Консультация для родителей в группе детей с ограниченной возможностями здоровья
консультация по теме

Выступление  на родительском  собрании  в группе детей  с ограниченной возможностями  здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Выступление  на родительском  собрании  в группе детей  с ограниченной возможностями  здоровья.»

                                                                               31 августа 2015г

                                                               Подготовила  музыкальный руководитель  

                                                                                                                 Батанова  Ольга  Викторовна

                                                                                                                МАДОУ д/с №78 «Гномик» г.Белгород

Я  приветствую  вас  уважаемые  родители в новом  учебном  году, в  нашем  детском  саду! Наш  детский  сад  рад вас  видеть.

В нашем детском саду  есть  группа детей с ограниченными возможностями. Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка - инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.

Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Задача педагога – научить понимать музыку, полюбить ее. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

    В нашем детском  саду ведётся систематизированная работа по музыкальному воспитанию.

      Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.

Нами разработана  программа для  детей  с  ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.  Ввести ребенка в мир музыки, обогатить его чувственно-эмоциональную сферу, способствовать самовыражению и самореализации.

Задачи: 

Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре.

• Формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его.

• Учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов.

• Развивать творческие способности в музыкально-художественной деятельности, психические процессы, коммуникативные навыки.

• Развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений.

• Развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.

         Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями. Основной формой   непосредственно являются музыкальные занятия, но не менее важна заинтересованность каждого ребенка в продолжение музыкального воспитания, т.е.  дома  с  мамой закрепление  музыкального  материала.

-  музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи и          напряженность, ребенок испытывает положительные переживания;

-  замкнутые дети становятся более общительными;

- развивается координация движений, мелкая моторика пальцев, чувство метроритма, повышается общий жизненный тонус;

-  развивается эмоциональная отзывчивость ребенка, расширяется его кругозор;

-  в каждом ребёнке раскрывается творческий потенциал;

-  формируется любовь к музыке, вырабатываются элементы музыкального  вкуса

Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке,  развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Среди проблем можно назвать:

•        непроизвольность движений;

•        боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

•        речевые нарушения или отсутствие речи;

•        замкнутость, неактивность  детей;

•        неустойчивые внимание и память у дошкольников.

 Переосмыслив свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит:

•        не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

•        не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

•        не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

 Главное и самое важное на моих занятиях - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога.  Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре.

   Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим  и радоваться их успехам и удачным находкам.

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение - музыкотерапия.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

•        помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

•        помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

•        музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

•        косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации  детей, я решила использовать в своей работе следующие виды музыкально-двигательной терапии:

1.        психогимнастику – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;

2.        систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии.

Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание Предпочтение отдается активным формам. Рассмотрим их подробнее.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Включая психогимнастику в работу с детьми, опиралась на музыку Железновой, которая учит, как помочь детям, имеющим отклонения. Я отобрала материал, предназначенный для дошкольников, и включаю его в перспективный план в соответствии с программными задачами на каждый месяц:

•        игры на развитие внимания:

•        игры на развитие памяти:

•        игры на преодоление двигательного автоматизма:

•        подвижные игры:

•        игры на выражение различных эмоций:

Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Я считаю, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Особое место в своей работе я отвожу музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий.

Занятия с использованием психогимнастики,  и музыкально-дидактических игр дают свои результаты.

Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность малышей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т.е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова,  в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. Дети  способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их  взрослыми.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен,  что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной.

Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

. Родители с великим удовольствием принимают участие в развлечениях, праздниках. Нужно отметить особое отношение родителей к нашим занятиям. Приобретённые знания и умения они применяют в повседневной жизни.

Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким. они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя! И мы  радуемся  их  успехам!

Просьба к  родителям: регулярно  водить  детей на  занятия.  Лишь регулярная   посещаемость занятий  даёт  какие-то  результаты  в работе с  детьми ограниченной  возможности  здоровья.

Литература:

1.        Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-

развивающее обучение и воспитание: Программа. – М.: Просвещение, 2003.

2.        Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для

дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.

3.        Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии

/ Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4.        Скрыпник  И. Логоритмические занятия // Дошкольное

воспитание. – 1996. –№ 5–9.

6.        Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева «Логопедическая работа в специализированном детском саду», М. Просвещение .1987 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"

Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

Перспективное планирование по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие берёт на себя решение следующего спектра задач:- развитие творческого потенциала ребёнка;- развитие образного, ассоциа...

Непрерывная Образовательная Деятельность по образовательной области "Познавательное развитие" с детьми средней группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) "Прогулка в лес"

Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области "Познавательное развитие ФЭМП" с детьми средней группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) &qu...