ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОПЫТ, ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ В ДОУ.
статья на тему

Волкова Анна Александровна

Модернизация российского образования определяет осуществление мониторинга как одно из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения в режиме развития. Сегодня говорить об общем мониторинге сложно, поскольку воспитательная работа в каждом дошкольном учреждении носит индивидуальный характер

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskaya_rabota.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОПЫТ, ТЕХНОЛОГИИ

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ В ДОУ.

 

А.А. Волкова МБДОУ «Детский сад №8», г. Вилючинск (Камчатский край)

 

Модернизация российского образования определяет осуществление мониторинга как одно из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения в режиме развития. Сегодня говорить об общем мониторинге сложно, поскольку воспитательная работа в каждом дошкольном учреждении носит индивидуальный характер. Однако в общем организация и проведение диагностики детей в ДОУ можно охарактеризовать следующим образом.

 

Психологическое обследование ребенка как правило, проводится по просьбе воспитателей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей воспитанника и получении советов по работе с ним. Перед обследованием я беседую с педагогом. Выясняю, как педагог оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании. Собираю первоначальные сведения о семье ребенка. Провожу предварительное наблюдение за ребенком в  группе- его общением с другими детьми и педагогами, соблюдением режимных моментов - поможет психологу создать представление о воспитаннике, найти пути установления контакта с ним и наиболее продуктивно построить психологическое обследование.

 

Установление доброжелательного контакта и хорошего взаимопонимания психолога с ребенком - необходимое условие получения достоверных результатов. В некоторых случаях установление контакта становится для меня основной целью начальной части обследования, и тогда методики предлагаю ребенку только после того, как эта цель достигнута (иногда даже не в первый день работы). Пути установления контакта могут быть различными в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка и его отношения к психологу. Иногда оказывается целесообразным вначале вовсе не обращать внимания на ребенка и дать ему возможность самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке, далее предложить интересную игрушку, а затем постараться организовать совместную игру и постепенно перевести ребёнка к выполнению инструкций взрослого. Реже оказывается эффективной для этого возраста предварительная спокойная беседа на «ненагрузочные» для ребенка темы.

 

Для проведения обследования необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид кабинета имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее будет чувствовать себя ученик. Подходящую обстановку в моём кабинете создают  детские рисунки, поделки и книжки с картинками, которые ребенку можно будет рассмотреть перед началом обследования. Перед началом обследования готовлю все методики.

 

Ребенку предлагаю выбрать, что он хочет делать: поиграть, порисовать, позаниматься, поговорить, поразмышлять. Выбор фиксирую, и ребенку дается соответствующая методика.

 

В первой части обследования предлагаю методики, направленные на диагностику уровня познавательного развития, т. к. они наиболее трудны для детей. После проведения одной-двух «интеллектуальных» методик чередую задания различных уровней, типов. Некоторые «личностные» методики и задания, по какой-либо причине затруднительные для ребенка, предполагают наличие особенно доверительного контакта со взрослыми. Их я предлагаю в те моменты, когда контактдостаточно укрепился и ребенок чувствует себя свободно и комфортно.

 

Важным условием проведения обследования является приспособление к индивидуальным особенностям ребенка - его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т. д.

 

Так, в случае быстрого утомления, сделаю перерыв и разговариваю с ребенком (выяснить существенные вопросы) или даю ему возможность встать, походить, поиграть с младшим школьником в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений (проверить состояние моторики), переключаю старшего школьника на другой вид деятельности.

 

По ходу обследования веду протокол. В протоколе фиксирую предлагаемые задания и уровень их выполнения, оказываемая ребенку помощь и степень его обучаемости, возможностисамостоятельного нахождения ошибок и адекватность оценки результатов своих действий. Отмечаю также особенности реакции ребенка на ситуацию обследования, характер контакта со взрослыми, эмоциональные проявления, отношение к выполнению различных заданий, уровень активности ребенка в общении со взрослыми и в выполнении заданий, высказывания, характеризующие самооценку и уровень притязаний, темп деятельности, особенности внимания, степень упорядоченности и целенаправленности действий и другие существенные показатели особенностей учебно-познавательного и личностного развития.

 

В случае, если обследование ребенка проводится по просьбе родителей, они могут присутствовать при обследовании. Тогда сопровождающему ребенка родителю предлагаю заполнить анкету. Если по ходу заполнения анкеты у него возникают вопросы, то отмечаю, какие пункты анкеты вызвали затруднение, и советую заполнять их по собственному усмотрению, не разъясняя возможные варианты ответов. Иногда предлагаю родителям заполнить анкету и предварительно, если они не собираются присутствовать на обследовании. Материалы анкеты помогают в работе с ребенком.

 

Данные об истории развития ребенка получаю от родителей и в дальнейшем, после обследования. При этом вопросы к родителям задаю исходя из сложившегося у меня представления о ребенке и носят более направленный, «прицельный» характер. В любом случае, знакомство с родителями и получение от них информации о ребенке необходимо для составления обоснованного психологического заключения по результатам обследования и для выработки педагогических рекомендаций.

 

Выяснение жизненных условий, в которых рос ребенок, имеет большое значение для понимания закономерностей развития его личности, определения причин формирования его психическихособенностей и выработки рекомендаций по коррекции отклонений в развитии. Узнать историю развития ребенка (собрать «психологический анамнез» )я  могу путем анкетирования или доверительной беседы с родителями. Однако данные, полученные с помощью анкетирования, имеют значительно меньшую ценность.

 

Характер вопросов, которые могут быть заданы родителям, зависит от жалоб воспитателей и родителей и от тех психологических проблем ребенка, которые были выявлены мною в ходе обследования (если беседа проводится после него).

 

В связи с этим, схема составления истории психического развития ребенка может быть сокращена и уточнена применительно к каждому конкретному случаю: одни вопросы могут быть убраны, тогда как другие станут предметом особенно тщательного выяснения.

 

Схема составления истории психического развития:

 

1)          Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием  возраста, образования и характера работы всех членовсемьи и родственников, принимавших участие в воспитании ребенка. Изменения  состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни.

 

2)    Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и  операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов, поставленный диагноз.

 

3)    Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения: где и кем воспитывался, в каком возрасте был отдан в дошкольное учреждение, как привыкал, как складывались отношения с детьми и педагогами. Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них.

 

4)    Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т. д., как шло развитие речи. Общий эмоциональный тон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых, уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и его сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли дома или в каких-либо кружках развивающие занятия, какие, и как ребенок относится к ним. Особенности ребенка, волнующие родителей.

 

 

 

Помимо этого, знакомясь с историей развития ребенка, я всегда помню, что сами по себе события в жизни ребенка не могут быть оценены без учета реакции на них самого ребенка, характера его переживаний и путей приспособления к тем или иным трудностям. Вопрос о реакции ребенка на каждое жизненное обстоятельство не менее важен, чем выяснение этого обстоятельства.

 

Учитываю, что родители часто не очень хорошо понимают смысл задаваемых им вопросов, не всегда точно помнят существенные для ребенка особенности жизненных ситуаций, а иногда и не хотят быть полностью откровенными и осознанно или неосознанно утаивают часть информации. Сообщая мнеопределенные факты, отец или мать одновременно дают и собственную оценку этих фактов, часто совершенно неадекватную. Моя задача психолога - точно отграничить получаемую информацию от ее интерпретации собеседником.

Знакомство и сбор сведений о ребенке помогают мне сделать выводы не только о ребенке, но и об особенностях личности родителей и о стиле воспитания в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращаются в одну из актуальнейших проблем современного образования, а также в первоочередную проблему. Её разрешение возможно только в...

Преодоление трудностей в работе педагогического коллектива по организации проведению адаптации детей к условиям детского сада при реализации ФГОС.

Преодоление  трудностей в работе педагогического коллектива по организации проведению адаптации  детей к условиям детского сада при реализации ФГОС....

Современные технологии организации игровой деятельности детей СРЕДНЕЙ группы (из опыта работы воспитателя).

Игра-исторически сложившийся вид деятельности, в котором ребёнок отражает свои впечатления об окружающей действительности.Ф.Фребель-выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу с...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов,...

Современные технологии организации игровой деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя).

Игровые технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре....

ОПЫТ РАБОТЫ: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ

В данной статье рассказывается о том, что для изучения чувашского языка можно использовать еще и инновационные технологии, а именно развитие межполушарного взаимодействия через игру. Значит мы можем д...

Опыт работы «Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...