Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
статья на тему

Бессмертная Татьяна Владимировна

 

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.

Эти задачи решают Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

  • Специально организованные встречи, игровые тренинги с детьми
  • Релаксация
  • Музыкатерапия
  • Сказкатерапия
  • Психогимнастика
  • Цветотерапия
  • Песочная терапия
  • Ароматерапия
  • Танцевальная терапия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

                                                                                                                                 Бессмертная Татьяна Владимировна

                                                                                                     Старший воспитатель, МА ДОУ № 46        

                                                                      г Краснотурьинск

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.

Эти задачи решают Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

  • Специально организованные встречи, игровые тренинги с детьми

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими — добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

 Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей

  • Релаксация

         Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе  используются  специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов),  звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Используем минутки покоя:

- посидим молча с закрытыми глазами;                                                                                                         - посидим и полюбуемся на горящую свечу;                                                                                                                   - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;                                                                                                                   - помечтаем под эту прекрасную музыку.

  • Музыкотерапия

С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов!

Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.  Мы используем  музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для профилактики различных соматических и психосоматических заболеваний.

Музыка сопровождает все режимные моменты  

  • Сказкотерапия

Детские психологические проблемы, такие как страхи, нервные тики, агрессивность, энурез,  девиантное поведение и др.,  решаются с помощью сказкотерапии.

  • Сказку можно нарисовать.
  • Сказку можно сложить из ткани. 
  • Сказки имеют запахи ( проживание сказки через обоняние)
  • Сказки звучат. 
  • В героев сказки можно переодеться и потанцевать. 

 Эксперимент с художественным образом - Путешествие в сказку.

 Оценка и суждение.

1. Мой любимый герой. 

2. Любимая сказка

3. Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях.

4. Самая смешная сказка. 

5. Игры-беседы детей с персонажами сказок. 

Игры-драматизации.

  • Психогимнастика для дошкольников становится очень популярной в последнее время. Ее используют в работе с детьми не только воспитатели детского сада и учителя, но и родители. Прежде всего, она полезна для детей, у которых наблюдается чрезмерная утомляемость и истощаемость, замкнутость или непоседливость, вспыльчивость, агрессивность. Такое поведение ребенка может быть обусловлено наличием неврозов, различными нарушениями характера, задержками психического развития или нервно-психическими расстройствами, которые находятся в зоне пограничных нарушений (то есть еще не больной ребенок, но уже и не здоровый).

Особенно важны такие занятия в наше время, ведь нагрузки на дошкольников и школьников постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается.

В психогимнастику для дошкольников входят специальные этюды, игры и упражнения, задача которых — это развитие и коррекция разных компонентов детской психики, куда входит познавательная и эмоционально-личностная сфера

  • Аромотерапии

           Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы.  Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника  для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Каждый человек желает знать, как оставаться здоровым без лекарств. 

  • Цветотерапевты утверждают, что лекарства зачастую можно эффективно заменить цветами спектра, но в отличие от химиопрепаратов лечение цветом практически безвредно и не имеет  побочных эффектов.

Цветотерапия (цветолечение, цветокоррекция, хромотерапия, голографическая терапия) уходит корнями в древние цивилизации: Египет, Китай, Индию, Персию. Книги давних времен хранят знания, как успокоить крайнее возбуждение с помощью синего цвета, повысить артериальное давление красным, излечить печень желтым и т.д. Археологи обнаружили в древнеегипетских храмах оздоравливающие помещения: солнечные лучи в них, преломляясь особым образом, образовывали целительные цветовые потоки, в которых "купали" больного.

Современные ученые считают, что цветотерапия является одним из самых перспективных и надежных методов оздоровления. Механизм лечебного воздействия цвета основан на том, что в памяти каждой клетки организма хранятся "настройки" её здорового состояния. Данные от рождения, со временем эти настройки меняются под воздействием стрессов и прочих негативных факторов. Цветокоррекция помогает клетке "вспомнить" свои эталонные настройки и закрепить её работу в здоровом режиме.

  • Песочная терапия

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого,  потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.

  • Танцевальная терапия

Не секрет, что одним из ключевых элементов культурного воспитания человека всегда считалось умения красиво и правильно танцевать. Во времена Древней Руси без танца и пляски не обходился ни один праздник или застолье. Ко всему прочему, танец предельно тесно связан с красотой и здоровьем человека. Танцы способствуют культуре движений и положительно влияют на походку, фигуру и осанку человека. Они являются не только физической культурой, но еще и психической, ведь они доставляют немыслимую радость и удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка: игротерапия.

Игровая терапия - это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей,в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра....

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям, интересам, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка . Материалы к педсовету....

Здоровьесберегающие технологии ДОУ. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Здоровьесберегающие технологии ДОУ.  Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. В статье описаны методы и приёмы как создать позитивное психологическое самочувс...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена.  Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована здоровьесберегающая деятельность, ...