Доклад по духовно-нравственному воспитанию
методическая разработка по теме

Карпова Любовь Афанасьевна

Из опыта работы по духовному, патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Дорогою добра»

«Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой? Куда по свету белому отправиться с утра? Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, иди, мой друг, всегда иди дорогою добра»

           В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Наши дети быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Есть ли источник, сохраняющий нравственные ценности жизни детей?  На эти и многие другие вопросы отвечает программа доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики Московского государственного университета Л.Л. Шевченко « Добрый мир» Актуальность этой программы очень значима.  Программа не ставит своей задачей введение ребёнка  в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача  семьи. Она только знакомит, подводит к храму. Цель программы: заложить основу нравственной культуры ребёнка, воспитать в нём качества, которые в жизни  помогут  не только  отличить  добро- от зла, но и противостоять злу. Ценностью детского мира  является доброта, ведущим видом деятельности – игра.  Игра – это великий учитель, педагог для всех детей. Именно  в играх  дети  познают мир, делают свои маленькие и большие открытия, узнают новое  и неизведанное.  Наша цель: видеть наших детей хорошими, добрыми. Научить почитанию родителей, научить уважению к старшим членам семьи: дедушкам, бабушкам, предкам, а также ко всему окружающему миру. Воспитывать любовь к Родине, её культурным традициям, к нашей малой Родине – городу Калачу. Следующая наша задача: Организация досуга детей, развитие способностей к творческой деятельности.  

 Работая по программе  « Добрый мир»  мы считаем,  что в дошкольном  возрасте  целесообразнее знакомить  детей с народными традициями, воспитывать уважение к культуре и традициям русского народа  а также с главными православными праздниками.  . Мы стараемся   использовать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче. Прежде, чем начать работу, обратились к родителям наших воспитанников и получили положительный ответ на проведение занятий  по духовно – нравственному  воспитанию детей.

формы  работы : (на экране слайд №1)

 Это беседы на нравственные темы:   «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»,  «Где добрые люди, там беды не  будет», «Доброе дело- делай смело», Что мы Родиной зовем?  Дом, в котором мы живем», Доброе слово лечит, дурное – калечит» Беседу проводим там, где находится  «Уголок православной книги», перед началом беседы дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения: «Солнышко лучиками нам в окошко светит, самые лучшие дети мы на свете! Заниматься, слушать нам не лень! Говорим с улыбкою: «ДОБРЫЙ ДЕНЬ!» после приветствия общение продолжается.

 (слайд №2).

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это православные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания. К празднику Рождество Христово начинаем готовиться заранее. Вначале проводим  беседы: Что такое праздник? Какие праздники мы празднуем? Дети слушают историю события Рождества, рассматривают (икону, рисунки, Фотографии) Рождества Христова. А после уже начинаем учить колядки, праздничные рождественские песенки, обязательно готовим рождественский спектакль.  Дети вместе с родителями готовят выставку рисунков, делают рождественские подарки.              (слайд №3)

Праздник Пасхи – самый радостный и светлый христианский праздник. Это праздник спасения всех людей от зла. Его называют праздник всех праздников. Символ Пасхи – крашеное яйцо, это самый традиционный подарок на Пасху. «Дорого яичко ко Христову дню» подбадривает народная пословица юных мастеров и мастериц, заранее готовящих подарки. Перед праздником дети в детском саду обязательно расписывают яички, способ раскраски выбирают сами. К празднику готовим праздничный спектакль, дети учат пасхальные песни, слушают духовную музыку композитора Бортнянского, слушают в записи и знакомятся со звоном колоколов. На Пасху  в церквях колокола   звонят по особому торжественно, этот звон зовётся Пасхальный Благовест. В Пасхальные дни проводятся детские игры. Любимой Пасхальной игрой детей является игра «Пасхальное гнёздышко», «Чьё яйцо будет дольше крутиться?» игра « Столкновение яичек». В праздничные дни дети играют в другие подвижные игры, водят хороводы.

(слайд №4)                                            

День Святой Троицы празднуем на 50 день после Святой Пасхи. Вначале беседы рассматриваем икону Святая Троица, на которой изображены три ангела, которые являются прообразом Святой Троицы, затем рассказываю детям , что этот праздник воссоединил в себе традиции зелёных святок, посвящённых концу весеннего периода, пробуждение природы к началу лета. Для Троицы свойствен обряд завивания берёзки, она является деревом, обладающей хорошей энергетикой. Девочки в день праздника наряжаются в красивые сарафаны, плетут венки, мальчики обязательно одевают русские костюмы. Праздник проходит на улице, дети водят хороводы, поют весёлые народные песни, которые своим рисунком олицетворяют вечность жизни. Православные праздники в детском саду положительно влияют на всех детей. Ребята долго сохраняют в душе радость праздничного события.                                                                             Благодаря этим праздничным датам дети накапливают знания о различных церковных праздниках, вошедших в календарь, как государственные о народных традициях. На праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки, встречи со священниками. Детские впечатления обсуждаются в диалогах, задушевных беседах с педагогами и родителями. Заканчиваются обычно праздник угощением или чаепитием.  .  

  В нашем детском саду есть свои традиции, которые мы называем « Идём дорогою добра» На праздники день Победы и на праздник « День Защитника Отечества» мы с детьми ходим с концертом в интернат  для  пожилых людей. Цель нашего мероприятия: Как важно быть благодарными и заботливыми к пожилым людям, пробуждать в детях чувства уважения, научить детей внимательно относиться к старшим, делать для них доброе дело.  Зимой в детском саду   проводилась благотворительная акция. В подготовительной группе заболела девочка, срочно нужны деньги на операцию ребёнку. Никто не остался в стороне, все и родители, и сотрудники и даже дети старались помочь девочке хоть чем-то.

                         Слайд №5

В июне месяце на базе нашего детского сада был организован конкурс духовной поэзии « Живое слово» в котором принимали участие дети из других детских садов, двое наших детей получили почётные грамоты. Вручал грамоты детям настоятель « Вознесенского храма»  Благочинный отец Евгений Бей.

                             Сайд№6

На день Матери в подготовительной группе нашего детского сода были приглашены все мамы , дети очень старались для мам читать стихи, петь, танцевать. Дети вместе со своими мамами соревновались в разных играх, отракционах.

                               Сайд №7

В мае месяце 2014г в калачеевском благочинии был организован конкурс дошкольного рисунка на асфальте « МОЯ МАМОЧКА» - конкурс проводился в третью неделю по Пасхе, когда церковь прославляла подвиг святых жен – мироносиц. Семь команд из дошкольных учреждений Калачеевского благочиния приняли в нём участие. Детям из нашего детского сада были вручены грамоты победителей.

Подводя итоги всему сказанному хочу сказать: дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии. Творчества – писал В.В. Сухомлинский. И действительно, дети и в игре, и в сказке, и в рисунках отображают своё непосредственное восприятие окружающего мира. Ведь духовность – это сама жизнь в её проявлениях. Всё может и должно  озарено светом православия, и жизнь предстанет тогда  совершенно иной – очищенной и просветлённой.

                               

..  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно - нравственному воспитанию

В докладе говорится о том, как важно в наше время проводить занятия с детьми по духовно - нравственному воспитанию....

Доклад.Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвы...

Презентация к докладу по духовно-нравственному воспитанию в доу

Знакомство детей с праздниками: "Пасха"  "Рождество-Христово"  "Троица"   Учить детей любить всё, что окружает нас, учить делать добрые дела....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Одним из важных у...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию.

laquo; Духовно-нравственное  воспитание детей на культурных традициях своего народа»...