребенка. Ребенок и взрослый - оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, старше и опытнее, активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.

Непосредственно образовательная деятельность может организовываться индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Учитывая все особенности форм организации обучения, самой приемлемой является подгрупповая форма, так как она обеспечивает взаимодействие детей в процессе обучения, экономичность обучения и демократический стиль общения педагога с детьми.

Цели непосредственно образовательной деятельности - это накопление детьми необходимого личностного опыта и использование детьми приобретенного опыта, самостоятельное добывание знаний. Задачи непосредственно образовательной деятельности: обучающая - повышать уровень развития ребенка; развивающая - при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание воображение, восприятие; воспитательные - формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

В своей работе педагог использует методы и приемы обучения.

А что такое метод? (вопрос к аудитории)

Метод - это путь к чему - либо, способ достижения цели. Какие же методы мы знаем? (вопрос к аудитории) (практические, словесные, наглядные, игровые). Каждый метод состоит из определенных приемов, а прием обучения направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Любая непосредственно образовательная деятельность должна быть мотивирована, при этом должен учитывается возраст детей (в старшем дошкольном возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию, мотивация должна быть экономной (2-3минуты) и носить завершенность ситуации.

В младшем дошкольном возрасте мы рассказываем, что у каких - то игровых персонажей что - то случилось. Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. Сами персонажи этого сделать не могут, но слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут. Вы обращаетесь к детям с вопросом: согласны ли они оказать требуемое содействие, и дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции. По окончании работы, детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при желании полученный продукт.

В старшем дошкольном возрасте потребность в создании игровой мотивации сохраняется. Но в старшей группе главное не персонажи, а сюжеты (например: "путешествие на машине времени"). В подготовительной группе широко используются проблемные ситуации. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: сам формулирует проблему, сам находит ее решение, решает и самоконтролирует правильность этого решения. Введение в процесс обучения игры вызывает у детей

- желание овладеть предлагаемым учебным содержанием

- создает мотивацию учебной деятельности

- позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и ее оценку

- доставляет удовольствие от полученного результата

Все выше сказанное является условием эффективной организации образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность может быть:

- комбинированной: когда сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач не имеют логических связей (после рисования, подвижная игра).

-  комплексной: когда реализация задач средствами разных видов деятельности строится при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет (беседа  и рисование на определенную тему).

- интегрированной: когда соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как   "настроение" через музыку, литературу, живопись).

Структура непосредственно образовательной деятельности включает в себя начало (организационный момент), ход деятельности в котором взрослый как равноправный участник выступает и окончание, которое носит характер "открытого конца" т. е. каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать - что получилось.

Оценка результата может быть ориентирующая. Она заключается в том, что ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своего учения и стимулирующая, которая  определяет переживание ребенка своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.

Мотивация к последующей непосредственно образовательной деятельности - это интерес и желание ребенка продолжить деятельность.

Давайте проследим различия процесса обучения до ФГОС и после. Раньше процесс обучения строился в виде учебной деятельности, а теперь через организацию детских видов деятельности. Раньше ребенок был объектом формирующих педагогических воздействий, теперь взрослый и ребенок, равноправные партнеры взаимодействия. До ФГОС основная деятельность была учебная, а теперь это детские виды деятельности: общение, игра, предметная деятельность. Основная модель организации образовательного процесса была учебная, а теперь это совместная деятельность взрослого и ребенка. Основная форма работы с детьми было занятие. А теперь это рассматривание, наблюдение, беседы, экспериментирование и т.д.  Раньше преобладали в основном прямые методы обучения, а сейчас прямые методы заменяются опосредованными. Раньше мотивы обучения на занятиях были не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности, а теперь мотив обучения должен строиться на заинтересованности детей к данному виду деятельности. Раньше все дети обязательно должны были присутствовать на занятии, а теперь допускается так называемый "вход" и "выход" детей. Уважая ребенка, его состояние, настроение, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора. Раньше образовательный процесс в значительной степени был регламентирован. Главное для взрослого было двигаться по ранее намеченному плану. Педагог часто опирался на подготовленный конспект занятия. А теперь образовательный процесс предполагает творческий подход педагога в работе с детьми, опираясь на интересы и потребности своих подопечных. Таким образом, ФГОС предполагает творческий подход педагога к своей педагогической деятельности.   


Приложение 2

Притча о старом шляпнике.

(по Т.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.Грабенко)

     

Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился мастер, как благодарны были ему люди за чудесные шляпы, в которых таился великий секрет великого мастера.

       Но шли годы, и настало время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, черную, красную, зеленую, желтую и синюю.   Решили разделить они наследство, и каждый взял себе по одной шляпе.     «Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем «непростом» происхождении. А то велика ли честь — быть сыном простого шляпника!»  

       «А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг, представителен и изыскан одновременно».

        «Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, — промолвил третий. — Желтый цвет — цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?»

         «Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул четвертый. — Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!»

         «Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летнее поле, широкое и бескрайнее, дарующее возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», — мечтательно произнес пятый сын.

         «Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет — цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту — вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?» — размышлял шестой из сыновей Шляпника.

 Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Как же сложились их судьбы, мы расскажем вам позже. Но давайте посмотрим, какой цвет шляпы выбрали вы?

Кто выбрал жёлтую шляпу?

Желтый - цвет симпатии, доброжелательности, коммуникабельности.

Вы очень смелые и умные. Вы очень нравитесь окружающим. У вас большой творческий потенциал. Вы умеете работать и получать результат. Так, что дерзайте и никакие препятствия не встанут на вашем пути.

Белый цвет - является идеальным. Человек, который предпочитает белый цвет, гармоничен,  это говорит о том, что человек  внутренне стремимся к совершенству, при этом активно идёте к своей цели и достигаете немалых результатов. И для вас ФГОС является самым идеальным и совершенным в вашей педагогической практике.

 Красный цвет  - красный цвет выбирают сильные, смелые, предприимчивые и энергичные личности. Обладатели красного цвета очень активные люди и творческие.  Им очень интересно осваивать что-то новое, они активно берутся за любое дело и у них всё получается.

Зеленый цвет – цвет юности, роста, новизны. Его часто предпочитают уравновешенные,  настойчивые, целеустремленные люди. А также зелёный цвет выбирают мудрые люди любящие природу, они очень удачливы и способны достичь больших высот.

Синий цвет - синий цвет выбирают спокойные и рассудительные личности, но они не стоят на месте, не смотря на своё спокойствие и умиротворение, они ищут новое, неизведанное. Для них всё новое переносится легко, спокойно без каких либо ярких вспышек. Девиз для любителей синего цвета: «Спокойствие, главное спокойствие, и тогда всё получится».

Черный цвет - имеет два значения. Первое - мрачность восприятия жизни, пессимизм, хаос. Это символизирует внутреннюю апатию и разочарование. Второе значение черного - тайна, неразгаданность, мистика.  Любители черного цвета выделяют для себя такие качества как осторожность, суждение, оценка.

А сыновья, которым в наследство достались шляпы стали:

Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете.  Хозяин черной шляпы   стал рассудительным, осторожным, оценивающим.

 Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» — восторгались люди при встрече с ним.

 Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке — солнечную радугу, а в обыденности — чудеса.

          А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа. Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы.

         Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь  одному ему понятные знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход. Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему  подняться в небесные выси.

         Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера провели они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер. И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели.

Красная Шляпа: Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия.

Желтая Шляпа: Преимущества. Позитивность.

Черная Шляпа: Осторожность. Суждение. Оценка.

Зеленая Шляпа: Творчество. Новые идеи.

Белая Шляпа: Информация.

Синяя шляпа: Спокойствие и рассудительность.

Презентация к семинару - http://goo.gl/2HCCtz

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "В ногу со временем:изучаем ФГОС ДО!"

С 2014г. будет проходить постепенный переход всех ДОУ на новыйфедеральный государственный стандарт - ФГОС ДО....

"В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО"

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной  образовательной  программы  дошкольного  образования...

В ногу современем. Изучаем ФГОС ДОУ

Основные принципы дошкольного образования1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития2) построени...

Памятка ФГОС ДО. В ногу со временем.

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов сист...

Постоянно-действующий семинар «Портфолио воспитателя детского сада» Согласно ФГОС ДО Изучаем, внедряем и работаем по ФГОС ДО

Цели:·        познакомить педагогов с технологией портфолио и возможностью ее использования в организации воспитательно-образовательного  процесса;·...

Презентация "В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО"

Материал расчитан на педагогов дошкольных образовательных учреждений, реализующих ФГОС ДО....

"Шагаем в ногу со временем. Успешная реализация ФГОС" (из опыта работы)

quot;Шагаем в ногу со временем" Успешная реализация ФГОС, воспитателя средней группы "Смешарики" Евтеевой Л.В. за учебный 2016-2017 год...