Театрализованная игра- как средство воспитания творческой активности детей раннего и младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Масюкова Людмила Александровна

Театрализованная игра является  одним из средств развития общения детей дошкольного возраста, воспитания творческой направленности личности,  у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление

Сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка,  позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившемся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная игра-  как средство  воспитания творческой активности    детей раннего и  младшего дошкольного возраста

Игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования творческой активности и  социально-  коммуникативных способностей дошкольников.

 Театрализованная игра является  одним из средств развития общения детей дошкольного возраста, воспитания творческой направленности личности,  у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление

Сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка,  позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившемся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Игры – драматизации, действие с театрализованной куклой помогают глубже понять рассказы, стихи, сказки, почувствовать их художественную ценность Л.С. Выгодский, Р.П. Чудинова, Л.Ю. Субботина указывают на формирование детского воображения, на развитие речи, памяти в процессе театрализованных игр.

Театрализованная деятельность оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроения дошкольников, обогащает речь, формирует моральные представления, особенно в младшем возрасте. Исходя из требований программы, я поставила перед собой задачу, чтобы театрализованная деятельность прочно вошла в быт детей и способствовала их самостоятельной художественно-творческой деятельности. Для начала,  наблюдала за тем, как дети играли друг с другом, как у них развита фантазия,  воображение, насколько эмоциональна речь.

 В группе оборудовала театрализованный уголок, поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право ребёнка на театрализацию любимого произведения, разместила разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.  Работу по данной теме я начинаю поэтапно. Прежде всего, формирую у детей интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей.  Для младшей показали сказки: «Курочка Ряба» -фланелеграф, «Репка» - плоскостной театр, «Колобок» - куклы бибабо, «Теремок» - настольный театр. », а также небольшие эпизоды из произведений Корнея Ивановича Чуковского.

 Затем предлагала детям поиграть с игрушками, обращая их внимания на то, как можно с ними действовать, например, потанцевать.

Следующий этап - игры-имитации, которые помогают передать основные эмоции персонажей, например: «Веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать», «Зайка увидел лису, испугался и спрятался» или движения: «Покажи, как ходит петушок», «Покажи, как прыгает зайка», «Мишка косолапый по лесу идет» и так далее. В дальнейшем привлекаю детей включиться уже в показ спектакля, проговаривая его отдельные моменты или дополняя отдельные фразы в диалогах героев. В повторных играх активность ребят увеличивается, они подыгрывают основной линии сюжета: имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры, лучше запоминают содержание текста.

Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками и ведет «актрису» по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы. При обучении детей приемам кукловождения настольных кукол предлагаю разные виды игрушек - резиновые, мягкие, конусные. С некоторыми из них дети уже знакомы, поэтому особую радость доставляет ребенку игра с куклой, возможность подержать ее в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться «оживить», определить, какой у нее характер, голос, походка. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. Только внутренне слившись с игрушкой в единое целое, ребенок может создать образ персонажа, открывая свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Большую роль на развитие у детей выразительности в движениях оказывают музыкальные произведения, а также ритмопластика Она помогает передавать характер выбранного игрового персонажа, его эмоциональное состояние. Особое внимание надо уделять  выразительному музыкальному сопровождению, которое должно  быть органично включено в сюжет, участвовать  в развитии действия, служиьт средством характеристики действующих лиц, привлекать к отдельным наиболее значительным эпизодам.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. С  помощью театрализованной деятельности, я добилась определённых успехов в решении задач по развитию речи в младших  группах. Их  речь стала более выразительной и грамматически правильной.  

 Самое главное – участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

                                           

Литература

 1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2008.

 2. Бодраченко И.А. Журнал «Современное дошкольное образование» № 3, 2010.

 3. Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005.

 4. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.

 5. Кислинская Т. А. Игры-сказки для ладошек из тридесятого царства – солнечного государства.  М.: Генезис, 2009.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

В работе описано как влияют театрализованные игры на эмоциональное развитие дошкольников...

Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....

Презентация:"Театрализованные игры в детском саду для детей младшего дошкольного возраста"

Театрализованные игры в детском саду для детей второй младшей группы...

«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста».

Вашему вниманию мне хотелось бы предложить выступление на круглом столе для воспитателей детских садов. Театрализованные игры в детском саду очень актуальны, так как они способствуют развитию творческ...

"Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение зада...

Значение театрализованной деятельности в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста

Аннотация:Театрализовано-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей; развивает художественно-речевую деятельность, творческие способности. Формирует чувство коллект...

Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр....