Доклад по духовно-нравственному воспитанию.
статья

Косарева Марина Валерьевна

« Духовно-нравственное  воспитание детей на культурных традициях своего народа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

« Духовно-нравственное  воспитание детей на культурных традициях своего народа»

Размышления на тему воспитания духовности  у дошкольников часто посещают нас, педагогов – дошкольников. Почему дети растут черствыми , бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване- царевиче, Елене Прекрасной, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас, Покимоны, Бакуганы, Человек- паук, и прочая продукция американских авторов? Мальчики, практически, не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, трансформеры  и пр.  Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми  нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей    действительности.
Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье детей дошкольного возраста.

К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
   Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Поскольку родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно мы, работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой"         духовно-личностного        становления.

В нашем детском саду одним из направлений работы с детьми является духовно-нравственное воспитание. Воспитательная система по этому направлению проходит через все формы работы с детьми. Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре, богатству нашего народа. Каким же образом нам взрослым сохранить свою духовность, научить детей гордиться своими корнями, родословной, историей своего народа, научить любить Родину, такой какая она есть?! Что может заинтересовать малыша? Наша много вековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека..

Цели воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.

Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду  является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Мама- мой Ангел-Хранитель», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной,  поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.

Педагоги вовлекают детей и их родителей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

На протяжении всего годичного праздничного периода воспитатели знакомят детей с русским народным костюмом, а также с народным костюмом людей других национальностей, населяющих нашу страну. На посиделках и праздниках дети совместно со взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапрадедушкой). Детей 3—7 лет педагоги знакомят с народным костюмом той местности, в которой они проживают, а детей 5—7 лет — и с народными костюмами других народов.

Педагоги, родители, работники учреждений культуры знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например, в Центральной России — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта.

В своей работе мы ориентируемся на программу:  "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" (Авторы: Е. А. Губина, Н. С. Кудряшова, Г. И. Лугвина, Н.Б. Майорова …) - программа для дошкольного образования (3-7 лет). Методологической базой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И. А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности и эффективного общения. Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов. Сотрудничество родителей и педагогов - непременное условие реализации вышеперечисленных        программ. 
Работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения, как взрослых, так и детей к доступным пониманию последних главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли. Мы воспитываем любовь к Богу, первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважение к другим народам. Нравственное, эстетическое, физическое воспитание, и интеллектуальное, творческое развитие ребенка происходит  с опорой на Целостный календарно-обрядовый комплекс, семейный уклад и народную философию истории.

Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования духовно нравственных основ. Педагоги детского сада  считают, что нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Но какие нравственные качества разовьются у малыша, зависит прежде всего от нас взрослых, от того, как мы его воспитываем, какими впечатлениями обогащаем. Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком. Любите своих детей! Именно это научит их любить других людей, делать добро и радоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно - нравственному воспитанию

В докладе говорится о том, как важно в наше время проводить занятия с детьми по духовно - нравственному воспитанию....

Доклад.Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвы...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию

Из опыта работы по духовному, патриотическому воспитанию....

Презентация к докладу по духовно-нравственному воспитанию в доу

Знакомство детей с праздниками: "Пасха"  "Рождество-Христово"  "Троица"   Учить детей любить всё, что окружает нас, учить делать добрые дела....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Одним из важных у...