ОПЫТ РАБОТЫ: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ
статья (старшая группа)

Бурцева Марина Михайловна

В данной статье рассказывается о том, что для изучения чувашского языка можно использовать еще и инновационные технологии, а именно развитие межполушарного взаимодействия через игру. Значит мы можем добиться сразу нескольких целей: подготовка к школе и  изучение чувашского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_po_chuvashii.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ

М. М. Бурцева

МБДОУ «Детский Сад №202 «Город Чудес» г. Чебоксары

Marburceva89@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассказывается о том, что для изучения чувашского языка можно использовать еще и инновационные технологии, а именно развитие межполушарного взаимодействия через игру. Значит мы можем добиться сразу нескольких целей: подготовка к школе и  изучение чувашского языка.

Ключевые слова.  Чувашский язык, проект, кинезеология, игра.

Представляю Вашему вниманию опыт работы по приобщению дошкольников к культурному наследию чувашского народа.

Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Развитие у детей интереса к национальным традициям с раннего возраста является одним из важных направлений образовательной политики руководства Чувашской Республики.

На сегодняшний день тема приобщения детей к истории и культуре родного края очень актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютерные технологии, народный язык и культура начинают терять эмоциональность и значимость. Большинство детей, а так же взрослых (родители, да и многие педагоги) не проявляют интерес к родному языку, плохо знают историю и культуру своего народа. Родители заняты работой, бытом, им некогда рассказывать сказку, сходить в музей, на выставку, в театр.  Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможна без обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Развитие у детей интереса к национальным традициям с раннего возраста является одним из важных направлений образовательной политики руководства Чувашской Республики.  Вот почему так важно в жизнь детей, в воспитательно - образовательный процесс интегрировать комплексную систему знакомства дошкольников, их родителей с культурным наследием чувашского народа, через познавательное, художественно эстетическое, социально коммуникативное развитие, а так же индивидуальную деятельность. Следовательно, необходимы специальные условия, методики и технологии работы, обеспечивающие приобщение  к миру общечеловеческих ценностей и интеллектуально развитой личности ребенка. С этой целью разработался проект «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ» Проект является долгосрочным.

В группе целенаправленно велась работа, направленная на приобщение детей к истокам культуры чувашского народа через различные виды деятельности. Осуществлялся комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства.

Для реализации поставленной цели были поставлены задачи:

 - Создать систему работы, по приобщению дошкольников к культурному наследию чувашского народа

-  Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение праздников, квестов, знакомство с обычаями и традициями чувашского народа (музыкально-литературная гостиная, психолого-педагогическая гостиная);

- Воспитывать интерес и любовь к чувашской культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм;

- Использовать все виды чувашского наследия (вышивка, сказки, песни, игры, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), как богатейший источником познавательного и нравственного развития детей.

-  Апробировать с детьми дошкольного возраста современные образовательные технологии, средства, методы и приемы, синхронизирующие работу полушарий головного  мозга (межполушарное  взаимодействие).
 

Работа с детьми была ориентирована на три возрастные группы:

младший возраст – от 3-4 лет;

средний возраст - от 4-5 лет;

старший возраст - от 5-7 лет.

Чтобы максимально приблизить  детей к чувашской  культуре, в группе был оборудован уголок «Чувашкой культуры». В ней силами воспитателей и родителей собраны предметы старины и быта крестьян, вышивка, книги на чувашском языке ….

В своей работе использую разнообразные методы и приемы, способствующие формированию и обогащению знаний каждого ребенка. Это образовательная деятельность, беседы, народные подвижные игры, экскурсии, индивидуальная работа с детьми и родителями, праздники, квесты. Наряду с классическими подходами, реализуемыми в рамках ФГОС ДО мы с детьми используем инновационные методы и приемы, которые позволяют не только приобщить детей к наследию чувашской культуры, но и развивать память, мышление, внимание, мелкую и крупную моторику. А именно методики межполушарного развития,  как основа интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях, играх, в ходе которых активируются оба полушария мозга. Например, рисование двумя руками одновременно (зеркальное), упражнений на координацию, ловкость  движений и пространственную ориентацию.

Модифицированная таблица Шульте: - называть числа на чувашском языке:  развитие концентрации и распределения внимания

 Вариант 1. Нужно найти и показать все числа от 1 до 10 (одного цвета), затем все числа от 10 до 1 (одного цвета) на чувашском языке.

Вариант 2. Показать и называть  числа двух цветов одновременно, от 1 до 10 и в обратном порядке, также на чувашском языке.

Рисование двумя руками.

Развитие межполушарных взаимодействий: ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого. (За образец детям предлагается элементы чувашской вышивки, сначала легкие узоры, затем усложняем задачу)

Зеркальное рисование.

Развитие пространственных представлений и снятие импульсивности. Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый. (За образец детям предлагается элементы чувашской вышивки, также сначала дается легкий узор, к примеру «Солнце», затем усложняется)

Нейроскакалка – разнонаправленная работа ног, стимулирует работу вестибулярной системы, улучшает концентрацию, внимания. (Прыгать,  называть 5 слов на  чувашском, называть членов семьи на чувашском)

Гимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Направление возникло в 60-е годы прошлого века, поэтому может считаться довольно молодой наукой. Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.

ПОЛЬЗА УПРАЖНЕНИЙ: Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем: стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности; помогает получить энергию, необходимую для обучения; снижает утомляемость; улучшает моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает продуктивную работоспособность; формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены. Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения. Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

Литература:

  1. Бахтина, Т.  «Культурное наследие Чувашии бережно храним». Электронный ресурс. – режим доступа : https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-kulturnoe-nasledie-chuvashi-zabotlivo-i-berezhno-hranim.html
  2. Кондратьева, Л. «Особенности Чувашской вышивки». Электронный ресурс. -  режим доступа :  https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2017/02/01/osobennosti-chuvashskoy-vyshivki
  3. Шумская, О. «Развитие детей с рождения». Электронный ресурс. – режим доступа :  https://razvivashka.online/razvitie-myshleniya/razvitie-mezhpolusharnyh-svyazey-u-detey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра (из опыта работы): "Приобщение детей к истории и культуре родного края"

Вопрос воспитания нравственности и патриотизма очень актуален в современном обществе....

«Краеведческая игра - путешествие как средство приобщения дошкольников к истории и культуре родного края».

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками.  Особое место занимают краеведческие игры, кот...

Квест-технологии в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.   Для педагога содержательная, отвечающа...

Приобщение детей 6-7 к культуре родного края посредством ознакомления с историей родного города.

План по самообразованию "Приобщение детей 6-7 к культуре родного края посредством ознакомления с историей родного города"...

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к истории и культуре родного края посредством игровых технологий""

В современных условиях одним из главных направлений работы с детьми является нравственно- патриотическое воспитание....

Консультация для педагогов Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств через приобщение детей к истории и культуре родного края»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в пери...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА»

На сегодняшний день предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с...