рабочая программа по оказанию дополнительных образовательных услуг по развитию вокальных способностей у детей 4-7 лет
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Куликова Инна Михайловна

Кружковая программа по дополнительным услугам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokal_dpou.doc514 КБ

Предварительный просмотр:

   Программа ДПОУ

   проведения занятий по развитию  

   вокальных способностей у детей

   4-7 лет

   «Капельки»

г. Нижневартовск 2017

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад  № 37 «Дружная семейка»

Принято:

На педсовете №_____

От «___»__________2017г.

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка»

_________И.В. Щербинина

«__»_____________2017г.

Программа ДПОУ

проведения занятий по развитию

вокальных способностей у детей

4-7 лет

«Капельки»

Составитель:

Музыкальный руководитель

И.М. Куликова

г. Нижневартовск  2017


1. Содержание

Наименование

Страницы

1

Содержание

2

2

Паспорт программы

3

3

Пояснительная записка

4

3.1

Цели и задачи программы

5

3.2

Планируемые результаты

6

3.3

Объем образовательной нагрузки

6

4

Содержание программы «Капельки»

7

5

Организационно-педагогические условия

8

5.1

Учебный план

8

5.2

Расписание занятий

10

5.3

Календарный учебный график

10

5.4

Программно – методическое обеспечение

20

5.5

Материально – техническое обеспечение

21

6

Мониторинг

22

7

Список литературы

25

  1. Паспорт программы

Наименование

программы

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию вокальных способностей у детей 4 – 7 лет «Капельки»

Основание для разработки Программы

  • Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФР от 29.12.2012 года;
  • Постановления Правительства РФ от 15.08.2013 года  № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Об утверждении «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.;
  • О.П Радынова. Музыкальные шедевры. – М.: Гуманист. ВЛАДОС, 2006.
  • Мерзлякова С.И. Учим детей петь 3 – 7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  • Приказ №248 от 05.11.2014 года «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением детским садом №37 «Дружная семейка»

Заказчики Программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка», родители (законные представители)

Составители Программы

Музыкальный руководитель: И.М. Куликова

Цель Программы

Приобщение детей к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей

Задачи Программы

4 – 5 лет:

  • Способствовать овладению детьми чистого интонирования мелодии.
  • Совершенствовать навыки правильного дыхания.
  • Добиваться правильной дикции и артикуляции.
  • Учить детей петь выразительно с музыкальным сопровождением и без него.

5 – 6  лет:

  • Продолжать совершенствовать навыки чистого интонирования с музыкальным сопровождением и без.
  • Совершенствовать выразительное пение.
  • Содействовать навыку оценивания пения других детей

6 – 7   лет:

  • Продолжать учить детей выразительному исполнению песен.
  • Добиваться умения петь звонким голосом, напевая легким, подвижным звуком.
  • Продолжать развивать умение брать правильно дыхание
  • Совершенствовать навыки чистого интонирования, правильной дикции и артикуляции.
  • Закреплять навык коллективного исполнения.
  • Способствовать развитию умения петь без музыкального сопровождения.

  1. Пояснительная записка

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»

Наталия Княжинская

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Данная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных и дошкольных учреждений; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1987 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» Г.Быкова; «Хоровое пение» М.Ю. Картушина; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программ имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских садах,  музыкальных школа, школах искусств. В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования детей Минобразования России, подобные программы не встречались. Представленная программа «Вокальный кружок «Капельки»» является авторской и подобных программ в системе дополнительного образования детей автору не известно.

  1. Цели и задачи

Приобщение детей к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

Задачи по пению для детей 4 – 5 лет:

  • Способствовать овладению детьми чистого интонирования мелодии.
  • Совершенствовать навыки правильного дыхания.
  • Добиваться правильной дикции и артикуляции.
  • Учить детей петь выразительно с музыкальным сопровождением и без него.

Задачи по пению для детей 5 – 6  лет:

  • Продолжать совершенствовать навыки чистого интонирования с музыкальным сопровождением и без.
  • Совершенствовать выразительное пение.
  • Содействовать навыку оценивания пения других детей

Задачи по пению для детей 6 – 7   лет:

  • Продолжать учить детей выразительному исполнению песен.
  • Добиваться умения петь звонким голосом, напевая легким, подвижным звуком.
  • Продолжать развивать умение брать правильно дыхание
  • Совершенствовать навыки чистого интонирования, правильной дикции и артикуляции.
  • Закреплять навык коллективного исполнения.
  • Способствовать развитию умения петь без музыкального сопровождения.

  1. Планируемые результаты

         В ходе реализации программы ребенок научится:

  • выпевать гласные (а, о, у, э, и), четко, но естественно произносить согласные (д, т, п, р);
  • распределять дыхание при протяжных фраз;
  • выразительно передавать в певческой интонации поэтический смысл текста;
  • исполнять песни с эмоциональным настроением;
  • оценивать  качества собственного пения и пения других детей

Итоги реализации программы предоставляются на отчетном концерте, творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в смотрах, конкурсах, фестивалях, детских концертах и других мероприятиях.

Сроки реализации рабочей программы – 3 года.

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами по вокального воздействия; подготовительный этап

  1. Объём образовательной нагрузки

Программа рассчитана на 3 года обучения – средняя, старшая и подготовительная группы.

        Младшая группа – первый год обучения – это дети 4 - 5 лет, средняя группа – второй год обучения – дети 5–6 лет, старшая группа – 6–7лет.

        Занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году – 72 занятия. Это позволяет  правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Количество детей в каждой группе – не более 10 человек. 

  1. Содержание программы

Программа отличается от других программ тем, что:

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей дошкольников разных возрастных групп в вокальном кружке за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;

- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;

- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);

- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов Ханты-Мансийского автономного округа.

- содержание программы «Вокального кружка «Капельки»» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп воспитанников, так и отдельно взятых детей;

- песенный репертуар подобран с учетом возрастных особенностей детей.

Принципы педагогического процесса:

-принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

В основу разработки программы «Вокального кружка «Капельки» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода.

  1. Организационно-педагогические условия

5.1. Учебный план

№ п\п

Тема

Кол-во

часов

1.

Знакомство с искусством вокала

2

2.

Вокальные упражнения

2

3.

Певческая установка

2

4.

Работа над дыханием (Дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения)

2

5.

Дыхательные упражнения под музыку

2

6.

Атака звука

2

7.

Звукообразование

2

8.

Звуковедение

2

9.

Работа над интонацией

2

10.

Развитие ладового звука

2

11.

Артикуляция и дикции

2

12.

Расширение диапазона

2

13.

Работа над  динамикой

2

14.

Работа над ритмом

2

15.

Работа над темпом

2

16.

Работа над выразительностью

8

17.

Методика работы над песней

8

18.

Репертуар

8

18.

Певческая работа

8

19.

Концертная практика

10

72 часа

5.2. Расписание занятий

Дни недели

Средняя группа

Старшая группа

Старшая группа

Подготовительная группа

вторник

15.30

16.00

16.30

17.00

четверг

15.30

16.00

16.30

17.00

  1. Календарный учебный график

СРЕДНЯЯ  ГРУППА

№ п/п

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

1.

   

2.

3.

4.    

Октябрь - Ноябрь

Декабрь –

Январь

Февраль – Март

Апрель - Май

1. Восприятие музыки.: 

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песню разного характера;

- подводить к умению самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

 - упражнять детей в умении чисто пропевать кварту, терцию, секунду (вверх и вниз);

 - учить показывать рукой направление звука (сверху вниз или снизу вверх)

 - упражнять в четкой передаче простого ритмического рисунка

3. Усвоение певческих навыков:

  • упражнять в умении точно передавать поступенное развитие мелодии (вверх и вниз), в пении мелодии, построенной на интервалах большой и малой секунды, терции, кварты, квинты и сексты (вверх);
  • учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами;
  • слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению товарищей;
  • продолжать учит петь естественным голосом, без напряжения;
  • подводить к умению петь выразительно;
  • правильно произносить гласные в словах, согласные в конце слов

4. Певческая установка:

  • закреплять умение правильно сидеть во время пения

1. Восприятие музыки:

  • развивать у детей умение слышать и эмоционально откликаться на песни разного характера;
  • уметь слышать и различать вступление;
  • прислушиваться друг к другу во время пения

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

  • расширять у детей певческий диапазон с учётом их индивидуальных возможностей;
  • подводить детей к умению контролировать слухом качество пения;
  • слышать и показывать рукой направление движения мелодии вверх и вниз;
  • точно воспроизводить простой ритмический рисунок;
  • учить петь подвижно, легко и естественным голосом;
  • подводить к выразительному исполнению, передавая характер песни;
  • следить за произношением гласных и согласных в середине и в конце слов

3. Усвоение певческих навыков:

  • упражнять детей в чистом пропевании малой секунды, кварты (вниз и вверх);
  • учить самостоятельно петь после вступления;
  • вовремя брать дыхание, используя показ взрослого;
  • закреплять умение петь естественным голосом, добиваться легкого, подвижного звучания;
  • следить за правильным, чётким произношением слов

4. Певческая установка:  та же

  • следить за правильной осанкой детей во время пения

1. Восприятие музыки:

  • продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песни различного характера;
  • учить слышать во время пения себя и товарищей, контролируя слухом качество исполнения

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

  • упражнять в чистом интонировании большой секунды, терции, кварты (вниз, вверх);
  • воспроизводить рукой движение мелодии вверх и вниз (поступенное и скачкообразное);
  • упражнять в точной передаче ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
  • формировать хорошую артикуляцию

3. Усвоение певческих навыков:

  • учить начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него, но при поддержке голоса взрослого;
  • упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке;
  • отчётливо произносить согласные в конце слов

4. Певческая установка:  та же

1. Восприятие музыки:

  • подводить детей к умению самостоятельно определять характер песни, высказываться о ней, называть любимую песню;
  • учить самостоятельно узнавать песню по вступлению

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

  • упражнять в точном интонировании скачков на кварту вверх и вниз, квинту и сексту вверх;
  • учить точно воспроизводить ритмический рисунок песни, играя на одной пластинке металлофона, отстукивая палочками и прохлопывая

3. Усвоение певческих навыков:

  • закреплять умение начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него;
  • упражнять в пропевании более сложного ритмического рисунка;
  • учить петь подвижно, естественным голосом, передавая весёлый характер песен;
  • следить за чётким и ясным произношением слов

4. Певческая установка:  та же

«Зайка», муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель; «Паравоз» муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель; «Андрей-воробей» (р.н.п.), обр. Ю. Слонова

«Весёлые нотки» сл. Е.Цыганкова  муз. О.Рахманова

«Гламур» сл. Е.Цыганкова  муз. О.Рахманова

«Паровоз», муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель; «Андрей-воробей» (р.н.п.), обр. Ю. Слонова ; «Вот иду я вверх», муз. Е. Тиличеевой

«Микки- Маус», муз. А. Морозовой

«Колобок», муз. А. Морозовой

«Весёлые нотки» сл. Е.Цыганкова  муз. О.Рахманова

«Петрушка», муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель; «Зайка» муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель; «Спите, куклы», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Вот иду я вверх», муз. Е. Тиличеевой

«Цыпленок» сл. Е.Цыганкова  муз. О.Рахманова

«Моя лошадка» Т. Морозова

«Петрушка», муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель; «Цветики» муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель; «Андрей-воробей» (р.н.п.), обр. Ю. Слонова

«Как кричит крокодил?» муз. и сл. А. Усачёва

«Тигр и кот» сл. Е.Цыганкова  муз. О.Рахманова

СТАРШАЯ   ГРУППА

№ п/п

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

1.

   

2.

3.

4.    

Октябрь -  Ноябрь

Декабрь - Январь

Февраль –

Март  

Апрель –

Май

1. Восприятие музыки.: 

  • развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера;

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

  • упражнять детей в различении звуков по высоте (в пределах квинты), в чистом интонировании квинты, кварты (вверх, вниз); в умении удерживать интонацию на одном звуке;
  • учить различать звуки по длительности;
  • закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок хлопками, на металлофоне;
  • слышать и точно передавать в пении поступенное движение мелодии вверх, вниз и скачкообразное (в мелодии встречаются терции, кварты)

3. Усвоение певческих навыков:

  • учить детей своевременно начинать и заканчивать песню;
  • брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;
  • учить исполнять песни легким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном;
  • закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах;
  • отчётливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов;
  • уточнять у детей умение петь с музыкальным сопровождением без поддержки педагога и без сопровождения с помощью взрослого

4. Певческая установка:

  • во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняться к спинке стула. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища. Если стоя  - спину  держать ровно без напряжения, руки двигаются в такт песни, ногами «пританцовывать». Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно (не в ширину, а вертикально). Губы  упруги, подвижны. Не рекомендуются искусственные позы: «руки за спиной», «лодочкой», «замочком».

1. Восприятие музыки:

  • развивать эмоциональную отзывчивость на песни весёлого, шуточного, танцевального и игрового  характера;
  • отличать на слух правильное и не правильное пение товарищей

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

  • закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке;
  • точно интонировать большую и малую секунды, скачки на кварту, квинту;
  • подводить к умению уверенно пропевать скачок в мелодии на сексту вверх;
  • упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии, отдельных музыкальных фраз хлопками, на металлофоне, во время пения

3. Усвоение певческих навыков:

  • учить детей петь лёгким звуком в оживлённом темпе;
  • петь выразительно, передавая весёлый, шуточный характер песен;
  • уметь слышать в аккомпанементе и менять в пении динамику, темп звучания;
  • учить петь самостоятельно, без помощи взрослого, но с музыкальным сопровождением;
  • правильно и отчётливо произносить гласные в словах;
  • отчётливо произносить согласные в конце слов

4. Певческая установка:  та же

1. Восприятие музыки:

  • способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни торжественного и лирического характера;
  • учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев;
  • продолжать учить контролировать слухом качество пения товарищей

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

  • совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии (вверх и вниз);
  • уметь показывать рукой (играть на металлофоне) движение мелодии вверх и вниз, чередование  долгих и коротких звуков

3. Усвоение певческих навыков:

  • закреплять у детей умение самостоятельно начинать пение после вступления;
  • правильно брать дыхание;
  • точно передавать мелодию, петь без напряжения, легко, естественно;
  • петь выразительно, передавая праздничный, лирический, шуточный и задорный характер песен, следуя за изменением динамики и темпа;
  • учить произносить все слова внятно, отчётливо; понимать значение слов

4. Певческая установка:  та же

1. Восприятие музыки:

  • продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера;
  • учить слушать, определять и называть жанровую основу песни: вальс, пляска;
  • контролировать качество собственного исполнения и товарищей;
  • слышать, называть: вступление, заключение, запев, припев;
  • самостоятельно определять характер песни, высказываться о нём

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

  • уточнять у детей умение различать высокие, средние, низкие звуки в пределах квинты;
  • уметь интонировать мелодию в поступенном её движении вверх, а также чисто пропевать скачок на квинту вниз;
  • петь малую и большую секунду (вверх и вниз);
  • уметь точно воспроизводить простой и более сложный ритмический рисунок (пунктирный ритм, четверть с точкой и четверть, слигованную восьмой); прохлопать, простучать, сыграть, спеть

3. Усвоение певческих навыков:

  • закреплять у детей умение точно попадать на первый звук мелодии после вступления;
  • петь легко, подвижно, естественно, без напряжения;
  • петь выразительно, передавая характер песни в целом, а также смену темпа в запеве и припеве;
  • продолжать учить правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами;
  • проводить детей к умению петь без музыкального сопровождения и без поддержки педагога отдельные фразы и маленькие песенки-попевки;
  • учить сольному исполнению ранее выученных песен

4. Певческая установка:  та же

«Не летай, соловей» (р.н.п.), обр. В. Кикты; «У кота воркота» (р.н.м.); «Эхо», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой; «Едет, едет паровоз», муз. Г. Эрнесакса, сл. Г. Эрнесакса; «Солнышко-вёдрышко», муз. В. Карасёвой, сл. Народные

«Наши звонкие голоса» К.Костина

 «Божья коровка» сл.И.Лагерев, муз. К.Костина

«Чики-чики-чикалочки» (р.н.п.), обр. Е. Тиличеевой; «Барабан», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найдёновой; «Цветики», муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель; «Солнышко-вёдрышко», муз. В. Карасёвой, сл. Народные; «Едет, едет паровоз», муз. Г. Эрнесакса, сл. Г. Эрнесакса

«Мама» сл. А.Бабкина, муз. К.Костина

«Раз ладошка» сл. И.Шевчук, муз. Е.Зарицкой

«Конь», муз. Е. Тиличевой, сл. Н. Найдёновой; «Бубенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой; «Артистка» муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова; «Небо синее», муз.Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова

«Часики с кукушкой» А.Савина

«Ладошки» Т.Куликовой

«Бай, качи-качи-качи» (р.н.п.), обр. М. Магиденко; «Куда летишь, кукушечка?» (р.н.п.), обр. В. Агафонникова; «Цветики», муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель; «Жучка и кот» (ч.н.п.); «Труба», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найдёновой

«Топает малыш» Т.Куликовой

«Радужные звездочки» сл. Е.Цыганковой, муз. О.Рахмановой

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ   ГРУППА

№ п/п

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

1.

   

2.

3.

4.    

Октябрь –

Ноябрь

Декабрь –

Январь

Февраль –

Март

Апрель - Май

1. Восприятие музыки.: 

    -   обогащать музыкальные впечатления детей;

  • развивать умения различать эмоциональное содержание песен, высказываться о характере песен;
  • учить слушать и слышать себя и товарищей

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

  • расширять диапазон детского голоса;
  • способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх – вниз) и различные интервалы
  • учить детей точно попадать на первый звук мелодии

3. Усвоение певческих навыков:

  • учить детей петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией;
  • учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него;
  • учить петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук;
  • добиваться выразительного исполнения песен;
  • учить детей передавать характер и смысл каждой песни

4. Певческая установка:

  • во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняться к спинке стула. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища. Если стоя  - спину  держать ровно без напряжения, руки двигаются в такт песни, ногами «пританцовывать». Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно (не в ширину, а вертикально). Губы  упруги, подвижны. Не рекомендуются искусственные позы: «руки за спиной», «лодочкой», «замочком».

1. Восприятие музыки:

  • развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
  • учить детей высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении, о характере песни в целом, ее жанре.

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

  • уточнить умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции;
  • упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз;
  • упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;
  • закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки;
  • учить детей удерживать интонацию на одном звуке

3. Усвоение певческих навыков:

  • продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом;
  • удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;
  • правильно выполнять логические ударения;
  • продолжать учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вниз на квинту и кварту (вверх и вниз);
  • упражнять в точном интонировании трезвучий (фа – ля – до2, ре – фа - ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх;
  • петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, игривая, светлая, задорная и т.д.).

4. Певческая установка:  та же

1. Восприятие музыки:

  • развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни веселого – радостного, веселого – лирического, нежного и энергичного характера;
  • учить осмысленно воспринимать жанровую канву каждой песни: песня-марш, песня-танец;
  • подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

  • продолжать учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;
  • упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии;
  • упражнять в четкой дикции;
  • формировать хорошую артикуляцию

3. Усвоение певческих навыков:

  • уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно пропадая на первый звук; чисто интонировать в заданном диапазоне;
  • учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием;
  • совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания;
  • добиваться выразительного исполнения песен различного характера;
  • петь с музыкальным сопровождением и без него

4. Певческая установка:  та же

1. Восприятие музыки:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на песни,;
  • развивать восприимчивость к весёлым, жизнерадостным и нежным лирическим песням;
  • продолжать учить детей самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их исполнение, проявляя при этом и самокритичность к собственному пению

2. Развитие музыкального слуха и голоса:

  • закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки;
  • продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном, повторяющемся звуке;
  • упражнять в чистом пропевании секунды вверх и вниз, в чистом интонировании поступенного движения мелодии вниз, ход мелодии на квинту вверх, малую терцию вверх и вниз, сексту вверх, кварту – вниз и мажорное трезвучие сверху вниз

3. Усвоение певческих навыков:

  • продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;
  • петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом произведения;
  • петь выразительно, легким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него

4. Певческая установка:  та же

«Бубенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Качели» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова

«Лиса по лесу ходила» (р.н.пр.), обр. Т. Попатенко; «На зеленом лугу» (р.н.п.); «Кукушка» муз. Е. Тиличевой, сл. М. Долинова

«Часики с кукушкой» А.Савина

«Песенка неунывайка» А.Морозова

«Спите куклы», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова;

«В школу» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова;

«Конь», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой;

 «Горошина», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель;

 «Как под наши ворота» (р.н.п.); «Вальс», муз. Е. Тиличеевой

«Топает малыш» Т. Кулинова

«Прадедушка» Е.Ермолова

«Труба», муз. Е.Тиличеевой, сл. Н.Найденовой

«Горошина» муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель

«Куда летишь кукушечка?» (р.н.п.)

«Лошадки» муз. Ф.Лещинского, сл. Н.Кучинской

«Гармонист Тимошка» Т.Морозова

«Мама» К.Костина

«В школу», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Скок-поскок» (р.н.п.), обр. Г. Левкодимова; «Вальс», муз. Е. Тиличеевой; «Лошадки», муз. Ф. Лещинской, сл. Н. Кучинской; «Куда летишь кукушечка?» (р.н.п.)

«Песенка о счастье» сл. Н.Камышова, муз. П.Хайруллина

«Гномики» Е.Зарицкой

  1. Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана

Развитие вокальных способностей у детей 4-7 лет

Программа ДПОУ

проведения занятий по развитию

вокальных способностей у детей

4-7 лет «Капельки»

  • О.П Радынова. Музыкальные шедевры. – М.: Гуманист. ВЛАДОС, 2006.
  • Мерзлякова С.И. Учим детей петь 3 – 7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  • Мерзлякова С.И. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  • Костина Э.П. Диагностика музыкально – сенсорного развития детей 4 – 7 лет (выявление уровня восприятия основных свойств музыкальных звуков). Нижний Новгород, 1991

  1. Материально-техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется  на 2 этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС № 37 «Дружная семейка». В наличии:

1. Музыкальный кабинет.

2. Музыкальный зал  (сцена).

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура: 6 микрофонов, 2 – стойки, 2 – колонки, микшер.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (бубны, треугольники, шекеры, маракасы).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.

6. Мониторинг

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используется для решения образовательной задачи: индивидуализация образования (для профессионального развития вокальных способностей).

График проверки: 1-2 неделя сентября; 3-4 неделя мая

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ                                                                                                                                             СРЕДНЯЯ  ГРУППА

1.Выявить умение ребенка петь без напряжения

Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку

III. Ребенок  поет без напряжения, естественным голосом

II. Педагог обращает внимание на то, что петь нужно напевно, не напрягаясь, не кричать и просит спеть еще раз

I.  Не справился с заданием.

    3

    2

    1

Иллюстрации к песне

2.Выявить умение ребенка чисто интонировать в удобном диапа-зоне, с поступен-ным развитием мелодии и скач-кообразным

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню

III. Ребенок исполняет песню, чисто интонируя мелодию.

II. Педагог предлагая ребенку обратить внимание, когда мелодия шагает по лесенке, а когда перепрыгивает со ступеньки на ступеньку и просит снова исполнить песню. Ребенок частично справляется с заданием.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

Иллюстрации к песне

3. Выявить уме-ние ребенка слы-шать вступление, начинать петь со взрослым и самостоятельно

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню

III. Ребенок  начинает петь песню после вступления (вместе со взрослым и самостоятельно)

II.  Педагог напоминает ребенку, что начинать пение нужно после вступления, и предлагает еще раз исполнить песню.

I. Не справился с заданием.

    3

    2

     1

Иллюстрации к песне

4.Выявить умение ребенка петь слажено, четко произносить текст

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню

III. Ребенок исполняет песню, четко артикулируя текст.

II. Педагог обращает внимание на то, что нужно четко пропевать текст. При повторном исполнении ребенок недостаточно четко пропевает текст

I. Не справился с заданием

     3

     2

     1

Иллюстрации к песне

5. Выявить уме-ние ребенка петь выразительно

Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку

III. Ребенок исполняет песню выразительно, эмоционально

II. Ребенок исполняет песню недостаточно выразительно

I. Не справился с заданием (не поет вообще).

      3

      2

      1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ                                                                                                                                           СТАРШАЯ   ГРУППА

1.Выявить умение ребенка петь естественным голосом, напевно

Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку

III. Ребенок  поет без напряжения, естественным голосом

II. Педагог обращает внимание на то, что петь нужно напевно, не напрягаясь, не кричать и просит спеть еще раз

I.  Не справился с заданием.

    3

    2

    1

Иллюстрации к песне

2. Выявить умение ребенка петь выразительно, пе-редавая характер песни, ее темповые и динамические особенности

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню

III. Ребенок исполняет песню выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности

II. Педагог обращает внимание на средства музыкальной выразительности, характер песни и просит спеть выразительно. Ребенок исполняет песню недостаточно выразительно

I. Не справился с заданием (не поет вообще).

3

2

1

Иллюстрации к песне

3. Выявить умение ребенка чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню

III. Ребенок исполняет песню, чисто интонируя мелодию.

II. Педагог предлагая ребенку обратить внимание. Ребенок частично справился с заданием.

I.Не справился с заданием

    3

    2

     1

Иллюстрации к песне

4. выявить умение ребенка дать оценку качества пения других детей

Педагог предлагает детям спеть знакомую песню, а ребенку предлагает оценить пение других детей

III. Ребенок правильно оценивает пение детей, самостоятельно дает характеристику исполнения песни (темп, динамика, эмоциональная выразительность, четкость пропевания текста)

II. Ребенок частично может оценить пение других детей, дает однозначный ответ.

I. Не справился с заданием

     3

   

2

1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ                                                                                                                   ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ   ГРУППА

1. Выявить умение ребенка петь выразительно, естественным голосом

Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку

III. Ребенок  поет выразительно, без напряжения, естественным голосом

II. Педагог обращает внимание на то, что петь нужно выразительно, не напрягаясь и просит спеть еще раз

I.  Не справился с заданием.

3

2

1

2. Выявить умение ребенка чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню

III. Ребенок исполняет песню, чисто интонируя мелодию.

II. Педагог предлагая ребенку обратить внимание на правильность исполнения песни и просит снова исполнить песню. Ребенок частично справляется с заданием.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

3. Выявить умение ребенка дать оценку качеству своего пения, а не только пения других детей

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню и оценить свое исполнение

III. Ребенок правильно оценивает свое пение, самостоятельно дает характеристику исполнения песни (темп, динамика, эмоциональная выразительность, четкость пропевания текста)

II.  Ребенок частично правильно оценивает качество исполнения,

(оценивает одну сторону исполнения)

I. Не может оценить свое пение

3

2

1

7.  Список литературы

  1. О.П Радынова. Музыкальные шедевры. – М.: Гуманист. ВЛАДОС, 2006.
  2. Мерзлякова С.И. Учим детей петь 6 – 7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  3. Мерзлякова С.И. Учим детей петь 5 – 6 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Мерзлякова С.И. Учим детей петь 4 – 5 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  5. Каплунова И., Новоскольцева И. Хи-хи-хи да ха-ха-ха! Методическое пособие с аудиопреложением для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов выпуск 1-2. Спб. Невская нота, 2009.
  6. Мерзлякова С.И. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  7. Каплунова И., Новоскольцева И. Я живу в России.  Песни и стихи о Родине, мире и дружбе. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.  «Композитор. Санкт-Петербург»,  2006.
  8. Олифирова Л.А. Подружись с песенкой: Песни упражнения, музыкальная сказка для дошкольников и младших школьников. – М.: Издательский Дом «Воспитание дошкольника», 2010.
  9. Железнова Е. Читаем, рисуем, играем, поем. Альбом для обучения пению от 3 – 6 лет. – М.: Издательский дом Катанского. 2012
  10.  Костина Э.П. Диагностика музыкально – сенсорного развития детей 4 – 7 лет (выявление уровня восприятия основных свойств музыкальных звуков). Нижний Новгород, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа для оказания дополнительных образовательных услуг для группы детей кратковременного пребывания разного возраста.

В жизни любой семьи рано или поздно возникает проблема : нужен ли ребенку Д\С? И как трудно устроить ребенка. Но сейчас и есть выбор частных Д/С и групп кратковременного пребывания. А как начать работ...

АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...

Программа дополнительной образовательной услуги по развитию художественных способностей «Волшебные ладошки»

ü  Ознакомление детей с различными видами изобразительной деятельности, с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;ü  Развитие художественного вкуса, фантазии, изобре...

Рабочая программа по платной дополнительной образовательной услуге в кружке по развитию речи "Говорушки" для детей 5-6 лет на 2020 - 2021 учебный год.

 «Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамот...

Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительной платной образовательной услуги  по развитию вокальных способностей у детей старшегодошкольного возраста....