"Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Провоторова Светлана Викторовна

В условиях современного кризиса России все большее значение приобретает духовно – нравственное воспитание детей. В настоящее время необходимо помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые ориентиры, предложить детям такой высокий нравственный идеал, который служил бы им яркой путеводной звездой в течение всей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

             В условиях современного кризиса России все большее значение приобретает духовно – нравственное воспитание детей. В настоящее время необходимо помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые ориентиры, предложить детям такой высокий нравственный идеал, который служил бы им яркой путеводной звездой в течение всей жизни.

               Воспитание – дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании дошкольников. Ведь именно в этот период закладывается основа личности человека. Чтобы понять маленького ребёнка, чему-то его научить, надо много уметь, знать, понимать.

             Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач мы выделили следующее:

- формирование первоначальных представлений о духовно – нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть и др.);

- воспитание положительного отношения к духовно – нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними.

         Основными принципами реализации программы по духовно – нравственному воспитанию являются систематичность работы, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальному воспитанию, свободной, игровой деятельностью детей и др.; сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

          Педагог по фольклору знакомит детей с русскими национальными традициями, развивает интерес. Мы хотим, чтобы дети поняли и приняли русский язык, историю и культуру страны, как свою собственную.

         В рамах программы проводятся календарные праздники, связанные с жизнью и бытом русского народа. Целью таких праздников является возрождение культуры нашего народа, традиций, унаследованных от предков. С детьми старшего возраста проводятся праздники, связанные с земледельческим и христианским календарем: Осенины,  Рождество,  Масленица,  Пасха, Троица и т.д.

         В качестве основных средств воспитания  используются компоненты народной культуры: народные пословицы, поговорки, приметы, народные художественные промыслы, сказки.

         Сказки представляют богатый материал для духовно - нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. По мнению, Сухомлинского сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

          Музыкальные руководители  воспитывают у детей осознанное отношение к музыке: умение слышать и сопереживать различное эмоциональное состояние, переданное в музыке. Ребенок, с детства приученный к классической музыке и развивающейся под ее влиянием, не подвергается искушению грубого ритма. Хорошее музыкальное воспитание очищает душу.

           На занятиях по изодеятельности педагог стремится приобщить детей к красоте классической и  народно - прикладной живописи.

          На занятиях по физическому воспитанию педагог использует народные игры. Игра является школой общения, где решаются нравственные задачи (взаимопомощь, взаимоподдержка).

          Следующим ориентиром  духовно – нравственного воспитания является сотрудничество педагогов детского сада и родителей воспитанников.

          Семья и дошкольное учреждение – два важных  социальных института, которые тесно взаимодействуют. Родители активно включаются в процесс духовного и нравственного воспитания ребенка и являются первыми нашими помощниками. Ведь семья может влиять как положительно, так и отрицательного на воспитание ребенка. Положительное воздействие  на  личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых  близких   для  него  в  семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не  относятся  к  ребёнку  лучше,  не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с  тем  никакой  другой социальный  институт  не  может  потенциально  нанести   столько   вреда   в воспитании детей, сколько может сделать семья.

            Мы стараемся обратить внимание родителей, как и во что, играют наши дети.  Так как, наблюдая за играми  детей, педагоги выяснили, что их привлекают игрушки, которые изображают героев мультфильмов, компьютерных игр. А ведь зачастую это не положительные герои, а отрицательные. Дети стремятся к точному воссозданию образов, пользуясь интонацией, движениями. Вспомните мультфильмы, которые показывали нам в детстве. Они учили добру и справедливости. Для того чтобы воспитать доброго, отзывчивого ребенка необходимо обращать внимание на то, в какие игры играют, что смотрят, чем интересуются наши дети.

             Решая, проблему объединения усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания детей, мы используем современные формы и методы работы с родителями: общие и групповые родительские собрания; консультации;  выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями; совместные экскурсии; дни открытых дверей, участие родителей в проведении праздников, досугов, театрализованных представлений, которые находят живой отклик и интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»

Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....

Выступление "Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Выступление на научно-практическом семинаре "Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" в КОИРО из опыта ра...

Содействие и сотрудничество детей и взрослых в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Содействие и сотрудничество детей и взрослых в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста…Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится, там...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...

Методическая разработка НОД по «Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, воспитание юных патриотов России» на тему «Ладушка в гостях у ребят». (старшая группа)

Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию....