ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА»
проект (старшая группа)

Ирина Ивановна Архангельская

На сегодняшний день предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями.  Вот почему задача педагога и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми.

 Многие из нас родились в Зубцове, этот город стал для нас самым родным и любимым.  И мы с гордостью говорим: «Мы – зубчане!».   В нашем городе не много улиц. Но некоторые носят имена известных и неизвестных нам людей, но мы так привыкли к этим названиям, что не задумываемся над тем, кому принадлежит это имя и чем известен этот человек. Знать о людях, именами которых названы улицы городов, означает знать историю и культуру страны, где ты живёшь, знать её народ. Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы стало повышение познавательного интереса воспитанников и родителей нашей группы через реализацию разработанного нами проекта «Улицы города рассказывают…».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zubtsov.docx54.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

                                                           

                                                             Утверждаю

                                                                Заведующая

                                                                                 МБДОУ детский сад

                                                                «Солнышко»                                                                                         ____________Акимова И.Л.

                                                                  От «_____»______20____г.

 

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА»»

Воспитатель: Архангельская И.И.

                                                                                                           

2023г.

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА»

 «Без прошлого нет будущего» - гласит народная пословица.

Одним из важнейших направлений в педагогике является патриотическое воспитание. Любовь к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования.  В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость в активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо.  Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. 

На сегодняшний день предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями.  Вот почему задача педагога и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми.

 Многие из нас родились в Зубцове, этот город стал для нас самым родным и любимым.  И мы с гордостью говорим: «Мы – зубчане!».   В нашем городе не много улиц. Но некоторые носят имена известных и неизвестных нам людей, но мы так привыкли к этим названиям, что не задумываемся над тем, кому принадлежит это имя и чем известен этот человек. Знать о людях, именами которых названы улицы городов, означает знать историю и культуру страны, где ты живёшь, знать её народ. Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы стало повышение познавательного интереса воспитанников и родителей нашей группы через реализацию разработанного нами проекта «Улицы города рассказывают…».

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города через знакомство с улицами города Зубцова.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Расширить и углубить знания дошкольников об истории родного города, его улицах (Улица Набережная Степана Разина, Улица Урицкого, Улица Сержанта Андреева, Улица Кирова, Улица Академика Некрасова, Афанасия Никитина, Болотникова, Имени Павлова, Имени Пани Зиматовой, Имени С.П.Вихорева,  Дзержинского, Чкалова,  им Володарского, Имени В.И.Ленина, Имени Зверева, пер Имени Образцова и их достопримечательностях.

2. Развивать у детей познавательный интерес и желание узнать новое о своем городе, умение видеть и находить необычное, удивительное и значимое в окружающей действительности родного города.

3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

4. Создать условия и эмоциональный фон для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике и наследии родного города.

5.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Реализация проекта шла по 2 направлениям – дети- воспитатели, родители-воспитатели- дети. Каждое направление имеет свои задачи и результаты.

Направление

Задачи

Педагоги

 

1.Повысить компетентность педагогов по ознакомлению дошкольников с улицами родного города

2.Внедрить новые методы работы с детьми по ознакомлению дошкольников с улицами города Зубцова.

Дошкольники

 

1.Вовлечь детей в тематический проект, способствующий формированию развития бережного отношения к городу, его природе, достопримечательностям, культурным ценностям.

2.Расширить знания детей об улицах родного города.

3.Создать условия и эмоциональный фон для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города.

Родители

 

1.Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

2.Способствовать созданию комфортной обстановки при совместном решении поставленных исследовательских и творческих задач в союзе «ребенок-взрослый».

1 этап – подготовительный.

Он включает в себя сбор и систематизацию информации об улицах города:

Содержание этого этапа:

1. Сбор, изучение и структурирование информационного и методического материалов по краеведению города, его улиц.

2.Подборка художественной литературы, иллюстраций, фото, открыток, календарей с видами города.

3.Подборка песенного репертуара и дидактических пособий по теме проекта.

4.Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.   

II этап – основной. Я разработала план, и совместно со вторым воспитателем перешли к его практической части.

План работы

Месяц

Старшая группа

Октябрь

-  слушание стихов о родном городе;

- рассматривание фотоальбома «Зубцов»: вчера и сегодня»;

- беседа в библиотеке «Наш город»;

- экскурсия по парку  и берегу.

Ноябрь

-  Беседа «Мы - зубчане и мы этим гордимся!» - достопримечательности города

-  Беседа: «Улицы города рассказывают». Набережная Степана Разина, Улица Урицкого, Улица Кирова.

- рисование «Вазуза и Волга»

Декабрь

-  беседа: «Герои города» Сергей Петрович Вихорев

-  беседа «Профессии наших родителей».

- Беседа «Мы - зубчане и мы этим гордимся!»;

Февраль

-  слушание стихов о родном городе;

- презентация «Архитектура города»

Беседа: «Улицы города рассказывают». Улица Академика Некрасова, Афанасия Никитина, Болотникова, Имени Павлова

Март

- оформление папки рисунков совместно со взрослыми «Мой родной город»;

- гимн города

-  Беседа «Мы - зубчане и мы этим гордимся!»;

-  беседа: «Улицы города рассказывают» Имени В.И.Ленина, пер Имени Образцова

Апрель

- рисунки на тему: «Герб города Зубцов»

-  Беседа «Мы - зубчане и мы этим гордимся!»; достопримечательности города

-  беседа: «Герои нашего города» ул.Чкалова, Имени Зверева

Май

- беседа «Герои нашего города» Имени Пани Зиматовой, Имени С.П.Вихорева

- оформление фотоальбома «Памятники нашего города»;

-  беседа: «Улицы города рассказывают»,  Дзержинского,  им Володарского

Для успешной реализации проекта на данном этапе мы решили построить работу  по 3 направлениям: организация детской деятельности, работа с семьёй,  работа между воспитателями.  Рассмотрим эти направления.

1 направление: «Организация детской деятельности»

С целью успешной реализации проекта для дошкольников сделали:

Разработали картотеку биографий людей, в честь которых названы улицы города «Герои нашего города (по 2 направлениям 1- участники ВОВ, 2- известные люди).

 Нашли стихотворения о городе Зубцове

Подготовили презентации, фотографии.

2 направление: «Работа с родителями»

Патриотическое воспитание не возможно без участия родителей, поэтому важное место в процессе приобщения дошкольников к истории и культуре родного края мы отвели семье. Для этого мы включили следующие формы работы с родителями:

- Помощь в подборе иллюстраций, фото улиц города.

- Творческое задание для детей и родителей воспитанников - создание рисунков «Мой родной город».

- Экскурсия по улицам города.

- Консультация для родителей «Познакомьте ребенка с родным городом!».

3. Заключительный этап - последний этап включает в себя:

-  Выставка работ детей по теме проекта.

-  Фотоальбом по теме проекта.

-отчёт.

Результаты проекта:

- у детей повысился познавательный интерес к историческому прошлому нашего родного края;

- у детей расширены знания об улицах родного города;

у детей появилось чувство гордости за свой город, за людей, участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту;

- у педагогов сформирована компетентность по ознакомлению дошкольников с улицами города;

- родители стали активными участниками воспитательное-образовательного процесса.

Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан нашего города и страны.

 

  

Список информационных источников

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/02/konsultatsiya-dlya-roditeley-poznakomte-rebenka-s
  2. https://web.archive.org/web/20160307031209/https://www.zubtsovru.com/forum/index.php?topic=313.0
  3. https://adminzubcov.ru/index.php/information/arkhitekturno-stroitelnyj-otdel/plan-dorozhnykh-rabot-na-territorii-zubtsovskogo-rajona-tverskoj-oblasti/6905-perechen-znamenatelnykh-dat-i-sobytij-na-2021-god-mo-zubtsovskij-rajon
  4. https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/1247-stikhi-pro-gorod-zubtsov.html
  5. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/03/09/stihotvorenie-bereg-detstva

Стихотворения о городе Зубцов

автор: Елена Юманова Огонёк

 

Древний город Зубцов

к берегам прислонился

двух великих, красивейших рек.

На холме с крепостными зубцами,

Стоит храм с золочёными куполами.

Бор величественно смотрит в Волгу,

По которой  купцы проплывали.

Они на зубцы крепостных валов

любовались, восхищались,

Свой товар на ярмарках продавали.

Семь мостов, семь дорог

Город мой объединяют,

Где текут между  холмов

Реки: Волга,  Вазуза,  Шешма.
***********************************

Стихотворение «Зубцов» Александра Кобикова-Игнатова

Зубцов

Нет здесь, в городе, союза
Дольше, чем союз двух рек.
Слившись с Волгою, Вазуза
Породнилась с ней навек.

Склон взлетел туда, где птицу
Еле видно от воды.
Как тобою не дивиться,
Город, с птичьей высоты?

Мост парит над быстрой Волгой.
Из конца в конец моста
Пешеходной лентой долгой
Деревянная верста.

Божий храм под куполами,
Расточающий елей.
За церковными стенами
Белый прах былых людей.

Над высоким склоном стела,
Чтобы помнили о том,
Как солдат сражался смело
На твоей земле с врагом.

Древнеруский скромный город,
Пусть пуста твоя сума,
Ты великой Волгой дорог
И людьми богат весьма.

То, что здесь стоит веками,
Что теперь обретено,
Их умелыми руками,
Их умом возведено.

Ныне время непростое:
Мало дела, больше слов.
Но уйдёт в «отстой» худое.
Будь во здравии, Зубцов!

***********************
Люблю тебя, Зубцов, как прежде,
Твои цветущие сады,
Твои прибрежные долины,
Твои прекрасные мосты.
Люблю твоих детишек стайки
И твой трудящийся народ,
Их думы, песни огневые,
Старинный русский хоровод.
Они умеют потрудиться
И с песней дружно отдохнуть,
В трудный час придут на помощь
И в жизнь уверенность вдохнут.

  *   *   *
Зубцов – земля приволжская родная,
Тебя я знаю десять смутных лет.
Конечно, плодотворней земли рая,
Но краше, чем твоя, земель там нет.
Вода реки чиста, быстра, а стрежень
Стремителен в высоких берегах.
Над Волгой древний храм – духовный стержень
Корнями православными в веках.
На площади соборной в память вечную
О павших за Отечество сынов
Геройская звезда пятиконечная
И поминальные ряды венков.
Во храме сотворённая молитва,
Беззвучно разливаясь по земле,
С духовной тьмой ведет и ныне битву
За православное былое житие.
Пусть медленно пока, неощутимо
Идёт преображение умов,
Зато несуетно, необратимо
На русский путь выходит вновь Зубцов.

Каляев Олег Александрович

Берег детства.

На волжском берегу, среди холмов,

Стоит Зубцов – старинный русский город,

Своей историей великой, сердцу дорог,

Из глубины веков красотами поит.

Великий Пушкин, Лемешев и Репин

На землях тех труды свои творили

И красоту души в картинах и стихах

Народу русскому, с любовью подарили.

Там воздух чист, прозрачен, как кристалл

И эхо над рекою громко льётся…

Речная гладь, как кованный металл,

А в отражении чайка резво вьется.

Пускай нечасто быть там суждено,

Но временами в миг былых уныний,

Я вспоминаю берег тот крутой

И шлейф тумана над рекою длинный.

**********************************

Весна в Зубцове («Вот уж март… над зимою смеясь…»)

Весна в Зубцове («Вот уж март… над зимою смеясь…»)

Из письма Е. В. Шаломытову

Вот уж март… над зимою смеясь,

Солнце в полдень печет понемногу;

Непролазная липкая грязь

Превратила в болото дорогу.

Полоскается в луже свинья

И четыре ее поросенка;

Воробьев развеселых семья

На заборе чирикает звонко.

Роясь в куче навоза, петух

Закричит неестественно дико,

И затем напрягая свой слух

Ждет такого же дикого крика.

Моет баба белье у ворот

И клянет свою горькую долю,

И широко разинув свой рот

Скачет мальчик на палке по полю…


Михаил Данилович Андреев

Михаил Данилович был очень добрым, работящим человеком и не равнодушным ко всему, что его окружало.
Галина Денисова
ЖИЛ-БЫЛ ПАРОМЩИК
Михаил Данилович Андреев родился в 20 ноября 1908 года в городе Зубцове. До войны он работал в колхозе. В Красной армии Андреев служил с 1931 по 1934 год. Из запаса призывался во время советско-финской войны, участвовал в боях.
В первые дни Великой Отечественной войны Михаил Данилович был призван в действующую армию. Прошел путь рядового до старшего сержанта. Командовал отделением разведки 235-й Краснознаменной Витебской стрелковой дивизии. Освобождал Прибалтику, Восточную Пруссию, Польшу. Несколько раз был ранен.
Орденом Славы 3-й степени был награжден 5 декабря 1944 года за бои у населенного пункта Карлсхоф в Литве. Орден Славы 2-й степнени Андреев получил 18 февраля 1945 года за героизм, проявленный в боях в районе города Лабиаву в Восточной Пруссии. Андреев лично уничтожил гранатой пулеметный расчет, обеспечив тактическое преимущество наступавшим подразделениям. Орденом Славы 1-й степени Михаил Данилович был награжден 29 июля 1945 года. «Наша разведгруппа наткнулась на штабной блиндаж. Четырьмя противотанковыми гранатами мы разнесли его в щепки. Более тридцати фашистов нашли в нем свою смерть. Оставшийся в живых оберлейтенант поднял руки…» - рассказал Андреев о своем последнем подвиге журналисту Виктору Хомяченкову. На 3-м Белорусском фронте. Михаил Данилович Андреев считался лучшим «охотником за языками».
Однако сам герой считал высшей наградой месячный отпуск на родину, который получил в августе 1944 года.
После демобилизации из армии Андреев вернулся в родной Зубцов и долгое время работал паромщиком на пароме, перевозившем людей и машины через Волгу. Жила семья Андреевых на улице Зверева за Волгой. Их дом сохранился.
Умер герой 23 апреля 1970 года. Вдова продала дом и уехала к сыну, который жил и работал на Крайнем Севере. Могила героя-разведчика на городском кладбище пришла в запустение, памятник сгнил. В 2009 году по инициативе мэра Зубцова Руслана Васильева на могиле героя была установлена мемориальная плита, а сама могила обустроена. В 2008 году постановлением Совета депутатов зубцовского городского поселения центральная улица новой площадки городской застройки названа именем сержанта Андреева.

Сергей Петрович Вихорев

…Отец был жесткий, но справедливый человек. Что сказал, обязательно добьется. О войне он не рассказывал. Говорил: «Я хочу забыть, а война проклятая снится!». После кошмаров у него давление подскакивало до 260…
Галина Вихорева


УСПЕШНО ВЕЛ РАЗВЕДКУ
Сергей Петрович Вихорев родился 14 сентября 1923 года в деревне Тяплово Авангардского (Коробинского) сельсовета (ныне Вазузское сельское поселение) Зубцовского района. После окончания школы Вихорев работал столяром Зубцовского райкомбината.
В 1941 году он был эвакуирован в Свердловскую область и работал сначала столяром лесокомбината, потом на оборонном заводе молотобойцем. Сергей сам просился на фронт. И в мае 1942 года пошел служить добровольцем.
Воевал Сергей Вихорев на Калининском фронте. Здесь он получил первый орден - Красной звезды. Потом был на Курской дуге, освобождал Харьков. В составе 1-го Белорусского фронта воевал в Польше и Германии. Брал Берлин.
Его военная специальность - разведчик четвертого танкового полка, звание - ефрейтор.
Ордена Славы Сергей Вихорев получал последовательно.
10 августа 1944 года в разведке у населенного пункта Полозе (Польша) обнаружил расположение огневых средств противника. В схватке с вражескими автоматчиками уничтожил около десяти из них. 3 сентября 1944 года награжден орденом Славы 3-й степени. В феврале 1945 года при освобождении города Оборники (Польша), подавил огневую точку, истребил около десятка пехотинцев, троих пленил. 27 марта 1945 года награжден орденом Славы 2-й степени. В боях за Берлин с 28 апреля по 2 мая 1945 года уничтожил около 20 гитлеровцев. Успешно вел разведку огневых средств врага, оперативно передовая полученные данные по радио. 15 мая 1946 года награжден орденом Славы 1-й степени.
В феврале 1947 года Вихорев демобилизовался и приехал к родителям, которые к тому времени переехали в деревню Высочково Волоколамского района. Здесь Сергей женился на Валентине Петровне Забелиной. У них родилось двое детей: сын Александр (в 1950 году) и дочь Галина (в 1954 году).
В 1952 году Вихоревы переехали в совхоз «Холмогорка». Сергей Петрович работал плотником-столяром.
В 1964 году он перешел работать в Межколхозстрой. Получил квартиру в Волоколамске.
18 июня 1979 года Сергей Петрович Вихорев умер. В Воколамске на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.
Решением Зубцовскоего исполкома городского совета от 24 декабря 1984 года поселок «Сельхозтехника» переименован в улицу имени С.П. Вихорева.


Прасковья Андреевна Зиматова

И встав на встречу новой боли,
Готовая для новых мук,
Она услышала, как в поле
Метель заголосила вдруг.
Как будто вызывая жалость,
Метель стонала все сильней,
А сердцу Пани показалось -
Россия плакала по ней.

Андрей Дементьев


РОССИЯ ПЛАКАЛА ПО НЕЙ
Прасковья Андреевна Зиматова родилась в 1918 году в деревне Харькино Зубцовского уезда. Окончила Слабцовскую семилетнюю школу Курьковского сельсовета. В 1934 году поступила в Зубцовский библиотечный техникум. После его окончания была направлена в Луковниковский район, заведующей районной библиотекой. Через три года ее перевели на работу в райком КПСС.
В октябре 1941 года, когда район был оккупирован фашистами, Паня ушла в партизанский отряд. Партизанка Паня не раз ходила в разведку и добывала важные сведения.
В ноябре 1941 года карательный отряд напал на следы партизан. Завязался бой. Но силы были неравны. Группе партизан, в том числе и Пане Зиматовой, удалось уйти из окружения. Но не далеко. Возле деревни Большое Колпаково они наткнулись на немецкую засаду. После ожесточенного бою, трое из группы: Паня Зиматова, Федосья Зайцева и Яков Маркелов попали в руки фашистов. Начались допросы. Фашисты хотели узнать расположение партизанских баз, но пленники молчали. Три дня продолжались страшные пытки. У немцев сдали нервы, переводчик в ярости закричал на Паню: «Ах, у тебя нет языка! Ты не можешь говорить, так мы отрежем у тебя язык!»
Вся группа была расстреляна 24 ноября 1941 года. Перед расстрелом фашисты вырвали Пане язык.
Паня Зиматова награждена орденом Ленина посмертно. Указ о ее награждении вышел 6 марта 1942 года.
В ознаменование 20-летия Победы 6 мая 1965 года Зубцовский городской совет депутатов трудящихся принял решение переименовать улицу Албанскую Зубцова в улицу имени Пани Зиматовой. На здании, в котором до войны размещался Зубцовский библиотечный техникум, в честь в честь отважной партизанки установлена Памятная доска: « В 1934 -1937 г.г. в этом здании - библиотечном техникуме училась партизанка Паня Зиматова».

Улица Чкалова названа в честь Валерия Павловича Чкалова (1904-1938) - советского военного летчика, Героя Советского Союза.

Чкалов установил несколько рекордов: в 1937 году совершил первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер и знаменитый пролет под Троицким мостом в Ленинграде.

Погиб, форсируя Днепр.

Деревня Холопье в Зубцовского района Тверской области – это малая родина Героя Советского Союза Николая Зверева. После школы он работал в Ржеве. Когда началась Великая Отечественная война, медкомиссия признала его негодным к службе в армии. Однако, когда враг подошёл к Ржеву, Николай Зверев пошёл в военкомат и добился, чтобы его отправили на фронт. Он был командиром орудия истребительно-противотанкового артиллерийского полка.

Потерпев поражение на Курской дуге, немецкие войска отошли к Днепру и хотели закрепиться на этом удобном рубеже. Отборные немецкие части старались сдержать продвижение наших войск.

Противотанковая батарея, где служил Зверев, преградила путь бронированной фашисткой колонне. Расчёт нашего земляка установил своё орудие на главной улице деревни Бригадировка. В скором времени наводчик орудия был убит. Николай Зверев заменил его и сумел подбить вражеский танк.

В результате кровопролитного боя погиб весь расчёт орудия, кроме Зверева. Раненый он сумел подбить ещё один танк и бронемашину, пока разрыв снаряда не накрыл его вместе с орудием.

 


Виктор Васильевич Некрасов. Академик из Зубцова

4 февраля 90 лет со дня рождения Виктора Васильевича Некрасова, уроженца города Зубцов, академика, Генерального конструктора Красногорского механического завода оптического и оптико-электронного приборостроения.
Напомним, что Виктор Васильевич Некрасов – известный учёный и изобретатель в области сложных информационных и оптико-электронных комплексов, Генеральный конструктор оптических систем, доктор технических наук, профессор, родился 4 февраля 1931 года в Зубцове.
В 1949 году закончил среднюю школу № 1 и поступил в Московское высшее техническое училище им. Баумана. В 1957 г. по распределению приехал на Красногорский механический завод. Прошел путь от конструктора до директора конструкторского бюро, в котором трудилось более 4 тысяч человек.
Он занимался разработкой космической оптической аппаратуры, наземных средств и систем контроля космического пространства, прицельных комплексов и систем управления огнём бронетехники, вертолётов и тактической авиации, фототехники, приборов наблюдения, медицинских приборов и диагностических комплексов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Лауреат Государственных и Ленинской премий (1971,1981, 1988,1993 гг.), автор более 200 научных трудов и 63 изобретений.
Доктор технических наук, профессор МГТУ им. Баумана, академик, действительный член Академии инженерных наук РФ, Международной Академии наук Евразии, Академии космонавтики имени К. Циолковского, Международной Академии «Контенант». Хорошо известен своими научными трудами и изобретениями не только в России, но и за рубежом.
Виктор Васильевич Некрасов умер 22 ноября 1995 года, в возрасте 64 лет. Похоронен рядом с родителями и сестрой на городском кладбище за Волгой в Зубцове. Одна из улиц города в микрорайоне «Южный» названа его именем.
С Виктором Васильевичем связана целая эпоха в космическом приборостроении и истории военной техники. Но о достижениях своего земляка зубчане узнали не сразу. Потому что его работа была засекречена.
В своём творческом поиске Виктор Васильевич шёл от прибора АГАТ-1, использовавшегося на пилотируемой космической станции, до таких высокоточных систем, как ТОПАЗ, с помощь которого из космоса была сфотографирована территория Москвы. И не только. Удивил Виктор Васильевич американцев. Не случайно книга о нём называется «Силиконовая долина: взгляд из космоса».
Когда Виктор Васильевич Некрасов впервые в 1992 году попал в США, в Филадельфию, и сопровождавшие его американцы принялись рассказывать о своих достопримечательностях, русский учёный дополнил их рассказ своими замечаниями о тех объектах, которые встретятся по пути дальше. Изумленные спутники спросили: «А когда вы у нас были раньше в Силиконовой долине?»
А Силиконовая долина в США – это научный центр, где сосредоточены различные научно – исследовательские институты и работают крупнейшие учёные.
Виктор Васильевич Некрасов скромно ответил: «Никогда раньше. А все ваши объекты я видел на снимках, полученных из космоса». Возникла многозначительная пауза.
Позже в одном из интервью Виктору Васильевичу задали такой вопрос: «Вы бы смогли с помощью космической аппаратуры рассмотреть футбольный мяч на пашне штата Аризона?» На что Виктор Васильевич Некрасов ответил: «Если мы говорим, что надо рассмотреть футбольный мяч, то понимаем, что этот мяч мы должны рассмотреть и на снегу, и на берегу реки, и на воде, и в зелени, и на пашне. И, в принципе, мы это можем. Но на черной пашне черный мяч – тут надо что такое посоображать. А если светлый, то пожалуйста!»

Доктору технических наук, профессору Баумановки, Виктору Васильевичу Некрасову принадлежат изобретения оптических приборов для аэрофотосъемки Земли с искусственных спутников и с орбитальных станций, прицельные системы управления огнем военной техники и оптика для медицинского оборудования. Копии многих патентов, приборов, некоторые вещи, связанные с Виктором Васильевичем Некрасовым, хранятся в Зубцовском краеведческом музее. В школе №1 Зубцова, где учился Виктор Некрасов, тоже есть музей.
В числе музейных экспонатов – уменьшенная во много раз копия прибора, с помощью которого можно было сфотографировать обратную сторону Луны. Есть вещи, принадлежащие семье Виктора Васильевича. Это шахматы.
Он очень любил играть в шахматы и был мастером в этой игре. Как об этом вспоминал одноклассник Виктора Васильевича Юрий Азарьевич Смирнов.
На берегу Волги до сих пор стоит дом, правда, основательно перестроенный новыми хозяевами, в котором родился академик Некрасов, куда он часто приезжал с семьей, встречался с друзьями. Мемориальной доски на нем нет, она установлена в школе.
Способность создавать команду отметили у Виктора Васильевича сразу, как он появился на заводе еще в далеком 1957 году. Об этом рассказал старейший работник научно-технического центра Юрий Сергеевич Чапыгин:
– Вечно у него были идеи: летом – коллективные поездки за грибами, во время отпуска – походы на лодках. Зимой – лыжные походы. Был он у нас капитаном шахматной команды. Первым самостоятельным заданием Виктора Васильевича было – освоение в серийное производство автоматического аэрофотоаппарата АЩАФА-5М. Он успешно справился с этим заданием. Школу технического мастерства осваивал на себе. И позже, являясь членом комиссий по приемке техники, непосредственно участвовал в испытаниях на полигонах.

Ближайшим соратником и коллегой Виктора Васильевича Некрасова был Игорь Серафимович Мерлушкин, который многие годы работал главным инженером научно – технического центра.
Главное его качество, – заметил Игорь Серафимович в рассказе о Викторе Васильевиче, – это оптимизм. Виктор Васильевич даже в самой трудной ситуации упорно искал выход. При этом не замыкался в себе, а обращался к коллективному разуму коллег.
В первых аппаратах космического наблюдения у нас «шла капуста»: лентопротяжный механизм жевал пленку. Скорость её не совпадала со временем фотографирования. Долго топтались на месте. На нас уже косо посматривали: более 4 тысяч сотрудников не могут решить эту механическую задачу. Но все-таки решили. Виктор Васильевич объединил коллективное мнение и способы решения. Каприз «капусты» разгадали. Уменьшили количество прижимных валиков, чтобы соответственно уменьшить степень воздействия на пленку. К самим валикам стали относиться более придирчиво, добиваясь высокой степени точности их изготовления и чтобы они не имели малейших механических погрешностей. Занялись изучением качества самой пленки. А здесь и заключалась главная причина: пленка шла неодинаковой толщины. И так – в каждом деле. Слабые места разбирали совместными усилиями. Виктор Васильевич никогда один за всех не решал. Замечал недостатки в чертежах – предлагал самостоятельно подумать и исправить. Очень коммуникабельный, умный, разносторонне образованный был человек.

Таким Виктор Васильевич запомнился и в семье.
С Динарой Денисовной Виктор Васильевич прожил в браке почти сорок лет. Динара Денисовна приехала на учебу в Москву из Уфы. Отец Динары Денисовны строил Нурекскую ГЭС, был главным инженером стройки. Динара училась в том же Бауманском техническом училище, что и Виктор Некрасов. Позже они и работали вместе, в научно-техническом центре.
– В 1956 году у нас с Виктором была студенческая свадьба, – вспоминала Динара Денисовна. – Нас в шутку называли Титаном и Кнопкой.
Виктору помочь было некому. В жизни всего добивался сам. Он и в институте жил впроголодь. Мама его работала воспитателем детдома. Кроме Виктора-студента, в Твери училась в пединституте его сестра Лида. Он и одет был неважно, кое-как. Чтобы продержаться, прокормить себя, ходил на железнодорожную станцию разгружать вагоны. Еще сдавал кровь по донорским пунктам. Однажды вышел скандал, из-за того что Виктор за день побывал не на одном донорском пункте. Иногда помогали друзья- спортсмены, делившиеся талонами на обеды.
Самой крепкой – на всю жизнь – осталась у Виктора студенческая дружба. Его друзья постоянно бывали у нас в доме. И позже собирались в День его рождения и годовщину смерти.
Каким Виктор был в семье? Я скажу, что семья для него была всем его мироощущением. Не знаю даже, что для него было важнее: семья или работа.
Виктор очень любил дочь Наташу, внуков. Одним из любимых занятий у Виктора было приготовление салатов, варений, печений. Он иногда говорил: «Не стал бы конструктором, пошёл бы в повара!»
Дочь Виктора Васильевича, Наталья Викторовна, по сей день считает, что отец для нее был самым дорогим человеком на свете. С ним не было никаких тайн, запретных тем для обсуждения. Так сложились отношения с детсадовского возраста Наташи. В детсад Виктор Васильевич водил Наташу сам. Ходили пешком через парк, чтобы не трястись в переполненном автобусе. По дороге и обсуждали все большие и малые житейские проблемы. Зимой по выходным ходили на лыжах, летом – другие виды спорта.

Таким добродушным жизнелюбом Виктор Васильевич Некрасов и остался в памяти. Любил семью, свой дом, людей, с которыми работал.

Н. Петров

Данная улица ведёт к морю, что символично, поскольку Афанасий Никитин прибыл в Индию морским путем. Переименование улицы было приурочено к 550-летию прибытия путешественника в город. Афанасий Никитин - Тверской купец и путешественник, автор знаменитых путевых заметок «Хождение за три моря».

Феликса Эдмундовича Дзержинского

Улица названа в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского - советского государственного и партийного деятеля, активного участника польского и русского революционного движения, председателя ВЧК, наркома внутренних дел.

Улица названа в честь Моисея Соломоновича Урицкого (псевдоним Боре́цкий) (1873-1918) — российского и советского революционного и политического деятеля, прежде всего получившего известность после своего назначения на должность председателя Петроградской ЧК.

В честь Сергея Мироновича Кирова (настоящая фамилия - - Костриков) - - революционера, советского политического деятеля, убитого 1 декабря 1934 года.

Военный и политический деятель   Смутного времени  в  России, предводитель восстания 1606—1607.Родился в д. Болотово Зубцовского уезда. Иван Болотников – предводитель крестьянского восстания 1606 г. Беглый холоп князя Телятевского. В детстве попал в плен к татарам, был продан туркам, после освобождения попал в Венецию. Через Польшу вернулся в Россию, стал донским казаком.  Принял пост большого воеводы (главнокомандующего)  повстанческой армии и двинулся на Москву. Его войско насчитывало 12 тыс. человек. В августе 1606 г. Иван Болотников нанес  несколько поражений царским войскам. В повстанческую армию вливались все новые силы, теперь она насчитывала не менее 60 тыс. человек. На стороне восставших было более 700 городов с приписанными к ним сельскими территориями. Осада Москвы длилась до 12 декабря 1606 г.  В результате измены войско Болотникова отошло от Москвы и приготовилось к обороне под Калугой. На подступах к Туле его войско насчитывало уже около 100 тыс. человек. Три месяца продолжалась осада города. Начались переговоры о сдаче повстанческой армии. Ивана Болотникова царь обещал помиловать, и 10 октября 1607 г. Болотников произнес клятву на верность царю. Однако царь нарушил свое обещание и казнил Ивана Болотникова и других предводителей мятежа.

Павлов Василий Васильевич

Родился Василий Васильевич в Ленин¬градской области Псковского района в деревне Постожилье 17 января 1928 года.
В город Зубцов семья Василия Васильевича перебралась в 1935 году. Отец поехал в Селижарово, купил там дом, договорился с гонщиками леса и весной, как с Волги сошел снег, они пригнали по воде разобранный дом в г.Зубцов. Через год отец –тоже Василий Васильевич, с женой Марией Михайловной, двумя детьми Василием и Алексеем, и маленькой дочкой, уже жили в собственном доме на Садовой Набережной.
Началась новая жизнь на новом месте. Взрослые работали, дети учились. Но война внесла свои коррективы.
Василий летом 1941 года закончил пять классов. Его отца мобилизовали в первый же набор, который проходил на Богусловской Горе. С фронта от него пришло письмо, а потом похоронка. Эшелон с солдатами был расстрелян. Его сыновья потом, после войны объездили все братские захоронения Селижаровского района и Подмосковья, где, как они предполагают отец погиб. Но нигде родовой фамилии не нашли.
В первый день, когда немцы бомбили Зубцов, детвора вначале высыпала из школы на горку, посмотреть, что происходит, а потом быстро все разбежались.
В октябре, когда город оказался в оккупации, в доме у Павловых поселились немцы, заняв большую комнату и выселив хозяев в маленькую.
Когда в конце августа 42-го советские войска начали операцию по освобождению заволжской части города, мирное население перешло жить в блиндаж. Рядом с ним находился немецкий штаб. 21 августа Василий решил сходить домой. А у них квартировали связисты. И мальчик увидел, что те в спешном порядке сворачивают оборудование. Он пошел обратно в блиндаж и через пару часов заметил, что штабники спускаются под берег Волги. И вся дивизия туда же отправилась. С Полустовой Горы, где располагались советские войска, было не видно, как немцы уходили по кромке берега до самой д. Порошки, где переправились через реку. Тогда он пришел в блиндаж и рассказал народу эту новость. Все вернулись домой. Через сутки наши войска форсировали Волгу, взяли Зубцов.
Жителей отправили в эвакуацию, до полного освобождения Ржева в марте 43-го. Когда окончательно вернулись домой Василия и других подростков военкомат направил учиться разминировать снаряды и мины. Через месяц, взяв щупы, мальчишки уже зачищали от мин Лунево и Маслову Гору. Василий приспособился так: нашел одну мину, открутил взрыватель, от нее пять шагов отсчитал и точно - здесь следующая мина лежит, и так до конца поля. Потом было Карамзино, где на заминированной дороге уже вырос орешник. Площадка, примерно 500 на 500 метров. Старший лейтенант сказал своим подопечным, что нужно зацепить противопехотные мины с двух сторон «кошками» и подорвать. Так они и сделали. План сработал, и 99 мин взорвались. Стали искать сотую. Старший лейтенант, понимая, насколько это опасно, взялся за щуп сам, ткнул его в землю, и мина выпрыгнула. Умер старлей практически сразу, хоть мальчишки и попытались его спасти после взрыва.
Зачищали ребята от мин берега рек, а затем и колхозные поля до Ржевского и Сычевского районов. Работали так четыре года. Немало их тогда погибло.
Осенью 1948 года Василия забрали в армию. Сначала в Кибартае, что находится в Литве (школа младших авиаспециалистов) их обучали вождению автомобиля. Через год срочников распределили по разным военным частям, но Василия оставили здесь, теперь уже в качестве преподавателя. Когда эту школу расформировали, то летный полк, что находился здесь, перевели под Гомель. Туда же, в качестве водителя, отправили Василия Павлова. Там на специально оборудованном грузовике он с другими солдатами подвозил к самолетам бомбы. Проезжать каждый раз нужно было через мосток. Однажды под машиной Василия Васильевича мост не выдержал напряжения, автомобиль накренился, парень открыл дверцу, выскочил из кабины и покатился вниз. Как потом оказалось, он сломал позвоночник.
В госпитале он провел три месяца. Сначала неподвижно лежал на кровати, потом потихоньку учился ходить. После этого полгода просто «гулял» по гаражу в военной части и только после этого ему разрешили вновь сесть за руль. Демобилизировали его весной 1953-го.
В Зубцове поначалу устроился в МТС. Здесь Василий Васильевич познакомился со своей будущей женой, у которой была дочь Светлана. Наталья Ивановна работала заведующей нефтебазы. Поженились, а через год семья пополнилась сыном, которого по традиции назвали Василием.
Через несколько месяцев герой нашего рассказа перешел на ремзавод. Проработал здесь Василий Васильевич пару лет. Однажды к ним на завод пришел Иван Серебряков. Привез он Василия Васильевича в райком партии и отвел наверх к первому секретарю райкома Макарову. Тот без лишних разговоров предложил Павлову работать у него персональным водителем.
Василий Васильевич проработал с ним четыре года, после чего Макарова перевели в областной комитет КПСС. С тех пор в районе сменилось три секретаря: Александр Васильевич Зимин, Станислав Александрович Ломтев и Юрий Григорьевич Травников. Всех их возил Василий Васильевич. В последний год перед пенсией у него случился микроинсульт, и Павлов перешел на более легкую работу - в котельную на Набережной Вазузы. Сейчас он живет в родительском доме на берегу Волги.


В честь кого названа улица, напоминает наша библиотечная справка:

Моисей Маркович Володарский (Гольдштейн) — революционер.

М. М. Володарский родился в 1891 году в семье бедного ремесленника, в селе Острополь Волынской губернии. С юных лет участвовал в революционном движении. В 1908–1911 годах занимался революционной деятельностью в Волынской и Подольской губерниях. Неоднократно подвергался арестам.

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870–1924) — руководитель двух революций, глава первого в мировой истории государства, основанного на социалистической доктрине, и влиятельный политик своего времени.

Вел борьбу против капитализма и самодержавия и продолжал дело Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

На съезде Советов возглавил новое правительство, названное Советом народных комиссаров (СНК). Под его руководством была основана Красная Армия, а в 1922 году — целое новое государство на карте мира, получившее название СССР.

Именно Ленин внедрил инициативу повсеместной электрификации и настоял на законодательном урегулировании террора.

После двухлетней болезни он скончался 21 января 1924 года.

Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

Названа набережная в честь предводителя крестьянской войны 18-го века Степана Тимофеевича Разина


Консультация для родителей

«Познакомьте ребенка с родным городом»

Чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живет.

Задача родителей:

1) Углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – познакомить с ближайшим окружением. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом…

2) Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронить в детское сердце искорку любви к Родине.

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. Пусть ребенок с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется новому, которое, казалось бы, давно ему известно.

Взрослые, гуляя с ребенком, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот в конце улицы появился забор, а за ним застрекотал бульдозер. Почему? Ребенок с помощью мамы делает предположение: наверно, здесь начинается стройка. Что это будет? Узнаем, когда придем сюда еще и еще. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детский сад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей – бездонно темным, витрины магазинов – особенно нарядными. Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег; и весеннюю с искрящейся капелью; с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков; летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю – с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде праздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все эти впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ее ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном.

Четырехлетний ребенок способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Важно выучить с ребенком свой домашний адрес. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах – школа, библиотека, почта, завод, магазины и т. д. Рассказать об их названии, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется – это ближайшие улицы, район в целом и его достопримечательности. Ребенку полезно объяснить, в честь кого названы улицы, почему город, в котором он живет, носит такое название. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольников. Нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, могут поехать с ребенком на экскурсию в любую даже отдаленную часть города.

- Сопровождайте рассказ о городе наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

- Обращайтесь к детям с вопросом в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать?

 - Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или «Это было очень – очень – очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете»

 - Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Воспитывать любовь к родному городу – значит связывать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами. В.А.Сухомлинский говорил: «Красота родного края – это источник любви к Родине….. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Развивающие игры для детей:

Игра «Кто подберёт больше слов»

Цель: Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам Златоуста.

Ход игры: Взрослый называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения-прилагательные. Например, Златоуст (красивый, , большой, любимый и т. д.); мемориал какой? Река? какая? Городской пруд какой? И т.д.

Игровое упражнение «Продолжи»

Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Златоуста.

Примерные фразы для продолжения: - Наш город называется….

- Жителей нашего города называют…

- В краеведческом музее много…

- В нашем городе есть…

- Я люблю свой город за то, что он…

    Игра «Найди отличия»

Цель: Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.

Ход игры: Взрослый предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались; как и где работали мужчины; как и где работали женщины; во что играли дети; старинные улицы и современные и др.

Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения, изменения в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка; чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов. Наборы открыток, наборы с видами городов помогут дошкольникам познакомиться не только со своим городом, но и с другими. Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное настроение.

Привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада. Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.

Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.

И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание через приобщение дошкольников к истории и культуре родного города»

Самообразование педагога по приобщению  дошкольников к истории и культуре родного города....

«Патриотическое воспитание через приобщение дошкольников к истории и культуре родного города»

Самообразование педагога по теме: "Патриотическое воспитание через приобщение  дошкольников к истории и культуре родного города"....

«Краеведческая игра - путешествие как средство приобщения дошкольников к истории и культуре родного края».

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками.  Особое место занимают краеведческие игры, кот...

Квест-технологии в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.   Для педагога содержательная, отвечающа...

«Осуществление деятельностного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.»

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения начинается...

«Осуществление деятельностного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.»

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения начинается...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО НАРОДА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЧУВАШИИ ЗАБОТЛИВО И БЕРЕЖНО ХРАНИМ»

Культура чувашского народа богата и разнообразна.  Приобщение дошкольников к культуре своего народа важная часть нравственного воспитания. Изучая культурное наследие, формируется уважение и ...