Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ
материал (младшая группа) на тему

Куценко Анна Евгеньевна

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Куценко Анны Евгеньевны. 

 

Я работаю воспитателем в МКДОУ Краснозёрский детский сад № 1 "Колосок" общеразвивающего вида.

 К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески.

Стараюсь успешно реализовать на практике  образовательную программу детского сада, разработанную  в соответствии с примерной  основной  общеобразовательной программой  «От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Ведь окружающий мир – это неиссякаемый источник познания. Приобщение человека к природе через ее изучение всегда служило средством формирования его мировоззрения.

 

И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

«Игра для ребёнка - это серьёзное занятие. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К.Д. Ушинский.

Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. 

В экологическом воспитании  дошкольников особую роль  отвожу дидактическим играм, поэтому я и решила углубленно работать над темой: «Дидактические игры в экологическом воспитании младших дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_kutsenko.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

профессиональной деятельности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения  Краснозерского района Новосибирской области Краснозерского детского сада №1 общеразвивающего вида  Куценко Анна Евгеньевна

 

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений, 
с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

                                                                                  В. Сухомлинский

Я, Куценко Анна Евгеньевна, в данном дошкольном учреждении работаю с 2011 года. В должности воспитателя работаю 3,7 лет, педагогический стаж 3,7 лет. Стараюсь успешно реализовать на практике  образовательную программу детского сада, разработанную  в соответствии с примерной  основной  общеобразовательной программой  «От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Ведь окружающий мир – это неиссякаемый источник познания. Приобщение человека к природе через ее изучение всегда служило средством формирования его мировоззрения.

И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Каждый ребенок хочет радоваться новому дню, приносить радость своим родителям, узнавать каждый день все больше нового и интересного, хочет познавать прекрасный мир, который его окружает. Доказано, что общение с природой благотворно сказывается на общем развитии ребенка, т.к. именно это общение, позволяет не только познать закономерности развития живой природы, но и учит ребенка жить в согласии с природой, учит ее любить, уважать, почитать и беречь.

«Игра для ребёнка - это серьёзное занятие. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К.Д. Ушинский.

Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Дети  восторгаются  при  виде цветка, бабочки, и в то  же  время  могут  бездумно  раздавить  бегущего  по тропинке муравья.

Восприятие   природы   помогает   развивать   такие   качества,    как жизнерадостность,  эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.  Ребенок,  полюбивший  природу,  не  будет  бездумно  рвать   цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

Перед тем как начать работу по выбранной теме, я в своей группе проводила предварительную работу, знакомила детей с окружающим миром, давала им первичное представление о природе и природных явлениях.

В целях экологического воспитания в группе детского создала  уголок природы, где с детьми провожу комплексные НОД, игры, организую практическую и исследовательскую деятельность.

В экологическом воспитании  дошкольников особую роль  отвожу дидактическим играм, поэтому я и решила углубленно работать над темой: «Дидактические игры в экологическом воспитании младших дошкольников». 

Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам.

Использование дидактических игр в совместной игровой деятельности и  на непосредственно образовательной деятельности экологического цикла в младшей группе детского сада помогает мне активизировать  деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, поддерживать интерес к изучаемому, развивать творческое воображение, образное мышление, снять утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя. Этим и обуславливается актуальность  выбранной мною данной темы.  

Основной моей целью стало воздействие на экологическое воспитание личности ребенка посредствам дидактической игры.

Дидактическая игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи: 

  1. определить и проанализировать роль дидактической игры в экологическом воспитании младших дошкольников.
  2. систематизировать использование дидактических игр и игровых методов и приемов в организации воспитательно – образовательного процесса.
  3. обосновать эффективность использования дидактических игр и игровых методов и приемов в экологическом воспитании личности ребенка.

В своем самоанализе я подробнее остановлюсь на опыте своей работы по выбранной теме: «Дидактические игры в экологическом воспитании младших дошкольников», так как в дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в экологическом воспитании детей.

В процессе работы над темой я изучила педагогическую и методическую  литературу – П. Г. Саморукова « Методика ознакомления детей с природой в детском саду», С. Н. Николаева «Методика экологического культуры у дошкольников», А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»,

 Е. В. Гончарова «Экология для малышей» и.т.д.

С помощью дидактической игры природоведческого характера дети приобретают новые знания: общаясь с воспитателями, со своими сверстниками, их высказываниями, действиями роли болельщика, дети получают много новой для себя информации. И это очень важно для их воспитания и развития.

Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действием и правилом, организации и взаимоотношением детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присуще всем играм, но в одних отчетливо выступает один, в других – иные.  В разных сборниках  указанно множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет.  В экологическом воспитании детей широко использую, дидактические игры по характеру используемого материала они делятся на предметные игры, настольно – печатные и словесные. Для реализации цели и решения задач я с детьми провожу следующие дидактические игры по экологическому воспитанию.*

Дидактические игры в своей деятельности с детьми я постоянно усложняю. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы. Провожу еще и подвижные игры природоведческого содержания: «Наседка и цыплята», «У медведя во бору» «Птенчики и коршун» и т.д, в ходе которых подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Организацию дидактических игр я осуществляю в трех основных направлениях:

  1. Обращаю внимание на подготовку к проведению дидактической игры:

- отбираю игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизации психологических процессов;

- устанавливаю соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определяю наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- выбираю место для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

- определяю количества играющих;

- подготавливаю необходимый дидактический материал для игры;

- подготавливаюсь к игре и сама:  изучаю и осмысливаю весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготавливаю к игре детей: обогащаю их знаниями, представлением о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

2. Проводя дидактические игры, также обращаю внимание на:

- дидактическую задачу: знакомлю детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, входе которой уточняю знания и представления детей о них);

- игровые правила: объясняю ход и правила игры. При этом обращаю внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое

*Приложение 1

выполнение правил;

- игровые действия: показ игровых действий, в процессе которого учу детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто – то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- ход игры: определяю свою роль в игре, участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия в игре определяю возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, направляю действия играющих (советом, вопросом, напоминанием), а так же в процессе игры стараюсь поощрять инициативу детей в игре, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событием;

- при проведении игр по экологическому воспитанию детей применяю игровые, обучающие ситуации с привлечением игрушек – аналогов, с использованием литературных персонажей, хорошо известных детям сказок и рассказов (колобок, Незнайка и т.д). При создании новых ситуаций опираюсь на типичное поведения персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях (например, Мишка шел через лес, по дороге он встречает разных зверей, собирает лекарственные растении, находит неизвестную ему ягоду и приносит детям), что позволяет развернуть беседу о ягодах и.т.д. При использовании игровых обучающих ситуаций у дошкольников возникает положительные эмоции, как от самой игры, так и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков.

- дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность.

- итог: подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. При подведении итогов подчеркиваю, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимания и дисциплинированности. В конце игры всегда спрашиваю у детей, понравилась ли им игра, и обещаю, что в следующий раз будем играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

3. Анализ проведенной игры направляю на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, сто не сработало и почему. Это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть.  В этом мне помогают, различные методы и приемы: игровые – сюрпризные моменты, элементы сравнения, словесные – объяснения, наглядные – использование игрушек, картин, показ игровых действий.

 В своей работе я стараюсь способствовать тому, чтобы дети были увлечены игровой задачей.

Составила картотеку дидактических игр на природе и картотеку игр с песком и водой, игры из данной картотеки широко применяю в своей работе с детьми, это очень просто и удобно.  

         При планомерной работе по экологическому воспитанию через дидактические игры   у детей накопились представления и  знания о самых разнообразных предметах и явлениях природы, сформировались несложные умения и навыки ухаживать за растениями, развивается наблюдательность. Дидактические игры, которые я использую,  способствуют формированию у детей элементарных представлений о правильных способах взаимодействия с растениями и животными.

Дидактические игры в экологическом воспитании учат детей пониманию необходимости бережного и заботливого отношения к природе, так же учат   детей замечать красоту природы в разное время года.  

В моей работе мне очень помогает сотрудничество с родителями детей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями  по экологическому воспитанию детей я использую традиционные формы (родительские собрания, консультации, анкетирование, беседы). Я не всегда могу найти игрушки для проведения игрового или сюрпризного момента, и тогда на помощь всегда придут родители. Они же помогают изготовить и дидактический материал к различным играм и.т.д. Я смогла их заинтересовать своей работой, увлечь интересными консультациями, анкетированием, которые провожу для них и вместе с ними.

Мною был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной теме, раскрыта необходимость построения систематической работы с детьми и необходимость использования различных видов дидактических игр, как во время занятий, так и в свободное время. 

Я считаю, что в результате моей работы есть положительные результаты:

- у детей сформировано начало экологической воспитанности;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

И как бы подводя итог своей работе, считаю, что использование дидактических игр в экологическом воспитании помогает моим детям, овладеть знаниями, умениями и навыками.

 

Таким образом, из личного опыта по данной теме могу сделать вывод, что дидактическая игра - эффективное средство  воспитания  любви к природе детей младшего дошкольного возраста.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя образовательного учреждения (воспитателя ГПД, классного руководителя и т.д.)

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя образовательного учреждения (воспитателя ГПД, классного руководителя и т.д.)...

«Совместная деятельность воспитателя с детьми на май. Самостоятельная деятельность детей на май» (приложение к статье «Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)")

Данный материал является приложением к ранее опубликованной статье "Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)". В данной статье представлен практический мате...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию совместной деятельностью воспитателя с детьми 2-3 лет Тема: «Знакомство с квадратом». Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию совместной деятельностью воспитателя с детьми 2-3 лет   Тема: «Знакомство с квадратом». Воспитатель: Койносова Е.С....

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...