Подбор интерактивных методов, обеспечивающих развитие личностных качеств будущих первоклассников
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
В материале представлены краткое описание основных интерактивных методов работы с детьми подготовительной группы и конспект НОД с применением этих методов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическое объединение
воспитателей подготовительных к школе групп
Вязниковского района
Подбор интерактивных методов,
обеспечивающих развитие личностных качеств
будущих первоклассников
Исполнитель: воспитатель
подготовительной к школе группы
МБДОУ «ЦРР-детский сад № 29 «Улыбка»»
Кутузова Любовь Николаевна
г.Вязники
2014 г.
Интерактивные методы обучения – это взаимодействие. Они ориентированы на широкое взаимодействие детей с взрослыми и друг с другом.
Одним из самых эффективных способов подготовки дошкольников к школе является введение интерактивного обучения в педагогический процесс детского сада. Оно предполагает открытие внутренних резервов детей.
Задача педагога – помочь ребенку раскрыть имеющийся потенциал с помощью интерактивных методов обучения.
Основные принципы интерактивного обучения:
- Свобода выбора – право выбора любого субъекта деятельности, которое предоставляется во всем: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения.
- Принцип открытости – не только давать знания, но и показывать их границы. Ставить детей перед проблемами, решение которых лежит за пределами исследуемого вопроса.
- Принцип деятельности – обучение для и через опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.
- Принцип идеальности – предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией в педагогическом процессе.
- Обратная связь – регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи: подводить итоги дня, оценивать проведение занятия, вводить в обучение возможность вопроса самого процесса обучения.
При организации деятельности в интерактивном режиме необходимо соблюдение следующих правил:
- Партнерское общение.
- Осознание поведения детей и сопереживание их состоянию.
- Поддержание активности детей, давать им возможность принимать решения.
- Внесение элемента неформальности, рассказ о личном опыте реализации обозначенных задач.
- Юмор и обозначение парадоксальных ситуаций, историй.
- Постоянное перемещение малых групп, соблюдение правил работы, согласно которому как можно большее количество детей должны пообщаться и поработать вместе.
К интерактивным методам обучения относятся:
- Игры (сюжетно-ролевые, словесные, дидактические, подвижные)
- Обыгрывание ролей (театрализованные, деловые игры, инсценировки)
- Игровое проектирование
- Анализ конкретных проблемных ситуаций
- Мозговой штурм
- Работа с мультимедийными программами
- Круглый стол
- Интерактивная экскурсия
Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса. Цель интерактивной игры – изменение и улучшение моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей. Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений. Кроме того, игра способствует ускорению темпа реакции и одновременно дает возможность выражать свои негативные и положительные эмоции. Большинству игр присущи 4 главные черты:
- Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребенка.
- Творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности.
- Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество.
- Наличие прямых и косвенных правил.
Интерактивные игры могут касаться различных тем, например, изучения своего собственного тела, взаимных контактов и чувств, семьи или друзей, школы или дома, подарков или писем, иллюстрирования собственного настроения, радости, печали или зрелости, времен года, цветов или вкусов. Это также постановка жанровых сценок и импровизаций на какую-нибудь тему (обыгрывание ролей).
Игровое проектирование – это один из способов интенсивного обучения, включающий в себя механизм согласования различных интересов участников, обучение сотрудничеству и партнерству.
Анализ конкретных проблемных ситуаций - это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем. Ситуационный анализ дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения.
Мозговой штурм – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Мозговой штурм – это:
- Новаторский метод решения проблем;
- Максимум идей за короткий отрезок времени
- Расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые «дикие» идеи)
- Отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период)
- Развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.
Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма» рекомендуется использовать некоторые приемы:
- Инверсия (сделай наоборот)
- Аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении)
- Эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения)
- Фантазия (сделай нечто фантастическое)
Работа с мультимедийными программами призвана вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями, развить внимание, память, мышление, речь, навыки учебной деятельности, личность ребенка. Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.
Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией с помощью современных технических средств.
Круглый стол – это коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками.
Интерактивная (виртуальная) экскурсия - это такая форма обучения, при которой дети воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов (природа, предприятия, музеи, выставки, исторические места и памятники и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними.
Главное преимущество виртуальных экскурсий – не покидая аудитории, ознакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность образовательной деятельности.
В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
Интерактивная экскурсия - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности – будь то страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект и т.д.
Систематическое применение педагогом интерактивных методов в образовательной деятельности создает благоприятные условия для формирования у детей учебной деятельности, что является особенно важным при переходе в начальную школу.
В качестве примера прилагаю конспект НОД с использованием интерактивных методов.
Содержание деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль природы в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста.
Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Явления и объекты природы привлекаю...
Презентация «Развитие творческих качеств педагога как условие развития личностных качеств и творческих способностей дошкольников»
Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своео...
Развитие личностных качеств детей на логопедических занятиях
Из опыта работы в ДОУ: развитие личностных качеств детей....
Представление "РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА"
Представление...
Интерактивные методы, обеспечивающие развитие активной речи
Для развития речи детей раннего возраста используются разные методы и приемы: наблюдение реальных событий, объектов; инсценирование при помощи игрушек; рассматривание картинок, интерактивные методы, к...
ТРИЗ – технологии как эффективные методы в формировании личностных качеств ребенка
публикация о технологиях ТРИЗ...
ИНТЕРАКТИВНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Обучение дошколят элементам грамоты"
Уважаемые коллеги, данную интерактивную Памятку можно использовать на логопедических тренингах как для педагогов, так и для родителей.С помощью презентации Вы сможете систематизировать свои знания при...