Статья "Учебная деятельность старших дошкольников - всё индивидуально".
статья (подготовительная группа) на тему

Статья посвящена предшкольной диагностике готовности детей к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Учебная деятельность у старших дошкольников – всё индивидуально».

Каждый период существования общества, государства имеет  свои исторические особенности. Это касается всех сфер, в том числе образования человека. В современном периоде российского образования выделяются явные тенденции к индивидуализации образования. В приоритете задачи личностного развития над задачами формирования знаний, умений и навыков. Доказательством этого является активное развитие современных образовательных технологий.

На этапе завершения дошкольного образования при соблюдении требований к реализации Программы у детей дошкольного возраста происходит формирование предпосылок к учебной деятельности.

Конечно же, эти предпосылки складываются на протяжении всего дошкольного периода взросления ребёнка. На их становление и формирование влияют многие факторы- от природных задатков до социальной среды, в которой воспитывается ребёнок. В связи с этим наблюдается неравномерность развития предпосылок развития учебной деятельности, как у отдельно взятого ребёнка, так и у группы дошкольников. В связи с этим воспитатель должен пытаться найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику, иначе качественного результата получить не удастся. Результатом повышения эффективности работы воспитателя может служить педагогическая  диагностика сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Приходя в школу, ребёнок не просто переступает порог школы, а переходит на новую социальную ступень – становится школьником. Новый статус требует ребёнка ориентироваться на систему правил поведения, управлять собственным поведением. И это один из самых важных показателей. Если ребёнок не готов взять на себя роль ученика, то появятся проблемы в освоении Программы, в подчинении правилам школьной жизни. Поэтому выраженная учебная мотивация должна преобладать над  игровой.

Готовность к школе предполагает ориентировку в правилах школьной жизни и умение взаимодействовать с новым социальным окружением. Учебная деятельность в условиях школы носит коллективный характер, поэтому важно уметь общаться с учителем и учениками, действовать в  команде. Многие первоклассники испытывают трудности в установлении контактов с одноклассниками и учителями, что негативно сказывается на адаптации к новому социальному статусу, а также на освоении учебной деятельности.

Мною было выявлено, что готовые и неготовые к школе дети характеризуются целым рядом качеств, во многом определяющим успешность и неуспешность школьного обучения. Для успешных учеников характерны активность, любознательность, сообразительность, внимательность, настойчивость и самостоятельность..Для неуспешных детей эти качества не характерны. У ребёнка испытывающего проблемы школьной адаптации, обычно ярко проявляется пассивность, беспокойство, невнимательность, обидчивость, нетерпеливость, конфликтность, свидетельствующие о недостаточном развитии произвольного  поведения. Для того, чтобы человек хотел что-то сделать, он должен хотеть и понимать для чего это ему нужно. Поэтому недостаточное развитие произвольного поведения и самоконтроля при поступлении в школу объясняется отсутствием у детей значимой мотивации к обучению в  школе.

Таким  образом для полноценной подготовки детей к школе нужно развивать личностную и мотивационную готовность к школе. Основой для формирования мотивов является любопытство и любознательность, которые связаны с желанием узнавать что-то новое. Появление в сознании ребёнка стремления стать школьником и учиться в школе является показателем того, что у него начинает формироваться готовность к принятию внутренней позиции школьника.

Диагностика для определения исходного состояния готовности ребёнка  к школе, его интересов и личностных характеристик включает в себя:

  1. Выявление желания учиться в школе, представлений о жизни в школе;
  2. Преобладающие у ребёнка мотивы учения;
  3. Умение управлять своим поведением;
  4. Умение осуществлять самооценку и контроль;
  5. Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  6. Умение принимать учебную задачу и следовать словесным инструкциям или заданной схеме;
  7. Особенности личностных и поведенческих проявлений ребёнка в процессе общения и деятельности.

 

Для воспитания интереса к школе, развития представлений о предстоящем обучении в школе целесообразно использовать:

- сюжетно - ролевую игру «Школа»;

- экскурсии в школу, к школе;

- рассказы воспитателя о школе, рассказы родителей о своих школьных годах, семейные газеты, семейные встречи;

- рассказы о школе выпускников детского сада, учеников начальной школы;

- чтение художественной литературы;

- просмотр телепередач о школе, мультфильмов, фильмов о школе;

- составление коллажей о школе, рисование, конструирование, аппликация, рассказывание о школе.

Необходимо также развивать представления о своих собственных возможностях  и силе. Для этого нужно стимулировать детей к самонаблюдению, обращаем внимания на их внешние характеристики, интересы, предпочтения, мечты и т.д. Регулярно проводить с ребёнком беседы на темы, вязанные с ребёнком(«Моя семья», «Что я люблю и не люблю», «Мой любимый праздник  «,  «Мои друзья» ит.д.)

Для развития социального мотива  знакомим детей с профессиями и профессиональной подготовкой человека, проводим беседы о необходимости обучения в школе, стараясь сделать их увлекательными и содержательными. Для развития оценочного мотива учим использовать сначала взаимооценку, а затем самооценку. Организуем  место в среде группы, где будут отмечаться достижения детей.  Коммуникативно - игровой  мотив не является учебным, однако важно, чтобы ребёнок мог наладить отношения с одноклассниками. С этой целью можно использовать задания в парах (рисование «Рукавички» и т.д.), коллективные виды деятельности, командные соревнования, театрализованные, сюжетно- ролевые и коммуникативные игры.

Если у ребёнка много показателей оценено как недостаточно развитые, следует выделить наиболее важные из них и составить план работы по их развитию. Приоритет следует отдать развитию показателей, характеризующих готовность принять роль школьника.  Особое внимание нужно обращать на детей, испытывающих проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие старших дошкольников посредством индивидуальных развивающих игр, упражнений

Речевое развитие старших дошкольников посредством индивидуальных развивающих игр, упражнений...

«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.

   Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Верак...

«Интеграция непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности старших дошкольников посредством моделирования»

Тематическое планирование через интеграцию непосредственно организованной образовательной деятельности и самостоятельной коммуникативной деятельности  старших дошкольников посредством модели...

Описание опыта педагогической деятельности. Организация самостоятельной поисковой деятельности старших дошкольников

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотич...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

«Развитие  познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...

Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...

Индивидуальный план работы по самообразованию "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"

1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физичес...