Программа воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным требованиям.

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

  • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
  • познакомить  с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

2.   Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  • прямое обучение;
  • показ;
  • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе  разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей,  и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события  и, в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к.г.н. у детей второй младшей группы. В приложении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.

                                      3.Предметно-развивающая среда

Для успешной реализации поставленных задач в группе была создана хорошая предметно – развивающая среда: разработан перспективный план по воспитанию культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания. создана картотека: логоритмических упражнений, пальчиковых и подвижных игр.

БЫЛИ ПРИОБРЕТЕНЫ: -настольные игры: «Одень Машу», «Оденем кукол». «Бусы», «Вкладыши»… -наборы кукольной посуды, утюги. -плакаты, сюжетные и предметные картинки по теме: «Одежда», «Посуда», «Режимные моменты», «Личная гигиена», «Правила поведения за столом», «Этикет для малышей». -художественная литература: М.Дружинина «Вежливые слова», «На зарядку становись», А.Барто «Девочка – ревушка», «Девочка чумазая»,потешки «Ладушки у бабушки», «Маша обедает», «Мой мишка»…

ИЗГОТОВЛЕНЫ РУКАМИ ПЕДАГОГОВ  - атрибуты к сюжетным – ролевым играм «Парикмахерская», «Семья», «Дочки – матери»… -игровое пособие: «Гусеница» /последовательность одевания/, кубик «Хорошие привычки», «Моем руки с мылом» /последовательности мытья рук/. -кроватки с постельными принадлежностями. -предметы заместители /мочалка, мыло, продукты питания/. -кукольная одежда. -игры на развитие мелкой моторики /кнопочницы, бабочки – молнии, пуговки, шнуровки/.

   

     4 Реализации программы через образовательные области  

Область «Труд». Труд по самообслуживанию и выполнение простых трудовых поручений при оказании помощи взрослым является первыми доступными ребенку видами трудовой деятельности при формировании культурно - гигиенических навыков и навыков культуры еды. Практическое задание «Поможем няне накрыть на стол», наблюдение «Как няня заправляет кровать»

Область «Познание». В процессе познавательных игр и упражнений, наблюдений за трудом взрослых дети знакомятся с названием предметов посуды, одежды, предметами личной гигиены, их назначением, последовательностью одевания, раздевания, умению бережно относиться к вещам и игрушкам, что способствует формированию и развитию культурно – гигиенических навыков. Трудовое поручение «Поможем поставить салфетки на стол», «Уберем игрушки на место после игр», практическое упражнение «Чистые – грязные руки»….

Область «Музыка». Музыкальные игры тематического содержания «Серый зайка умывается», «Баюканье куклы Тани» способствуют закреплению культурно - гигиенических навыков.

Область « Художественное творчество». При формировании культурно - гигиенических навыков формируется основа эстетического вкуса, расширяются знания об одежде, посуде, предметах личной гигиены, развивается образное мышление/красивое платье, чашка с горошком, расческа для кукол/ Рисование: «Платье для куклы», «Сарафан для неваляшки», «Чашка в горошек»… Лепка: «Угощенье для игрушек», «Пуговки для Мишкиной рубашки».. Аппликация: «Подарок для папы», «Подарок для мамы»

Область «Чтение художественной литературы». Чтение и обсуждение художественных произведений, потешек, стихов, рассказов в режимных моментах повышают интересы детей к этим процессам, а также способствуют запоминанию детьми содержания текстов и использованию их для развития самостоятельных игровых действий с куклами и игрушками. д/и «Уложим куклу спать» /колыбельные потешки/ Обыгрывание рассказа «Маша обедает» Чтение и обыгрывание потешек.

Область «Безопасность». Обучение детей правилам безопасного для здоровья поведения в режимных моментах являются неотъемлемой частью при формировании культурно - гигиенических навыков. Беседа «Как правильно вести себя в умывальной комнате» /не толкаться, отжимать ладошки, чтобы не мочить пол/. Рассматривание картинок «Плохо – хорошо», макета «Скорая помощь».

Область «Коммуникация». При общение со взрослыми и сверстниками во время режимных моментов у детей развиваются все компоненты устной речи. Рассматривание и составление рассказа по картинкам «Культурно- гигиенические навыки». Рассматривание плакатов «Личная гигиена», «Правила поведения за столом», «Правила этикета» и последующая беседа. Рассматривание кубика «Хорошие привычки»

Область «Социализация». Игровая деятельность является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, поэтому при формировании любых навыков, в том числе и культурно гигиенических, мы используем различные виды игр: с/р. игры «Семья», «Парикмахер»,  д/и «Помоем посуду», «Уложим куклу спать», «Помоем Антошку»….

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Тесное сотрудничество с родителями является залогом успешной работы по данному вопросу, поэтому в нашей группе используются следующие формы: -родительское собрание: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дома». -выставка художественной литературы: Л.Воронкова «Маша – растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А.Барто «Девочка –чумазая», потешки «Колыбельные», «Водичка», «Расти коса». -индивидуальные рекомендации по воспитанию культурно -гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дома. -папка «Уроки воспитания культуры поведения» с консультациями: «Воспитание КГН у детей», «Как научить малыша кушать», «Воспитание культуры поведения детей в семье и ДОУ», «Как научить ребёнка одеваться», «Как одевать ребёнка на прогулку», «Как приучить ребёнка к опрятности и аккуратности»... -фоторепортаж «Воспитание культурно-гигиенических навыков у малышей ».

5. Планируемые результаты

Дети

При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и  интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

6. Способы и формы оценки результата

Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков).

Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.

Методы изучения результативности

  • Наблюдение за детьми.
  • Анкетирование родителей.
  • Беседы.

Способы фиксации данных обследования

  • Протоколы наблюдений.

Способы обработки результатов

  • Обобщение результатов в таблицы.

Периодичность мониторинга:  2 раза в года (на начало и конец года).

Литература

  1. Программа  Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011г
  2. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей / Е. Ю. Конина // Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12 с.
  3. Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета: Младшая и средняя группы (сост. Бочкарева О.И.)   Издательство: ИТД КОРИФЕЙ(2008 г.)

4. Н.С.Голицына, И.М.Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»

5. Н.С.Зворыгина «Сюжетные игры детей»

             6. М.Ю.Картушина  «Забавы для малышей», «Конспекты логоритмических занятий с детьми »

            7. О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (2-3 года).

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленно...

Рабочая программа «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»

Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответств...

Авторская программа "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" (3–4 года) по ФГОС -воспитателя II младшей группы Мишиной Т.А.. ________________________________________

Пояснительная запискаКультурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не тольк...

Программа саморазвития «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» «Здоровый малыш».

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, ч...

Программа саморазвития воспитателя на тему: «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Программа саморазвития воспитателя на тему:«Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ С СОПРОВОДИТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ. Родительское собрание во II младшей группе «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Сопроводительный текст к презентации На сегодняшнем родительском собрании мы с вами поговорим о формировании культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраст...

Программа по выявлению творческих навыков у детей младшего дошкольного возраста «Наши юные таланты».

Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэ...