Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Парешкуро Татьяна Викторовна

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-

актуальная тема для разговора во все времена.  Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. 

Одним из видов здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании  являются технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка . – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

                                Библиотерапия в детском саду

Библиотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния. От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные состояния, свойства личности. При чтении произведений с целью профилактики и коррекции личностных нарушений у детей используем разные книжные жанры и стили (рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки) с учётом: Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;  Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребёнок;

Библиотерапия появилась много лет назад. При входе  в библиотеку египетского фараона Рамзеса  второго висела табличка «Лекарство для души» Так ещё в далёкие времена понимали значение книги. Любая хорошая книга несёт в себе терапевтический заряд. Библиотерапия не столько лечение сколько профилактика психологических и нравственных «болезней», предупреждение деструктивного поведения, формирование терпимости, милосердия и душевной теплоты. Библиотерапия служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

       Влияние библиотерапии на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребёнка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

        При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребёнка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

         Знакомство детей с художественной литературой можно начать с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток.

         В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту принесла», «Солнышко-вёдрышко»), действуют животные (кисонька - мурысонька, курочка - рябушечка, сорока - белобока). Описание их не только поэтично, но и образно: кисонька – мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички. И т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д. Приобщая детей к литературе, необходимо стараться подбирать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества. Честности, правдивости, уважения к труду взрослых. Ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю.

Применение библиотерапии  возможно в образовательной детской деятельности.

Занятие в ДОУ  по технологии библиотерапия состоит из двух частей:

1 – литературно-игровая

2- рисование.

Занятие начинается с прихода литературного героя. На разных занятиях он приходит из разных книжек: для детей раннего возраста. Он созывает,  помогает привлечь внимание детей, переключить с одного вида деятельности на другой. Настраивает детей на работу.

Пример:  А сейчас посмотрели на наши пальчики. Они превращаются в ушки зайчиков, опускаем их вниз, получаются ножки. Пальчиками- ножками будем сегодня ходить по книжке о зверюшках. Прогулка по книжке это еще и просмотр книжных иллюстраций. Остановка на одной странице. Пальчики-ножки топчутся, а глазки рассматривают. Пальчики не выдерживают и показывают все что увидели глазки. Рассматривание страниц книги происходит под сопровождение музыки. Все это сопровождается звукоподражанием, движениями.

 2 часть. Тот образ, который создали дети, слушая и рассматривая книгу, изображая литературных героев, двигаясь., они воплощают в рисунке.

1, 2, 3, 4, 5, Будем сказку рисовать? Детям предлагается пройти за столы, на которых разложено все как у настоящих художников. Воспитатель общается с детьми, задавая вопросы, направляющие их к размышлению над тем, как нарисовать тот или иной персонаж или предмет: «На что похоже? » «Какого цвета? » «В чем отличие? » «В чем сходство» «Какое настроение? »

Роль педагога - быть путеводителем. Метод которым пользуется педагог- это одобрение, похвала, только позитивная оценка. Главное вдохновить. Каждому кто работает с детьми, известно, что готовый сценарий – это лишь материал, в который необходимо вдохнуть свою любовь и внести свое видение. Поэтому любой сценарий может быть изменен в соответствии с конкретными условиями, применительно к конкретным детям, может сокращен или разделен на два занятия (насыщенность материала вполне позволяет это сделать) Для детей 3-4 лет темы условно сгруппированы на: волшебные существа, зверюшки и птички, игрушки, время суток, времена года. Такая деятельность с малышами постепенно прививает любовь к родному языку и художественному слову, интерес к книге.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстник...

Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка: игротерапия.

Игровая терапия - это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей,в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра....

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям, интересам, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка . Материалы к педсовету....

Здоровьесберегающие технологии ДОУ. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Здоровьесберегающие технологии ДОУ.  Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. В статье описаны методы и приёмы как создать позитивное психологическое самочувс...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована здоровьесберегающая деятельность, ...