«Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей дошкольного возраста с государственными праздниками России»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ившина Наталья Александровна

Государственные праздники и символы России утверждены – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания праздников и символов государства Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаётся актуальной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotk1.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ившина Наталья Александровна

Воспитатель

ГБОУ АО «Архангельский детский дом № 2»

Г. Архангельск

Методическая разработка «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей дошкольного возраста с государственными праздниками России»

Существует общепринятое мнение о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. Сухомлинский В.А. писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.

Государственные праздники и символы России утверждены – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания праздников и символов государства Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаётся актуальной. В последнее время многое в российском обществе было переосмыслено, представления о государственной символике страны стали более глубокими. Овладение теоретическими основами поможет педагогам в процессе работы с детьми грамотно использовать термины и понятия, отвечать на возникающие вопросы, избежать методических ошибок при проведении занятий.

Свою работу по ознакомлению детей с государственными праздниками  реализовываю в рамках  примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а так же  использую методическую литературу таких авторов как: Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников; Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду;  Зацепина  М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников,  и др.

Целью работы является - формирование системных знаний и представлений старших дошкольников  о государственных праздниках России в процессе организации различных видов взросло – детской партнёрской деятельности. Формирование патриотического отношения к  Родине.

Задачи:

  •  Содействовать расширению и углублению знаний детей о родной стране, о государственных праздниках: «День защитника Отечества», «День Победы»; «День народного единства»
  • формировать интерес детей к коллективной, познавательной, игровой, продуктивной, творческой, художественно - речевой деятельности в рамках данной работы.
  • развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности в рамках данной работы;
  • содействовать развитию чувства гордости за свою страну, любви к ней.

В основе работы лежит комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, тесно связанный с принципом интеграции организационных форм  различных видов детской деятельности, с учетом  возрастных особенностей детей и предметно – развивающей среды: оформление тематического уголка, дидактические игры; подборка предметных игрушек, наглядно – дидактического материала, художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок, музыкальных произведений, различных материалов для продуктивной деятельности детей, атрибутов для сюжетно – ролевых игр. В ходе занятий применяются различные методы и приемы обучения: наглядный, словесный, игровой, практический, пояснения, поощрение, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика. Для повышения познавательной активности детей с ОВЗ, наряду с традиционными картинками и иллюстрациями, включены мультимедийные презентации. Заключительным этапом по ознакомлению детей с государственными праздниками является развлечение, праздник и оформление выставки детского творчества.

Тематический план работы:

23 февраля – День защитника отечества

Задачи:

  • Содействовать расширению и углублению знаний детей о Российской армии, о видах, родах войск и их предназначении, профессии военного, о празднике «День защитника Отечества»;
  • познакомить с военной техникой;
  • содействовать развитию чувства гордости за свою Армию, уважительного отношения к защитникам Отечества.

Образовательная область

Образовательная деятельность

Познание

- Просмотр презентаций «Кто такие защитники Отечества», «Военная техника».

- Экскурсия в детскую библиотеку (книжно – иллюстрированная выставка посвященная Дню защитника Отечества

- Организация тематического уголка «23 февраля – День защитника Отечества

- Конструирование из счетных палочек «Танк»

Социализация

- Дидактическая игра "Собери картинку"

-  Сюжетно-ролевая игра «Наши защитники»

-  Игры с военной техникой и солдатиками

-  Пальчиковая игра «Бойцы – молодцы», «Аты-    баты, шли солдаты..»

Коммуникация

- Беседа по картинкам «Армия России. Надёжный щит Родины» (о видах и  родах войск в Российской армии, профессии военных) использование методического пособия

- Составление рассказа по набору игрушек военной тематики.

Чтение художественной литературы

- Выставка книг в книжном уголке « Как солдат стал солдатом».

- Пословицы и поговорки о любви и защите Родины, ее защитниках, смелости и храбрости солдат,   солдатской дружбе и товариществе

- Чтение; С. Маршак «Февраль», отрывки из произведений: Б.Никольский "Солдатская школа", -Л.Кассиль "Твои защитники", А.Митяев «Почему армия родная?»

- Заучивание стихов к празднику

Труд

- ручной труд «Самолет»

Художественное творчество

- Лепка «Бравые солдаты»

- Рисование «Солдат на посту»

- Раскраски по видам вооруженных сил

- Изготовление коллажа «Наша армия самая сильная»

- выставка детского творчества

Здоровье

- Беседа на тему «Польза зарядки и закаливания»

- Утренняя гимнастика с флажками (под музыкальное сопровождение на данную тему)

- Динамическая пауза  «Как я буду служить в армии»

- Дыхательное упражнение «Ветер»

Физическая культура

- Подвижные игры: «Кто быстрее», «Самый меткий», «Полоса препятствий»

- Строевые упражнения «Готовлюсь быть солдатом».

Музыка

- Слушание музыки:  русской народной песни «Солдатушки, браво ребятушки»,  А. Филиппенко «Бравые солдаты», «Наша Родина сильна», В. Модель «Бескозырка белая».

- Разучивание песен  «Будем в армии служить», «Все мы моряки».

- Музыкально- литературная композиция «Будем в армии служить»

9 Мая –День Победы

Задачи:

  • Сформировать представления о празднике День Победы. Познакомить c символами Дня Победы;
  • познакомить с памятниками воинской славы в городе Архангельске;
  • раскрыть значение победы в Великой Отечественной войне;
  • воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и всем защитникам Родины;

Познание

-  Просмотр презентаций «Детям о Великой Отечественной войне», « Архангельск – город воинской славы», « Символы Дня Победы».

- Просмотр мультфильма «Солдатская сказка».

- Экскурсия в школьный музей «Боевой славы» (ознакомление с экспозицией «ВОВ»).

- Организация тематического уголка «9 Мая – День победы»

- Экскурсия к Вечному огню и другим памятникам.

- Возложение цветов к памятнику погибшим воинам -  землякам.

- конструирование из палочек «Цветок»

Социализация

- Сюжетно-ролевые игры «Военный госпиталь», «Праздник в семье» 

- Дидактические игры "Четвертый лишний", «Где предмет?»

-  Игры с дидактическими игрушками по военной тематике(солдатики и пр.)

- Пальчиковые игры: «Аты-баты, шли солдаты..», «Пароход», «Самолёт»

Коммуникация

Ситуативные разговоры  и беседы с детьми по теме: «Что ты знаешь о войне?», « Символы победы», «Что я видел?» (памятники воинам)

Чтение художественной литературы

Чтение произведений: Митяева А. «Дедушкин орден», П.Лесников «Наш флажок», О. Высоцкая «Салют», Л.Кассиль "Твои защитники", С.Баруздин «Шёл солдат по улице», Л. Кассиль «Памятник солдату»

Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Отдых после боя», «Возвращение домой» (В. Штраних, В. Костецкий), «Салют победы» (Ю.

Непринцева) и др.

Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат,   солдатской дружбе и товариществе.

Разучивание стихотворений к празднику

Труд

Ручной труд «Медаль для героя»

Художественное творчество

- Лепка (коллективная) «Сражение на поле боя»

- Аппликация (коллективная) «Знамя Победы»

- Рисование: «Букет цветов для ветерана»

- Рисование «Портрет героя»

- Выставка детского творчества «Никто не забыт, ничто не забыто».

Здоровье

- Беседа на тему «Здоровое питание»

- Утренняя гимнастика с флажками (под марш)

- Динамическая пауза «Пограничники»

- Дыхательное упражнение «Салют»

Физическая культура

- Подвижные игры «Стенка-мишень», «Собери салют», «Перетягушки»

- Военно – спортивная игра «Зарничка»

Музыка

- Слушание музыки:

 «Военный марш» (Ф. Шуберт), «Прощание славянки» (В. Агапкин), «Марш» (муз. Д. Кабалевского).

- Слушание песен военных лет

- Пение «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко).

- Праздничный утренник «9 Мая – День Победы»

4 ноября – День народного единства

Задачи:

  • Расширять и углублять представления детей о Родине – России;
  • закреплять знания о символах России;
  • развивать интерес к историческому прошлому нашей страны, к русским национальным героям;
  • воспитывать уважение к людям разных национальностей

Познание

- Просмотр презентаций «Родина – моя Россия», «Символы России», «Россия многонациональная»

- экскурсия в краеведческий музей (ознакомление с экспозицией «Народный костюм»)

- Организация тематического уголка «День народного единства»

- Конструирование «Крепость», «Кремль»

Социализация

- сюжетно – ролевые игры «Праздник разных народов», «Защитники»

- Дидактические игры «Собери картинку», «Родина у нас какая?», «Найди лишнее», «Собери матрешку»

- пальчиковые игры «Берегите Россию», «Дружат в нашей группе»

Коммуникация

Ситуативные разговоры  и беседы по картинкам «Что мы Родиной зовем?»», «О разных народах и национальностях», «Что ты знаешь о дружбе?»

Чтение художественной литературы

- Чтение произведений: Н. Майданик «День Народного Единства» (отрывок), К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны… », З. Александрова «Родина», А. Прокофьев: «Родина», В. Степанов «Российская семья»

- чтение народных и авторских сказок

- заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о Родине

- рассматривание иллюстраций: «Памятник Минину и Пожарскому»; «Куклы в народных костюмах»

Труд

Ручной труд «Кукла-закрутка» (тряпичная)

Художественное творчество

- Лепка «Хоровод дружбы».

- Декоративное рисование «Красота народного костюма»

- Рисование «Матрешка»

- раскраски «Символы России»

- выставка художественного творчества «Мы родной страной гордимся!»

Здоровье

- Беседа на тему « О пользе закаливающих процедур»

- Утренняя гимнастика «Дружно делаем зарядку…»

- Динамическая пауза «Большой хоровод»

- Дыхательное упражнение «Флажок»

Физическая культура

- Подвижные игры народов России «Обыкновенные жмурки», «Подними платок», «Иголка, нитка и узелок»

- Спортивно-тематический досуг «Главное-вместе! Главное-дружно!»

Музыка

- Слушание: Государственный гимн РФ, Струве Г. «Моя Россия», «С нами друг», З. Роот «Как наша Россия прекрасна», А. Пахмутова «Про нашу любимую Родину» .

- Слушание русских народных музыкальных произведений

- Пение С.Разоренова «Мы дружные ребята» 

- танец «Барыня»

Планомерная систематическая работа с использованием разнообразных средств обучения и воспитания дала положительные результаты и способствовала  расширению и углублению знаний детей о родной стране, о государственных праздниках России. Дети вступают в коммуникативные отношения со взрослыми и сверстниками по поводу обмена информацией, задают вопросы на интересующую тему,  владеют  словарным запасом. Проявляют интерес к приобретаемым знаниям, читают стихи, поют песни, играют в различные игры. Проявляют чувство гордости за свою страну, уважение к ее национальным символам, к народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СИМВОЛАМИ России»

Актуальность темы«Духовно-нравственное развитиеи воспитание личности гражданина России»...

инновационный проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом".

"Формирование у детей  старшего дошкольного возраста  нравственно-патриотических чувств  посредством ознакомления с родным городом"....

Ознакомление детей дошкольного возраста с государственными символами как часть воспитания начало патриотизма.

«Необходимо  с  детских  лет  прививать  молодёжи  уважение  к  славной  истории  Отечества, Государственному  Гербу, Гимну, Государственному фла...

Буклет "Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов России и ближнего зарубежья посредством ИКТ технологий"

Развитие представлений детей посредством компьютерных игр представления о людях ближайшего окружения...

Тема: «Государственные праздники: воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями».

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. В наши дни воспитание патриотических чувств у дете...

Буклет "Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов России и ближнего зарубежья посредством ИКТ технологии"

В буклете описаны разработанные авторские игры по изучению детьми костюма, жилища и национальных блюд народов ближнего зарубежья...

Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование связной речи посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с детской литературой. Обучение пересказу"

Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием интеллектуального воспитания ребёнка. Вопросы развития связ...