Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Савченко Ольга Борисовна

Семья является основой воспитания и становления личности. Только во взаимодействии с семьей ребенка, возможно добиться положительных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_semey.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

(из опыта работы воспитателя)

О.Б. Савченко

бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко», филиал в г. Югорске  

Воспитатель 1 квалификационной категории

Как известно, основой воспитания личности является семья. Именно в семье закладываются черты человека, его нравственные ценности, привычки, моральные устои. «Немногие станут спорить, что семья – первая и наиболее влиятельная из систем, к которым принадлежит человек: физическое, социальное и эмоциональное функционирование членов семьи глубоко взаимосвязано, и на изменения в одной части системы, словно эхо откликаются изменения в другой». (1;с.8) Рождение больного ребенка не может не повлиять на стабильное функционирование данной системы. «Взаимоотношения в семьях после появления ребенка-инвалида, становятся неоднозначными, сложными. В них появляются негативные стороны, обусловленные главной проблемой – больной ребенок. В этой связи семья переживает ряд кризисов, во время которых при уже имеющихся материальных нагрузках значительно возрастают психологические и эмоциональные нагрузки, повышается риск возникновения у ее членов стрессов и депрессий». (1; с.33) Luterman (1984) пишет в своей работе о глухоте: «Когда в семье рождается глухой ребенок – можно сказать, что до некоторой степени глохнет вся семья». (1; с.8)

Специалистам, важно понимать, что семья в такой момент очень уязвима, и вторжение в ее мир должно быть очень деликатным, ненавязчивым. Необходимо убедить родителей, что они не одиноки, их проблемы волнуют других людей, существует выход из сложившейся ситуации.

После первого кризиса семьи, обусловленного рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родители бросают все силы на преодоление болезни. В борьбе с болезнью ребенка они проявляют чудеса самоотверженности, самоотречения. В то же время, находясь в постоянном стрессе, они в большей степени подвержены усталости, отчаянию, психологической депрессии, эмоциональному выгоранию. Поэтому мы столкнулись с необходимостью построить работу с родителями так, чтобы она приносила не только пользу, но и удовольствие всем ее участникам.

Проектная деятельность дает широкое поле для активной поддержки родителей. Общее дело помогает объединить самых разных людей, создать условия для возникновения социальных контактов, подарить радость общения. Разрабатывая проект для детей, мы всегда предполагаем активное участие родителей, проводим предварительное анкетирование с целью выявления их отношения к решаемой проблеме.

В 2011 году по запросу родителей был создан и реализован проект «Я сам» (по приобщению детей с ограниченными возможностями здоровья к труду). Личность ребенка с инвалидностью, часто ограниченного в деятельности и имеющего узкий круг общения, характеризуется такими чертами как иждивенчество, изнеженность, чрезмерная осторожность, страхи. Такие дети часто отстают в формировании знаний, умений, навыков (в том числе и трудовых) от своих здоровых сверстников. У многих из них к школьному возрасту не сформированы, или сформированы недостаточно, навыки самообслуживания, хозяйственно-бытового труда. Иногда это обусловлено дефектом развития, а чаще гиперопекой в семье. Поэтому родители также стали полноправными участниками проекта. Использовались такие формы работы с родителями, как индивидуальная беседа, консультация, фотовыставка семейного фото «Мамины помощники», домашнее задание.  Результаты реализации программы подтвердили полезность нашей работы и необходимость ее продолжения. В 2013 году Методическим советом учреждения принята программа «Мамины помощники». Это позволило сделать деятельность по приобщению дошкольников к труду более регулярной и результативной.

В 2013 году мы также реализовали проект «Елочке не холодно зимой» по экологическому воспитанию. Активное включение родителей в проект позволило сделать его ярче, интереснее. Такие мероприятия, как выставка сувениров из шишек «Малышки из шишки», выставка елочек, изготовленных своими руками, флэш-моб «В гости к елочке» (в пригородном лесу), создание социального ролика «Елочке не холодно зимой» вызвали неподдельный интерес. Родители проявили не просто вежливое, а искреннее, заинтересованное участие. Видеоклип был размещен в интернете для свободного просмотра, а также представлен на конкурс «Новогодняя видеооткрытка» на районном телевидении, где занял 2 место. Ролик также занял 3 место в муниципальном этапе IY всероссийского  конкурса «Семья – опора государства» в направлении «информационно-медийное», стал лауреатом окружного этапа конкурса.

Надеемся, что размещение ролика в социальной сети и трансляция по районному телевидению станет напоминанием широкому кругу зрителей о необходимости беречь природу.

 Творчество является универсальным средством повышения настроения, самооценки. С помощью творчества можно самоутвердиться в социуме. В то же время на начальной стадии оно не требует специальных умений. Творчество – как лотерейный билет. Чтобы выиграть в лотерее, необходимо купить хоть один билетик. Чтобы увлечь ребенка творчеством надо хотя бы дать ему краски. Тогда даже маленькие дети способны поразить воображение искушенной публики непревзойденными шедеврами.

Таким счастливым лотерейным билетиком стал проект «Веселый вернисаж». Цель проекта: развитие совместного творчества детей и их родителей, гармонизация семейных отношений.

Проект «Веселый вернисаж» помог детям и их родителям окунуться в творчество, попробовать себя в разных техниках и видах творчества, стать ближе, оценить себя со стороны, обрести друзей!

Обычные мероприятия зачастую ставят родителей перед необходимостью прийти в строго оговоренное время. Мероприятия «Веселого вернисажа» - это мероприятия–сюрпризы! Придя за ребенком, родитель получает приглашение зайти в группу, где на столе уже приготовлены необходимые материалы, образцы, инструменты, и, совместно изготовить поделку, или нарисовать картину. Уже на следующий день в фойе группы можно будет увидеть свое произведение искусства на выставке! Мероприятие можно сразу же оценить по системе трех смайликов, опустив нужный смайлик в копилку. В оценке могут принять участие и дети.

Главными условиями при подготовке мероприятия являются краткосрочность (работа должна занять не более 10-15 минут) и простота работы. Заведомо легкие, но интересные задания, прогнозируемый положительный результат неизбежно ставят семью в ситуацию успеха. Радость от красивой удачной работы стимулирует новые творческие планы.

Первым мероприятием проекта стал фотовернисаж «Остановись, мгновение!». Родителям предлагалось запечатлеть на фотоаппарат момент встречи с  ребенком. А уже утром их ожидал приятный сюрприз – фотовыставка. Все, без исключения, участники, а также специалисты Центра высоко оценили мероприятие. (Воспитатель Савченко О.Б.)

Воодушевленные успехом, на следующей неделе мы предложили детям и их родителям нарисовать осенние деревья в технике рисования ладонью и пальчиками. Ствол дерева с ветвями был получен из отпечатка кисти ребенка, а осенние листочки дети могли нарисовать, окуная пальчик в разные краски. В результате наш вернисаж украсили замечательные осенние деревья! Самым радостным для нас было то, что еще несколько дней родители приносили работы по осенней теме, выполненные с детьми дома! (Воспитатель Голикова Е.Н.)

 «Овощная фантазия» - так называлось еще одно мероприятие проекта. Родителей вечером ожидали подносы с овощами: картофель, кабачок, морковка, свекла, топинамбур. Оказалось, что очень легко, соединяя овощи зубочистками, изготовлять самых фантастических животных. Родители, сами того не ожидая, с увлечением творили со своими детьми, забыв о том, что только что куда-то спешили! (Воспитатель Савченко О.Б.) 

Арт-акция «Рябина красная» явилась логичным завершением осенней тематики.  Кто не восторгался осенью гроздьями рябины? Чтобы ее ягоды налились алым соком, от детей и их родителей требовалось скатать комочки красной салфетки и приклеить их к готовому фону.

В этой же технике через неделю были выполнены снегири. Замечательные птицы словно прилетели поклевать рябину! (Воспитатель Голикова Е.Н.)

Детям и их родителям очень понравилась новая форма совместного досуга. Все мероприятия оценены ими положительно – смайликами с улыбкой. 100% улыбок! Для нас это прекрасный результат! В процессе творчества родители познакомились между собой, стали больше общаться по утрам при встрече. Отношения с воспитателями стали более доверительными, дружелюбными.

Планируем в дальнейшем привлечь к реализации проекта психолога. Специалисту будет полезно понаблюдать поведение детей и их родителей в неформальной, непринужденной обстановке, их взаимодействие в совместной творческой деятельности, выявить стили общения,  воспитания. Эти наблюдения помогут правильно выстроить психологическую помощь семье. Включение в проект мероприятий, содержащих одновременно и творчество и тест (например:  лепка, изготовление из фольги членов семьи, рисунок семьи, дома, дерева),  заставят родителей задуматься о ценности семьи, ее традициях, а специалистам дадут пищу для размышления.

В 2014 году совместно с социальными партнерами. Детской школой искусств, был создан и реализован проект «Музыка для всех» (по приобщению детей с ограниченными возможностями здоровья к музыке). Проект является краткосрочным. Его цель продемонстрировать родителям новые ресурсы, способные помочь их ребенку самореализоваться, ощутить себя в ситуации успеха, возможно, в дальнейшем выбрать профессию. Родители получили возможность побывать в ДШИ, познакомиться с деятельностью школы, задать специалистам интересующие вопросы. Дети побывали в гостях друг у друга, познакомились, подружились, получили новые впечатления. Продуктами проекта стали фильмы «Я хочу увидеть музыку», «В гостях у «Солнышка», «Как снимали репку», «Милой мамочке». Расширение социальных связей детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей является одной из приоритетных задач Реабилитационного центра.

Известно, что одним из самых сильных источников счастья является дружная семья и, конечно, дети. Знать, что есть рядом люди, которые любят тебя несмотря ни на что, искренне и беззаветно. Дарить тепло своего сердца, не рассчитывая получить вознаграждение. Вот истинная любовь и истинное счастье!

Вот только заботясь о своих детях, их материальных потребностях, родители, порой, забывают о формировании души ребенка. Откупаясь игрушками и сладостями, они формируют эгоиста, не способного к сочувствию и бескорыстной любви. Горький хлеб ожидает их в старости. А ведь счастье было так близко!

Задуматься о философии счастья, лучше понять своих детей, защитить семью от духовного обнищания поможет проект по гармонизации детско-родительских отношений «Счастье в ладошках».

Проект реализован в мае 2014 года в младшей группе Отделения дневного пребывания в сотрудничестве с психологом. В рамках проекта было проведено 8 мероприятий.

По запросу родителей подготовлены следующие рекомендации: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье — основа воспитания положительных черт характера ребенка», «Значение совместных игр в Семье для развития ребенка».

Итоговое анкетирование показало, что необычные мероприятия проекта нашли отклик в сердцах участников. Все отзывы положительные. Каждый из  родителей получил что-то полезное и поучительное.

Все участники проекта отметили необходимость подобных проектов и готовы продолжать сотрудничество.

В 2015 году в феврале мною был реализован проект «Безопасный дом», целью которого является повышение компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в области ОБЖ. В ходе реализации родителям были предоставлены памятки, практические советы по организации дома и во дворе безопасной среды для ребенка. На семинаре-практикуме участники могли закрепить полученные знания в игровой форме.

В настоящее время реализуется проект «Книжки для малышки» по приобщению дошкольников к чтению.

Помимо проектной деятельности, в группе проводятся и традиционные мероприятия с родителями: консультации, собрания.  Консультации бывают плановые и по запросу клиентов. Наряду с устными и письменными консультациями предлагаем родителям видеоконсультации, серии фильма «Няня спешит на помощь», неординарные методики воспитания доктора Харви Карпа, развивающие диски для детей. Библиотечка видео постоянно пополняется. Сами родители иногда желают поделиться полезной информацией. Родительские собрания проводятся в форме семинаров-практикумов, круглых столов, обязательно иллюстрируются слайдовыми презентациями, что способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Широко используются игровые формы, специальные упражнения на сплочение группы. 

Технические средства расширяют возможности специалиста. Создание коротких видеороликов и показ помогают запечатлеть детей в непринужденной обстановке повседневной жизни учреждения. Родители с удовольствием находят на экране лица своих детей. Видя их счастливые улыбки, проникаются доверием к специалистам Центра, уважением к проводимым реабилитационным мероприятиям.

Вся работа с родителями направлена на формирование активной жизненной позиции клиентов, позитивного мышления, оптимизма. Родитель, несмотря на заботу о ребенке с ограниченными возможностями, должен развиваться, как личность, реализоваться в профессии. Жертвенность и самоотречение не помогут изменить ситуацию. Для того чтобы стать счастливыми, родители должны воспринимать ребенка таким, каков он есть, не предъявлять к нему завышенных требований, радоваться самым маленьким достижениям, всемерно помогать ребенку осваивать окружающий мир, искать возможности компенсировать недуг, при этом оставаясь интересным партнером для своего ребенка, авторитетным и значимым в его глазах.

 


Список литературы

  1. Худенко Е.Д., Поташева И.И., Кальянов И.В., Луданова Ю.Н., Любимова М.Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида: Методическое пособие – М.,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;-    информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

    На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В ...

Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья....

Характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья...