"Детство как самоценность"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Токарева Алёна Николаевна

Что такое детство, какое оно? По мнению взрослых «детство» очень не просто объяснить, а понять еще сложнее. По их мнению - детство это определенный период первоначальной жизни человека. Однако чем этот возраст отличается от последующих возрастов? Детство – это период в жизни ребенка, в котором он нуждается в заботе и защите взрослых. Одновременно следует уяснить себе, в чем должна проявляться наша забота, по отношению к малышам, от чего нужно их защищать и оберегать. Ребенок – существо чрезвычайно восприимчивое и ранимое. Маленький ребенок живет в каждом взрослом человеке, он  остается с нами навсегда. Истинное детство - решающий момент  в жизни человека. Детство - это сказочный мир. И главная задача взрослых – помочь  раскрыться  личности  ребенка и научить ориентироваться в нашем непростом мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detstvo-_kak_samotsennost.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Детство как самоценность

Умейте открыть перед ребенком в

окружающем мире  что- то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед ним всеми цветами

радуги.

В. А. Сухомлинский.

      Что такое детство, какое оно? У каждого из нас оно было разное: счастливое  и  легкое, светлое и  радостное, наполненное смехом и любовью, родителями, бабушками-дедушками, друзьями, подарками. Но все мы хотели бы хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном для многих это счастливая, беззаботная пора, когда можно было лазить по деревьям, лепить куличики в песочнице, играть в прятки, казаки-разбойники и еще во многие любимые нами игры.

         По мнению взрослых «детство» очень не просто объяснить, а понять еще сложнее. По их мнению - детство это определенный период первоначальной жизни человека. Однако чем этот возраст отличается от последующих? В обыденном понимании слово детство связывается с беспечной жизнью маленького человека: если ребенок ни о чем не думает, кроме удовлетворения своих потребностей, и если ему ничего другого не хочется, кроме игр, развлечений и удовольствий, значит, он находится в состоянии детства.

        Детство – это период в жизни ребенка, в котором он нуждается в заботе и защите взрослых. Одновременно следует уяснить себе, в чем должна проявляться наша забота, по отношению к малышам, от чего нужно их защищать и оберегать.

       Во-первых, детство не есть период беспечной и «райской» жизни. Это нам, взрослым, с точки зрения наших жизненных проблем кажется, что у детей нет забот, что они только играют и веселятся. Такое представление неверно. В жизни детей, как и у взрослых много проблем — сложных, трудноразрешимых, порой неразрешимых, и они заставляют детей переживать, страдать, преодолевать трудности, бороться, радоваться. Возникают сложные взаимоотношения между самими детьми, между детьми и взрослыми. То, что нам может показаться пустяком, — зачем ребенок дерется, над чем плачет, чему радуется?! — для ребенка вовсе не мелочь, а, скорее, смысл жизни. Детство, таким образом, вовсе не радужная жизнь. Взрослый, не замечающий, как детям порой сложно жить, как многогранна и содержательна эта жизнь, может допустить ошибку в их воспитании.

Во-вторых, настоящее детство—это движение вперед, это непрекращающееся взросление. Ребенок хочет быть взрослым. Он стремится подражать старшим, воображает себя взрослым, исполняет их роли. Во многих играх можно увидеть, как дети берут на себя роль мамы, папы, врача, водителя, строителя, учителя, космонавта. В это время они озабочены жизненно важными проблемами, и эти заботы тоже ведут их к взрослению. Суть детской жизни, суть детства, таким образом, не что иное, как стремление поскорее стать взрослым. Это стремление дети реализуют во всех формах своей повседневной жизни: в играх, в шалостях, в упорстве проявлять самостоятельность. Вовсе не обязательно постоянно напоминать ребенку, что он еще маленький, проявлять снисходительность, жалость, чрезмерно опекать его. Наша забота о ребенке будет иметь смысл в том случае, если он в общении с нами почувствует, что мы относимся к нему не как к маленькому: доверяем, поручаем важные дела, считаемся с ним, таким образом, делаем  взросление ощутимым для него.

 Задача Нас – родителей, заключается в том, чтобы помочь детям в их взрослении, поддерживать их в продвижении по жизненному пути. Только таким образом мы можем подарить им детство, настоящее, яркое, красочное и самое главное настоящее. Радость, романтика детства вовсе не в игрушках и удовольствиях, а в открытии себя и жизни, в приближении к своему будущему.         Вот почему дети совершают поступки, в которых утверждают свою самостоятельность, играют в игры и берут игрушки, которые вводят их в мир взрослых. Эта неугомонная, полная приключений, трудностей и преодолений деятельность, устремленная в будущее, и есть настоящее детство наших детей.                                

    Быть ребенком - трудно. Это огромная, непрерывная, сложнейшая работа — расти,  открывать мир, узнавать людей, учиться любить. Многие наши беды с детьми оттого, что мы не понимаем, не уважаем, не чувствуем этой сложности. И часто оставляем их один на один с огромным миром, который они еще не успели понять.

    Когда смотришь на спящего ребенка, то сердце наполняется  нежностью и тишиной. Понимание не может прийти в шуме и суете. Ему нужны неспешность и бережность, тишина любви и мысли. Надо учиться любви и пониманию. Этому можно научиться. Нужно много и напряженно думать. Нужно слушать свое сердце. А самое главное - чаще смотреть в глаза ребенка, и оттуда черпать любовь, радость и веру в себя.

Когда рядом нет детей, то  часто вспоминаются  их глаза, взгляды, улыбки и щечки. Дети, как прекрасен мир, когда вы рядом! Только благодаря вам, любимые, - мы,  взрослые, изменяемся. Меняются наши характеры, жесты и даже привычки. Мы становимся  мягче, нежнее  и терпеливее.

Любой ребенок постоянно, всеми известными ему невербальными способами, спрашивает родителей: «Вы любите меня?». Ребенок задает этот эмоциональный вопрос чаще своим поведением и реже словами. И в жизни каждого ребенка ответ на этот важный вопрос абсолютно и есть самое главное.

«Вы любите меня?». Если родители  любят ребенка, безусловно, он чувствует, что ответ на этот вопрос утвердительный. Если же любят  его условно - в зависимости от его успехов, поведения и т. д - он теряет уверенность в себе. Он становится тревожным и напряженным. От ответа, который получает ребенок в значительной степени,  зависит его отношение к жизни. Это принципиально   значимо для его дальнейшего развития.

Для детей  все живое прекрасно: им  близки кошка, лягушка, муха и камушек. И часто взрослые разрушают  это светлое отношение к живому, запрещая брать в руки червяка, останавливают  попытки  детей приласкать бродячую кошку или собаку. Родители должны внушить детям любовь к муравью, пауку, ко всему, что их  окружает. Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они щедро и бескорыстно отдают свою доброту всему тому, что их окружает. Задача взрослых – помочь ребёнку  сохранить эту доброту на всю жизнь. Настоящая любовь безоговорочна и должна проявляться во всех искренних отношениях.

Сейчас очень много говорится  о жестокости современного мира. Современные родители с опаской смотрят  в будущее своих детей, а дети в это время «впитывает» в себя все, что делается  вокруг. Очень непросто взрослеть нынешнему поколению молодых людей. Не просто входить во взрослую жизнь,  и часто этот процесс  тяжелый,  как для самих детей, так и для взрослых.  Мир людей изменился. Как же наши любимые дети войдут  в мир людей, который не обязательно живет по законам любви и принятия. Дети  стали возбудимы оттого, что они перегружены  впечатлениями.  

Ребенок – существо чрезвычайно восприимчивое и ранимое. Увидев впервые  убийство  по телевизору, он не хочет смотреть, плачет и уходит. Если родные  смеются над ним, называют слабаком, боясь, как бы он не испугался в жизни, то  он не покинет своего места, а будет смотреть, плакать и опять смотреть,  стиснув зубы. Скоро он привыкает к насилию, грабежу и убийству. Стоит кому- то его обидеть, как он пускает в ход кулаки, царапается и кусается. А если таких  много, то берет игрушечный пистолет  и всех убивает. Чем больше это забавляет  взрослых, тем ближе  развязка. И однажды у ребенка оказывается настоящее  оружие, и он с разряжает его в обижающих его, хотя бы из- за того, ему  хочется плакать, а все ходят с безучастными лицами. Это уже - зависимость от плохого.

Если родители относятся к своим детям  как к помехе, не дающей им  спокойно жить, то дети находят другой  способ  показать  родителям взаимоотношения между ними. И таких равнодушных родителей большинство. Душевное состояние детей - это показатель душевного состояния общества. Дети учат взрослых тому, что важнее всего – сплоченность и любовь. В сплоченной и любящей семье все необходимые  дела  делаются сообща и с радостью. Дети  нуждаются в родителях, которых могли  бы любить. Такие родители учат своих детей верить в себя. Неверие в себя приводит к  неудачам, которые сразу же воспринимаются, как  ужасная трагедия, а это в свою очередь, приводит к комплексам, которые вредят человеку всю его сознательную жизнь.

Настала «взрослая жизнь», завертевшись в ней с многочисленными проблемами, мы становимся серьезными и забываем о том, что было мило нашему сердцу в далеком детстве. Мы с большим интересом играли в «Дочки-матери»,  «Классики» и «Цепи кованые», и  если что- то не получалось - никто не обижался, а все двигались  к новым достижениям. Любимый с детства вкус леденцов «Монпансье» и конфет «Петушок», казалось, нет ничего вкуснее!  Мы все время играли в «Города»  и «Догонялки», а вечером, после школы, мы шли в старый школьный сад с кислыми яблочками — дичками, залазили на деревья и осматривали окрестности, безудержно фантазируя, а из листьев мы делали сумочки и клали туда ягоды. Наше детство - была замечательная пора и нам ее никогда не забыть. Круг общения был очень  широк. Никто не был одиноким,  покинутым и отвергнутым, а дружба в детстве сохранилась и до сих пор.

Маленький ребенок живет в каждом взрослом человеке, он  остается с нами навсегда. Именно эта детская часть - источник вдохновения, творчества, радости и желаний. Родитель, который хорошо чувствует своего «внутреннего ребенка», будет также хорошо понимать  и принимать своих детей такими, какими они есть. Он получает огромное удовольствие от совместных игр с ребёнком, прогулок и занятий.  Любящие родители, как правило, стараются  всячески оберегать своих детей от трудностей и забот. И считают, что делают это  правильно, для этого родители и существуют, чтобы обеспечить «безоблачное», «счастливое детство». Но они забыли,  что в детстве ребёнок готовится  ко  взрослой жизни, и то, что он в детстве не усвоит, не проживёт, то во взрослой доставит гораздо больше хлопот, чем в детстве. Биография ребенка - продолжение  или даже часть биографии родителей. Более того, жизнь детей - признанный результат жизни его родителей. Воспитывать без риска нельзя. Не рискуя - не проживешь, не рискуя - не воспитаешь человека. Воспитание - работа без гарантированного результата, и чем больше родители требуют гарантий успеха, тем хуже будет результат. Чтобы вырастить человека – нужно много мужества.

Истинное детство - решающий момент  в жизни человека. Именно в эти годы складывается мир желаний и чувств - душа; именно в эти годы родители передают детям свои пороки. А всего- то ребенку в эти годы требуется внимание и небольшое движение от всех взрослых. Родители устают от детей не потому, что они надоедливы, а потому, что с детьми общаются  вполсилы и в половину души. Когда читают детям сказку, то думают  о другом, играют с ними, а сами ждут, когда кончится время игры. Устают от того, что постоянно пытаются сосредоточиться на ребенке. Ребенок - как книга, он требует полного внимания. Нелепое занятие – пытаться воспитывать детей  без контакта с ними, без общего языка - пустая трата сил. Воспитание зависит от мира, но оно не зависит от него автономно. Иначе в каждом обществе все люди были бы одинаковы. Трудно держать в уме множество воспитательных целей, все равно не удержишь. Если наши дети будут совестливы и добры, все остальное приложится. Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя все доброе и честное. Будет основа – и серьезное воспитание  во всех его видах и направлениях, пойдет  им впрок. Все родители желают своим детям счастья. Чтобы дети нашли счастье, они должны стремиться к нему. Когда родители желают счастья ребенку, верят в него - желают не сиюминутного успеха, а именно — счастья, и притом большого и  долгого, то они заражают  ребенка этим стремлением. Главное - это вера в счастье, в собственный выигрыш.      
   В  детстве ребёнку надо  дать  возможность прожить в миниатюре те ситуации, которые могут встретиться в жизни. И если родители,  позволят  ему прожить их,  верно, то и жизнь будет складываться успешно.

Родители, чрезмерно опекая своих детей, нарушают их свободное развитие. В результате, естественные чувства, необходимые для развития личности, зажимаются и деформируются. Так шаг за шагом набираются блоки, создаются комплексы, формируется неверное восприятие мира, и в жизнь выходит психически не рождённый человек, который может так и не достичь зрелости до конца жизни.

Большинство наших проблем уходят своими корнями в детство. Самые распространенные комплексы – неуверенность в себе, неумение принимать решения, страх ответственности и другие – являются следствием влияния родителей на неокрепшую детскую психику.  С комплексами, привитыми родителями, можно и нужно бороться. Многие люди, приложив некоторые усилия, самостоятельно избавляются от негативных установок. Многие дети вырастают вне контакта с родителями. Это, в общем- то,  не всегда страшно, просто у них другие воспитатели: учителя и сверстники. Воспитание без контакта совершенно невозможно. Душевный контакт с ребенком -  первая и последняя проверка, как идет воспитание. Без общения детская душа не развивается, она не может ни любить, ни верить, ни надеяться - она засыхает.

 Детство - это сказочный мир. Детство - мир гармонии и фантазии, в который нет хода бездарному, пустому и никчемному человеку. Родитель и педагог  - это те люди, которые всеми силами поддерживают яркую  искру индивидуальности в маленьком человеке, не дают ей затухнуть и делают всё, чтобы из искры разгорелось пламя.

Если педагог дышит энергией детства, то  детская самодеятельность развивается быстрыми темпами. Современный педагог, должен больше ориентироваться на отношение к личности ребенка, и все хорошее, что есть в нем и обществе, передать ребенку, передать в атмосфере радости и дружбы. Основным методом воспитания должен быть метод терпения, который не означает вседозволенность, а скорее умение ждать.

И все таки, в наше время остается все та же основа воспитания- потребность в другом человеке, потребность любить. Не заставлять, а научить ребенка быть добрым - в этом главная направленность воспитательных воздействий педагогов и родителей. Если ребенок не сумеет полюбить людей, то невозможно будет даже научить его поверхностным манерам. Настоящий педагог - мастер своего дела все время думает над тем, чтобы все педагогические и воспитательские воздействия способствовали  развитию природных задатков и способностей детей, творческих и созидательных сил в детском коллективе. Главное - современный педагог должен обладать высокой культурой, способностью выработать в себе четкое, не допускающее  никаких отклонений, примесей , опошлений и искажений научное педагогическое мировоззрение, и разработать свою позицию в подходе к детской самодеятельности и своей роли, как педагога, в этом процессе.  Искусство воспитания состоит в следующем: вырастить скромного в быту, непритязательного, нежадного, независтливого человека - но стремящегося к высоким целям, к большой жизни. Желание счастья не грызет, не мучит, а переполняет его. В настоящее время  приоритеты воспитания остаются те же, главное - воспитание духа. Если дать ребенку много прекрасных свойств и не дать лишь одной способности быть счастливым,- то вырастет глубоко несчастный и несчастье приносящий человек. Детство - это школа, в которой учат читать, писать, считать, находить города на карте. Но если детство не станет школой радости, школой счастья,  тогда к чему все другие науки?

Мы должны дать детям в первую очередь миролюбие,  честность и жизнь по совести. Но наш долг  дать детям детство и сохранить его. Счастью учатся в детстве. Стремлением  к счастью на всю жизнь заражаются  и заряжаются в детстве. Лишь то воспитание прочно, которое приучает ребенка быть самим собой, то есть быть человеком. Человечность, сильный дух - вот что может и что должно дать воспитание. Остальное зависит от природных способностей человека и его судьбы. Дети учатся  не на ошибках, а на своих успехах - достижениях, то есть развиваются прибавлением положительного, а не вычитанием отрицательного.  И главная задача взрослых – помочь  раскрыться  личности  ребенка и научить ориентироваться в нашем непростом мире.

Список используемой литературы:

  1. Бенджамин Спок «Разговор с матерью»: Книга о воспитании: Пер с английского М: Политиздат, 1991.-589 с.
  2. С. Л. Соловейчик «Педагогика для всех» Книга для будущих родителей : М «Детская литература» 1989.-368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «ФГОС ДО – стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия дошкольного детства».

Доклад   «ФГОС ДО – стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия  дошкольного детства». Презентация к докладу  «ФГОС ДО – стандарт поддержки уникальности, самоценно...

Специфика развития детей дошкольного возраста. Самоценность дошкольного детства.

Презентация представляет собой педагогический лекторий для родителей.  Для родителей раскрывается понятие "сензитивный период развития", а так же раскрывается важность дошкольного возраста как са...

Консультация для воспитателей на тему: ФГОС ДО - ориетир на сохранение уникальности и самоценности детства.

Повышение компетентности педагогов по вопросам решения первоочередных задач образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....

"Детство как самоценность"

Что такое детство, какое оно? У каждого из нас оно было разное: счастливое, тяжелое, светлое, радостное, наполненное смехом и любовью, родителями, бабушками-дедушками, друзьями, подарками, наказаниями...

Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"

В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....