Особые варианты развития детей дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Майорова Галина Ивановна

В материале дана краткая характеристика  вариантов развития детей: вербализма, тревожности, демонстративности, гиперактивности  и даны рекомендации педагога-психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobye_varianty_v_detskom_razvitii.doc802.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Особые варианты развития детей дошкольного возраста»

Консультация.

Педагог-психолог Майорова Г.И

Особые варианты развития в дошкольном возрасте.

  1. Вербализм.
  2. Тревожность.
  3. Демонстративность.
  4. Гиперактивность.

Вербализм

Определяется преобладанием речевого развития над развитием других познавательных процессов (в том числе относительно низкий уровень наглядно-образного мышления).

Вербальные дети часто привлекают к себе повышенное внимание взрослых — они гладко говорят, уверенно отвечают, используют специальные термины, сложные речевые конструкции. На психологическом обследовании ребенок соглашается на выполнение задания, но не делает, рассказывая вместо этого различные истории. Рассказы по картинкам у таких детей обычно очень коротки, неоригинальны по сюжету, часто с нарушенной логикой (в связи с низким уровнем развития мышления и воображения). Задания рисуночных методик самостоятельно, без побуждения взрослого не выполняются (ребенок при этом может говорить на различные темы). Рисунок выполняется, как правило, на низком уровне.

Так как высокий уровень развития речи привлекает повышенное внимание окружающих, достижения ребенка оцениваются положительно, поэтому вербализм, как правило, сочетается с высокой самооценкой. Так же отмечается инфантильность, негибкость мотивов общения (ребенок лишь формально вступает в контакты, используя их лишь как повод поговорить, «показать себя», при этом, совершенно не учитывая интересы и потребности собеседника).

Вербализм формируется в раннем возрасте. Родители такого ребенка склонны смещать акцент с игры, конструирования, рисования на развитие речи, рассматривая ее как важнейший показатель умственных способностей. Таким образом, у ребенка формируется тенденция к речевой деятельности. При малейших затруднениях в продуктивной деятельности ребенок подменяет ее вербальной, т.к. 1)он в ней успешнее, 2)получает высокую оценку взрослого. В результате развитие предметной деятельности постепенно вытесняется вербальной активностью. При этом наряду с социальными причинами есть и природные предпосылки.

При работе с родителями вербальных детей необходимо разъяснять им угрозу, таящуюся в таком типе развития.

Рекомендации.

  1. Необходимо вернуть ребенка к продуктивной деятельности (занятия по рисованию, лепке, конструированию, аппликации и др.). Специфика занятий: слово должно активно включаться в процесс выполнения заданий, наполняясь при этом конкретным содержанием, например, при рассуждениях ребенка о кошках, предлагается ее нарисовать, вылепить и т.д.
  2. Необходимо изменить стиль общения с ребенком — не поддерживать беспредметных разговоров, избегать частого употребления абстрактных слов.
  3. В ряде случаев к вербализму склонны дети, не посещающие детский сад, растущие во взрослом обществе, т.к. при этом возможны нарушения игровой деятельности. Поэтому важно создать условия общения ребенка со сверстниками (детские сады, центры кружки, секции).

Тревожность.

Тревожные дети, даже если у них хорошо развиты игровые навыки, как правило, не пользуются всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции. Тревожность может быть связана с сензитивностью (повышенной чувствительностью) ребенка, гиперопекой (связанной с чрезмерной заботой, мелочным контролем, большим количеством ограничений и запретов, постоянным одергиванием), тревожностью родителей а так же с нарушениями в семейных взаимоотношениях.

Неуверенность тревожного ребенка порождает стремление других детей доминировать над ним. Это, в свою очередь, приводит к снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, усилению неуверенности.

В рисуночных методиках на тревожность указывают особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается к психологу за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает. Другой вариант — ребенок некоторое время отказывается рисовать, говорит, что у него не получится, приступив к заданию, прикрывает рисунок рукой.

Кроме того, симптомами тревожности являются:

  • «лохматая» линия в рисунке;
  • исправления, не приводящие к улучшению;
  • штриховка, которая, как правило, размашистая и выходит за контуры. Если штрихуются руки человека ,то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности;
  • преувеличенное внимание к деталям, на которых ребенок как бы застревает, не решаясь закончить рисунок либо оттягивая момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук).

Только в том случае, если наблюдается большинство перечисленных особенностей, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться. Если проявляются лишь некоторые особенности, то, это может быть ситуативная реакция на обследование или эпизодические проявления тревожности, связанные с неуверенностью ребенка в отдельных, например, рисовальных способностях.

Рекомендации.

Ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ориентируясь на его индивидуальность, ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые (прежде всего родители) придут ему на помощь.

Демонстративность.

Демонстративными называют людей, чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания окружающих. Демонстративные люди ярко одеваются, любят экзотические наряды. Им важно, чтобы внешность бросалась в глаза.

Демонстративные дети повышенное внимание уделяют своей одежде, любят различные украшения. Чаще, чем другие дети смотрятся в зеркало, меряют одежду взрослых, не терпят, чтобы в их присутствии уделяли больше внимания (или больше) другим детям.

Особый вариант — негативистическая демонстративность, т.е. привлечение к себе внимания посредством сознательного нарушения требований взрослых. Как правило, так ведут себя дети с эмоциональной депривацией (т.е. не получившие от родителей необходимого тепла, ласки, любви). Этот вариант демонстративности наиболее неблагополучен.

В рисуночных методиках о демонстративности свидетельствует тенденция к украшательству, изображение необычных («демонстративных») персонажей – феи, русалки, клоуны, шерифы, бандиты.

Рекомендации

  1. Не надо стремиться уничтожить демонстративность, так как она может трансформироваться в негативистическую, и даже приобрести патологический характер (перейти в клиническую истерию). Однако не нужно впадать в другую крайность – постоянно восхищаться ребёнком, обращая излишнее внимание на его внешний вид, несколько раз в день меняя ему одежду (это способствует усилению демонстративности).
  2. Необходимо найти такую деятельность, которая способна насытить высокую потребность демонстративного ребёнка во внимании (занятие театром, музыкой, изо). Найдя таким образом естественный выход это особенность не будет препятствовать нормальному развитию.
  3. Для профилактики негативистической демонстративности взрослый должен игнорировать ребёнка, когда он нарушает запреты, негативно ведёт себя; общаться с ним нужно в тот момент, когда он ведёт себя хорошо.

Гиперактивность

Гиперактивные дети характеризуются чрезмерной активностью, импульсивностью, неуправляемостью. Ребёнок не в состоянии контролировать своё поведение и с трудом поддаётся контролю извне. Такие дети зависимы от ситуации, их поведение приближается к «полевому». Большинство авторов, затрагивающих проблему гиперактивности, отмечают, что она самопроизвольно разрешается у многих детей после 12-14 лет, хотя у некоторых сохраняется до 16-18 и позже.

Распространённой тактикой воспитания таких детей является подавление их воли. Если тактика подавления принята всеми членами семьи, то может наблюдаться мнимый эффект упорядочения поведения ребёнка. Но сами родители отмечают, что проявления гиперактивности становятся как бы пульсирующими. Такие дети ещё менее предсказуемы и более импульсивны. Нередки случаи агрессии и аутоагрессии, которая становиться болезненным способом самоконтроля в форме самонаказания за побуждение к запретному действию. Таким образом такая стратегия не выход из ситуации.

Рекомендации

  1. Желательно организовать жизнь ребёнка, приблизив её к естественному взаимодействию с природой: утренняя зарядка на свежем воздухе, вечерняя прогулка перед сном, уход за комнатными растениями и т. п. Компенсации гиперактивности способствует естественность и упорядоченность условий жизни ребёнка, для них очень важен режим.
  2. Важно ограничить количество отвлекающих моментов, избегать перегрузки ребёнка впечатлениями. Гулять желательно или с одним ребёнком, или привлекая одного близкого друга. Поездки на выставки, в музеи, театры, кинотеатры должны быть нечастыми, продуманными с точки зрения объёма впечатлений, времени и продолжительности поездки. С гиперактивным ребёнком лучше ехать куда-то в будний день, в утренние часы, когда меньше посетителей. Ездить в гости в шумные, многочисленные компании нежелательно. И в своём доме лучше принимать 1-2 гостей.
  3. Строя отношения с гиперактивным ребёнком необходимо помнить о разумной автономности от него. Нельзя быть постоянно приданным такому ребёнку. Ему надо дать понять, что у вас есть право на отдых или другие личные занятия, во время которых он не должен вам мешать.
  4. Общение с гиперактивным ребёнком должно быть ненавязчивым. Смысл его в том, чтобы ваши цели в отношении ребёнка не осознавались им как требования и имели косвенный характер. Важно придавать отрицательным действиям ребёнка положительный смысл. Например, он разбрасывает игрушки по комнате. Можно сказать: «Какой ты меткий. Попал прямо в коробку для игрушек. Давай соревноваться, кто точнее попадёт в коробку…». Когда все игрушки на месте, надо обязательно раскрыть истинный смысл произведённых действий: «Как быстро ты собрал игрушки в коробку. Какой ты молодец!»
  5. Таким детям желательно наглядно показывать, что и как следует делать; словесные объяснения должны быть как можно короче и чётче. Лучше на первом этапе овладения навыком делать всё вместе с ребёнком, или по очереди, или одновременно, соревнуясь с ним. Требовать неоднократного выполнения какого-либо задания не надо: надо добиться чтобы ребёнок сам захотел это сделать.

                                                  ГБОУ Гимназия № 1476


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с особыми вариантами развития

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую п...

Экспериментальная деятельность в ДОУ - как средство познавательного развития детей дошкольников.

В помощь педагогам по организации опытно-экспериментальной работы с детьми в ДОУ....

Характеристики детей с особыми вариантами развития

Вербализм, "уход от деятельности", тревожные дети, одарённый ребёнок, ребёнок с ЗПР, демонстротивные дети....

Характеристика детей с особыми вариантами развития. Гиперактивный ребенок.

Это мой итоговый практико-ориентированный проект для защиты на курсах повышения квалификации. Проект уже защищён. Информация будет полезна для работы с "особыми" детьми, детьми группы риска....

Рекомендация для педагогов на тему: «ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Материал в себя включает: Задачи развития игровой деятельности, Сюжетно-ролевые игры, Режиссерские игры, Игровые импровизации и театрализация,Игра-экспериментирование с различными предметами и ма...

Проектная деятельность как особая форма развития детей групп компенсирующей направленности»

Проектная деятельность в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и...