Подбор интерактивных методов, обеспечивающих развитие личностных качеств будущих первоклассников
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кутузова Любовь Николаевна

В материале представлены краткое описание основных интерактивных методов работы с детьми подготовительной группы и конспект НОД с применением этих методов

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Методическое объединение

воспитателей подготовительных к школе групп

Вязниковского района

           

Подбор интерактивных методов,

обеспечивающих развитие личностных качеств

будущих первоклассников

 Исполнитель: воспитатель

подготовительной к школе группы

МБДОУ «ЦРР-детский сад № 29 «Улыбка»»

Кутузова Любовь Николаевна

г.Вязники

2014 г.

  Интерактивные методы обучения – это взаимодействие. Они ориентированы на широкое взаимодействие детей  с взрослыми и друг с другом.

           Одним из самых эффективных способов подготовки дошкольников к школе является введение интерактивного обучения в педагогический процесс детского сада. Оно предполагает открытие внутренних резервов детей.

           Задача педагога – помочь ребенку раскрыть имеющийся потенциал с помощью интерактивных методов обучения.

            Основные принципы интерактивного обучения:

  • Свобода выбора – право выбора любого субъекта деятельности, которое предоставляется во всем: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения.
  • Принцип открытости – не только давать знания, но и показывать их границы. Ставить детей перед проблемами, решение которых лежит за пределами исследуемого вопроса.
  • Принцип деятельности – обучение для и через опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.
  • Принцип идеальности – предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией в педагогическом процессе.
  • Обратная связь – регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи: подводить итоги дня, оценивать проведение занятия, вводить в обучение возможность вопроса самого процесса обучения.

           При организации деятельности в интерактивном режиме необходимо соблюдение следующих правил:

  • Партнерское общение.
  • Осознание поведения детей и сопереживание их состоянию.
  • Поддержание активности детей, давать им возможность принимать решения.
  • Внесение элемента неформальности, рассказ о личном опыте реализации обозначенных задач.
  • Юмор и обозначение парадоксальных ситуаций, историй.
  • Постоянное перемещение малых групп, соблюдение правил работы, согласно которому как можно большее количество детей должны пообщаться и поработать вместе.

К интерактивным методам обучения относятся:

  • Игры (сюжетно-ролевые, словесные, дидактические, подвижные)
  • Обыгрывание ролей (театрализованные, деловые игры, инсценировки)
  • Игровое проектирование
  • Анализ конкретных проблемных ситуаций
  • Мозговой штурм
  • Работа с мультимедийными программами
  • Круглый стол
  • Интерактивная экскурсия

            Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса. Цель интерактивной игры – изменение и улучшение моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей. Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений. Кроме того, игра способствует ускорению темпа реакции и одновременно дает возможность выражать свои негативные и положительные эмоции. Большинству игр присущи 4 главные черты:

  1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребенка.
  2. Творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности.
  3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество.
  4. Наличие прямых и косвенных правил.

Интерактивные игры могут касаться различных тем, например, изучения своего собственного тела, взаимных контактов и чувств, семьи или друзей, школы или дома, подарков или писем, иллюстрирования собственного настроения, радости, печали или зрелости, времен года, цветов или вкусов. Это также постановка жанровых сценок и импровизаций на какую-нибудь тему (обыгрывание ролей).

Игровое проектирование – это один из способов интенсивного обучения, включающий в себя механизм согласования различных интересов участников, обучение сотрудничеству и партнерству.

Анализ конкретных проблемных ситуаций -   это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем. Ситуационный анализ дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения.

Мозговой штурм – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм – это:

  • Новаторский метод решения проблем;
  • Максимум идей за короткий отрезок времени
  • Расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые «дикие» идеи)
  • Отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период)
  • Развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

          Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма» рекомендуется использовать некоторые приемы:

  • Инверсия (сделай наоборот)
  • Аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении)
  • Эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения)
  • Фантазия (сделай нечто фантастическое)

         Работа с мультимедийными программами призвана вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями, развить внимание, память, мышление, речь, навыки учебной деятельности, личность ребенка. Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

        Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией с помощью современных технических средств.

        Круглый стол – это коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками.

         Интерактивная (виртуальная) экскурсия - это такая форма обучения, при которой дети воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов (природа, предприятия, музеи, выставки, исторические места и памятники и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними.

Главное преимущество виртуальных экскурсий – не покидая аудитории,  ознакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность образовательной деятельности.

В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

             Интерактивная экскурсия - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности – будь то страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект и т.д.

          Систематическое применение педагогом интерактивных методов в образовательной деятельности создает благоприятные условия для формирования у детей учебной деятельности, что является особенно важным при переходе в начальную школу.

         В качестве примера прилагаю конспект НОД с использованием интерактивных методов.

       

Содержание деятельности

Этапы

Содержание

Время проведения

Процесс вовлечения

Вношу завернутое в покрывало яйцо из папье-маше.

Д.: «Что это?»

В.: «Я еще сама не знаю. Мне это передала наша Зоя Павловна, завхоз.  Посмотрим? (достаем яйцо) Чье это яйцо? Кто может появиться из него? Какие животные откладывают яйца?»

Д.: «Птицы, змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи, страусы»

Незаметно для детей постукиваю по яйцу, дети прислушиваются, яйцо разбивается, из него выглядывает птенец – игрушка Пингвин

В. (удивленно): Ой, кто это? Что за животное появилось из яйца?

Д.: Это пингвиненок, птица такая.

В.: Как вы определили, что это птица? Ведь вы только что сказали, что из яйца могут появиться и змея, и ящерица, и крокодил, и черепаха.
Д.: Потому что у него есть клюв, перья, крылышки (и т.д.)

Сравниваем со схемой, приходим к выводу, что пингвин – это птица.

2 мин.

Процесс целеполагания

В.: Пингвиненок, как тебя нам называть? Где ты живешь? Где твоя мама? (Меня зовут Лоло. Моя Родина – Антарктида. Там мои родители). Что же ты не летишь к ним? Они ведь волнуются, ищут тебя, наверное. (Вы что, разве, не знаете? Даже самый маленький пингвиненок знает, что пингвины не летают) Почему? (А вы сами не догадываетесь?) Дети, вы догадались?

 Дети высказывают свои предположения.

В.: Лоло, подскажи, мы теряемся в догадках. (Посмотрите на меня, какой я толстенький, а крылышки маленькие. У меня под кожей большой запас жира, и перышки наши тоже покрыты жиром. Поэтому мы тяжелые, чтобы летать. Зато мы хорошо ныряем и плаваем. А жир нам помогает выжить в холодных условиях Антарктиды). Дети, мне очень интересно узнать, как жир может помочь птице плавать в ледяной воде и потом не замерзнуть на холоде?

Проводится опыт с перышками, смазанными жиром: перышки опускаются в воду, вынимаются, стряхиваются капельки воды, перышко остается сухим. Вывод: жир защищает перо от воды.

В.: Лоло, что-то ты совсем грустный стал. Ты себя хорошо чувствуешь? (Мне очень жарко и голодно. Я хочу домой, к маме)

Дети, как же быть? Что нам делать?

Д.: Надо Лоло отвезти к маме.

5 мин.

Процесс планирования

В.: Согласна. Но, дети, во-первых, Лоло голодный. Он может погибнуть в пути.

Д.: Мы его накормим.

В.: Чем? Вы уже узнали, чем питаются пингвины?

Д.: Нет, мы спросим у Лоло.

В.: Хорошо. А где находится Антарктида, вы уже знаете?

Д.: Нет. Мы можем найти ее на карте или глобусе.

В.: Замечательно. Но я точно знаю, что Антарктида очень далеко. На чем мы будем до нее добираться?

Д.: На самолете.

В.: Что ж, если  вы такие смелые, я согласна. Значит, сначала нам нужно накормить малыша, потом найти Антарктиду на глобусе, чтобы знать, в каком направлении лететь,  потом сесть в самолет и полететь в Антарктиду, чтобы вернуть пингвиненка его родителям. Все правильно я сказала? Вы знаете, что в  Антарктиде очень холодно. Если мы простудимся и заболеем?

Д.: Мы сделаем зарядку.

В.: Работа предстоит трудная. Я думаю, с зарядки и надо начать.

3 мин.

Процесс осуществления действий

Проводится физкультминутка «Пингвины»:

Пингвин наклоны делать рад:       Шагаем на месте походкой пингвина

Вправо, влево, вперед, назад.        Наклоны по тексту

Много-много раз подряд:

Вправо, влево, вперед, назад.

Пингвин все время закаляется,   Повороты туловища, руки в стороны

В ледяной воде купается.            Круговые движения руками

В.: Что у нас дальше по плану?

Д.: Накормить птенца.  Лоло, что ты любишь кушать?

В.: (Сырую рыбу. Пингвины питаются рыбой, которую ловят в море).

Проводится игра «Поймай рыбку». Дети «ловят» рыбу, «кормят» ей пингвиненка. Некоторым детям вместо рыбы попадаются фрагменты «Антарктиды». Обращаю внимание детей на них. Рассматриваем, замечаем цифры, решаем, что их нужно выложить по порядку. Выкладываем на магнитной доске, получаем контурное изображение Антарктиды.

В.: Дети, это очень похоже на какой-то материк. На нем что-то написано. Я забыла свои очки, не могу разобрать, может прочитаете?

Дети читают слово «Антарктида»

В.: Что же получается? Мы с вами сложили изображение Антарктиды? Нам легче теперь будет найти этот материк  на глобусе!

Рассматриваем глобус, находим Антарктиду, обсуждаем цвет (белый цвет на глобусе означает лед и снег),

В.: Антарктида, Антарктида!

Холодна ты даже с виду.

Ты на глобусе цветном

Ледяным лежишь пятном.

Дети, мы незаметно для себя выполнили еще один пункт нашего плана – нашли Антарктиду на глобусе. Нам осталось сесть в самолет и отвезти Лоло к маме. Но, честно говоря, я расстроена. Ведь Антарктида находится на Южном полюсе Земли, а мы живем ближе к Северному, и наши материки разделены огромным Атлантическим  океаном. (показываю на глобусе). На самолете нам трудно долететь.

А посадку на снег и лед совсем невозможно совершить.  Может быть, нам найти еще какой-то способ передвижения?

Д.: На корабле.

В.: Точно! Надо выбрать самый мощный корабль, который может двигаться даже среди льдов, ведь Антарктида – царство снега и льда

Д.: Есть такой корабль, называется ледокол.

В.: Какое странное название, что это за корабль такой – ле-до-кол?

Д.: Это такой корабль, который раскалывает лед и может двигаться среди льдов, поэтому его и называют «ледо-кол».

В.: Как раз то, что нам нужно. Там наверняка есть холодильник для нашего Лоло. Согласны? Тогда поехали.

Садимся вместе с Лоло в импровизированный самолет.

В.: Можно я буду стюардессой? (Согласие детей) Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту нашего авиалайнера. Просьба пристегнуть ремни безопасности. Наш полет протекает на высоте 3 тысячи метров над уровнем океана. Если кому-то что-то понадобится, обращайтесь ко мне -  я к вашим услугам. Приятного вам полета. А сейчас, чтобы наш полет протекал быстрее, я вам предлагаю развлекательную программу.

Проводится игра «Четвертый лишний». На мольберт выставляю карточки с изображением птиц: зимующие -  перелетные, кочующие – оседлые, дикие – домашние, летающие – нелетающие. Дети называют птиц, определяют лишнюю, объясняют свой выбор.

В.: Уважаемые пассажиры, наш авиалайнер совершил посадку на южном берегу материка Австралия. Отстегните ремни безопасности и освободите салон самолета. Просьба – не оставлять свои вещи.

Дети выходят из «самолета», перестраивают импровизированный самолет в корабль, рассаживаются в нем, выбирается капитан.

Капитан: Отдать швартовые! Полный вперед!

Включаю аудиозапись «Песни Мамонтенка».

Капитан смотрит в бинокль. Прошу у капитана тоже посмотреть Смотрю в бинокль и «замечаю» айсберг.

В.: Вижу огромную глыбу льда! Она плывет по воде и не тонет! Как это получается? Что это? (Лоло: Это айсберг. Их много вблизи Антарктиды). Дети, вы знаете, откуда появляются айсберги?

Д. Лед откалывается от берега, и течение его относит в океан.

В. Интересно, почему они не тонут? Дети, а вам интересно? Тогда давайте причалим вон к тому островку. Я кое-что придумала.

Капитан пришвартовывает корабль, проводится опыт со льдом и соленой водой. С помощью вопросов подвожу детей к выводу, что морская вода удерживает на плаву кусочки льда из пресной воды (снега). Незаметно выставляю пенопласт с фигурками пингвинов. Возвращаемся на корабль, продолжаем путешествие.

В.: Дети, посмотрите на нашего Лоло, как он повеселел. (Да. Если появились айсберги, значит рядом моя Родина, Антарктида. И я скоро увижусь со своими родителями. (Включаю фрагмент видеофильма «Пингвины Антарктиды»)Вот она! Я ее вижу! Вижу! Ура!)

Где?(обращаюсь к капитану) Можно посмотреть? (смотрю в бинокль) Я тоже вижу! Дети, а вы видите?

В.: Вот мы и добрались.

Вот видна уж с корабля

«Ледовитая» земля –

Берега просторные.

Малый ход! Машина – стоп!

Капитан повторяет команду. Дети сходят с корабля.

Здравствуй, Антарктида!  Лоло, ты видишь? Твои родители стоят на берегу, ждут тебя. Беги к ним. (Спасибо, дети! Я побегу. Мне не терпится их обнять, успокоить. Мы с вами еще увидимся. До свидания) Дети, видите? Это родители Лоло. Как вы думаете, кто из них кто?

Д.:Тот, что повыше – папа, пониже – мама, а вот и Лоло к ним прибежал.

В.: Какая радостная встреча в милом семействе! А нам пора возвращаться домой. У нас тоже свои мамы и папы, любят нас и ждут. До свидания, Лоло! До свидания, Антарктида! Мы еще увидимся!

Возвращаемся на корабль. Капитан отдает команду. Мы возвращаемся в детский сад.

В.: Вот и родная земля. Лучше нет родного края! Правда, дети?

Для Лоло – Антарктида с ее лютыми морозами и суровым климатом, а для нас с вами – эти места, где мы родились и живем, где живут наши мамы и папы, где жили наши предки. Согласны?

 (Ответы детей)

18 мин.

Рефлексия

В.: Дети, у меня сейчас очень радостно на душе. А вам понравилось наше сегодняшнее приключение? Что вам понравилось? Что нового вы узнали?

Ответы детей (понравилось, что Лоло вернулся на Родину, нашел своих родителей, узнали, что пингвины не умеют летать, зато хорошо ныряют и плавают, что пингвины питаются рыбой, что перья у них покрыты жиром, что жир им помогает выжить в холодном климате Антарктиды, что Антарктида находится на Южном полюсе, и там очень холодно).

В.: А мне очень радостно от того, что вы оказались такими добрыми, дружными, отважными, находчивыми, целеустремленными. Я горжусь вами. Спасибо вам.

2 мин.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль природы в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста.

Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Явления и объекты природы привлекаю...

Презентация «Развитие творческих качеств педагога как условие развития личностных качеств и творческих способностей дошкольников»

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своео...

Развитие личностных качеств детей на логопедических занятиях

Из опыта работы в ДОУ: развитие личностных качеств детей....

Интерактивные методы, обеспечивающие развитие активной речи

Для развития речи детей раннего возраста используются разные методы и приемы: наблюдение реальных событий, объектов; инсценирование при помощи игрушек; рассматривание картинок, интерактивные методы, к...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Обучение дошколят элементам грамоты"

Уважаемые коллеги, данную интерактивную Памятку можно использовать на логопедических тренингах как для педагогов, так и для родителей.С помощью презентации Вы сможете систематизировать свои знания при...