Народная сказка как средство формирования социально-личностных ценностей у одаренных детей.
консультация на тему

Лежнева Татьяна Геннадьевна

Чем большее количество сказок знает ребенок, тем больше у педагогов возможностей для формирования социально-личностных качеств у детей.

Педагогический процесс может быть построен на системе народных сказок, через знакомство с которыми становится возможным:

-       Воспитание чувств и героического поведения (героические сказки);

-       Воспитание единства с народом и чувства Родины (мифы, легенды, сказания, народные сказки);

-       Формирование адекватного гендерного поведения;

-       Совершенствование культуры поведения в семье;

-       Воспитание положительного отношения к труду.Чем большее количество сказок знает ребенок, тем больше у педагогов возможностей для формирования социально-личностных качеств у детей.

Педагогический процесс может быть построен на системе народных сказок, через знакомство с которыми становится возможным:

-       Воспитание чувств и героического поведения (героические сказки);

-       Воспитание единства с народом и чувства Родины (мифы, легенды, сказания, народные сказки);

-       Формирование адекватного гендерного поведения;

-       Совершенствование культуры поведения в семье;

-       Воспитание положительного отношения к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lezhneva_.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

Отдел образования Верх-Исетского района Управления образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –  
детский сад комбинированного вида  № 27

620034, г. Екатеринбург ул. Опалихинская 29 а. тел. /факс: (343) 245-45-41 Email: mbdou27-ekb@yandex.ru, сайт: 27.tvoysadik.ru

Народная сказка как средство формирования социально-личностных ценностей у одаренных детей.

Автор: воспитатель второй категории

Лежнева Татьяна Геннадьевна

Чем большее количество сказок знает ребенок, тем больше у педагогов возможностей для формирования социально-личностных качеств у детей.

Педагогический процесс может быть построен на системе народных сказок, через знакомство с которыми становится возможным:

  • Воспитание чувств и героического поведения (героические сказки);
  • Воспитание единства с народом и чувства Родины (мифы, легенды, сказания, народные сказки);
  • Формирование адекватного гендерного поведения;
  • Совершенствование культуры поведения в семье;
  • Воспитание положительного отношения к труду.

Разные формы использования сказок в деятельности детей дают возможности развития:

  • Нравственных качеств (через анализ поступков сказочных персонажей);
  • Эстетических чувств (внимание к языку, ее образом);
  • Умственных действий (анализ, сравнение, отгадывание загадок и кроссвордов по теме сказки);
  • Творчества (сочинение сказок или ее частей, обыгрывание сказок);
  • Навыков общения, взаимопонимания, самовыражения (игра в сказку, театрализация сказки).

Активная поведенческая позиция дошкольника складывается при активном проигрывании детьми сюжетов героических сказок и историй. В игре формируется общность детей, объединенных симпатией к тому или иному сказочному образу, идеалу. Единство взглядов, отношений к социально значимому поведению любимого героя способствует проявлению положительной комплиментарности.

Воля. В любой сказке всегда имеется некая проблема, решение которой становится возможным только через волевое усилие сказочного персонажа. Например, в сказке «Сивка-Бурка» только Иван, который смог волевым усилием заставить себя не спать ночью, поймал Сивку-Бурку, после чего и начался его путь к самосовершенствованию и получению удовольствия от жизни. И наоборот, в сказке «Гуси-лебеди» Машенька не захотела отказаться от удовольствия погулять с подружками, не совершила волевого усилия над собой, чтобы в отсутствие родителей последить за братом, поэтому его унесли гули-лебеди к Бабе Яге. После этого жизнь девочки превратилась в череду многих проблем, переживаний, разочарований.

Совершать усилие над собой – важное качество одаренной личности.

Целеустремленность одаренной личности не всегда осознается человеком. Цель деятельности части бывает иллюзорна, но одаренный ребенок не отказывается от достижения цели, даже если проблема заключается в том, что для достижения цели ребенок может использовать любые средства. Цель становится важнее средства.

Воля и целеустремленность помогают одаренному ребенку не только преодолевать препятствия на пути достижения цели, но и посредством волевой регуляции «формировать богатую мотивационно-смысловую сферу, стойкое мировоззрение, убеждения», а также способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия.

Например, при повторении сказки «Репка» для воспитания целеустремленности и волевых качеств личности предложить детям вспомнить, как дед репку из земли тянул? Почему у него не получалось? – потому что репка выросла «большая-пребольшая». Дети тоже часто как взрослые пытаются поднять что-то тяжелое, или сдвинуть с места, но у них сил не хватает. «Что вы делаете, когда не можете сами справиться?» Детям может быть предложено действие принести или пододвинуть что-то большое. «Что дед сделал?» - позвал на помощь: Бабку, внучку, жучку и т.д. Кого ты позовешь на помощь? – ребенок зовет детей по одному и они вместе пробуют переместить большую игрушку с одного места на другое. Важно становится также указать цель, зачем совершается это передвижение: «Мишки стало холодно сидеть у окна, Саша, посади его к столу»; «Мишке стало скучно сидеть одному, давайте принесем его к нам, на занятие» и др.

Например, в сказке «Курочка-ряба», анализируя действия мышки, можно формировать у детей первые жизненные ценности – это реализуется через понимание, что то, что для ребенка дорого, нужно беречь, сохранять, не разрушать:

  • Беречь родителей, хорошие отношения с ними;
  • Отношение со сверстниками в группе, с воспитателями;
  • Беречь игрушки, вещи, которые необходимы ребенку;
  • Беречь себя, свое здоровье.

- «Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое» - «золотое» - это какое? – ценное, дорогое. Послушайте, как звучит: «золотце», «золотинка» - кого так называют? – самых дорогих и близких людей, которых очень любят. Мамы так называют вас. Мамы расстраиваются (плачут), когда с вами что-то случается. А для вас кто самый дорогой, золотой? Кого нужно беречь? О ком нужно заботиться? – мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитатель, дети в группе.

- «Дед и баба плачут»: Почему они плачут? (Яичко разбила мышка). А вы почему плачете иногда? (Когда что-то не получается, когда уходят родители, когда что-то сломалось и др.). Что делают взрослые, чтобы дети не плакали? (жалеют детей, помогают им, играют с ними, вместе гуляют …).

Мы в дошкольном учреждении в своей деятельности стали опираться на сказки, мифы, легенды и другие формы народного фольклора, в которых в концентрированной форме, сказка, «прожитая» ребенком оставляет в его душе опыт.

Народный фольклор, народные сказки обладают большим воспитательным потенциалом. С их помощью можно направлять развитие ребенка в ту деятельность, которая наиболее актуально в современном общесте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: "Авторская и народная сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников"

Сказка - древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальн...

Русская народная сказка как средство формирования словаря младшего дошкольника

laquo; Русская народная сказка как средство формирования словаря младшего дошкольника»«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются,...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Презентация на тему: Народные сказки как средство формирования представлений детей младшего дошкольного возраста о традициях и культуры Русского народа

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомство с традициями русского народа, художественно – эстетического воспитания, способ...

Статья «Коммуникативные танцы и игры, как средство формирования социально-личностных качеств дошкольников»

Коммуникативные танцы-игры, очень хороший способ для совместной деятельности детей и родителей!...

Из опыта работы учителя-логопеда Ярошевич Т.Я. Тема «Русские народные сказки как средство формирования языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Работа содержит систему коррекционных видов деятельности, направленных на формирование языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством русских народных сказок....