ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
статья (старшая группа) на тему

Садриева Светлана Витальевна
Наша главная задача воспитать новое поколение, которое уйдет от учебно-дисциплинарной модели и станет более самостоятельным, а формирование самостоятельной личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sadrieva.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Садриева Светлана Витальевна

воспитатель, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 78

г. Иркутск

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Мы очень долго шли к стандарту дошкольного образования, так называемым ФГОСам.  И вот они вступили в действие. Сейчас наша главная задача воспитать новое поколение, которое уйдет от учебно-дисциплинарной модели и станет более самостоятельным, а формирование самостоятельной личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.

Анализ изученной литературы показал, что компонентами самостоятельности дошкольников выступают: стремление к решению деятельности без помощи со стороны других людей, умение правильно поставить цель деятельности, осуществить элементы планирования, реализовать задуманное и получить результат, адекватно поставленной цели, способность к проявлению инициативы в решении возникающих задач.

В наше время многие родители дают мало возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать все  за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т.д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.

Понимая важность этого вопроса, сталкиваясь с этой проблемой на практике, решила уделить особое внимание развитию самостоятельности у дошкольников. Определила цель: создание условий для развития самостоятельности, гениальности, активности дошкольника через организацию НОД и организацию свободной деятельности, и следующие задачи:

  • изучение теоретических подходов к проблеме воспитания     самостоятельности в дошкольном возрасте;
  • выявление уровней проявления самостоятельности у детей дошкольного возраста;
  • формировать у детей навыки самообслуживания;
  • развивать у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями.

Что же такое самостоятельность? Наиболее часто встречающиеся ответы:

  • «это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих»;
  • «способность рассчитывать только на свои силы»;
  • «умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще»;
  • «умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому».

Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать и угадать ее проявления – сложная задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.

Считаю наиболее эффективными следующие методы обучения:

  • проблемное обучение;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • обсуждение и обыгрывание ситуаций;
  • чтение произведений, заучивание поговорок, пословиц, потешек и др. 

Самостоятельность предполагает использование вариантов действий разнообразных ситуаций. Так мною, совместно с детьми, были разыграны такие ситуации: «Один дома», «Встреча с незнакомыми людьми», «Опасные предметы». В жизни детей незаменимым средством является игра, и это единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его самостоятельности, где он готов открыть себя миру, и мир для себя. В свободной деятельности использовала индивидуальные игры-задания, которые носят занимательный и игровой характер для воспитания самостоятельности у детей (картинки-схемы). Так для воспитания культурно-гигиенических навыков и опрятности были проведены следующие игры:

  • СМС на телефон от Мойдодыра и Мистера Здоровье («Тимофей, ты забыл помыть руки», «Наташа, умой лицо»).
  • Словесные игры: «Назови предметы, которые помогут тебя, содержать себя чистым и опрятным».
  • Игры-этюды: «Я сама, я сам», «Мишкина рубашка».

Не малую роль в воспитании самостоятельности играет предметно-развивающая среда, которая организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, взять понравившуюся игрушку или интересующую книгу, выбрать доступный материал для самостоятельной деятельности, манипулировать предметами, сравнивать, сопоставлять их.

Не осталась и в стороне работа с родителями. Вниманию родителей были предложены консультации «Как научить ребенка самостоятельности». Проведены беседы с родителями, с целью объяснить значимость для ребенка похвалы за проявленную инициативу и необходимость стимулирования самостоятельности действий, ведь в дальнейшем недостаточное внимание к таким мелочам может негативно повлиять на психологическое развитие ребенка, его самооценку и самосознание. Было проведено анкетирование, которое показало, что главной задачей воспитания детей, стоящей перед родителями, является развитие самостоятельности. Родители заинтересованы в успешном результате воспитания самостоятельности у детей, понимают роль самостоятельности в развитии ребенка, стараются включать детей в самостоятельную трудовую деятельность.

В ходе своей работы я встретила некоторые  затруднения:

  • недостаточно теоретических знаний по данному вопросу;
  • недостаточное использование различных ситуаций для формирования детской самостоятельности;
  • отсутствие у родителей готовности направлять, развивать, обогащать самостоятельную деятельность детей;
  • безразличие некоторых родителей к деятельности своего ребёнка. Ребёнок предоставлен самому себе, его инициатива не поддерживается родителями.

В результате проведенной работы заметила, что дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, понимали значение слова «самостоятельность», свободно оперировали этим понятием применительно к себе и сверстникам. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей:

 - 60% воспитанников могут спланировать свою самостоятельную деятельность;

- 35% умеют самостоятельно действовать в различных видах деятельности: бытовой, познавательной, игровой, трудовой;

- 99 % (22 человека) сформирована самостоятельная игровая деятельность.

По степени выраженности признаков самостоятельности можно сказать, что у 48% (10 человек) самостоятельность часто проявляется в поступках, в умении отстоять свое мнение, умение найти себе занятие и организовать свою деятельность, не поддаются дурному влиянию. 52% (11 человек) иногда проявляют самостоятельность. Целеустремленность в своих действиях  проявляют лишь 15% детей,  настойчивость не присуща 19 %, выдержка и решительность в действиях проявляется у 15% дошкольников, инициативность проявляется у 66 % детей,  они редко выдвигают новые идеи, не способны показать положительный пример, не участвуют  в новых видах деятельности, редко проявляют творчество и изобретательность. Таким образом, задача ближайшего времени формирование инициативности в самостоятельной деятельности детей.

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка,  как самостоятельность,  необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

      Список литературы

  1. Букина Н.Н. О развитии самостоятельности детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика №2. - С-Пб., 2007
  2. Логинова В.И. Бабаева Т.И. Ноткина Н.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. М.:Пресс, 2014. - с. 224
  1. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: Академия, 2011. - 272 с.
  2. Юдина Р.А. Я сам! Развитие самостоятельности у детей 2-4 лет. М.: Карапуз, 2012
  3. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. // Дошкольное воспитание 2004.- №8. - с. 28-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспита...

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»...

Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС....

Статья "Физическая культура как средство формирования патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В последние годы проблемы духовно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. В настоящее время готов проект дальнейшей государственной программы «...

Консультации "Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства.В ФГОС указывается, что о...

Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства.В ФГОС указывается, что о...